Конспект занятия по внеурочной деятельности "Час чтения",тема "О Пушкин! Пушкин! Наш любимый поэт!". "Литературная гостиная" .2 класс
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Туваева Ольга Анатольевна

Конспект занятия  по внеурочной деятельности "Час чтения" , посвященный творчеству А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_pushkin_pushkin.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по внеурочной деятельности "Час чтения"

Тема "О Пушкин! Пушкин! Наш любимый поэт!"

"Литературная гостиная"

2 класс

Конспект занятия разработала

Туваева Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ г. Мурманска СОШ № 42

им. Е. В. Шовского.

г. Мурманск, 2018 г.


Час чтения ( «Литературная гостиная») 2 класс

Туваева О.А., учитель начальных классов, МБОУ г. Мурманска СОШ № 42 им. Е.В. Шовского

Тема: "О Пушкин! Пушкин! Наш любимый поэт!". «Литературная гостиная».

Цели:

  1. образовательная- познакомить с произведениями и биографией автора;
  2.  развивающая- развивать выразительное чтение, грамотную речь, умение слушать классическую музыку, анализировать и соотносить поэтические произведения с музыкальными произведениями;
  3. воспитывающая- любовь к чтению, поэзии, творчеству А.С. Пушкина, классической музыке.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, оформление доски и класса, компьютер, проектор, рисунки детей.

Ход занятия.

Примечание: все стихотворения читаются на фоне музыки

(Звучит музыка : 1-я симфония П.И. Чайковского(2 часть))

Ведущий:        О Пушкин! Пушкин! Кто тебя

                Учил пленять в стихах чудесных?

                Какой из жителей небесных,

                Тебя младенце полюбя ,

                Лелеял,  баял в колыбели?

                Лишь ты завидел белый свет

                К тебе эроты прилетели

                И с лаской грации подсели...

                И музы слышал я совет

                Нарочно всей семьёй держали

                И кончив долгий спор сказали:

                " Расти, резвись - и будь поэт!"

                ( Ф. Глинка, "К Пушкину")

 - Казалось бы прост и ясен язык А.С. Пушкина, но прошло уже более 200 лет, и все новые поколения говорят, читая Пушкина: "Я понять тебя хочу!"Некоторым целой жизни не хватает, чтобы понять эту ясность и простоту. Пусть наша встреча сегодня хотя бы приоткроет завесу непостижимой тайны Пушкинского слова, и да будет счастлив тот, кому А.С. Пушкин станет другом!

(Звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года" Осень.)

Ведущий: - Какое время года любил А.С. Пушкин?

 -Правильно. Любимое время года  - осень. Много своих произведений А.С. Пушкин посвятил именно ей.

Ученик:        Унылая пора! Очей очарованье!

                Приятна мне твоя прощальная краса -

                Люблю я пышное природы увяданье,

                В багрец и золото одетые леса.

                В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

                И мглой волнистою покрыты небеса,

                И редкий солнца луч, и первые морозы,

                И отдаленные седой зимы угрозы!

( Звучит музыка П.И.Чайковского " Времена года" Зима)

Ученик:        Вот север тучи нагоняя,

                Дохнул, завыл - и вот сама

                Идет волшебница зима.

( Появляется девочка в костюме "зимы" и танцует.)

Ученик:         Пришла, рассыпалась; клоками

                повисла на суках дубов.

                Легла волнистыми коврами

                среди полей, вокруг холмов;

                Брега с недвижною рекою

                Сровняла пухлой пеленою;

                Блеснул мороз. И рады мы

                Проказам матушки зимы!

Ученик:        Буря мглою небо кроет,

                вихри снежные крутя;

                То, как зверь она завоет,

                То заплачет как дитя.

                То по кровле обветшалой

                Вдруг соломой зашумит,

                То как путник запоздалый

                 К нам в окошко застучит.

( Звучит музыка П.И. Чайковского из балета" Щелкунчик""Вальс Снежинок". Дети танцуют вальс.)

Ученик: - Великий русский поэт  А.С. Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства он был окружён вниманием и. заботой своих родителей. Но особенно заботилась о нем его няня. Он была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, говорила она "окая". Ведь она была простой крестьянкой. Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково " мамушкой".

Ведущий: - А вы, дети, помните , как звали няню А.С. Пушкина?

- Правильно. Арина Родионовна.

Ученик:         В вечерней тишине

                Являлась ты весёлою старушкой,

                И надо мной сидела в шушуне,

                В больших очках и резвою гремушкой,

                Ты, детскую качая колыбель,

                Мой юный слух напевами пленяла

                И меж пелен оставила свирель,

                Которую сама заворожила.

( Звучит музыка  Г.Свиридова "Метель"(тихо). Входит Ученик, несет свечу и читает стихотворение " Зимний вечер").

Ученик:         Наша ветхая лачужка
                И печальна и темна.
                Что же ты, моя старушка,
                Приумолкла у окна?
                Или бури завываньем
                Ты, мой друг, утомлена,
                Или дремлешь под жужжаньем
                Своего веретена?

                Выпьем, добрая подружка
                Бедной юности моей,
                Выпьем с горя; где же кружка?
                Сердцу будет веселей.
                Спой мне песню, как синица
                Тихо за морем жила;
                Спой мне песню, как девица
                За водой поутру шла.

Ведущий: - Ребята! А вы хотите познакомиться с Ариной Родионовной и услышать ее сказки? Тогда давайте позовем ее в гости.

( 2 Ученика вводят Арину Родионовну в старинном русском костюме. Арина Родионовна кланяется всем присутствующим)

Арина Родионовна: -  Здравствуйте детушки мои разлюбезные! Расскажу я вам о моем любимом Сашеньке. Хороший был мальчик, любознательный. Поведу, бывало Александра Сергеевича гулять в сад, да о каждой птичке, о каждом деревце ему рассказываю, радуюсь вместе с ним, какая кругом красота!

        Помню веду я его как -то по улице, а дворовые мальчишки из ворот выскочили и давай кричать: "Арапчонок идет!"Ох, я им пострелам! А мой Александр  Сергеевич нисколько не обиделся, даже напротив улыбается. И правду скажу, лицом он был смугловатый, волосы курчавые светлые, а глаза большие карие. Очень он был похож на свою матушку - Надежду Осиповну. Она приходилась родной внучкой арапу Ибрагиму, тому самому, который при царе Петре I  служил. Говорили  они между собой по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали.  Даже учителя француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше со мной любил поговорить. Бывало начну ему сказки сказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить.

Ученик: - Нянюшка! Расскажите нам сказку!

Арина Родионовна: - Сказку рассказать? Ну, что же, слушайте!

(Свет в зале гаснет. Горит свеча. Арина Родионовна садится около стола и начинает рассказывать сказку.)

Арина Родионовна:  - Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая -  что одним куском сукна все государство оденет, третья -что родит царю чудесного сына. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решила ее погубить. А царица тем временем разрешилась хорошим мальчиком: ножки у него по колено серебряные,  ручки по локти золотые, во лбу звезда горит, в затылке месяц. Послали известить о том царя: мачеха задержала гонца на дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в кое писала, что царица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неведомой зверюшкой. Царь опечалился, но повелел дождаться его приезда для законного решенья.  Мачеха опять подменила письмо и написала повеленье , чтобы царицу и приплод посадить в бочку и бросить их в море. Так и сделали. Долго плакала царица с царевичем в засмоленной бочке.

(Звучит фрагмент "Море" из оперы Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане". Выходит мальчик, слушает  музыку и читает стихотворение).

Ученик:        День прошел, царица вопит…

А дитя волну торопит:

"Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли 

 - Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!"

(Звучит музыка  фрагмент из оперы " Сказка о царе Салтане" Н.Римского -Корсакова "Море". Выходит девочка)

Ученица:        И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Ученик:         Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Поднатужился немножко:

"Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?" -молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

Арина Родионовна: - Обручи лопнули , они вышли на землю. Сын избрал место и с благословения матери выстроил город и стал в оном  жить да поживать.

(Звучит фрагмент музыки  Н. Римского - Корсакова "Город леденец" из оперы "Сказка о царе Салтане")

 - И много чудес было в том городе! Помните стихи про белку?

Ученик:         Белка там живет ручная

                Да затейница какая.

                Белка песенки поет,

                Да орешки все грызет.

                А орешки не простые

                Все скорлупки золотые,

                Ядра - чистый изумруд;

                Слуги белку стерегут.

Арина Родионовна:  - Ай, да белка, и пляшет, и поет! Чудо да и только !А что за песню она поет? Знаете?

( Русская народная песня"Во саду ли, во огороде" )

Арина Родионовна: - А все ли чудеса из этой сказки мы вспомнили?

( Дети вспоминают чудеса из сказки)

Ученик:        Чуду царь Салтан дивиться,

                А комар -то злиться, злиться -

                И впился комар, как раз

                Тетке прямо в правый глаз.

Ученик:         Повариха побледнела,

                Обмерла и окривела.

                Слуги, сватья и сестра

                С криком ловят комара.

                "Распроклятая ты мошка!

                Мы тебя!"... А он в окошко,

                Да спокойно в свой удел

                Через море полетел.

( Звучит музыка  Н. Римского - Корсакова"Полет шмеля".)

Арина Родионовна: - Ой, детки! Помогите поймать эту мошку!

( Дети хлопают в ладоши, ловят шмеля).

 -Ну, спасибо, детки мои милые, что выслушали меня. Загостилась я у вас, засиделась. Светает уже, пора уходить. До свидания!

(Уходит. Звучит музыка Г. Свиридова "Метель")

Ведущий: - И правда, утро! Зимнее утро!

Ученик: (читает стихотворение "Зимнее утро")

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Ведущий: ( На фоне музыки Г.Свиридова говорит заключительные слова)

- Мы рады, если сегодняшняя наша встреча, хотя бы приоткрыла завесу непостижимой тайны Пушкинского слова, и да будет счастлив тот, кому А. С. Пушкин станет другом.

                        "Следы исчезнут поколений,

                        Но жив талант, бессмертен гений!"

                                                        (Ф. Глинка)


Список литературы:

1. Полное собрание сочинений: В 10 т. 4-е изд. Л.: Наука, 1977—1979гг.

Том 4: Поэмы. Сказки / Текст проверен и примечания составлены проф. Б. В. Томашевским 

2. Произведения П.И. Чайковского:

1симфония 2 часть.

http://mp3start.ru/liric/%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+1+%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F+2+%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C

Времена года. Зима.Декабрь.

http://muz-color.ru/?s=%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B0%20%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Времена года. Осенняя пора.

http://muz-color.ru/?s=%D0%9F.%D0%98.%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%9E%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C

Вальс  снежинок (из балета "Щелкунчик")

http://muz-color.ru/?s=%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82+%D0%A9%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D1%83%D0%BD%D1%87%D0%B8%D0%BA+_+%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81+%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA

Романс "Зимний вечер"

https://ipleer.fm/q/%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81+%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80/

3. Г. Свиридов "Метель. Вальс."

http://muz-color.ru/?s=%D0%A1%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2+%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C

4.Н.А. Римский-Корсаков "Сказка о царе Салтане".

Город леденец.

http://muz-color.ru/?s=%20%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%20%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0

Полет шмеля.

http://muz-color.ru/?s=%D0%9D.%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B5

Отрывок "Море".

https://xmusic.name/s/108001345-N._Rimskij-Korsakov._Skazka_o_care_Saltane_-_Kartina_morya_Vstuplenie_ko_II_dejstviyu/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "А.С.Пушкин."У лукоморья дуб зеленый" (3 класс)

Этот урок первый в авторском блоке  "Произведения А.С.Пушкина". В 1 и 2 классах ребята  уже знакомились со сказками и стихами поэта. В 3 классе им предстоит узнать о многообразии жанров в тв...

урок внеклассного чтения "Осень в произведениях художников и поэтов" во 2 классе

урок содержит материал о том, какой показана осень в произведениях поэтов и художников...

Реферат урока по литературному чтению А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», 4 класс

На основе сказки А.С. Пушкина совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать аналитическое и образное мышление; учить определять тему и жанр произведения, выделять основную мы...

Презентация к уроку по литературному чтению "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный" 2 класс УМК "Школа России"

Презентация к уроку по литературному чтению "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный" 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению "А.С. Пушкин "Сказка о Царе Салтане..."" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане…..»Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изу...

Технологическая карта урока литературного чтения "А. Пушкин "Цветок"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворением А. Пушкина «Цветок». Задач...