Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная риторика»
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения особое внимание уделяется формированию коммуникативных компетенций школьника, так как признание его активной роли в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками, от установления контактов до организации совместной деятельности и налаживания межличностных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_ritorika.doc | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углублённым изучением отдельных предметов»
города Котовска Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
для утверждения МБОУ «СОШ №3 УИОП»
Методическим Советом № ______от ______20 г.
МБОУ «СОШ №3 с УИОП» Директор школы:
______________ 20 г. _________________
протокол № _______ Н.В.Аверин
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Занимательная риторика»
социально-педагогической направленности
(для детей школьного возраста 9 - 10 лет)
Составитель: Пачина Е.В.,
учитель начальных классов
Срок реализации – 1 год
Год разработки - 2015
Пояснительная записка
В феврале 2010 года была утверждена инициатива "Наша новая школа", в которой отмечается, что школа является критически важным элементом в процессе модернизации и инновационном развитии России. Определено, что главными задачами современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Одним из направлений развития общего образования является переход на новые образовательные стандарты.
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения особое внимание уделяется формированию коммуникативных компетенций школьника, так как признание его активной роли в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками, от установления контактов до организации совместной деятельности и налаживания межличностных отношений.
И вот здесь помочь может риторика - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию, в основе которой лежат благородные методические идеи, цементирующие, объединяющие весь курс начальной школы, – это идеи воспитания внимания, уважения, доброго отношения к людям, желания контактировать, сотрудничать, находить компромисс; овладевать умением слушать и понимать собеседника, пользоваться свободой и красотой слова для самовыражения и осуществления жизненных задач и идеалов.
Цель: научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, с которыми они сталкиваются в жизни.
Задачи
воспитания: воспитание культуры обращения с книгой, формирование у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
развития: развитие интереса к русскому языку, литературному чтению как к учебному предмету, развитие смекалки и сообразительности, приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе, развитие умения пользоваться разнообразными словарями;
обучения: формирование у детей универсальных учебных действий (личностных метапредметных) на межпредметном уровне, углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке, совершенствование общего языкового развития учащихся,
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Т. А. Ладыженской и Н. В. Ладыженской «Риторика» для 1-4 классов начальной школы. По словам Т.А. Ладыженской риторику необходимо изучать для того, «чтобы вызвать у учащихся размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность».
В структуре курса риторики можно выделить два направления работы: первое даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением. Второе - развивает умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. Курс даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении). О речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Планируемые результаты:
личностные:
- овладение начальными навыками адаптации в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
метапредметные:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- умение слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
предметные:
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
- овладение умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Объем учебного времени, отводимого на изучение курса – 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени – 72 часа.
Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игры, «устные журналы», проекты.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.
Основные методы и технологии:
- технология дифференцированного обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств учащегося.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Наименование тем | Количество часов (на 36 недель) | |
аудиторных (теория) | внеаудиторных (практика) | |||
всего | ||||
ОБЩЕНИЕ | ||||
1 | ЕСЛИ ТЫ ОДИН НА СВЕТЕ БУДЕМ ОБЩАТЬСЯ | Плохо одному | 2/2 | |
4 | ||||
2 | ПРИВЕТСТВИЕ | Здравствуйте! Привет! Доброе утро! Добрый вечер! Знайкина школа. Компьютерная программа «Приветствие» | 2/2 | |
4 | ||||
3 | ВЫВЕСКИ | Проект «Вывески» | 1/1 | |
2 | ||||
4 | СЛОВО ВЕСЕЛИТ СЛОВО ОГОРЧАЕТ СЛОВО УТЕШАЕТ | Слово веселит, огорчает, утешает | 2/2 | |
4 | ||||
ДАВАЙТЕ ДОГОВОРИМСЯ ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ | Давайте договоримся Поиграем вместе | 2/2 | ||
4 | ||||
РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ | ||||
6 | УСТНАЯ РЕЧЬ ГРОМКО-ТИХО БЫСТРО-МЕДЛЕННО УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ | Говорим и пишем Громко – тихо Быстро – медленно От чистоговорки к скороговорке Узнай по голосу | 2/2 | |
4 | ||||
7 | РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ | Разговор по телефону | 1/1 | |
2 | ||||
8 | МИМИКА И ЖЕСТЫ | Мимика и жесты | 2/2 | |
4 | ||||
9 | ПРОЩАНИЕ | До свидания, счастливого пути! | 1/1 | |
2 | ||||
10 | КАК СЕБЯ ВЕСТИ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА | Как вести себя во время разговора | 2/2 | |
4 | ||||
11 | БЛАГОДАРНОСТЬ | Спасибо! Подарок. Умей благодарить! | 2/2 | |
4 | ||||
12 | НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА | Проект «Новогодняя сказка» | 2/2 | |
4 | ||||
ТЕКСТ | ||||
13 | ТЕКСТ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ ЗАГОЛОВКИ – ОТГАДКИ ЗАГОЛОВКИ – НАЗВАНИЯ ЗАГОЛОВКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ | Текст – что это такое. О чем можно узнать из заголовка | 2/2 | |
4 | ||||
14 | ИЗВИНЕНИЕ | Извинение. От учтивых слов… | 2/2 | |
4 | ||||
15 | ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ СЛОВА | Проект «Очень важные слова» | 1/1 | |
2 | ||||
16 | ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ | Знакомые незнакомцы | 1/1 | |
2 | ||||
17 | КЛЮЧ К ТЕКСТУ ЗАГАДКИ | Ключ к тексту | 1/1 | |
2 | ||||
18 | ЗНАКИ В ТЕКСТЕ | Какой текст легче прочитать | 1/1 | |
2 | ||||
19 | РИФМА | Рифма | 1/1 | |
2 | ||||
20 | КАК ПОСТРОЕН ТЕКСТ НАЧАЛО – КОНЕЦ НАШИ СЧИТАЛКИ | Как построен текст Начало – конец Сочиняем считалку | 2/2 | |
4 | ||||
21 | ОБРАЩЕНИЕ | Обращение. Я обращаюсь к тебе (к вам) | 2/2 | |
4 | ||||
22 | МАЛЕНЬКИЕ ТЕКСТЫ ЧТО ЛУЧШЕ И ЧТО ХУЖЕ ЯЗЫКА | Проект «Сочиняем сказку» Маленькие тексты Рассуждение Эзопа | 2/2 | |
4 |
Всего часов: 72
Содержание программы
Введение в риторику | Риторика повседневного общения | Риторика повседневного и делового общения | |||||
1. Общение. | |||||||
Для чего люди общаются. Понятие о риторике. | Как люди общаются. Речевая ситуация: кто говорит (пишет) – кому (адресат) – с какой целью. Твой адресат (кому ты говоришь – пишешь). | Цели (задачи) общения. Твои цели (задачи) общения. | Общение – общительность – общительный человек. Твоя общительность. | ||||
Виды общения | |||||||
Устное и письменное общение. Словестное (вербальное) и несловестное (невербальное) общение. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устное речи. | Общение в быту (обыденное, повседневное): один – один; один – немного (личное). | Общение в официальной (деловой) обстановке (класс, музей, кабинет директора школы и т.д.): один - много; один – один (межличностное). | Общение для контакта и для сообщения информации (фатическое – нефатическое). | ||||
Речевой этикет | |||||||
В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость). Вежливо – невежливо – грубо. Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания, благодарности. | Вежливые (этикетные) слова (словосочетания). Тон вежливой речи. Обращение к знакомым и незнакомым людям. Способы выражения (этикетные формы выражения) извинения, просьбы. Вежливый отказ (в просьбе) | Одобрение, похвала (комплимент). Приглашение, поздравление (устное и письменное). | Способы выражения согласия, вежливое возражение в споре (спор, но не ссора). Утешение, сочувствие (способы выражения). | ||||
Речевая деятельность | |||||||
Слушание (аудирование). Слушать и слышать. Правила для слушающего (учимся слушать собеседника, учителя и т.д.). Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп говоримой речи. Правила для говорящих (собеседников). Чтение. Ознакомительное (знакомимся с книгой, журналом, газетой). Приемы ознакомительного чтения. Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чем нам говорит шрифт). | Говорить – слушать; читать – писать (что общего, чем отличаются). Приемы слушания: фиксация заголовка и ключевых (опорных) слов. Неподготовленная (спонтанная) и подготовленная речь. Изучающее чтение (учимся читать учебную книгу). Приемы чтения: постановка вопроса к заголовку, выделение ключевых слов. Способы правки текста: вычеркивание ненужного (лишнего), включение недостающего материала. | Говорить – писать; слушать – читать (что общего, чем отличаются). Приемы слушания: составление плана. Сигналы (словесные и несловесные) внимательного слушателя. Основной тон, смысловое (логическое) ударение. Способы подготовки к устному высказыванию (к подготовленной устной речи) в разных ситуациях общения. Приемы чтения: постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана. Способ правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений. | Основные этапы речевой деятельности ( до того как сказал, написал, прочитал, услышал, в процессе и после того). Приемы слушания: составление опорного конспекта ( в форме таблицы, схемы, с использованием рисунков, символов). Особенности спонтанного говорения. Приемы чтения: составление опорного конспекта (как при слушании). Как править текст: первичное чтение, вторичное и отсроченное чтение текста. | ||||
Правильная и хорошая (эффективная) речь | |||||||
Речь правильная (соответствующая нормам литературного языка). Речь неправильная. Речь хорошая (эффективная). | Коммуникативная удача. Точность речи. Фактические ошибки. Нормы – что это такое. Зачем нужны нормы. (Надо – нельзя). Коммуникативная неудача. Богатство языка. Богатство твоей речи. | Отклонения от нормы. Правильно – неправильно – допустимо. Нормативные словари (в т.ч. и для школьников). Коммуникативные промахи. Штампы. Выразительность речи. Твои находки. Словарь эпитетов. Словарь языка писателей. | |||||
2. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ Текст. | |||||||
Что такое текст. Тема и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные сигналы смысловых частей текста. | Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Основные структурно-смысловые части текста (начало, средняя часть, концовка). | Начальное (первое) и конечное (последнее) предложения, как признаки текста. Замысел текста, его воплощение. Смысловая целостность текста. | Связность текста. Виды связи предложений в тексте. Средства связи частей и предложений в тексте. | ||||
Типы текстов. Речевые жанры | |||||||
Речь разговорная. Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Речь разговорная с элементами художественной речи. Сказочные истории. Считалки, ритм, рифма, звукозапись в считалке. | Устный подробный пересказ как текст, созданный на основе исходного. Диалогический и монологический тексты. Основные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Речь учебно-научная. Рассуждение с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Описание в учебно-научной речи. Сравнительное описание с целью различения схожих предметов. Правило сравнения. Речь разговорная. Разговор в быту (семейный разговор). Отзыв – отклик (экспромт) о книге, фильме, радио-, телепередаче. Разговорная речь с элементами художественной речи. Невыдуманный рассказ Газетный (публицистический) стиль. Тексты и фотографии в газете. | Сжатый пересказ (устный и письменный) как текст, созданный на основе исходного. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе исходного. Речь учебно-научная. Рассуждение с включением цитаты как способа доказательства. Описательная характеристика предмета (понятия), ее особенности. Сравнительное описание с целью обобщения. Речь разговорная. Доверительный рассказ, его особенности. Письмо личное (знакомому, близкому человеку). Разговорная речь с элементами художественной речи. Веселый рассказ. Газетный (публицистический) стиль. Письмо в газету. | Сжатый пересказ (изложение) сказанного собеседником в процессе обсуждения вопроса (темы, проблемы). Речь учебно-научная. Рассуждения с несколькими доказательствами. Вывод в рассуждении. Определение (дефиниция), его структура. Элементарная сравнительная характеристика. Словарная статья. Речь разговорная. Микродискуссия на темы поведения людей, их поступков, на этические темы. Коллективный дневник класса. Разговорная речь с элементами художественной речи. Рассказ о себе (о своей жизни). Газетно – информационный стиль. Хроника. Информационная заметка в газету. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | ТЕМА | Основное содержание занятия | кол-во часов | формы и методы работы | Виды деятельности | Виды конт-роля | Время проведения | |||
всего | теория | практика | план | факт |
1 | Плохо одному | Для чего люди общаются. Понятие о риторике. | 4 | 2 | 2 | Лекция, практическое занятие с элементами игр. | самостоятельная работа; работа | тематический | ||
2 | Здравствуйте! Привет! Доброе утро! Добрый вечер! Знайкина школа. Компьютер ная программа «Приветст вие» | В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость). Вежливо – невежливо – грубо. Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания, благодарности | 4 | 2 | 2 | Беседа, практическое занятие с использованием дидактических и раздаточных материалов. | работа в парах, творческие работы | текущий | ||
3 | Вывески | Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чем нам говорит шрифт). | 2 | 1 | 1 | Лекция, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; | проектная деятельность, | Проектная деятельность | ||
4 | Слово веселит, огорчает, утешает | Речь разговорная. Доверительный рассказ, его особенности. Письмо личное (знакомому, близкому человеку). Разговорная речь с элементами художественной речи. Веселый рассказ. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, Анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | самостоятельная работа; работа | тематический | ||
5 | Давайте договоримся Поиграем вместе | Общение для контакта и для сообщения информации (фактическое – нефактическое). | 4 | 2 | 2 | Беседа; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | работа в парах | Практическая работа | ||
6 | Говорим и пишем Громко – тихо Быстро – медленно От чистоговорки к скороговорке Узнай по голосу | Речь разговорная с элементами художественной речи. Сказочные истории. Считалки, ритм, рифма, звукозапись в считалке | 4 | 2 | 2 | Лекция, практическое занятие, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; | творческие работы | тематический | ||
7 | Разговор по телефону | Речь разговорная. Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). | 2 | 1 | 1 | Лекция, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, | работа в парах, | текущий | ||
8 | Мимика и жесты | Устное и письменное общение. Словестное (вербальное) и несловестное (невербальное) общение. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устное речи. | 4 | 2 | 2 | Лекция, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | творческие работы | тематический | ||
9 | До свидания, счастливого пути! | В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость). Вежливо – невежливо – грубо. Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания, благодарности. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; | самостоятельная работа; работа | Практическая работа | ||
10 | Как вести себя во время разговора | Обращение к знакомым и незнакомым людям. Способы выражения (этикетные формы выражения) извинения, просьбы. Вежливый отказ (в просьбе) | 4 | 2 | 2 | Лекция, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, | работа в парах, | тематический | ||
11 | Спасибо! Подарок. Умей благодарить! | Одобрение, похвала (комплимент). Приглашение, поздравление (устное и письменное). | 4 | 2 | 2 | Беседа, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | творческие работы | текущий | ||
12 | Новогодняя сказка | Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп говоримой речи. Правила для говорящих (собеседников). | 4 | 2 | 2 | Лекция; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с текстом; | проектная деятельность, | Проектная деятельность | ||
13 | Текст – что это такое. О чем можно узнать из заголовка | Что такое текст. Тема и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные сигналы смысловых частей текста. | 4 | 2 | 2 | Лекция, анализ и просмотр текстов; | самостоятельная работа; работа | тематический | ||
14 | Извинение. От учтивых слов… | Способы выражения согласия, вежливое возражение в споре (спор, но не ссора). Утешение, сочувствие (способы выражения). | 4 | 2 | 2 | Лекция, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | работа в парах, | текущий | ||
15 | Очень важные слова | В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость). Вежливо – невежливо – грубо. Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания, благодарности | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, | работа в парах, творческие работы | тематический | ||
16 | Знакомые незнакомцы | Обращение к знакомым и незнакомым людям. Способы выражения (этикетные формы выражения) извинения, просьбы. Вежливый отказ (в просьбе) | 2 | 1 | 1 | Лекция, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; | самостоятельная работа; работа | Практическая работа | ||
17 | Ключ к тексту | Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. | 2 | 1 | 1 | Лекция, Анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа | самостоятельная работа; работа | текущий | ||
18 | Какой текст легче прочитать | Связность текста. Виды связи предложений в тексте. Средства связи частей и предложений в тексте. | 2 | 1 | 1 | Лекция, практическое занятие Анализ и просмотр текстов | самостоятельная работа; работа | Практическая работа | ||
19 | Рифма | Считалки, ритм, рифма, звукозапись в стихотворении. | 2 | 1 | 1 | Лекция, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, считалок, рифмовок, ребусов, головоломок. | творческие работы | текущий | ||
20 | Как построен текст Начало – конец Сочиняем считалку | Основные структурно-смысловые части текста (начало, средняя часть, концовка). | 4 | 2 | 2 | Лекция, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, | проектная деятельность, работа в парах, творческие работы | Проектная деятельность | ||
21 | Обращение. Я обращаюсь к тебе (к вам) | Коммуникативная удача. Точность речи. Фактические ошибки. Нормы – что это такое. Зачем нужны нормы. (Надо – нельзя). Коммуникативная неудача. Богатство языка. Богатство твоей речи. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практическое занятие индивидуальная и групповая работа | самостоятельная работа; работа | тематический | ||
22 | Сочиняем сказку Маленькие тексты Рассуждение Эзопа | Коммуникативные промахи. Штампы. Выразительность речи. Твои находки. Словарь эпитетов. | 4 | 2 | 2 | Лекция, практическое занятие Анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; | проектная деятельность, творческие работы | Проектная деятельность |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель русского языка и литературы, либо любой другой специалист в области филологии, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием в учебном кабинете, отвечающим требованиям ФГОС и нормам СаНПин.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная риторика» используется:
- наличие лингвистических словарей: Орфоэпический словарь русского языка для школьников / сост. О.А. Михайлова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.; Фразеологизмы в русской речи: Словарь-справочник / Сост. Н.В. Баско. – М.: Флинта: Наука, 2002.; Михайлова О.А. Словарь антонимов русского языка. – М.: Эксмо, 2007.; Словарь синонимов русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Астрель, 2001.; Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо, 2006.
- наличие карточек с играми и заданиями: http://www.centrdetochki.ru/index.ph, http://www.nikulicheva.narod.ru/rit1.htm,
- наличие текстов для работы на занятиях;
- подборка видеофрагментов: http://vashgolos7.ru/ritorika-dlya-detej.html, http://vk.com/ritorikakids,
- подборка печатных изданий: Детская риторика: Методические рекомендации. Ладыженская Н.В. и др. - Баллас, С-Инфо, 2005.;Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Методические рекомендации. Ладыженская Т.А. и др. - Баллас, С-Инфо, 2006. и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор;
- набор ЦОР по русскому языку и литературному чтению: http://school-collection.edu.ru/, http://nikulicheva.narod.ru/rit1.htm, http://www.museum.ru/.
Список литературы
Для учащихся:
- 1.Грудцына Н.Г. Азбука общения: Книга для учащихся. – Самара, 2014.
- 2. Детская риторика: 1 – IV классы / под ред. Т.А.Ладыженской._М.,2013.
Для педагога:
- Л.С.Кузина . Программа курса внеурочной деятельности «Риторика».
- М.Э. Сафонова. Возможности уроков риторики в развитии нравственных качеств учащихся.
- Ю.Р. Заика. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: итоги экспериментальной деятельности.
- Ладыженская Т.А. и др .Концепция и программа детской риторики: 1-1У классы//Н. ш.-М.,2011.-№7.
- Ладыженская Т.А. Курс школьной риторики: У-Х1 классы// Русская словесность.- М.,2012.-№2.
- Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателей риторики в школе.- Самара, 2011.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2009 г.
- Волина В. В. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2005
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по чтению для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2005.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2009 г.
Рецензия
на дополнительную
программу «Занимательная риторика»
социально-педагогической направленности
(Пачина Е.В., учитель начальной школы МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области.)
Данная программа предназначена для учащихся 1 - 4 классов и соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Следует отметить, что содержание программы ориентировано на формирование первичных навыков общения и ораторского искусства, становление культуры личности, обучение этикету. Программа включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовой программе.
Программа «Занимательная риторика» предназначена для приобретения важнейших навыков риторики, помогает научиться правильно говорить и грамотно строить свою речь, содержит знания, вызывающие познавательный интерес у учащихся к изучению риторики.
Практические занятия, предусмотренные в программе: игры, тренинги, проектная деятельность, проведение различного вида тестов. Содержание материала программы соответствует поставленным целям и задачам обучения: воспитание грамотных и воспитанных людей, обладающих навыками ораторского искусства. Программа содержит разнообразные темы, направленные на формирование первичных навыков ораторского искусства, этикета. Изучение таких тем, как: «Приветствие», «Прощание», «Благодарность», «Извинение», «Очень важные слова», способствует воспитанию в учащихся вежливой, воспитанной личности, способной грамотно преодолевать препятствия, возникающие в процессе общения. Темы «Если ты один на белом свете», «Слово веселит, слово огорчает», «Давайте договоримся», «Знакомые незнакомцы» помогает формированию личности учащихся. «Текст – что это такое», «Рифма», «Как построен текст», «Наши считалки» - помогают формированию письменных навыков, приобретению новых знаний в плане работы с текстом.
Блок «Методическое обеспечение программы» представлен достаточно полным описанием форм проведения занятий, дидактического материала, тематикой практикумов. Программа соответствует требованиям, предъявляемым к программам дополнительного образования детей. Данный курс углубляет и расширяет знания, умения, навыки, предполагаемые учебной общеобразовательной программой по русскому языку и чтению в начальной школе.
Руководитель кафедры начальных классов
МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска
Никольская Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса.
Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематический план на 34 часа....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
Программа кружка для 1 класса...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
Дополнительная образовательная программа «Занимательная грамматика» рассчитана на учащихся 7-8 лет и ориентирована на развитие познавательной активности, само...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная грамматика»
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащим...