Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)
статья по чтению по теме

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова) в данной статье представлена на материале анализа литературоведческой пропедевтики как элемента курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_poeticheskimi_tekstami_v_1-4_klassah.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Учитель начальных классов ГБОУ Гимназии 1257 г. Москвы

Герасименко Ю.Е.

   Трудно переоценить в наше время роль литературы в общем и предмета «Литературное чтение» в частности в полноценном развитии современного ребёнка. Литература способна в огромной степени обогатить внутренний мир ребёнка, дать широкую картину внешнего пока мало знакомого мира, развить разные психические процессы, способна развить творческие способности.

Поэзия, являясь неотъемлемой частью литературы, помогает в достижении всех перечисленных целей и требует трепетного и продуманного к себе отношения в совместной работе учителя и ученика, объединяя их в соавторов урока.

Программа курса «Литературное чтение» (автор Свиридова В.Ю., система развивающего обучения Л.В.Занкова) содержит следующие основные направления деятельности по классам:

  1. Виды речевой и читательской деятельности - аудирование; чтение вслух, про себя; говорение (культура речевого общения); письмо (культура письменной  речи); работа с разными видами текста; работа с учебными, научно-популярными и другими текстами; библиографическая культура; работа с текстом художественного произведения
  2. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)- чтение и литература; стихи и проза; литература и устное народное творчество (фольклор); жанр художественного произведения (рассказ, стихотворение, сказка); средства художественной выразительности (способы выражения авторского отношения к изображаемому - сюжет, герой и его характер); эмоциональный тон произведения
  3. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
  4. Круг чтения.

Рассмотрим на примере литературоведческой пропедевтики систему работы с поэтическими текстами.

 В 1-ом классе учащиеся получают общее представление о стихотворном произведении в литературе, практически знакомятся с понятиями рифма, заголовок, поэт, персонажи, герои, монолог и диалог. 

Во втором классе добавляются следующие понятия: тема литературного произведения, сюжет, авторское отношение к описываемым событиям, использование художественного приёма для создания образа в художественном тексте, добавляется очень важный элемент - собственное изображение словом.

На третьем году обучения происходит знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир, более глубокое раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении, открытое выражение чувств в авторской поэзии, сюжетное развёртывание переживаний, создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета, контраста, звукописи, гиперболы и повтора.

Выражение внутреннего мира автора происходит в четвёртом классе посредством изображения окружающего мира. В учебнике представлена разница картин мира, создаваемых поэтами. Также даётся общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике, произведения подобраны таким образом, что происходит эмоциональное заражение читателя силой чувств. Среди разнообразных выразительных средств авторской поэзии добавляются риторические вопросы для создания образа. На примере классической и современной поэзии учителем создаются условия для формирования общего представления о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой, происходит знакомство с «онегинской строфой». В конце обучения в начальной школе учащиеся получат возможность составлять творческий портрет любимого поэта, смогут оперировать такими понятиями, как любимая тематика и проблематика автора, герои и характерные приёмы изображения.

Работа учителя начальных классов по работе с поэтическим текстом строится по следующему алгоритму: надо научить воспринимать, чувствовать и понимать его, поэтому учитель формирует навык эстетического восприятия, умение анализировать поэтическое произведение и
владение определенным минимумом знаний по теории стихосложения.

Благодаря разработанной системе работы с поэтическим текстом обучающийся научится отличать художественные произведения различных жанров, практически отличать поэтические произведения от других видов произведений, ученик получит возможность самостоятельно составлять характеристику героя, различать средства художественной выразительности в литературном произведении, видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, видеть развитие настроения, создавать собственные небольшие поэтические тексты с использованием средств художественной выразительности по аналогии с изученными произведениями, у обучающихся будут в полной мере сформированы необходимые для дальнейшего обучения личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные  УУД.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования //Пр. №373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010г.
  2. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова [Сост. Нечаева Н.В., Бухалова С.В.].- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
  3. Ресурс:Свиридова В.Ю. Статья// http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200601605


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Текст. Виды текстов» (УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова)

 Данная работа представлена по направлению «Начальная школа», это урок русского языка в 3 классе по теме «Текст. Виды текстов» (УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова). Количественный состав...

Урок математики в 1 классе Система развивающего обучения Л.В. Занкова Тема «Выбор задачи из текста»

Цель: распознавание понятия задача на основе анализа объекта, сравнения выделенных признаков с признаками понятия «задача»Задачи: Формировать умение различать задачи в ряду похожих объектов; сра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по математике для 3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­...

Урок математики «Выбор задачи из текста» 1 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Урок математики «Выбор задачи из текста» 1 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова...

Конспект урока по окружающему миру во 2 «г» классе «Вода и её свойства» (Система развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с ФГОС)

8. Цель  урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации( свойства воды)9. Задачи:- обучающие• формировать представления о свойствах  воды;• формировать практические умени...