Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная риторика»
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Пачина Елена Валентиновна

В Федеральных государственных  образовательных стандартах второго поколения  особое внимание уделяется формированию коммуникативных компетенций школьника, так как признание его активной роли в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками, от установления контактов до организации совместной деятельности и налаживания межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_ritorika.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углублённым изучением отдельных предметов»

города Котовска Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована                                                      Утверждена приказом

для утверждения                                                                          МБОУ «СОШ №3 УИОП»

Методическим Советом                                                              № ______от ______20    г.

МБОУ «СОШ №3 с УИОП»                                                          Директор школы:                        

 ______________ 20    г.                                                                           _________________  

  протокол № _______                                                                                            Н.В.Аверин

Дополнительная

общеразвивающая программа

«Занимательная риторика»

социально-педагогической направленности

(для детей  школьного возраста  9 - 10 лет)

Составитель: Пачина Е.В.,

учитель начальных классов

             Срок реализации – 1 год

Год разработки - 2015

Пояснительная записка

                В феврале 2010 года была утверждена  инициатива "Наша новая школа", в которой отмечается, что школа является критически важным элементом в процессе модернизации и инновационном развитии России. Определено, что  главными  задачами  современной школы  является  раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Одним из направлений развития общего образования является переход на новые образовательные стандарты.
             
В Федеральных государственных  образовательных стандартах второго поколения  особое внимание уделяется формированию коммуникативных компетенций школьника, так как признание его активной роли в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками, от установления контактов до организации совместной деятельности и налаживания межличностных отношений.

             И вот здесь помочь  может   риторика   - наука   о законах   подготовки   и произнесения   публичной  речи с   целью   оказания    желаемого воздействия  на  аудиторию, в основе которой лежат благородные методические идеи, цементирующие, объединяющие весь курс начальной школы, – это идеи воспитания внимания, уважения, доброго отношения к людям, желания контактировать, сотрудничать, находить компромисс; овладевать умением слушать и понимать собеседника, пользоваться свободой и красотой слова для самовыражения и осуществления жизненных задач и идеалов.

          Цель: научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, с которыми они  сталкиваются в жизни.

     Задачи 

воспитания: воспитание культуры обращения с книгой, формирование у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  развития: развитие интереса к русскому языку, литературному чтению как к учебному предмету, развитие смекалки и сообразительности, приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе, развитие умения пользоваться разнообразными словарями;

 обучения: формирование у детей универсальных учебных действий (личностных  метапредметных) на межпредметном уровне, углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке, совершенствование общего языкового развития учащихся,

          Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе авторской программы Т. А. Ладыженской и Н. В. Ладыженской «Риторика» для 1-4 классов начальной школы. По словам Т.А. Ладыженской    риторику необходимо изучать для того, «чтобы вызвать у учащихся размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность».

        В структуре курса риторики можно выделить два направления работы: первое даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением. Второе - развивает умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. Курс даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении). О речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

 Планируемые результаты: 

личностные:

  • овладение начальными навыками адаптации в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и  эмоционально-нравственной отзывчивости;

метапредметные:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
  • умение слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;

предметные:

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
  • овладение умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного  решения коммуникативных   задач.

Объем учебного времени, отводимого  на изучение курса – 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени – 72 часа.

Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игры, «устные журналы», проекты.

В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.

Основные методы и технологии:

  • технология дифференцированного обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

       Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств   учащегося.

               

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Наименование тем

Количество часов

 (на 36 недель)

аудиторных (теория)

внеаудиторных (практика)

всего

ОБЩЕНИЕ

1

ЕСЛИ ТЫ ОДИН НА СВЕТЕ БУДЕМ ОБЩАТЬСЯ

Плохо одному

2/2

4

2

ПРИВЕТСТВИЕ

Здравствуйте! Привет!

Доброе утро! Добрый вечер!

Знайкина школа.

Компьютерная программа «Приветствие»

2/2

4

3

ВЫВЕСКИ

Проект «Вывески»

1/1

2

4

СЛОВО ВЕСЕЛИТ

СЛОВО ОГОРЧАЕТ

СЛОВО УТЕШАЕТ

Слово веселит, огорчает, утешает

2/2

4

ДАВАЙТЕ ДОГОВОРИМСЯ

ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ

Давайте договоримся

Поиграем вместе

2/2

4

РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ

6

УСТНАЯ РЕЧЬ

ГРОМКО-ТИХО

БЫСТРО-МЕДЛЕННО

УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ

Говорим и пишем

Громко – тихо

Быстро – медленно

От чистоговорки к скороговорке

Узнай по голосу

2/2

4

7

РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ

Разговор по телефону

1/1

2

8

МИМИКА И ЖЕСТЫ

Мимика и жесты

2/2

4

9

ПРОЩАНИЕ

До свидания, счастливого пути!

1/1

2

10

КАК СЕБЯ ВЕСТИ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА

Как вести себя во время разговора

2/2

4

11

БЛАГОДАРНОСТЬ

Спасибо! Подарок. Умей благодарить!

2/2

4

12

НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА

Проект «Новогодняя сказка»

2/2

4

ТЕКСТ

13

ТЕКСТ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ

ЗАГОЛОВКИ – ОТГАДКИ

ЗАГОЛОВКИ – НАЗВАНИЯ

ЗАГОЛОВКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

Текст – что это такое.

О чем можно узнать из заголовка

2/2

4

14

ИЗВИНЕНИЕ

Извинение. От учтивых слов…

2/2

4

15

ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ СЛОВА

Проект «Очень важные слова»

1/1

2

16

ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ

Знакомые незнакомцы

1/1

2

17

КЛЮЧ К ТЕКСТУ ЗАГАДКИ

Ключ к тексту

1/1

2

18

ЗНАКИ В ТЕКСТЕ

Какой текст легче прочитать

1/1

2

19

РИФМА

Рифма

1/1

2

20

КАК ПОСТРОЕН ТЕКСТ

НАЧАЛО – КОНЕЦ

НАШИ СЧИТАЛКИ

Как построен текст

Начало – конец

Сочиняем считалку

2/2

4

21

ОБРАЩЕНИЕ

Обращение. Я обращаюсь к тебе (к вам)

2/2

4

22

МАЛЕНЬКИЕ ТЕКСТЫ

ЧТО ЛУЧШЕ И ЧТО ХУЖЕ ЯЗЫКА

Проект «Сочиняем сказку»

Маленькие тексты

Рассуждение Эзопа

2/2

4

                                           Всего часов:                                                       72

Содержание  программы

Введение в риторику

Риторика повседневного общения

Риторика повседневного и делового общения

1. Общение.

Для чего люди общаются. Понятие о риторике.

Как люди общаются. Речевая ситуация: кто говорит (пишет) – кому (адресат) – с какой целью. Твой адресат (кому ты говоришь – пишешь).

Цели (задачи) общения. Твои цели (задачи) общения.

Общение – общительность – общительный человек. Твоя общительность.

Виды общения

Устное и письменное общение. Словестное (вербальное) и несловестное (невербальное) общение. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устное речи.

Общение в быту (обыденное, повседневное): один – один; один – немного (личное).

Общение в официальной (деловой) обстановке (класс, музей, кабинет директора школы и т.д.): один - много; один – один (межличностное).

Общение для контакта и для сообщения информации (фатическое – нефатическое).

Речевой этикет

В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).

Вежливо – невежливо – грубо.

Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания, благодарности.

Вежливые (этикетные) слова (словосочетания). Тон вежливой речи.

Обращение к знакомым и незнакомым людям. Способы выражения (этикетные формы выражения) извинения, просьбы. Вежливый отказ (в просьбе)

Одобрение, похвала (комплимент). Приглашение, поздравление (устное и письменное).

Способы выражения согласия, вежливое возражение в споре (спор, но не ссора). Утешение, сочувствие (способы выражения).

Речевая деятельность

Слушание (аудирование).

Слушать и слышать.

Правила для слушающего (учимся слушать собеседника, учителя и т.д.).

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп говоримой речи. Правила для говорящих (собеседников).

Чтение. Ознакомительное (знакомимся с книгой, журналом, газетой). Приемы ознакомительного чтения.

Письменная речь.

Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чем нам говорит шрифт).

Говорить – слушать; читать – писать (что общего, чем отличаются).

Приемы слушания: фиксация заголовка и ключевых (опорных) слов.

Неподготовленная (спонтанная) и подготовленная речь.

Изучающее чтение (учимся читать учебную книгу).

Приемы чтения: постановка вопроса к заголовку, выделение ключевых слов.

Способы правки текста: вычеркивание ненужного (лишнего), включение недостающего материала.

Говорить – писать; слушать – читать (что общего, чем отличаются).

Приемы слушания: составление плана.

Сигналы (словесные и несловесные) внимательного слушателя.

Основной тон, смысловое (логическое) ударение.

Способы подготовки к устному высказыванию (к подготовленной устной речи) в разных ситуациях общения.

Приемы чтения: постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана.

Способ правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений.

Основные этапы речевой деятельности ( до того как сказал, написал, прочитал, услышал, в процессе и после того).

Приемы слушания: составление опорного конспекта ( в форме таблицы, схемы, с использованием рисунков, символов).

Особенности спонтанного говорения.

Приемы чтения: составление опорного конспекта (как при слушании).

Как править текст: первичное чтение, вторичное и отсроченное чтение текста.

Правильная и хорошая (эффективная) речь

Речь правильная (соответствующая нормам литературного языка).

Речь неправильная.

Речь хорошая (эффективная).

Коммуникативная удача.

Точность речи.

Фактические ошибки.

Нормы – что это такое. Зачем нужны нормы.

(Надо – нельзя).

Коммуникативная неудача.

Богатство языка.

Богатство твоей речи.

Отклонения от нормы. Правильно – неправильно – допустимо.

Нормативные словари (в т.ч. и для школьников).

Коммуникативные промахи.

Штампы. Выразительность речи. Твои находки. Словарь эпитетов. Словарь языка писателей.

2. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Текст.

Что такое текст.

Тема и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные сигналы смысловых частей текста.

Тематическое единство как признак текста.

Типы заголовков.

Основная мысль текста.

Основные структурно-смысловые части текста (начало, средняя часть, концовка).

Начальное (первое) и конечное (последнее) предложения, как признаки текста. Замысел текста, его воплощение. Смысловая целостность текста.

Связность текста. Виды связи предложений в тексте. Средства связи частей и предложений в тексте.

Типы текстов. Речевые жанры

Речь разговорная.

Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Речь разговорная с элементами художественной речи.

Сказочные истории.

Считалки, ритм, рифма, звукозапись в считалке.

Устный подробный пересказ как текст, созданный на основе исходного. Диалогический и монологический тексты.

Основные типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Речь учебно-научная. Рассуждение с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении.

Описание в учебно-научной речи.

Сравнительное описание с целью различения схожих предметов.

Правило сравнения.

Речь разговорная. Разговор в быту (семейный разговор).

Отзыв – отклик (экспромт) о книге, фильме, радио-, телепередаче.

Разговорная речь с элементами художественной речи. Невыдуманный рассказ

Газетный (публицистический) стиль. Тексты и фотографии в газете.

Сжатый пересказ (устный и письменный) как текст, созданный на основе исходного.

Выборочный пересказ как текст, созданный на основе исходного.

Речь учебно-научная. Рассуждение с включением цитаты как способа доказательства.

Описательная характеристика предмета (понятия), ее особенности.

Сравнительное описание с целью обобщения.

Речь разговорная. Доверительный рассказ, его особенности.

Письмо личное (знакомому, близкому человеку).

Разговорная речь с элементами художественной речи.

Веселый рассказ.

Газетный (публицистический) стиль. Письмо в газету.

Сжатый пересказ (изложение) сказанного собеседником в процессе обсуждения вопроса (темы, проблемы).

Речь учебно-научная. Рассуждения с несколькими доказательствами. Вывод в рассуждении.

Определение (дефиниция), его структура.

Элементарная сравнительная характеристика.

Словарная статья.

Речь разговорная.

Микродискуссия на темы поведения людей, их поступков, на этические темы.

Коллективный дневник класса.

Разговорная речь с элементами художественной речи.

Рассказ о себе (о своей жизни).

Газетно – информационный стиль.

Хроника.

Информационная заметка в газету.

                 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

ТЕМА

Основное содержание занятия

кол-во часов

формы и методы работы

Виды

деятельности

Виды конт-роля

Время проведения

всего

теория

практика

план

факт

1

Плохо одному

Для чего люди общаются. Понятие о риторике.

4

2

2

Лекция, практическое занятие с элементами игр.

самостоятельная работа; работа
в группах;

тематический

2

Здравствуйте! Привет!

Доброе утро! Добрый вечер!

Знайкина школа.

Компьютер

ная программа «Приветст

вие»

В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).

Вежливо – невежливо – грубо.

Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания, благодарности

4

2

2

Беседа, практическое занятие с использованием дидактических и раздаточных материалов.

работа в парах, творческие работы

текущий

3

Вывески

Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чем нам говорит шрифт).

2

1

1

Лекция, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

проектная деятельность,

Проектная деятельность

4

Слово веселит, огорчает, утешает

Речь разговорная. Доверительный рассказ, его особенности.

Письмо личное (знакомому, близкому человеку).

Разговорная речь с элементами художественной речи.

Веселый рассказ.

4

2

2

Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, Анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)

самостоятельная работа; работа
в группах

тематический

5

Давайте договоримся

Поиграем вместе

Общение для контакта и для сообщения информации (фактическое – нефактическое).

4

2

2

Беседа; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)

работа в парах

Практическая работа

6

Говорим и пишем

Громко – тихо

Быстро – медленно

От чистоговорки к скороговорке

Узнай по голосу

Речь разговорная с элементами художественной речи. Сказочные истории.

Считалки, ритм, рифма, звукозапись в считалке

4

2

2

Лекция, практическое занятие, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

творческие работы

тематический

7

Разговор по телефону

Речь разговорная.

Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

2

1

1

Лекция, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов,

работа в парах,

текущий

8

Мимика и жесты

Устное и письменное общение. Словестное (вербальное) и несловестное (невербальное) общение. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устное речи.

4

2

2

Лекция, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)

творческие работы

тематический

9

До свидания, счастливого пути!

В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).

Вежливо – невежливо – грубо.

Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания, благодарности.

2

1

1

Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов,  самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

самостоятельная работа; работа
в группах

Практическая работа

10

Как вести себя во время разговора

Обращение к знакомым и незнакомым людям. Способы выражения (этикетные формы выражения) извинения, просьбы. Вежливый отказ (в просьбе)

4

2

2

Лекция, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов,

работа в парах,

тематический

11

Спасибо! Подарок. Умей благодарить!

Одобрение, похвала (комплимент). Приглашение, поздравление (устное и письменное).

4

2

2

Беседа, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)

творческие работы

текущий

12

Новогодняя сказка

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп говоримой речи. Правила для говорящих (собеседников).

4

2

2

Лекция; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с текстом;

проектная деятельность,

Проектная деятельность

13

Текст – что это такое.

О чем можно узнать из заголовка

Что такое текст.

Тема и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные сигналы смысловых частей текста.

4

2

2

Лекция, анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа; работа
в группах

тематический

14

Извинение. От учтивых слов…

Способы выражения согласия, вежливое возражение в споре (спор, но не ссора). Утешение, сочувствие (способы выражения).

4

2

2

Лекция, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)

работа в парах,

текущий

15

Очень важные слова

В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).

Вежливо – невежливо – грубо.

Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания, благодарности

2

1

1

Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов,

работа в парах, творческие работы

тематический

16

Знакомые незнакомцы

Обращение к знакомым и незнакомым людям. Способы выражения (этикетные формы выражения) извинения, просьбы. Вежливый отказ (в просьбе)

2

1

1

Лекция, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

самостоятельная работа; работа
в группах

Практическая работа

17

Ключ к тексту

Тематическое единство как признак текста.

Типы заголовков.

Основная мысль текста.

2

1

1

Лекция, Анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа

самостоятельная работа; работа
в группах

текущий

18

Какой текст легче прочитать

Связность текста. Виды связи предложений в тексте. Средства связи частей и предложений в тексте.

2

1

1

Лекция, практическое занятие Анализ и просмотр текстов

самостоятельная работа; работа
в группах

Практическая работа

19

Рифма

Считалки, ритм, рифма, звукозапись в стихотворении.

2

1

1

Лекция, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, считалок, рифмовок, ребусов, головоломок.

творческие работы

текущий

20

Как построен текст

Начало – конец

Сочиняем считалку

Основные структурно-смысловые части текста (начало, средняя часть, концовка).

4

2

2

Лекция, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок,

проектная деятельность, работа в парах, творческие работы

Проектная деятельность

21

Обращение. Я обращаюсь к тебе (к вам)

Коммуникативная удача.

Точность речи.

Фактические ошибки.

Нормы – что это такое. Зачем нужны нормы.

(Надо – нельзя).

Коммуникативная неудача.

Богатство языка.

Богатство твоей речи.

4

2

2

Беседа, практическое занятие индивидуальная и групповая работа

самостоятельная работа; работа
в группах

тематический

22

Сочиняем сказку

Маленькие тексты

Рассуждение Эзопа

Коммуникативные промахи. Штампы. Выразительность речи. Твои находки. Словарь эпитетов.

4

2

2

Лекция, практическое занятие Анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

проектная деятельность, творческие работы

Проектная деятельность

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель русского языка и литературы, либо любой другой специалист в области филологии, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием в учебном кабинете, отвечающим требованиям ФГОС и  нормам СаНПин.

   Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная риторика» используется:

  • наличие лингвистических словарей: Орфоэпический словарь русского языка для школьников / сост. О.А. Михайлова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.; Фразеологизмы в русской речи: Словарь-справочник / Сост. Н.В. Баско. – М.: Флинта: Наука, 2002.; Михайлова О.А. Словарь антонимов русского языка.  – М.: Эксмо, 2007.; Словарь синонимов русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Астрель, 2001.; Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.  – М.: Эксмо, 2006.
  • наличие карточек с играми и заданиями: http://www.centrdetochki.ru/index.ph, http://www.nikulicheva.narod.ru/rit1.htm,
  • наличие текстов для работы на занятиях;
  • подборка видеофрагментов: http://vashgolos7.ru/ritorika-dlya-detej.html, http://vk.com/ritorikakids,
  • подборка печатных изданий: Детская риторика: Методические рекомендации. Ладыженская Н.В. и др. - Баллас, С-Инфо, 2005.;Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Методические рекомендации. Ладыженская Т.А. и др. - Баллас, С-Инфо, 2006. и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор;
  • набор ЦОР по русскому языку и литературному чтению: http://school-collection.edu.ru/, http://nikulicheva.narod.ru/rit1.htm, http://www.museum.ru/.

Список литературы

    Для учащихся:

  • 1.Грудцына Н.Г. Азбука общения: Книга для учащихся. – Самара, 2014.

  • 2. Детская риторика: 1 – IV классы / под ред. Т.А.Ладыженской._М.,2013.

  Для педагога:

  • Л.С.Кузина . Программа курса внеурочной деятельности «Риторика».
  •   М.Э. Сафонова. Возможности уроков риторики в развитии нравственных качеств учащихся.
  • Ю.Р. Заика. Коммуникативно-нравственное  развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: итоги экспериментальной деятельности.
  • Ладыженская Т.А. и др .Концепция  и программа детской риторики: 1-1У классы//Н. ш.-М.,2011.-№7.
  • Ладыженская Т.А. Курс школьной риторики: У-Х1 классы// Русская словесность.- М.,2012.-№2.
  • Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателей риторики в школе.- Самара, 2011.
  • Волина В. В. Занимательное  азбуковедение. М.: Просвещение, 2009 г.
  • Волина В. В.  Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2005
  • Полякова А. В. Творческие учебные задания по чтению для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2005.
  • Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2009 г.

Рецензия

на дополнительную

 программу «Занимательная риторика»

социально-педагогической направленности

(Пачина Е.В., учитель начальной школы МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области.)

              Данная программа предназначена для учащихся 1 - 4 классов и соответствует требованиям Федеральных государственных  образовательных стандартов второго поколения.  Следует отметить, что содержание программы ориентировано на формирование первичных навыков общения и ораторского искусства, становление культуры личности, обучение этикету. Программа включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовой программе.

                Программа «Занимательная риторика» предназначена для приобретения важнейших навыков риторики, помогает научиться правильно говорить и грамотно строить свою речь, содержит знания, вызывающие познавательный интерес у учащихся к изучению риторики.

                 Практические занятия, предусмотренные в программе: игры, тренинги, проектная деятельность, проведение различного вида тестов. Содержание материала программы соответствует поставленным целям и задачам обучения: воспитание грамотных и воспитанных людей, обладающих навыками ораторского искусства. Программа содержит разнообразные темы, направленные на формирование первичных навыков ораторского искусства, этикета. Изучение таких тем, как: «Приветствие», «Прощание», «Благодарность»,  «Извинение», «Очень важные слова», способствует воспитанию в учащихся вежливой,  воспитанной личности, способной грамотно преодолевать препятствия, возникающие в процессе общения. Темы «Если ты один на белом свете», «Слово веселит, слово огорчает», «Давайте договоримся», «Знакомые незнакомцы» помогает формированию личности учащихся. «Текст – что это такое», «Рифма», «Как построен текст», «Наши считалки» - помогают формированию письменных навыков, приобретению новых знаний в плане работы с текстом.

                  Блок «Методическое обеспечение программы» представлен достаточно полным описанием форм проведения занятий, дидактического материала, тематикой практикумов. Программа соответствует требованиям, предъявляемым к программам дополнительного образования детей. Данный курс углубляет и расширяет знания, умения, навыки, предполагаемые учебной общеобразовательной программой по русскому языку и чтению в начальной школе.

                                                                                               Руководитель кафедры начальных классов

                                                                                               МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска

                                                                                               Никольская Т.В.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса.

Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематический план на 34 часа....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".

Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

Дополнительная образовательная программа «Занимательная грамматика»   рассчитана  на учащихся  7-8 лет  и ориентирована на развитие познавательной активности, само...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная грамматика»

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащим...