Главные вкладки

    Статья по чтению на тему:
    ФГОС о нормах чтения

    Федотова Наталья Васильевна

    ФГОС на уроках литературного чтения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл fgos_o_normah_chteniya.docx17.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФГОС о нормах чтения

    Источник: РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Техника чтения

    Что  понимают под техникой чтения?
    Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:

    1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста

    2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) - скорость (темп), правильность и выразительность чтения.
    Осмысленность чтения 

    предполагает понимание читающим:

    • значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
    • содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
    • содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
    • основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

    Правильность чтения

     выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает: 
    замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста. 

    Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки по технике чтения

    Ошибки:

    • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
    • неправильная постановка ударений (более двух);
    • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
    • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
    • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
    • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
    • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
    • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

           •монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

    Недочеты:

    • не более двух неправильных ударений;
    • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношенияслов при чтении вслух;
    • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
    • неточности при формулировке основной мысли произведения;
    • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

    Выразительность чтения

    •  проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико - грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.
      Характеристика чтения:

    Скорость (темп) чтения 

    • характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.

    Показатели по скорости чтения в начальных классах

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Входной контроль

    30 – 40 слов

    50 – 60 слов

    70 – 80 слов

    I полугодие

    25 – 30 слов

    40 – 50 слов

    60 – 70 слов

    80 – 90 слов

    II полугодие

    30 – 40 слов

    50 – 60 слов

    70 – 80 слов

    90 – 110 слов

    В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

    1. способ чтения – чтение целыми словами;
    2. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
    3. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
    4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.

    О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

    1 класс

    Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

    2 класс

    Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

    3 класс

    Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

    4 класс

    Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

    Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

    Требования к технике чтения в начальных классах. Нормы чтения.

    Справочный материал по  оцениванию качества чтения учащихся начальных классов....

    ПОЛОЖЕНИЕ о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся и количестве контрольных работ в начальной школе.

    Данное Положение регулирует правила проведения контроля и оценки знаний обучающихся, применение единых требований к оценке знаний, умений и навыков обучающихся по различным предметам (дисциплинам), в ...

    Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников

    Презентация к Положениюо нормах профессиональной этики педагогических работников....

    ФГОС о нормах чтения в начальной школе

    ФГОС о нормах чтения в начальной школе...