Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
рабочая программа (1 класс)
Дополнительная образовательная программа «Занимательная грамматика» рассчитана на учащихся 7-8 лет и ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности обучающихся , на дополнение и углубление школьной программы по русскому языку. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_grammatika_1_klass_74_chasa.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГРОМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИОЗЕРСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Возраст учащихся: 7 - 8 лет
Составитель: Сарафанова Светлана Владимировна,
педагог дополнительного образования
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учёбе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная грамматика» имеет социально-педагогическую направленность. Она ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьной программы по русскому языку.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Актуальность программы
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Актуальность программы базируется на анализе современных требований модернизации системы образования и определяется запросом со стороны детей и их родителей.
Отличительные особенности программы, новизна
Новизна данной общеразвивающей программы опирается на понимание необходимости углубленного изучения русского языка, направленной на развитие интеллекта и грамотности детей. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
У детей формируется важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. Создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Адресаты программы
Программа курса «Занимательная грамматика» рассчитана на детей 7-8 лет, начинающих обучение в начальной школе. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (1 класс).
Объём и срок реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят по 2 раза в неделю. Общее количество учебных часов – 74.
Цель и задачи программы
Цель: углубление и расширение знаний младших школьников по русскому языку
Задачи:
Обучающие:
- обогащение словарного запаса младших школьников;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- развитие умения пользоваться разнообразными словарями;
- пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка
.
Развивающие:
- развитие внимания, мышления, воображения, памяти, смекалки и сообразительности;
- развитие творческих способностей младших школьников;
- развитие мотивации к изучению русского языка
Воспитательные:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- организация личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
Принципы
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Условия реализации программы
Условия набора в коллектив: принимаются все желающие.
Условия формирования групп: одновозрастные группы (для младших школьников 7-8 лет)
Формы проведения занятий:
- беседы;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- игры-драматизации;
- игры-соревнования;
- игры-путешествия;
- олимпида;
- конкурс;
- КВН;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- издание стенгазет, составление книжек-малюток.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Методы:
- Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой.
- Наглядные методы: иллюстрации картин, таблиц, моделей; видео и др.
- Практические методы: упражнения, дидактические игры.
Приёмы:
- Формирование и активизация операций мышления, восприятия, памяти, воображения.
- Создание проблемных и поисковых ситуаций в мыслительной деятельности обучающихся.
- Активизация переживаний, чувств детей.
- Контроль, самоконтроль, самообучение.
- Управление коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.
Технологии:
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
- информационно-коммуникационная технология;
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Формы организации деятельности детей на занятии:
- фронтальная (беседа, объяснение и т.д);
- групповая (игры, инсценировки, выпуск газеты, КВН и др.)
- индивидуальная (работа с одарёнными детьми – индивидуальные творческие задания)
Материально-техническое оснащение:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- принтер
Дидактико-методическое обеспечение:
- таблицы;
- схемы;
- плакаты;
- дидактические карточки;
- памятки;
- научная и специальная литература;
- раздаточный материал;
- видео- и аудиозаписи;
- мультимедийные материалы;
- компьютерные программные средства и др.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
- Осознавать роль языка и речи в жизни людей.
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
- Уметь осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.
- Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
- Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
- Работать по плану, сверяя свои действия с целью, уметь корректировать свою деятельность.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).
- Пользоваться словарями, справочниками.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Осуществлять анализ и синтез.
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и слышать других, уметь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | В мире безмолвия и неведомых звуков. Сказочный переполох. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа учащихся (игра-драматизация) |
2. | В Страну Слов. Первые встречи. Что такое азбука? | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание (группировка слов). Текущий контроль (проверка знания алфавита) |
3. | Буквенная мозаика. К тайнам волшебных слов. | 3 | 1 | 2 | Творческая работа учащихся (инсценировка). Игра-соревнование Чтение стихов |
4. | Выбор друзей в Стране Слов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Конкурс на внимание и чистописание |
5. | К несметным сокровищам Страны Слов. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа учащихся (оформление книжек-малышек о буквах) |
6. | Удивительные невидимки звуки. Чудесные превращения слов | 2 | 1 | 1 | Практические задания на распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах |
7. | В гости к Алфавиту. Сказка о весёлом язычке. | 3 | 1 | 2 | Практическое задание (выразительное чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я») |
8. | К тайнам звуков и букв. | 3 | 1 | 2 | Творческая работа учащихся (инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы») |
9. | Чистоговорки и скороговорки. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. | 4 | 2 | 2 | Практические задания. Подготовка устных и письменных сообщений. |
10. | В Страну Говорящих Скал. | 5 | 3 | 2 | Творческое задание |
11. | В глубь веков на Машине времени. Решаем анаграммы | 3 | 1 | 2 | Творческое задание (оформление газеты «Занимательная грамматика») |
12. | В Королевстве Ошибок | 3 | 1 | 2 | Творческая работа учащихся (сочинение сказки) |
13. | Парад орфограмм. | 2 | 1 | 1 | Творческое задание (составление рассказов по картинке) Хоровое декларирование Игры-соревнования |
14. | Безударные гласные. | 5 | 2 | 3 | Практическая работа (составление памятки) |
15. | Парные согласные. | 4 | 2 | 2 | Творческая работа учащихся (инсценирование рассказа «Незнакомое слово») |
16. | Непроизносимый согласный. | 4 | 2 | 2 | Практическая работа (составление памятки) |
17. | Чудеса в Стране Слов. | 3 | 1 | 2 | Практическая работа (составление памятки) |
18. | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческие задания и упражнения |
19. | На карнавале слов. | 2 | 1 | 1 | Практические задания (анализ стихов, игры со словами) |
20. | Слова – спорщики. | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческое задание, игры-соревнования |
21. | Слова-друзья. В театре близнецов. | 2 | 1 | 1 | Творческое задание (сценка) |
22. | Месяцы-кудесники | 2 | 1 | 1 | Творческая работа учащихся (оформление книжек-малышек о месяцах). Подготовка устных и письменных сообщений. |
23. | Фразеологизмы. | 3 | 1 | 2 | Творческая работа учащихся (инсценировка) |
24. | Необычный урок. Разгадываем ребусы | 2 | 1 | 1 | Практическая работа (разгадывание ребусов) |
25. | Олимпиада по русскому языку. | 1 | 1 | Дидактические игры и упражнения | |
26. | Когда один, когда много. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа (работа со словарём) |
27. | К словам – родственникам. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа учащихся (Сказка «Вот так родственники!») |
28. | Экскурсия в прошлое. | 1 | 1 | Практическая работа (подготовка устных и письменных сообщений) | |
29. | Конкурс «Русский медвежонок» | 1 | 1 | Практические задания, дидактические игры, упражнения | |
30. | Полёт в будущее. Игры с буквами и словами | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческое задание (игра «Весёлая карусель») |
31. | Занимательные кроссворды | 2 | 2 | Практическая работа (разгадывание кроссвордов). Творческое задание (оформление газеты «Занимательная грамматика») | |
32. | Итоговое занятие. | 2 | 2 | Итоговый контроль (КВН) | |
ИТОГО | 74 | 31 | 43 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная грамматика» на 2019-2020 учебный год
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
2019-2020 учебный год | 03.09.2019 | 26.05.2019 | 37 | 74 | 74 | Вторник, четверг с 13.00 до 13.40 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема занятия | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (факт.) |
1-2 | В мире безмолвия и неведомых звуков. Сказочный переполох. | Сказка как жанр устного народного творчества. Рассказывание сказок. | Дидактическая игра с загадками, рисунками «Угадай сказки» Игра-драматизация «В гостях у сказки». | 03.09 05.09 | |
3 | В Страну Слов. Первые встречи. Что такое азбука? | Хорошо ли ты знаешь алфавит? Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). | Дидактические игры «Доскажи словечко», «Превращения слов» | 10.09 | |
4-5 | Буквенная мозаика. К тайнам волшебных слов. | Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». | Чтение стихов «Жили-были буквы». Дидактические игры « Зеркало», «Полустертые слова» | 12.09 17.09 | |
6 | Игры со словами. | Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”. | Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти. Игры Деда Буквоеда. | 19.09 | |
7 | Выбор друзей в Стране Слов Весёлые буквы гласные. | Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов. | Дидактические игры «Хитрый звук» | 24.09 | |
8-9 | К несметным сокровищам Страны Слов Интересные согласные Н, Р, М, Й, Л. | Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов». | Оформление книжек-малышек о буквах. | 26.09 01.10 | |
10-11 | Чудесные превращения слов Удивительные невидимки звуки | Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах). | Дидактические игры «Буква заблудилась» «Ленивая буква» | 03.10 08.10 | |
12-13 | В гости к Алфавиту | Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». | Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти. | 10.10 15.10 | |
14 | Сказка о веселом язычке. | Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». | Дидактические игры и упражнения. | 17.10 | |
15-17 | К тайнам звуков и букв Артикуляционная гимнастика | Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». | Дидактические игры и упражнения. | 22.10 24.10 29.10 | |
18-21 | Чистоговорки и скороговорки. | Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки | Подготовка устных и письменных сообщений. | 31.10 05.11 07.11 12.11 | |
22-26 | В Страну Говорящих Скал Занимательные кроссворды. | Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова» | Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти. | 14.11 19.11 21.11 26.11 28.11 | |
27-29 | Решаем анаграммы | Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. | Оформление газеты «Занимательная грамматика». | 03.12 05.12 10.12 | |
30-32 | В Королевстве Ошибок. | Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. | Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти. | 12.12 17.12 19.12 | |
33-34 | Парад орфограмм. | Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” | Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». | 24.12 26.12 | |
35-39 | Безударные гласные. | Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением). | Составление памятки Дидактические игры | 09.01 14.01 16.01 21.01 23.01 | |
40-43 | Парные согласные. | Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”. | Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток». | 28.01 30.01 04.02 06.02 | |
44-47 | Непроизносимый согласный. | Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные). | Составление памятки Дидактические игры | 11.02 13.02 18.02 20.02 | |
48-50 | Чудеса в Стране Слов. | А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. | Составление памятки Дидактические игры | 25.02 27.02 03.03 | |
51 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным | Словарное богатство родного языка. | Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти. | 05.03 | |
52-53 | На карнавале слов | Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. | 10.03 12.03 | ||
54 | Слова – спорщики. | Слова с противоположным значением. (Антонимы). | Подбор антонимов. Дидактические игры. | 17.03 | |
55-56 | Слова – друзья. В театре близнецов. | Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок. | Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти. Подбор максимального количества синонимов. | 19.03 24.03 | |
57-58 | Месяцы-кудесники | Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению. | Оформление книжек-малышек о месяцах. Подготовка устных и письменных сообщений. | 26.03 31.03 | |
59-61 | Фразеологизмы. | Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей». | Дидактические игры и упражнения. | 02.04 07.04 09.04 | |
62-63 | Необычный урок Разгадываем ребусы. | Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами. | Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами | 14.04 16.04 | |
64 | Олимпиада по русскому языку | «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, | Дидактические игры и упражнения. | 21.04 | |
65 | Когда один, когда много. | Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино». | Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти. | 23.04 | |
66-67 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». | Дидактические игры и упражнения | 28.04 30.04 | |
68 | Экскурсия в прошлое. | Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. | Подготовка устных и письменных сообщений | 05.05 | |
69 | Конкурс «Русский медвежонок» | «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, | Дидактические игры и упражнения. | 07.05 | |
70 | Полёт в будущее. Игры с буквами и словами. | Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт». | Дидактическая игра «Веселая карусель» | 12.05 | |
71-72 | Занимательные кроссворды. | Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». | Оформление газеты «Занимательная грамматика». | 14.05 19.05 | |
73-74 | Итоговое занятие | Загадки, игры, пословицы, | КВН | 21.05 26.05 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Занимательная грамматика"
Программа "Занимательная грамматика" расчитана на 4 года обучения 1-4 класс и может быть использована при организации внеурочной деятельности в начальной школе. Программа предназначена для обучающихся...
Рабочая программа "Занимательная грамматика".
Полная разработка программы кружка " Весёлая грамматика". живо и интересно проходят уроки, рекуомендую....
Образовательная программа "Занимательная грамматика" 4 класс
Данный курс предназначен для учащихся I этапа обучения и рассчитан на 1 годЦелью курса является комплексное решение коммуникативных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, стоящих ...
Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса.
Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематический план на 34 часа....
Рабочая программа "Занимательная грамматика"
рабочая программа "Занимательная грамматика"...
Компилятивная программа "Занимательная грамматика"
Компилятивная программа "Занимательная грамматика"...
Дополнительная образовательная программа "Занимательная грамматика"
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос, срок реализации 4 года, возраст детей 6-11 лет...