Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" в 4 классе
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Мочалова Наталья Алексеева

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_4.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» адресована учащимся 4 класса МКОУ «Рогачевская СОШ».

Рабочая программа курса разработана в соответствии с учебным планом МКОУ «Рогачёвская СОШ», требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и составлена на основе авторской учебной программы « Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., примерной ООПНОО и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

                 Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.  и др. Литературное чтение. Учебник для 4 класса в 2-х частях – М.: Просвещение, 2014.

                 Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.  и др. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для 4 класса в 2-х частях – М.: Просвещение, 2014.

               Контрольно-измерительные материалы ФГОС. Литературное чтение: 4 кл. / Сост. В.А.Синякова. М.: ВАКО, 2013.

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях  направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи обучения:

- формирование техники чтения и приемов понимания прочитанного;

- развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;

- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов;

Данный предмет входит в образовательную область «Филология», рассчитан на 3 часа в неделю, 102 часа в год. (34 недели)

Сроки реализации программы - 1 год. 

Формы контроля и оценочной деятельности: портфолио, стартовая диагностика, тестирование, проектная, исследовательская деятельность, анкетирование, наблюдение, итоговая работа.

Основные технологии: проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Методы обучения: словесные методы (беседа), наглядные, практические, поисковые; методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; методы контроля и самоконтроля; поисковый, исследовательский методы.

Форма обучения - классно-урочная

Основной инструментарий для оценивания результатов: тестовые работы, проверка техники чтения, творческие работы, проекты, проверочные работы.

Планируемые результаты изучения

                     Предметными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 4 классе  являются следующие умения:

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку;
  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 4 классе  являются формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

Познавательные УУД

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 4 классе  являются следующие умения:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Проверка техники чтения

Контрольная работа

1

Знакомство с учебником

1

2

Летописи, былины, жития

8

1

3

Чудесный мир классики

14

4

Поэтическая тетрадь

9

1

5

Литературные сказки

11

6

Делу время- потехе час

8

1

7

Страна детства

8

8

Поэтическая тетрадь

4

9

Природа и мы

12

1

10

Поэтическая тетрадь

5

11

Родина

5

12

Страна Фантазия

5

13

Зарубежная литература

12

1

Итого

102

5

 

Содержание тем учебного курса

  Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.  

Знакомство с учебником

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Летописи. Былины. Жития

А.С. Пушкин "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"? "И вспомнил Олег коня своего".

Былина. «Ильины три поездочки»

Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб».

Л.Н. Толстой «Детство».

Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».

А.П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…».

А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».

И.А. Бунин «Листопад».

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Делу время – потехе час

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

Страна детства

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

М.М. Зощенко «Ёлка».

Поэтическая тетрадь

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

Природа и мы

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

М.М. Пришвин «Выскочка».

Е.И. Чарушин «Кабан».

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

С.А. Клычкова «Весна в лесу».

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

С.А. Есенин «Лебёдушка».

Родина

И.С. Никитин «Русь».

С.Д. Дрожжин «Родине».

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

Страна Фантазия

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

С. Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете».

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

План

Факт

Знакомство с учебником

1

Знакомство с учебником по литературному чтению

Летописи, былины, жития

2

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

3

«И вспомнил Олег коня своего»

4

«И вспомнил Олег коня своего»

5

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

6

«Ильины три поездочки»

7

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

8

«Житие Сергия Радонежского»

9

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Чудесный мир классики

10

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»

11

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

12

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

13

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

14

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

15

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

16

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

17

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

18

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

19

Л.Н. Толстой «Детство»

20

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»

21

А.П. Чехов «Мальчики».

22

А.П. Чехов «Мальчики».

23

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

Поэтическая тетрадь

24

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

25

А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»

26

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»

Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...»

27

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

28

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

29

Н.А. Некрасов «Школьник»

30

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...»

31

И.А. Бунин «Листопад».

32

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Литературные сказки

33

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

34

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

35

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

36

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

37

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

38

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

39

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

40

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

41

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

42

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

43

Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Делу время- потехе час

44

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

45

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

46

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

47

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

48

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

49

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

50

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»

51

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

Страна детства

52

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

53

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

54

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

55

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

56

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

57

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

58

М.М. Зощенко «Елка».

59

Обобщение по разделу «Страна детства».

Поэтическая тетрадь

60

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

61

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

62

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» «Наши царства»

63

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы

64

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

65

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

66

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

67

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

68

М.М. Пришвин «Выскочка»

69

М.М. Пришвин «Выскочка»

70

Е.И. Чарушин «Кабан»

71

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

72

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

73

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

74

Проект «Природа и мы»

75

Обобщение по разделу «Природа и мы».

Поэтическая тетрадь

76

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

77

С.А. Клычков «Весна в лесу»

78

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

79

С.А. Есенин «Лебедушка»

80

Путешествие в мир поэзии

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Родина

81

И.С. Никитин «Русь»

82

С.Д. Дрожжин «Родине»

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

83

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

84

Проект: «Они защищали Родину»

85

Обобщение по разделу «Родина».

Страна Фантазия

86

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

87

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

88

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

89

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

90

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

Зарубежная литература

91

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

92

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

93

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

94

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

95

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

96

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

97

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

98

С. Лагерлеф «Святая ночь»

99

С. Лагерлеф «Святая ночь»

100

С. Лагерлеф «В Назарете»

101

С. Лагерлеф «В Назарете»

102

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...