Главные вкладки

    Литературное чтение. 3 класс. Л.Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой".
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Данный урок разработан на основе технологии продуктивного чтения с элементами технологии критического мышления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lev_kassil_.otmetki_rimmy_lebedevoy.docx114.93 КБ
    Файл lev_kassil_urok.pptx1.13 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

    3 класс, УМК «Школа России»

    Учитель начальных классов: Н.В.Грязнова

    Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.

    2. Развивающие: развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.

    3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности

    Планируемые результаты.

    1. Предметные:

    - учащиеся проверят свои знания по прочитанным произведениям;

    - научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.

    2. Метапредметные:

    - познавательные УУД

                - находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

    - строить речевое высказывание в устной форме;

    - составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.

    коммуникативные УУД

    - слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

                - формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;

    - формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.

     Регулятивные УУД:

    - определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;

    - оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

     Личностные:

             - развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

             - оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

    Технологическая карта сценария урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Организационный момент

    (Учитель проверяет готовность детей к уроку).

    -Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать.

    Дети работают с учителем

    I этап – Работа с текстом до чтения. 

    1)Антиципация.

    - Ребята, прочитайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака ( слайд 2)

    Среди сугробов и воронок

    В селе, разрушенном дотла,

    Стоит, зажмурившись ребёнок –

    Последний гражданин села.

    Испуганный котёнок белый,

    Обломок печки и трубы –

    И это всё, что уцелело

    От прежней жизни и избы.

    Стоит белоголовый Петя

    И плачет, как старик без слёз,

    Три года прожил он на свете,

    А что узнал и перенёс.

     

    - О ком это стихотворение?

    - Когда происходят события в стихотворении?

    - Я согласна с вами, это стихотворение о детях войны.

    - Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.

    (Работа с заголовком)

    - Откройте учебники на стр.175. Подумайте, что сейчас мы будем читать – рассказ, стихотворение или сказку?

     - Как вы догадались, что это рассказ?

    - Рассказ -  это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем.

    - Можем мы, не прочитав текст, определить жанр?

     - Значит,  нам предстоит определить жанр произведения.

    - Прочитайте имя автора.

     - Знакомились мы раннее с произведениями Льва Абрамовича Кассиля?

     - Сегодня мы впервые читаем его произведение?

    - Какое название дал автор этому произведению?

    - Как вы думаете, кто такая Римма Лебедева?

    - Давайте вернёмся к стихотворению С.Я.Маршака и подумаем, как может быть связано оно  с произведением Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

    - А что такое отметки? Когда их получают?

    - Если Римма жила во время войны, то могла она получать отметки?

     - Предположите, какая история могла произойти с этой девочкой?

    Давайте наши предположения зафиксируем на дереве предсказаний.

    Прием «Древо предсказаний».

    2) Постановка целей урока.

    - Какова цель нашего урока?

    - Познакомиться с творчество Л.Кассиля и новым произведением;

    - Определить главную мысль произведения, его жанр;

    Какие задачи мы поставим себе на урок?

    - Прочитать текст;

    - Проверить наши предположения;

    - Развивать выразительное чтение, интонацию, речь.

    - Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль и проверить наши предположения  надо хорошо знать содержание.

     

    -О ребёнке, о мальчике.

    - Во время войны.

    II этап – Работа с текстом во время чтения.

    Текст читают хорошо читающие дети.

     1)Первичное чтение текста.

    - Посмотрите, сколько частей в нашем произведении?

    - Прочитаем произведение.

     

    2) Перечитывание текста, более осознанное.

    Диалог с автором:

    Приём «Чтение вслух с остановками».

    (После прочтения  каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий)

    1)- Зачем Римма Лебедева приехала с мамой в город Свердловск?

    2)- Выполнила просьбу тетки Анастасия Дмитриевна ?

    3)- Римма старалась учиться?

    4)- Соглашались ребята с Риммой или спорили?

    5)- Почему ребята не брали Римму с собой?

    6)- О чем мог попросить лейтенант Римму?

     - Значение какого слова вам непонятно? Как вы думаете, что обозначает это слово?

    Где мы можем найти значение этого слова?

    Кисет - небольшой мешочек для хранения вещей, затягиваемый шнурком. Часто в кисете хранят табак.

    7)- Почему лейтенант нахмурился и огорчённо просвистел?

    8)- Почему Римма отвернулась?

    9)- Поддержал лейтенант Маню Петлину?

    10)- Приняла предложение лейтенанта Римма?

    11)- Какие отметки увидел лейтенант в ведомости Риммы?

     - Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским?

    3) Анализ текста

    - Определите жанр произведения.

    Рассказ -  это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем.

    - Понравился ли вам рассказ?

    - Где происходят события?

    - Познакомились ли мы с героем?

    - Что мы узнали о нашем герое?

    II этап – Работа с текстом после чтения.

    1)Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

    - Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они? ( Древо предсказаний).

    - Что вас удивило в рассказе?

    - Что было самым интересным?

    - Почему писатель решил написать рассказ о Римме Лебедевой?

    2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет.

     Лев Абрамович Кассиль (1905−1970) — прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.

     Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.

     Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

    В 1927 году был привлечен Маяковским к работе в журнале «Новый ЛЕФ» (здесь были напечатаны отрывки из первой книги «Кондуит»), в конце 1920−1930-х годов сотрудничал с журналом «Пионер».

    Кассиль писал также рассказы, многие из которых посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу (в т.ч. «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зеленая веточка», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!»),

     В 1965 году Кассиль был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.

     Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

    3) Работа с заглавием.

     - Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту? Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки.

    4)Творческое задание.

    - Я предлагаю вам побывать в роли художников-мультипликаторов и попробовать создать диафильм по рассказу.

     - Предлагаю вам разбиться на группы, каждая команда нарисует 4 иллюстрации ко всему  тексту , рисунки можно подписать предложением из текста. Затем вы работы соедините, и у вас получится диафильм.

    Итог урока. Рефлексия.

    - С какой целью был написан рассказ?

    -Чему он вас может научить?

    - Какова главная мысль рассказа?

    - Выполнили задачи, поставленные на уроке? Достигли цели?

    Оцените себя на уроке.

    Прием рефлексии «Выбор»

    G:\img18.jpg

     Прием рефлексии «Релаксация».

     - Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

    - Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

     - Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

    Домашнее задание

    - Придумать к рассказу Л.А.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» по три «Тонких и толстых вопроса».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок литературного чтения 3 класс Подготовил учитель начальных классов ОУ « Новоуральская школа» Грязнова Наталья Валериевна

    Слайд 2

    Девиз урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать»

    Слайд 3

    Отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Мальчик из села Поповка» Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись ребёнок – Последний гражданин села. Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы – И это всё, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс.

    Слайд 4

    Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

    Слайд 5

    Цель урока: - Познакомиться с новым произведением; - Познакомиться с биографией Л.А.Кассиля; - Определить главную мысль произведения.

    Слайд 6

    Задачи урока: - Прочитать текст; - Проверить наши предположения; - Развивать выразительное чтение.

    Слайд 7

    Объясните значения выражения: - «немцам в лапы попасть»; - «не в силах нормально учиться»

    Слайд 8

    Ленивая, трудолюбивая, искала отговорки, старательная, неприлежная, плохо училась, не искала отговорок, хорошо училась. В начале рассказа В конце рассказа Ленивая Неприлежная Искала отговорки Итог: училась плохо

    Слайд 9

    Ленивая, старательная, неприлежная, трудолюбивая, хорошо училась, искала отговорки, училась плохо, не искала отговорки В начале рассказа В конце рассказа Ленивая Трудолюбивая Неприлежная старательная Искала отговорки Не искала отговорок Итог: училась плохо Итог: училась хорошо

    Слайд 10

    Лев Абрамович Кассиль 1905- 1970

    Слайд 11

    Лев Абрамович Кассиль (1905−1970) — прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.

    Слайд 12

    Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу. Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

    Слайд 13

    В 1927 году был привлечен Маяковским к работе в журнале «Новый ЛЕФ» (здесь были напечатаны отрывки из первой книги «Кондуит»), в конце 1920−1930-х годов сотрудничал с журналом «Пионер», выступал в газете «Известия»

    Слайд 14

    Кассиль оставил много рассказов:

    Слайд 15

    Многие из этих книг посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу (в т.ч. «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зеленая веточка», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!»)

    Слайд 16

    Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

    Слайд 17

    «Палитра настроения»

    Слайд 18

    Какая была цель на уроке? - Познакомиться с новым произведением; - Познакомиться с творчество Л.А.Кассиля; - Определить главную мысль произведения.

    Слайд 19

    По желанию выберите себе фразу и закончите ее самостоятельно. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

    Слайд 20

    СПАСИБО ЗА УРОК!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

    Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

    Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

    Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

    Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

    Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

    Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

    Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

    Внеклассное занятие по чтению «С.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» 2 класс

    Внеклассное мероприятие для учеников 2 класса может быть проведено в рамках месячника по чтению....