Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс.
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Липатова Галина Алексеевна

Основная концептуальная идея предмета заключается в том, что литера­турное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, ху­дожественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  • У обучающегося будут сформированы:
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
  • учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
  • Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
  • устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  •  обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

-- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.
  • Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
  • Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
  • Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

Обучающийся научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно  популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов);
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
  • Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Обучающийся научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
  • Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
  • отличать на практическом уровне прозаический текст
    от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
  • Творческая деятельность (только для художественных текстов)
  • Обучающийся научится:
  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

2. Содержание учебного предмета

 «Любите книгу» - включает диалоги, стихотворения, научно-познавательные статьи; фотографии, рисунки, репродукции картин, посвящённые развитию письменности на Руси, а также материалы по истории создания книги.

Основные понятия раздела: рукописная книга, книги (в форме свитка, складная книга Древнего Востока, из пергамента и берёсты).  Первые создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий; летописцы, старинные книги Древней Руси; красная строка, заставка, миниатюра; иллюстрация, художник – иллюстратор.

Основной методической задачей этого раздела является: развитие у детей интереса к книге как мудрому наставнику и другу. Учащиеся знакомятся с художниками – иллюстраторами книг, учатся соотносить иллюстрацию с текстом, на основе иллюстрации учатся извлекать необходимую информацию для создания собственного текста.

 «Краски осени» -   включает диалоги, стихотворения, загадки, народные приметы и пословицы, лирические зарисовки об осени, репродукции картин известных русских художников В. Поленова, А. Куинджи, Ф. Васильева, фотографии осенних пейзажей, произведения  русских поэтов, писателей.

Основные понятия раздела:  средства художественной выразительности  (эпитет, сравнение). Жанр (лирическое стихотворение), особенность жанра (рифма).

Основной методической задачей этого раздела  является: развитие умения учащихся видеть, как с помощью художественных средств автор создаёт удивительные зарисовки осенней природы; как с помощью слова раскрывает свои чувства, делится настроением. Учащиеся узнают, как художник с помощью цвета, тона, силы мазка создаёт свои пейзажные зарисовки.

 «Мир народной сказки» - включает сказки русского, корякского, нанайского народов. Знакомятся с первыми собирателями русских народных сказок: Александром Николаевичем Афанасьевым и Владимиром Ивановичем Далем. Продолжается знакомство со сказкам.

Основные понятия раздела: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка). Структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских сказок.

Основной методической задачей этого раздела является: знакомство учащихся с бытом, традициями, культурой разных народов. Кроме этого учащиеся выявляют основные специфические  особенности жанра сказки (как построена сказка). Определяют качества характера героев сказок разных народов.

 «Весёлый хоровод»-  включает произведения малых фольклорных жанров (заклички, небылицы, приговорки, потешки, перевёртыши). Знакомятся с авторскими произведениями, созданными на основе фольклора.

Основные понятия раздела. Малые жанры устного народного творчества: фольклор,(заклички, приговорки, потешки, небылицы, перевёртыши). Прикладное искусство, музей народного творчества; традиции русского народа (праздники, игры, гулянья).

Основной методической задачей этого раздела является: формирование интереса у учащихся к истории, предметам старины. Знакомятся с произведениями малых фольклорных жанров, сравнивают их с авторскими произведениями, учатся по аналогии  сочинять собственные произведения малых фольклорных жанров.

 «Мы – друзья» -   включает произведения русских писателей о дружбе, взаимоотношениях взрослых и детей.

Основные понятия раздела: нравственные ценности: доброжелательность, терпение, уважение, дружба. Жанр: рассказ , басня; герой рассказа, басни.

Основная методическая задача раздела: формирование представлений о таких нравственных ценностях, как терпение, доброжелательность, дружба. Учащиеся, читая произведения этого раздела, будут размышлять о том, кого можно назвать другом, приятелем. Дети будут знакомиться с особенностями таких жанров, как рассказ, басня; научатся давать характеристику герою рассказа и басни.

 «Здравствуй, матушка Зима!» -  включает произведения русских поэтов и писателей о зимней природе. О праздниках Нового года, Рождества.

Кроме того, дети читают и отгадывают загадки о зиме.

Основные понятия раздела: выразительное чтение лирических стихотворений (ритм, интонация, темп, настроение, логические паузы, знаки препинания).

Основная методическая задача раздела: научить детей читать лирические произведения, отражая настроение автора и выражая свои собственные чувства на основе прочитанного. Задача учителя  -  показать, как с помощью слова автор рисует удивительные картины зимней природы.

 «Чудеса случаются»- включает рубрику «Мои любимые писатели», в которой представлены произведения  русских и зарубежных писателей: А. С.Пушкина,  Д. Н. Мамина-Сибиряка,  Л. Н. Толстого,  К. И. Чуковского,  Дж. Харриса,  Э. Распе.

Основные понятия раздела: литературная (авторская) сказка. Герой литературной сказки. 

Основная методическая задача раздела: знакомство учащихся с особенностями литературной сказки, сравнение литературной сказки  с народной (находить общие мотивы, сходные сюжеты, похожих героев). Кроме того, при изучении этого раздела дети учатся по - разному  интерпретировать сказки, дополняя содержание.

 «Весна, весна! И всё ей радо!» -  включает диалоги, стихотворения, лирические зарисовки о весне, репродукции картин известных русских художников  А. Куинджи «Ранняя весна»,  И. Левитана «Ранняя весна». В этом разделе учащиеся впервые будут читать пьесу-сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия  (общение, сочувствие, сопереживание, сострадание). Жанр (стихотворение, рассказ), практическое сравнение  стихотворных и прозаических текстов, рассказ (опорные слова, микротема, заголовок).

Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей (сочувствие, сопереживание, сострадание)учащихся. Расширение представлений о взаимоотношениях человека и природы. Кроме того, дети выявляют специфические особенности рассказа, стихотворения. Учатся сравнивать прозаический и стихотворный текст. Готовят прозаический текст к пересказу. Главная задача – умение  определять главную мысль, делить текст на  на части, определять микротемы, составлять план, пересказывать произведение. В этом разделе дети знакомятся с художественными и научно-познавательными текстами о животных. Сравнивают их, учатся определять их специфические особенности.

 «Мои самые близкие и дорогие» - включает произведения русских писателей о близких и родных людях. На основе этих произведений  формируется система нравственно – этических ценностей.

Основные понятия раздела: нравственные ценности. Родина, народ, семья, родители, ответственность перед семьёй, перед страной.

Основная методическая задача раздела: формирование представлений о таких нравственных ценностях, как  любовь к своей семье, своей стране; уважение к своей семье, к своей стране; гордость за свою семью, за свою страну.

 «Люблю всё живое» -  Включает произведения отечественных писателей, составляющий золотой фонд детской литературы. Малые жанры фольклора, расширяющие представления учащихся о взаимоотношениях человека с животным миром, формирующие ответственное и бережное отношение  к живой природе.

Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия. Общение, сочувствие, сопереживание, сострадание. Жанр – стихотворение, рассказ. Практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов, рассказ – опорные слова, микротема, заголовок.

Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей: сочувствие, сопереживание, сострадание. Расширение представлений о взаимоотношениях человека и природы. Кроме того,  выявляют специфические особенности рассказа, стихотворения. Учатся сравнивать стихотворный и прозаический текст. Готовят прозаический текст к пересказу. Учатся определять главную мысль, делить текст на части определять микротемы, составлять план, пересказывать произведение. В этом разделе дети знакомятся  с художественными и научно – познавательными текстами о животных , сравнивают их, учатся определять их специфические особенности.

 «Жизнь дана на добрые дела» -  включает произведения писателей и поэтов, в которых рассказывается о  взаимоотношениях в семье, со сверстниками, со взрослыми. Авторы произведений приглашают поразмышлять, что такое четность, трудолюбие, взаимопомощь.

Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия  (взаимопомощь, трудолюбие, честность, сочувствие,).  Рассказ (заголовок, тема, главная мысль, микротема).

Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей на основе чтения  художественных текстов. Кроме того, дети учатся самостоятельно определять главную мысль произведения и,  используя пословицы, озаглавливать тексты, делить тексты на части, пересказывать в соответствии с планом.

Особенности работы с рубриками: общая характеристика рубрик,

методические задачи.

Учебник «Литературное чтение» для 2 класса включает 6 рубрик:

Мы идём в библиотеку (материал для проведения библиографического урока, урока внеклассного чтения);

Самостоятельное чтение (произведения, читаемые и обсуждаемые учащимися вместе с родителями в урочное или внеурочное время, обсуждаемые на уроке литературного или внеклассного чтения);

Семейное чтение (произведения, читаемые и обсуждаемые учащимися вместе с родителями.  Возможно обсуждение  этих произведений  на уроке литературного или внеклассного чтения);  

Наш театр (произведения, предлагаемые для инсценировки и драматизации);

Маленькие и большие секреты  страны Литературии (материал, предлагаемый для самостоятельной работы учащихся, для контроля и оценки результатов обучения,  закрепление теоретических понятий);

Мои любимые писатели (читают произведения известных русских и зарубежных авторов) 

       Обучение навыкам работы с книгами  является составной частью урока внеклассного чтения.

Урок внеклассного чтения включён в содержание уроков литературного чтения; проводится на основе рубрики «Мы идём в библиотеку». 

Техника чтения

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст  про себя без учета скорости.

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

Формирование приемов понимания прочитанного

  1. Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью.
  2. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
  3. Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
  4. Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
  5. Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль.
  6. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
  7. Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
  8. Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
  9. Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.  

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т. д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).

Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения.

Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Высказывание своего отношения к прочитанному.

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

     Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества.

«Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

     Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.

    Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).

          Тема и основная мысль произведения.

          Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, мумии-тролли и др.).

          Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

 Развитие устной и письменной речи

Обучение:

– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.

Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок.

III. Тематическое планирование

П/П

Раздел

Количество часов

Форма контроля

КИМы

Любите книгу

5

Проверочная работа

С.В.Кутявина  Поурочные разработки по литературному обучению к УМК «Перспектива» Л.Ф. Климановой и др.

Краски осени

7

Проверочная работа

Мир народной сказки

11

Проверочная работа

Весёлый хоровод

7

Проверочная работа

Мы — друзья

10

Проверочная работа

Здравствуй, матушка-зима!

10

Проверочная работа

Чудеса случаются

14

Проверочная работа

Весна, весна! И всё ей радо!

7

Проверочная работа

Мои самые близкие и дорогие

6

Проверочная работа

Люблю всё живое

13

Проверочная работа

Жизнь дана на добрые дела

12

Проверочная работа

Поурочное планирование по литературному чтению

(3ч в неделю, 102ч в год)

П/П

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Любите книгу

Вводный урок. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация. Любите книгу. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга — учитель… Г.Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М. Горький о книгах

1

Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси

 Н. Кончаловская. В монастырской келье…

1

Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная

литература для детей.  Мои любимые художники-иллюстраторы. В. Лебедев. А. Пахомов. Е. Чарушин

1

По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения.

1

По следам семейного чтения. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре

1

Краски осени

 Основные понятия раздела: сравнение, сборник

 Осень в художественном произведении А. Пушкина, С. Аксакова

1

Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи

1

А. Майков. Осень. С. Есенин. Закружилась листва золотая…Ф. Васильев. Болото в лесу. И. Токмакова. Опустел скворечник… А. Плещеев. Осень наступила… Повтор и темп чтения.

1

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.

Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

1

По следам самостоятельного чтения. Цвета осени. С. Маршак. Сентябрь. Октябрь. Л. Яхнин. Осень в лесу. Н. Сладков. Сентябрь.

1

По следам семейного чтения. С. Образцов. Стеклянный пруд. Создание

текста по аналогии. Наш театр. Инсценирование произведения Н. Сладкова «Осень»

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

 Проверочная работа.

1

Мир народной сказки

 Освоение основных понятий раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль

1

Русская народная сказка. Заячья избушка. Пересказ сказки по серии иллюстраций

1

Русская народная сказка. Лисичка-сестричка и волк. Восстановление событий сказки на основе рисунков.

Корякская сказка. Хитрая сказка. Сравнение героев сказок

1

Русская народная сказка. Зимовье зверей. Чтение сказки по ролям. У страха глаза велики. Составление плана сказки

 Белорусская сказка. Пых. Сравнение сказок

1

Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки.

1

По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. Идэ.

Главная мысль сказки

1

По следам семейное чтение. Русская народная сказка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Анализ сказки по вопросам учебника

1

Нанайская сказка. Айога. Выразительное чтение диалога.

Ненецкая сказка. Кукушка. Сравнение событий сказки

1

Наш театр. Лиса и журавль. Инсценирование сказки

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Сочинение описания лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений

1

Проверочная работа.

1

Весёлый хоровод

 Освоение основных понятий раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод

Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине

1

Проект «Мы идём в музей народного творчества». Подготовка экскурсии.

1

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

 Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи.

1

Мы идём в библиотеку. Знакомство со справочной литературой.

Самостоятельное чтение. Стихи Д. Хармса

1

Семейное чтение. К. Чуковский. Путаница. Небылица.

1

 

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод»

1

Мы — друзья

 Освоение основных нравственных понятий раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе

1

Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский. Настоящий друг. В. Орлов. Я и МЫ

1

Сочинение на основе рисунков.

1

Н. Носов. На горке. План-пересказ.

1

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

Самостоятельное чтение. С. Михалков. Как друзья познаются. Главная мысль.

1

Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Обсуждение проблемы «Как

найти друзей».

1

Семейное чтение. А. Гайдар. Чук и Гек. Обсуждение проблемы рассказа на уроке и в семье.

1

Наш театр. И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей. Инсценирование.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Здравствуй, матушка-зима!

  Освоение основных понятий раздела: выразительное чтение.

1

Проект. Готовимся к новогоднему празднику

1

Лирические стихотворения о зиме Ф. Тютчева. Чародейкою зимой…

А. Пушкина. Вот север, тучи нагоняя… С. Есенина. Берёза. Поёт зима,

аукает…

Средства выразительности: эпитет, сравнение

1

Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный. Рождественское.

К. Фофанов. Ещё те звёзды не погасли… Рассказ о празднике

1

К. Бальмонт. К зиме. Выразительное чтение

1

С. Маршак. Декабрь. Средства художественной выразительности:

олицетворение

1

А. Барто. Дело было в январе… Сказочное в лирическом стихотворении.    С. Дрожжин. Улицей гуляет… Выразительное чтение

1

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки

1

Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается…

1

Проверочная работа

1

Чудеса случаются

 Освоение основных понятий раздела: литературная сказка.

Мои любимые писатели. Сказки А. С. Пушкина

1

А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Герои сказки. Особенности

литературной сказки

1

А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Чему учит сказка?

1

Д. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки. Выставка книг

1

Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые

глаза, короткий хвост. Герои сказки. Особенности литературной сказки

1

Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Чему учит сказка?

1

Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик. Особенности литературной

сказки

Д. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок

1

Э. Распе. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности

литературной сказки

1

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки

1

Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки

1

Семейное чтение. Л. Толстой. Два брата

1

Наш театр. К. Чуковский. Краденое солнце

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

1

Проверочная работа

1

Весна, весна! И всё ей радо!

Освоение основных понятий раздела: олицетворение, воображение

Ф. Тютчев. Зима недаром злится… Приём контраста в лирическом стихотворении

1

Весна в лирических стихотворениях И. Никитина, А. Плещеева, И.Шмелёва, Т. Белозёрова и репродукция картины А. Куинджи.

Сравнение произведений

1

Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто.

Создание вопросов на основе прочитанных произведений

1

Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне

Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак. И. Токмакова.

Саша Чёрный

1

Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна»

Семейное чтение. А. Майков. Христос Воскрес! К. Крыжицкий. Ранняя весна

1

Наш театр. С. Маршак. Двенадцать месяцев. Инсценирование

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

 Проверочная работа

1

Мои самые близкие и дорогие

 Освоение основных нравственных понятий раздела:

семья, согласие, ответственность

Стихи о маме и папе. Р. Рождественский. Ю. Энтин. Б. Заходер.

Выразительное чтение

1

А. Барто. Перед сном. Р. Сеф. Если ты ужасно гордый… Рассказ о маме.

Дж. Родари. Кто командует? Главная мысль

1

Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме

1

Самостоятельное чтение. Э. Успенский. Если был бы я девчонкой.

Разгром. Б. Заходер. Никто

Семейное чтение. Л. Толстой. Отец и сыновья. Старый дед и внучек

1

Наш театр. Е. Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить. Инсценирование

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

1

Люблю всё живое

 Освоение основных нравственных понятий раздела: сочувствие, сопереживание

 Саша Чёрный. Жеребёнок. Авторское отношение к изображаемому

1

С. Михалков. Мой щенок. Дополнение содержания текста

1

Г. Снегирёв. Отважный пингвинёнок. Поступки героев

1

М. Пришвин. Ребята и утята. Составление плана

1

Е. Чарушин. Страшный рассказ. Составление плана на основе опорных слов

1

Сравнение художественного и научно-познавательного текста.

Н. Рубцов. Про зайца. Текст из энциклопедии. Заяц

1

Проект. Создание фотоальбома о природе. В. Берестов. С фотоаппаратом

1

Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки

1

Мои любимые писатели. В. Бианки. Хитрый лис и умная уточка. Состав-

ление плана на основе опорных слов

1

Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова.

Составление рассказа на основе серии картинок

1

Семейное чтение. В. Сухомлинский. Почему плачет синичка?

 Г. Снегирёв. Куда улетают птицы на зиму? Постановка вопросов к тексту

1

Наш театр. В. Бианки. Лесной колобок — колючий бок. Инсценирование. Шутки-минутки. В. Берестов. Заяц-барабанщик. Коза

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

 Проверочная работа

1

Жизнь дана на добрые дела

 Освоение основных нравственных понятий раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие

1

Какие дела самые важные. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах.

Л. Яхнин. Пятое время года. Силачи. Заголовок

1

В. Осеева. Просто старушка. Смысл заголовка

 Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим. Не смей!

1

А. Гайдар. Совесть. Е. Григорьева. Во мне сидит два голоса… Соотнесение содержание рассказа, стихотворения с пословицей

1

Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести»

1

И. Пивоварова. Сочинение. Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме». В. Осеева. Три товарища

1

Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели

1

Самостоятельное чтение. Н. Носов. Затейники. Подбор заголовка

 Н. Носов. Фантазёры. Чтение по ролям

1

Семейное чтение. И. Крылов. Лебедь, рак и щука. Смысл басни

1

Наш театр. С. Михалков. Не стоит благодарности

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  Обобщение по разделу

1

Проверочная работа

1

             

 Материал для проведения итоговой контрольной работы

                                                                Ветер и Солнце

       Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
      Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
    Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(164 слова)
(
К. Д. Ушинский)

Прочитай текст «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Солнце, Ветер, путешественник;
б) Солнце, Ветер;
в) Солнце, Ветер, Лошадь.

2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?

a) На лесной тропинке;
б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.

3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?

а) Кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;
в) кого из них больше любят.

4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи.

а) Из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.

5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.

a) Ехал всё дальше и дальше;
б) крепче закутывался;
в) надел свой плащ в рукава;
г) ворчал на непогоду;
д) подвязался поясом.

6. Восстанови последовательность действий Солнца.

а) Выглянуло; 
б) улыбнулось; 
в) осушило; 
г) обогрело.

7. Выпиши из текста определения, данные автором Ветру.

8. Дай свою характеристику Солнцу.

9. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор.

10. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...