Главные вкладки

    Урок обучения грамоте (чтение). 1 класс. УМК "Школа России". Тема: Чтение слов с мягким и твёрдым разделительными знаками.
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Волошина Людмила Владимировна

    Урок закрепления знаний учащихся о мягком и твёрдом разделительных знаках.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramotechtenie_1kl._.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок обучения грамоте (чтение). 1класс.                     УМК «Школа России».

    Тема: Чтение слов с мягким и твёрдым

               разделительными знаками (закрепление).

    Цели и задачи: 1.Закрепить знания учащихся о мягком и твёрдом разделительных

                                            знаках;

                                          2.Развивать речь, память, логическое мышление.

    Оборудование: предметные картинки, таблицы, касса букв.

    1. Оргмомент.

       -Тихо сели девочки, а теперь тихо сели мальчики.

    2. Мобилизующая часть урока.

       -С какими буквами мы познакомились на прошлом уроке?

       -Чем они интересны? (не обозначают звуков; отделяют согласный от гласного; они различны по написанию; Ь смягчает предыдущий согласный звук)

       -Сегодня на уроке мы продолжим работать над чтением слов с этими буквами.

    3. Закрепление знаний о разделительном Ь.

       -Как бы вы назвали одним словом людей, проживающих в одной квартире: мать, отец, дочь, сын – кто это вместе? (семья).

       -На доске схема слова семья. Произнесём это слово хором.

       -Расскажите по схеме, из каких звуков состоит слово.

       -Сколько звуков в этом слове? (5)

       Открывается карточка со словом семья.

       -Прочитаем слово хором.

       -Сколько в этом слове букв? (тоже 5)

       -Как в слове обозначено слияние (йа)?  (буквой Я)

       -Для чего же нужен Ь в этом слове? (он отделяет согласный звук от гласного; позволяет правильно указать смысл слова: не семя, а семья).

       Вывешивается таблица:                         

       -Как правильно он называется? (разделительный Ь)

       -Перед какими гласными пишется разделительный Ь?

    4. Игра «Узнай слово».

       -А сейчас я хочу предложить вам игру. Она называется «Узнай слово».

       -Подсказка на доске. Как сказать одним словом?:

        -Снежная  буря. (вьюга) (можно сначала на ушко)                                                           

        -Домики для пчёл. (ульи)  

        -Ягоды, сваренные в сахаре. (варенье)

    По ходу ответов открываю карточки с буквами.

       -Прочитаем хором.

       -Что общего у этих слов?

       -Для чего же нужен разделительный Ь?

    5. Физминутка.

        Утром бабочка проснулась

        Потянулась, улыбнулась.

        Раз, росой она умылась,

        Два, изящно покружилась.

        Три, нагнулась и присела,

        На четыре – улетела

        И за парту тихо села.

    6. Закрепление знаний о разделительном Ъ.

       На доске стихотворение:

        Волк ужасно разъярён-

        Съесть ежа не может он.

        Ёж, хотя он и съедобен,

        Для съеденья неудобен:

        Съёжась, выставил иголки-

        Объегорил злого волка.

       -Прочитайте стихотворение самостоятельно.

       -Кто хочет прочитать его вслух?

      Словарная работа.

       -Как понимаете?:

       «волк разъярён» (разозлён)

       «съедобен» (пригоден для еды)

       «съёжась» (свернулся в комочек)

       «объегорил» (обманул)

       -Прочитайте выделенные слова.

       -Что заметили? Что общего в этих словах? (разделительный Ъ)

       -Что вы знаете про эту букву? (Ъ отделяет согласный звук от гласного; меняет смысл слов)

       Вывешивается таблица:                       

       -Перед какими гласными пишется разделительный Ъ?

       -Мы сегодня на уроке наблюдали за Ь и Ъ разделительными знаками.

       -Что у них общего? (отделяют согласный звук от гласного, меняют смысл слов)

       -А чем они отличаются? (по написанию)

    7. Работа с текстами. (с.201 и 202)

        -Те дети, у которых на парте лежат цветные кружки, будут читать рассказ «Три калача и одна баранка». Ваша задача найти и подчеркнуть слова, в которых встретится  Ь или Ъ разделительные знаки, и подумать, отчего мужик назвал себя дураком?

        -Остальные дети будут работать с текстом на с.201 (внизу страницы)

        -Прочитайте название рассказа.

        -В тексте встретятся такие слова:

         нечаянно (неожиданно)

        дорогая чашка (любимая вещь; то, что мы бережём)

        затрясся от страха (испугался)

        -Прочитайте (по одному)

        -Как вы понимаете их смысл?

        -Прочитайте рассказ самостоятельно.

        -Назовите главных героев рассказа. (отец, мальчик)

        -Прочитаем рассказ «по цепочке»

        -Кто разбил чашку?

        -Кто-нибудь это видел?

        -Что спросил отец?

        -Что ответил мальчик?

        -Как поступил отец? Что он сказал?

        -А теперь попробуем прочитать рассказ по ролям.

        -Как бы вы поступили в такой ситуации?

    8. Физминутка.

        Гимнастика для глаз.

       -Закрыли глаза, глазками направо, налево, вверх, вниз. Зажмурили глаза, открыли, поморгали.

    9. Продолжение работы с текстами.

        -Теперь обратимся к тексту «Три калача и одна баранка».

        -Кто читал этот текст, поднимите руку.

        -Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.

        -Почему же мужик назвал себя дураком?

        -Согласны ли вы с ним? Почему?

        -Прав ли был мужик, когда решил, что он насытился одной баранкой? Почему?

    10.Итог урока.

        -Что запомнили о Ь и Ъ разделительных знаках?

        -Чем понравилось заниматься на уроке?

    11.Игра «Живые картинки».

        На столе игрушечные гараж и машина. Учитель называет слова: отъехал, подъехал, объехал, въехал (можно слова написать на доске). Один ученик показывает все движения с помощью машины.

        -Что общего в этих словах? ( Ъ )

     

                                       

               

     

     

            

                                                             

                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению. Тема: «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака» УМК «Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой

    На уроке создавались  условия для формирования понятия «Разделительный мягкий знак», указывалась роль разделительного мягкого знака в словах,совершенствовалась техника чтения....

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Письмо слов с орфограммами ча-ща, чу-щу"

    Урок в 1 классе по системе Л.В. Занкова разработан с требованиями ФГОС НОО. Указаны УУД, метапредметные задачи урока....

    Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России» Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.

    Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России»Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока:Образовательная: Формировать представление детей о звуке [ щ\' ], ...

    Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Чтение слов и слогов с буквой Ц»

    Цель: формировать навыки  плавного чтения слов по слогам, предложений и коротких текстов.Задачи:повторение и закрепление изученных букв; формирование умений  различать звуки на слух и в прои...