Методическая разработка урока. Обучение грамоте,чтение. 1 класс. Тема:"К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей".
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Кургачева Елена Александровна

План - конспект урока по чтению: "К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chteniyu_kurgachevoy_e_a_2018.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по чтению УМК «Школа России»

1 класс (30.01.2018)

Урок 75 «К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей».

Учитель СПб  ГБОУ школы-интерната

№49 «Школа здоровья» Кургачева Е.А.

Цель: познакомить учащихся с  рассказами  К. Д. Ушинского для детей из учебников «Детский мир» и «Родное слово», воспитывать доброе отношение к людям, чувство взаимопомощи, отзывчивость, стремление  приносить пользу обществу.

Задачи урока:

1.Предметные:

-  совершенствовать основные навыки чтения

- учить давать характеристики героям произведений

- развивать умение рассуждать, вести диалог

- 2. Метапредметные:

           а) познавательные УУД:

- развивать умение находить ответы на вопросы, используя  текст рассказа

- развивать умение проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

           б) коммуникативные УУД:

-  учить слушать и понимать речь других;

- формировать  умение  работать в парах: слушать и слышать друг друга, договариваться, распределять роли, представлять свою работу

- формировать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- читать выразительно целыми словами.

          в) регулятивные УУД:

-  учить ставить  учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий

- учить   оценивать  свои мысли и поступки

3. Личностные:

- формировать  представление о нормах поведения в процессе работы с другими учащимися

- формировать умение понимать и принимать  положительные качества личности: дружелюбие, доброту, отзывчивость, стремление к взаимовыручке

Оборудование: 

Интерактивная доска, проектор мультимедиа, компьютер

принадлежности  для инсценировки, карточки-схемы, карточки для работы в парах

Учебник: Горецкий В.Г.,  Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2012.

Демонстрационный материал: презентация

Ход урока

I.  Мотивация к учебной деятельности, эмоциональный настрой. (1 мин)

Звучит первый куплет песни «Дорога добра».  Музыка: Ю. Энтина, слова:

М. Минкова

«Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправится с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра»

 (Первый слайд презентации: видеофрагмент «наша школа», фотографии детей)

II. Постановка задач урока (2 мин)

- Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

(о том, что человек должен творить добро)

- Молодцы, догадались. А помогут нас убедить в этом произведения, которые мы будем читать.

- Чему еще мы будем учиться, поскольку это урок чтения?

(бегло, выразительно читать,  думать,  рассуждать,  высказывать свое мнение)

(Второй слайд презентации: изображение вышеуказанных  действий с помощью условных обозначений – картинок)

III. Повторение изученного, актуализация  знаний. (5 мин)

- Вспомним, что гласит  народная мудрость о доброте, для этого попробуйте собрать пословицы и поговорки

 (работа в парах)

- Проверим, какие получились поговорки и пословицы

(Третий слайд презентации: постепенно появляются пословицы и поговорки

Жизнь дана на добрые дела

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила

Земля согревается солнцем, а человек добром)

- А теперь попробуйте продолжить следующие слова:

Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом

- Эти слова тоже стали «крылатыми», кто их автор?

(К. Д. Ушинский)

- Из какого они произведения («Солнце и ветер»)

- Какие еще слова Ушинского из его произведений запомнились вам, тронули вашу душу?

(«Одна у человека родная мать – одна у него и Родина»

«Все хороши, каждый на своем месте»

«Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых»)

- Замечательные слова, они говорят сами за себя

- Что вы  знаете о К. Д. Ушинском?

(Жил в 19 веке, был учителем, написал для детей интересные рассказы и сказки)

(Четвертый слайд презентации: портрет К. Д. Ушинского, изображения учебников «Детский мир», «Родное слово», сборников сказок)

- К. Д. Ушинский посвятил всю свою жизнь педагогике – науке о воспитании и обучении детей. Он очень любил детей и очень им сочувствовал, потому что в то время учиться детям было трудно. Учебники, по которым учились дети, были скучные и непонятные. И вот, Ушинский решил написать такие учебники, по которым детям было бы учиться легко и интересно. Эти учебники назывались «Родное слово» и «Детский мир». Эти книги открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить. А главное, они открывали самую большую тайну: в чем радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского понятно, что счастливым может быть только добрый, честный и трудолюбивый человек!

- Как вы думаете, ребята, каким человеком был Ушинский?

(Хорошим, много доброго сделал для других людей)

IV. Изучение нового материала (20 мин)

- Сегодня мы познакомимся с новыми рассказами К. Д. Ушинского, которые он написал для  «Родного слова»

- Инсценировку первого подготовили сами ребята

(инсценировка рассказа «Худо тому, кто добра не делает никому»)

- Поделитесь своими мыслями, впечатлениями

- Как понимаете название рассказа?

2. Чтение текста, работа над содержанием.

(Пятый слайд презентации: иллюстрация к рассказу «Худо тому, кто добра не делает никому»)

- Прочитайте рассказ самостоятельно про себя

- Кто герои этого рассказа?  (два мальчика)

-Что с ними произошло?  (один другого просил о помощи, а тот отказывал ему)

-Что можете сказать о Грише?  (он был жадным, ленивым, грубым, не хотел делиться, не хотел помогать)

- Были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы обращались к кому-то за помощью, а вам отказывали? Как вы себя при этом чувствовали?

Выборочное чтение

-  Как обратился мальчик к Грише? Прочитайте

- Прочитайте, о чем он его попросил

- Как прозвучал  ответ Гриши? Прочитайте

- О чем попросил товарищ Гришу во второй раз?

- Как ему ответил Гриша? Прочитайте

- Как вы думаете, что ждет Гришу в будущем, если он не измениться?

(останется без друзей)

Физкультминутка (2 мин)

(Шестой слайд презентации: видеозаставка, звучат слова песни «Если добрый ты…» Музыка: М. Пляцковского, слова: Б. Савельева)

Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал,

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Слышно как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны,

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно,

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

3.Чтение рассказа «Вместе тесно, а врозь скучно»

А) - Прочитайте жужжащим чтением второй рассказ и отметьте непонятные слова.

 Б) Проверка восприятия.

(Седьмой слайд презентации: иллюстрация к рассказу «Вместе тесно, а врозь скучно»)

- Какие слова были непонятны?

(врозь – отдельно, волчок – игрушка, которая вращается)

 (Восьмой слад презентации: изображение юлы, видеофрагмент)

- Кто герои этого рассказа?  (брат и сестра)

- Что с ними случилось?  (они поссорились)

- Почему они поссорились?   (не захотели поделиться игрушками)

- Почему им стало скучно?   (одному играть неинтересно, вместе веселее)

-В чем заключается смысл этого рассказа?   (надо уметь ладить, уступать друг другу)

В) Подготовка к чтению по ролям

- Какой интересный вид работы можно выполнить с этим рассказом?

(чтение по ролям)

- Можно ли сразу прочитать по ролям или нужно подготовиться?

- Как будем действовать?

(перечитывая, определим слова автора, слова брата и сестры, продумаем, какие эмоции испытывают герои, чтобы передать их при чтении)

Г) Работа в парах (подготовка к чтению по ролям)

Д) Проверка

- Как дети разговаривали друг с другом?

(заносчиво, грубо)

- Прочтите слова брата, слова сестры, слова автора

Е) Чтение по ролям

Ж) Оценка

- Каким было чтение?  Интересно было слушать,  почему?

(Читали бегло, выразительно, удалось передать, какие чувства испытывали дети)

З) Сочинение концовки к рассказу «Вместе тесно, а врозь скучно»

- Что бы вы могли посоветовать этим детям?

- Придумайте свою концовку к этому рассказу (работа в парах)

- Молодцы, вы придумали добрый конец к рассказу. Будем надеяться, что эти дети помирились.

V. Обобщающая беседа.

- Чему учат рассказы Ушинского, о чем заставляют задуматься?

(Нужно быть дружелюбными, помогать друг другу,  уступать, уметь прощать)

- Тот, кто делает добро другим, становится счастливее, его душа становится богаче.  Добрее, наверное, станет и тот, кому помогли.

Давайте же будем творить добро!

V. Рефлексия (работа в парах) (5 мин)

- Выберите те качества, черты характера, к  которым должны стремиться люди, чтоб наша жизнь стала лучше.

 (работа в парах: дети делят слова на две группы; у каждой пары свои слова, в общей сложности их двадцать)

Положительные                            Отрицательные

Отзывчивость                                   эгоизм

Дружелюбие                                     злость

Честность                                          подлость

Жалость                                             грубость

Щедрость                                          жадность

Заботу                                                равнодушие

Кротость                                            жестокость

Доверие                                             подозрительность

Ласка                                                  недоверие

Сострадание                                      зависть

Проверка

(Девятый слайд презентации: положительные качества остаются, отрицательные исчезают)

- С каким настроением вы уходите с урока?

(Дети оценивают своё настроение с помощью смайликов)

(Десятый слайд презентации: «Поделись своей добротой!»  Звучат слова песни «Дорога добра»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс УМК "Гармония". Тема: Звуки речи: обощение. Повторение изученного.

Урок рефлексии по технологии деятельностного метода.  Повторение и закрепление изученного, формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления...

Разработка урока обучения грамоте(чтение) "Буква Я. Маяк"

Урок обучения грамоте "Буква Я. Маяк." "Школа России"....

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м

Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [м], [м’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа...

Презентация к уроку обучение грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Цели деятельности педагога: создать условия для  совершенствования умения читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу струк...

Методическая разработка урока Обучения грамоте (чтение+письмо) на тему: "Согласный звук [ч’] Буквы Ч ч."

ull;познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч; • учить распознавать звук в словах; • познакомить с графическим образом буквы Ч, ч; • совершенствов...