Урок русского языка в 3 классе по теме: «Текст. Виды текстов» (УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ожередова Ольга Сергеевна

 

Данная работа представлена по направлению «Начальная школа», это урок русского языка в 3 классе по теме «Текст. Виды текстов» (УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова). Количественный состав класса – 25 человек; уровень развития учащихся – средний и выше среднего; дети привыкли к тому, что знания не даются в готовом виде, они сами делают «открытия», привыкли спорить, доказывать, аргументировать свою точку зрения, уверенно работают в группах, уважая мнения своих одноклассников. Это один из последних уроков третьего класса. Тема «Текст» изучена детьми ранее; новым является то, что ребята знакомятся с видами текстов (повествование, описание, рассуждение), исследуя тексты (учебник «Русский язык. 3 класс», автор А.В.Полякова; программа «Русский язык», автор А.В.Полякова //Сборник программ для начальной школы. Система  Л.В.Занкова.- Самара, издательский дом «Фёдоров», 2006; количество часов в неделю – 5, в течение года - 170).

Этапы урока: актуализация знаний, работа над материалом урока (включает групповую работу с текстами с использованием проблемной ситуации, самостоятельную работу, подведение итогов), рефлексия, домашнее задание.

На уроке использовалась технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии (мультимедийная презентация).

В течение урока ребята работали очень активно. Большое значение имело то, что в начале урока третьеклассники сформулировали правила работы в группе, что имеет воспитательное значение. При работе с деформированным текстом дети не только восстановили тексты, но и, используя теоретический материал учебника, доказали, каким является предложенный для анализа текст. Значимо то, что ребята отметили, что текст может сочетать в себе как элементы описательного характера, так и повествовательного. Такой текст встретился, возникла проблемная ситуация, в ходе совместного поиска пришли к выводу, что бывают повествовательные тексты с элементами описания. Очень важно, что дети это заметили, что говорит о качественном анализе информации учащимися, умении работать с книгой, выделять значимое. В конце урока проводилась рефлексия; ребята очень серьёзно подошли к оценке своей работы на уроке. Несмотря на то, что работу каждого, с моей точки зрения, можно оценить на самом высоком уровне, некоторые дети отмечали, что все же ошибались и могут работать лучше, что говорит о критичности и высокой требовательности учащихся к себе.

Интересна сама форма работы в группах, когда каждый чувствует свою ответственность перед товарищами, перед всей группой, но этот момент не является чем-то особенным, дети привыкли к таким формам организации учебной деятельности, ведь это занковский класс. Большое значение имеет то, что ребята уже в третьем классе могут применять свои знания в изменившихся условиях, могут пользоваться справочной литературой и другими источниками информации для получения новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     Ожередова О.С., учитель начальных классов

                                                     МОУ СОШ № 2 муниципального образования

                  город-курорт Геленджик

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Текст. Виды текстов»

(УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова)

Цели: актуализация знаний учащихся по теме «Текст», применение этих знаний в изменившихся условиях; дифференциация понятий «текст-описание», «текст-повествование», «текст-рассуждение» путём самостоятельного исследования текстов и справочного материала учебника; развитие коммуникативной и информационно-познавательной компетенций учащихся; воспитание умения слушать собеседника, уважать его точку зрения.

        Оборудование: мультимедийная презентация к уроку (компьютер, мультимедийный проектор); деформированные тексты для работы в группах, индивидуальные карточки для самостоятельной работы; набор цветов разного цвета для составления букета (рефлексия).

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

- Сегодня у нас необычный урок (СЛАЙД 1).

- Ребята, вы хотите отправиться на экскурсию, да не просто отправиться на экскурсию, а, быть может, кто-то из вас станет экскурсоводом, который повезёт гостей в один из интереснейших уголков нашего края? (Ответы детей).

- Тогда возьмите конверты, посмотрите, что там есть. Что обнаружили? (Класс разделён на 5 групп, на столе каждой группы конверт; прежде чем начать работать учитель предлагает детям сформулировать правила, которые необходимо соблюдать при работе в группах).

- Что можете составить из предложений? (Текст). А что вы знаете о тексте? (Ответы детей, анализ ответов).

2. Работа над материалом урока.

А) - Каждая группа составит текст и исследует получившийся текст, а поможет вам в этом учебник на странице 115 – 116 (на этих страницах учебника дан теоретический материал, где даётся характеристика видов текста: описание, повествование, рассуждение). Работать вы будете в группах, будьте дружными, и у вас обязательно всё получится!

        

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ:

1 группа. Таманский полуостров находится на территории Западного Кавказа. Этот полуостров омывают два моря – Азовское и Чёрное. Поверхность Тамани покрыта зелёными холмами.

        2 группа. Особенностью Таманского полуострова являются грязевые вулканы. Они извергают жидкую грязь и газы. Грязи обладают целебными свойствами. Ими можно лечить различные заболевания.

        3 группа. В 6 веке до нашей эры на территории Тамани греки основали город Гермонассу. В 10 – 11 веках на Таманском полуострове находилось древнерусское княжество. Город Тмутаракань был столицей этого княжества.

        4 группа. В конце 18 века Екатерина Вторая подарила казакам земли. В 1792 году запорожские казаки высадились на Таманский полуостров. Тамань – первый населённый пункт, который дал начало Черноморскому казачеству.

        5 группа. В 2009 году на Тамани был открыт музей под открытым небом – Атамань. Почему он так называется? Атаман – предводитель казачьего войска. Поэтому и музей, связанный с историей казачества, носит такое название.

        Б) Проверка работы в группах.

- Ребята, какой текст поможет нам ответить на вопрос, куда мы с вами отправляемся на экскурсию? (Чтение текста – 1 группа; текст-описание, т.к. здесь характеризуется место действия. Дети анализируют, высказывают предположения, доказывают, пользуясь теоретическим материалом учебника).

СЛАЙД 2.

- Об особенностях Таманского полуострова расскажет нам вторая группа. Какой текст получился? (Ответы детей). СЛАЙД 3.

- Какие исторические события связаны с Таманским полуостровом? Слово третьей группе. Вы исследовали текст? (Повествование, т.к. речь идёт о событиях, их последовательности). СЛАЙД 4.

В) Физминутка.

Г) Продолжение работы.

-Четвёртая группа продолжит рассказывать об истории Тамани. Какой получился текст и почему? (Повествование). СЛАЙД 5.

- Пятая группа читает свой текст и определяет вид текста.

СЛАЙД 6.

- Ребята, каждый отвечающий - экскурсовод своей группы. Может, кто-то из вас сможет попробовать провести полную экскурсию по Тамани, пользуясь той информацией, которую вы сегодня получили? (Ребята пробуют, дополняют друг друга).

Д) - На Тамани после заселения её казаками звучали казачьи пословицы. Попробуйте прочитать эти пословицы и подобрать к ним общерусский вариант. СЛАЙД 7.

- Запишите самостоятельно общерусский вариант этих пословиц на подготовленных листочках, подчеркните орфограммы. Проверьте. Кто справился без ошибок? СЛАЙД 8. 

- Молодцы! Как вы думаете, является ли всё, что вы написали, текстом? Почему? (Ответы детей, доказательства).

3. Рефлексия.

- Я Вам приготовила подарок. Чтобы его получить, вам необходимо оценить свою собственную работу на уроке, подойти к доске и поставить соответствующий цветочек в вазу.

СЛАЙД 9.

- Какой замечательный букет у нас получился, спасибо за работу!

4. Домашнее задание. Составить небольшой текст по материалам экскурсии.

                     

Приложение 1. Карточка для индивидуальной работы.        

Запишите общерусский вариант кубанских пословиц. Подчеркните орфограммы.

                                                                           

1. Нэ всэ золото, шо блэстыть.

2. Там харашо, дэ нас нэма.

3. Очи боятся, а руки роблять.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

Приложение 2. Тексты для работы в группах.        

1.

Особенностью Таманского полуострова являются грязевые вулканы.

Они извергают жидкую грязь и газы.

Грязи обладают целебными свойствами.

Ими можно лечить различные заболевания.

2.

Таманский полуостров находится на территории Западного Кавказа.

Этот полуостров омывают два моря – Азовское и Чёрное.

Поверхность Тамани покрыта зелёными холмами.

3.

В 6 веке до нашей эры на территории Тамани греки основали город Гермонассу.

В 10 – 11 веках на Таманском полуострове находилось древнерусское княжество.

Город Тмутаракань был столицей этого княжества.

4.

В конце 18 века Екатерина Вторая подарила казакам земли.

В 1792 году запорожские казаки высадились на Таманский полуостров.

Тамань – первый населённый пункт, который дал начало Черноморскому казачеству.

5.

В 2009 году на Тамани был открыт музей под открытым небом – Атамань.

Почему он так называется?

Атаман – предводитель казачьего войска.

Поэтому и музей, связанный с историей казачества, носит такое название.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту урока русского языка 4 класс по теме "Составление плана текста"

Презентация к уроку русский язык 4 класс. Образовательная программа "Школа 21 века"...

Урок русского языка 4 класс по теме "Обстоятельства времени", Система Л.В. Занкова

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Разнообразные виды работ и форм на уроке, позволяют достичь высокого результата....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

Урок русского языка во 2 классе "Правописание парных согласных в корне слова" по системе развивающего обучения Л.В.Занкова (учебник "Русский язык" Н.В. Нечаевой)

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебно-познавательной деятельности по закреплению правописания парных согласных в корне слова.В ходе урока обучающиес...

Составление текста письменного поздравления (в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова, 2 кл.)

План-конспект урока русского языка, целью которого является создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по написанию текста-поздравления.На уроке учащиеся знакомятся с частями текс...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта» УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта»...