Урок литературного чтения. Тема: Чиполлино приходит на помощь. 2-й класс
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Трошина Наталья Викторовна

Сказка в нашей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературного чтения48.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения
Тема: Чиполлино приходит на помощь

2-й класс


Цели урока:

  1. создать условия для формирования умения вести диалог с автором.
  2. создать условия для составления характеристики героя.
  3. способствовать развитию умения делать предположения, высказывать своё мнение.
  4. способствовать формированию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Оборудование:

1.

Р.Н. Бунеев,

Е.В. Бунеева

Литературное чтение. 2 класс «Маленькая дверь в большой мир» в 2 частях.

Москва, «Баласе», 2009 год

2.

Р.Н. Бунеев,

Е.В. Бунеева,

Тетрадь по литературному чтению 2 класс.

Москва, «Баласе», 2009 год

3.

Шестакова Н.А. Кулюкина Т.В.

Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» 2 класс

Москва, «Баласе», 2008 год

4.

Страница из словаря.

Значение слов: ложь, благо, одурачил.

5.

Карточки с буквами В, О, П

Для учащихся

1.

Корзина с овощами и фруктами из сказки.

2.

Презентация:

  • портрет Д.Родари
  • жанр произведения (обложка книги «Приключения Чиполлино»)
  • изображение Чиполлино, луковки
  • вывод Чиполлино в переводе с итальянского языка - «луковка»

3.

Большой толковый словарь.

4.

Карточки с буквами В, О, П - карточка с началом высказываний:

Я думаю...        . -        —

Я считаю...

По моему мнению...

5.

Фрагмент м\ф «приключения Чиполлино» - песенка кума Тыквы.

6.

  • Изображение Чиполлино
  • карточки с чертами характера (весёлый, с чувством юмора, беспощадный, справедливый, добрый, жалостливый, коварный, обманщик)

Для учителя.

  1. Организационный момент.
  • Проверьте глазками, как вы готовы к уроку.
  • Давайте повернёмся и подарим нашим гостям и друг другу улыбки, и конечно же наши знания.
  1. Актуализация знаний.

Использование презентации.

Перед вами корзина с овощами и фруктами.

  • Скажите, какое отношение фрукты и овощи имеют к уроку литературного чтения?
  • Вспомните, фантазия какого писателя смогла их оживить? (Джанни Родари)

(показ фотографии и имени писателя)

  • К какому жанру относится его литературное произведение?(сказочная повесть) (показ обложки книги и название жанра)
  • Докажите.
  • Послушайте и закончите хором стихотворение:

«Многим долго неизвестен,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной Этот мальчик нам знаком.

Очень просто и недлинно,

Он зовётся ...        (Чиполлино)

(изображение главного героя)

  • Почему у него такое необычное имя Чи-пол-ли-но? (он - итальянец)
  • Как бы этого героя звали, если бы он жил в России («луковка»)

(изображение луковицы)

Правильно, Чиполлино в переводе с итальянского языка «луковка».

(показ вывода)

  1. Работа с текстом

А) До чтения

Мы уже прочитали 1 часть главы.

  • Кто вспомнит, чем закончилась 1 часть? (Помидор отобрал домик у кума Тыквы и поселил в него пса Мастино)
  • Хочется ли Вам узнать, что было дальше?

Давайте продолжим чтение.

Откройте учебник на с.


Выделение черт характера главного героя.

  • Какие же качества помогли Чиполлино выполнить свой план?

Откройте печатную тетрадь с.21 -№5

  • Прочитайте задание. (Каким тебе представляется Чиполлино?)

Работа в парах. - Посоветуйтесь друг с другом и проведите линию к тем качествам, которые подходят Чиполлино.

Проверка на        Чиполлино —> весёлый, с чувством юмора, справедливый, добрый,

доске (выбор жалостливый, обманщик.

карточек)

Б). Чтение 2 части («комментированное чтение»)

.. .Мастино изнемог от жажды.. .(ему очень хотелось пить.)

.. .в ближайший трактир.. .(недорогойресторан)

...усердно вощил дратву... (обратимся к сноске в нижней части страницы)

... «Будь я не Чиполлино, если не сыграю с ним шутку!» - подумал он. ...

  • Что бы вы придумали на месте Чиполлино?
  • Давайте посмотрим, что он задумал. Прочитаем название главы.
  • Что значит «одурачил»? Подберите, похожие по смыслу слова.
  • Давайте посмотрим значение этого слова в нашем толковом словарике.

(там нет значения этого слова)

  • Где тогда мы можем посмотреть? (в большом толковом словаре)

Я сделала для вас страничку из словаря.

  • Найдите, что обозначает слово «одурачил»?

Давайте продолжим чтение и узнаем, как Чиполлино «одурачил» пса.

...окликнул его Мастино слабым голосом, (пес так страдает от жажды, что даже голос его ослаб)

...хотелось ещё разок проучить (наказать, чтобы больше так не поступал) синьора Помидора.

В). После чтения 2 части.

  • Почему Чиполлино отказался помочь Мастино? (ему не нравиться его ремесло)
  • Можно ли сказать, что Чиполлино равнодушен к окружающим, потому что отказывается помочь Мастино? Подтвердите отрывком из текста, («он от души жалел бедного пса)
  1. Динамическая пауза

Давайте чуть-чуть отдохнём и построим свой домик вместе с кумом Тыквой, (показ отрывка из м\ф «Чиполлино» - песенка кума Тыквы)

  • (Шаги на месте.)
  • (Грозим пальчиком.)
  • (Руки на пояс, наклоны вправо и влево) (Соединяем руки над головой в виде крыши.)
  • (Шаги на месте.)
  • (Открываем ладони вверх по очереди.) (Руки на пояс, наклоны вправо и влево) (Пожимаем плечами.)
  • (Шаги па месте.)
  • (Открываем ладони, показываем раскрытую ладошку.) (Повороты с «пружинкой» ногами)
  • (Раскрываем руки в стороны (удивлённо)) (Показываем молоточки-кулачки.) (Садимся на своё место)

V. Работа с текстом 3 части, («диалог с автором»)

A) - Как же дела в нашей сказочной повести?

Посмотрим, что же случилось дальше.

Б). Приготовьте карточки и по ходу чтения вы можете обратиться к автору:

В - если у вас возникает вопрос к автору О - ответ или предположение на поставленный вопрос.

Начинайте свой ответ так —>

П - подтверждение (ответ автора на вопрос).

... принимала на ночь от бессонницы...ВО В - Зачем Чиполлино добавил в воду снотворный порошок? Что будет дальше?

О - (предположения детей)

.. .притворяясь будто пьёт... ВО

В - Чего добивается Чиполлино? (Чтобы Мастино обратил на него внимание)

О — (предположения детей)

...Чиполлино охотно протянул Мастино бутылку... ПВО

П- Вот чего добивался Чиполлино - чтобы Мастино взял бутылку.

В - Зачем ему нужно, чтобы пёс уснул?

О - (предположения детей)

... выражало неописуемую радость... П

П - оказывается главная цель Чиполлино, была вернуть домик куму Тыкве.

B) . Беседа после чтения 3 части.

* Для кого Чиполлино всё это сделал?

* Как вы думаете, что было бы с кумом Тыквой и его домиком, если бы Чиполлино не пришёл к нему на помощь?

VI. Выделение черт характера главного героя.

* Какие же качества помогли Чиполлино выполнить свой план?

Откройте печатную тетрадь с.21 -№5

* Прочитайте задание. (Каким тебе представляется Чиполлино?)

Работа в парах. - Посоветуйтесь друг с другом и проведите линию к тем качествам, которые подходят Чиполлино.

Проверка на Чиполлино —> весёлый, с чувством юмора, справедливый, добрый,

доске (выбор жалостливый, обманщик.

карточек)

  1. Итог урока

Обманщик?

Интересно.

  • А кто такой обманщик?
  • Для чего люди обманывают?
  • Поднимите руку, кто слышал такое высказывание «Ложь во благо»?

Давайте разберёмся, что это обозначает.

  • Где посмотрим значение слов?

Посмотрим в страничке из словаря.

  • Что такое ложь?
  • А благо?
  • Благое дело - доброе или злое?

«Ложь во благо» - это обман для счастья, благополучия.

  • Можно ли сказать, что это высказывание относиться и к Чиполлино?
  • А Чиполлино обманывал для собственной выгоды?
  • А кто бы из вас ради своего друга был готов совершить какой-то поступок? Поднимите руки.

Молодцы!

Мы читали сказочную повесть.

  • А чему учат сказки? (делать добро, помогать друг другу)
  • Можно ли сказать, кто и кому помогает в прочитанном отрывке?

Чиполлино помогает другу, приходит на помощь.

  1. Рефлексия

  • Кому понравилось это приключение Чиполлино?
  • Кому захотелось прочитать или перечитать сказочную повесть полностью? Поднимите руки.
  • Что показалось интересно на уроке?
  • Что было трудным?
  • Кого бы вы хотели поблагодарить за помощь во время урока?
  • Каждый подумайте, как работал на уроке я?

Оцените себя. Встаньте те, кто активно работал на уроке.

Спасибо.

  1. Домашнее задание.

Составьте рассказ о Чиполлино.

А те, кто хочет - изобразите его таким, как вы себе его представляете.

Всем спасибо за урок.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературного чтения Тема: «С.В. Михалков «Новогодняя быль» 2 класс

Пояснительная записка Обоснование принципов и методов данного урока Данный урок литературного чтения отражает организацию работы по формированию у детей умения полноценно воспринимать художе...

Урок литературного чтения Тема:«Какова работа, такова и награда» 2 класс УМК Школа 2100

Урок по литературному чтению 2 класс Тема:«Какова работа, такова и награда» (В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»)...

Урок литературного чтения. Тема. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Постойко» 3 класс

Открытый урок, соответствующий требованиям ФГОС. В разработке представлены разнообразные виды и формы работ....

Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока:  Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...

Конспект урока литературного чтения. Тема: В.Л. Дуров «Наша Жучка». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: В.Л. Дуров «Наша Жучка».Цели урока:  продолжить чтение произведений «о братьях наших меньших»; расширять кругозор учащихся, прививать любовь к животным, учить ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока:  Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...

конспект урока литературного чтения Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:знакомство детей с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие инте...