Главные вкладки

    Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)
    статья по чтению по теме

    Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова) в данной статье представлена на материале анализа литературоведческой пропедевтики как элемента курса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistema_raboty_s_poeticheskimi_tekstami_v_1-4_klassah.docx19.55 КБ

    Предварительный просмотр:

                           

    Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

    Учитель начальных классов ГБОУ Гимназии 1257 г. Москвы

    Герасименко Ю.Е.

       Трудно переоценить в наше время роль литературы в общем и предмета «Литературное чтение» в частности в полноценном развитии современного ребёнка. Литература способна в огромной степени обогатить внутренний мир ребёнка, дать широкую картину внешнего пока мало знакомого мира, развить разные психические процессы, способна развить творческие способности.

    Поэзия, являясь неотъемлемой частью литературы, помогает в достижении всех перечисленных целей и требует трепетного и продуманного к себе отношения в совместной работе учителя и ученика, объединяя их в соавторов урока.

    Программа курса «Литературное чтение» (автор Свиридова В.Ю., система развивающего обучения Л.В.Занкова) содержит следующие основные направления деятельности по классам:

    1. Виды речевой и читательской деятельности - аудирование; чтение вслух, про себя; говорение (культура речевого общения); письмо (культура письменной  речи); работа с разными видами текста; работа с учебными, научно-популярными и другими текстами; библиографическая культура; работа с текстом художественного произведения
    2. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)- чтение и литература; стихи и проза; литература и устное народное творчество (фольклор); жанр художественного произведения (рассказ, стихотворение, сказка); средства художественной выразительности (способы выражения авторского отношения к изображаемому - сюжет, герой и его характер); эмоциональный тон произведения
    3. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
    4. Круг чтения.

    Рассмотрим на примере литературоведческой пропедевтики систему работы с поэтическими текстами.

     В 1-ом классе учащиеся получают общее представление о стихотворном произведении в литературе, практически знакомятся с понятиями рифма, заголовок, поэт, персонажи, герои, монолог и диалог. 

    Во втором классе добавляются следующие понятия: тема литературного произведения, сюжет, авторское отношение к описываемым событиям, использование художественного приёма для создания образа в художественном тексте, добавляется очень важный элемент - собственное изображение словом.

    На третьем году обучения происходит знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир, более глубокое раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении, открытое выражение чувств в авторской поэзии, сюжетное развёртывание переживаний, создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета, контраста, звукописи, гиперболы и повтора.

    Выражение внутреннего мира автора происходит в четвёртом классе посредством изображения окружающего мира. В учебнике представлена разница картин мира, создаваемых поэтами. Также даётся общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике, произведения подобраны таким образом, что происходит эмоциональное заражение читателя силой чувств. Среди разнообразных выразительных средств авторской поэзии добавляются риторические вопросы для создания образа. На примере классической и современной поэзии учителем создаются условия для формирования общего представления о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой, происходит знакомство с «онегинской строфой». В конце обучения в начальной школе учащиеся получат возможность составлять творческий портрет любимого поэта, смогут оперировать такими понятиями, как любимая тематика и проблематика автора, герои и характерные приёмы изображения.

    Работа учителя начальных классов по работе с поэтическим текстом строится по следующему алгоритму: надо научить воспринимать, чувствовать и понимать его, поэтому учитель формирует навык эстетического восприятия, умение анализировать поэтическое произведение и
    владение определенным минимумом знаний по теории стихосложения.

    Благодаря разработанной системе работы с поэтическим текстом обучающийся научится отличать художественные произведения различных жанров, практически отличать поэтические произведения от других видов произведений, ученик получит возможность самостоятельно составлять характеристику героя, различать средства художественной выразительности в литературном произведении, видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, видеть развитие настроения, создавать собственные небольшие поэтические тексты с использованием средств художественной выразительности по аналогии с изученными произведениями, у обучающихся будут в полной мере сформированы необходимые для дальнейшего обучения личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные  УУД.

    Литература:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования //Пр. №373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010г.
    2. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова [Сост. Нечаева Н.В., Бухалова С.В.].- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
    3. Ресурс:Свиридова В.Ю. Статья// http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200601605


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

    Урок русского языка в 3 классе по теме: «Текст. Виды текстов» (УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова)

     Данная работа представлена по направлению «Начальная школа», это урок русского языка в 3 классе по теме «Текст. Виды текстов» (УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова). Количественный состав...

    Урок математики в 1 классе Система развивающего обучения Л.В. Занкова Тема «Выбор задачи из текста»

    Цель: распознавание понятия задача на основе анализа объекта, сравнения выделенных признаков с признаками понятия «задача»Задачи: Формировать умение различать задачи в ряду похожих объектов; сра...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

    Рабочая программа по математике для 3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравст...

    Урок математики «Выбор задачи из текста» 1 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова

    Урок математики «Выбор задачи из текста» 1 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова...

    Конспект урока по окружающему миру во 2 «г» классе «Вода и её свойства» (Система развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с ФГОС)

    8. Цель  урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации( свойства воды)9. Задачи:- обучающие• формировать представления о свойствах  воды;• формировать практические умени...