Н. Некрасов «Мороз-воевода»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Назарова Ирина Владимировна

Н. Некрасов «Мороз-воевода» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n._nekrasov_moroz-voevoda.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения.

Тема: Н. Некрасов «Мороз воевода» (УМК «Начальная школа 21 века», 2 класс).

Разработала учитель начальных классов МОБУ СОШ №7

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

 Назарова Ирина Владимировна

Цель: познакомиться с творчеством Н. Некрасова и его произведениями.

Задачи.

Образовательные:

-  создать условия для знакомства обучающихся с отрывком из произведением Некрасова; -  обеспечить осознанное восприятие обучающихся стихотворения Некрасова.

-  создать условия для написания обучающимися синквейна – как способа характеристики персонажа.

Развивающие:

 способствовать:

- умению анализировать текст и находить в нём языковые средства выразительности;

- развитию мотивации на вдумчивое чтение художественной литературы;

 - совершенствование навыков выразительного чтения;

- развитию и обогащению памяти, мышления, внимания, воображения.

Воспитательные:

-  воспитывать бережное отношение к литературному наследию.

-  воспитывать любовь к красоте природы в любое время года.

Личностные:

1. развивать умения выказывать своё отношение к герою; выражать свои

эмоции;

2. формировать мотивацию к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

читать осознанно, выразительно, без ошибок;

работать с текстом: описывать героя (составлять словесный портрет

литературного героя), его характер, на основе анализа произведения;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том

числе и к художественной стороне текста.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- На улице стужа и холод,

А в классе тепло и уют.

Давайте подарим улыбки

Всем тем, кто находится тут.

2. Проверка домашнего задания.

- Как вы думаете, почему я вдруг заговорила стихами? Правильно, мы начали знакомство с творчеством Н. Некрасова. Какие произведения писал Некрасов? С какими из его произведений мы уже знакомы? Из какой поэмы названные вами отрывки?

- Начнём наш урок с проверки домашнего задания.

- Каждому ряду было задано своё задание (1 ряд – подготовить выразительное чтение стихотворения «Однажды в студёную зимнюю пору», 2 ряд – написать синквейн, 3 ряд – подготовить вопросы).

- Начнём проверку с 3 ряда. (Выходит ребёнок и задаёт подготовленные вопросы).

- Первый ряд мог подготовить творческое задание – инсценировку. Кто-то подготовил инсценировку?

- Второй ряд должен был написать синквейн, со словосочетанием «крестьянские дети». Почему мы взяли именно это словосочетание, а не сказали просто дети? (Крестьянские дети отличались от детей богачей своей любознательностью, добротой, трудолюбием).

Вывод. Какой вывод вы можете сделать из проделанной работы? Интересно вам было выполнять такое творческое дом. задание? Чему вы научились?

3. Постановка темы и цели урока.

- Чей портрет вы видите? Правильно, это Н. Некрасов. Как вы думаете, почему снова появился портрет этого поэта? (Будем знакомиться с новым произведением).

- Какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с новым произведением Н.Некрасова).

- А хотите узнать, какое произведение будем читать? Для этого нужно немного поработать.

Предлагаю работу в группах.

1 группа – вы получаете кроссворд. Выписать ключевое слово.

Вопросы для кроссворда.

  1. Закончите предложение:

     «И шествуя важно, в спокойствии чинном,

      Лошадку ведёт под узцы……..».

  1. Что рубил дровосек в лесу?
  2. Закончите предложение: «В лесу раздавался ….. дровосека».
  3. Что собирали крестьянские дети в лесу?
  4. Какую цепь увидели крестьянские дети на шее у барина?

2 группа – в конверте лежат буквы английского и русского алфавитов. Вам нужно выбрать буквы русского алфавита и сложить слово.

В    

О

Е

В

О

Д

А

W

L

J

N

Q

Z

V

R

3 группа – изучить предложенные отрывки из стихотворений. Построить модель обложки.

Стихотворения для 3 группы.

Здравствуй, гостья –зима

Просим  милости  к нам

Песни  севера  петь

По полям  и степям.     ( И. Никитин)

Под  голубыми  небесами

Великолепными  коврами

Блестя на солнце,  снег  лежит;   ( А. Пушкин)

Вот ветер, тучи  нагоняя,

Дохнул, завыл-  и вот сама

Идёт  волшебница –зима. ( А. Пушкин)

Вот  как –то раз, ночной  порой,

Когда  в лесу  так  тихо,

Встречают  волка  под  горой

Зайчата  и зайчиха.  ( А. Барто)

Мёрзнут  лапки  у синичек:

Плохо  им без  рукавичек,

Да  и голодно в мороз…

Я им семечек  принёс.  ( В. Поляков)

Покормите  птиц зимой.

Пусть  со  всех концов

К вам слетятся,  как домой

Стайки  на  крыльцо.   ( А. Прокофьев)

Условные обозначения.

Круг – сказка

Прямоугольник – рассказ

Треугольник – стихотворение

Треугольник с вопросительным знаком – загадка

Ромб – былина

Квадрат – очерк

Значение цвета.

о Родине – красный

о природе – зелёный

о детях – жёлтый

о животных – коричневый

о волшебстве и приключениях - синий

4 группа –  работает с интерактивной доской. Выбрать из предложенных слов описание мороза (Слова: добрый, щедрый, злой, весёлый, жадный, жестокий, хвастливый, справедливый,  богатый, волшебник, крепкий).

5 группа – выписать значение слов из словаря (Слова: воевода, дозором обходит, палица, бор, владенья).

Толковый словарь.

Бор- сосновый лес

Вешняя – весенняя 

Владенья – своя собственность.

Задумать - мысленно решить сделать что-нибудь.

Дозором обходит – сторожит.

Казна – богатство

Обозы – вереница гружённых повозок.

Осина - лиственное дерево, родственное тополю.

Палица – дубина с шипами, оружие русских богатырей. 

Пурпур – темно-красный цвет.

Работа - процесс превращения одного вида энергии в другой.

Равнина - ровная, без высоких холмов земная поверхность.

Сад - участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами.

Сажа - чёрный налёт от неполного сгорания топлива, оседающий в печах и дымоходах

Воевода – предводитель войска на Руси.

Совлек с себя тайну – сбросил с себя листву.
Суровый - холодный, неблагодарный для жизни. 

Тундра - в приполярных областях: пространство со скудной мелкой растительностью, а также тип растительности, характерный для таких пространств. 

Утехи – забавы.

- Регламент 5 минут.

Проверка работы групп.

- Начнём проверку с первой группы. Какое ключевое слово у вас получилось? (Мороз).

- Какое слово получилось у второй группы? (Воевода).

- Догадались как будет называться произведение, с которым будем знакомиться?

- С каким временем года связаны были предложенные отрывки из стихотворений? Какая обложка у вас получилась? Посмотрим, получилось ли у вас заглянуть в будущее. (Автор Н.Некрасов, треугольник, зелёный. Ребята поясняют свой ответ).

Работу каждой группы ученики оценивают с помощью сигнальных карт.

- Четвёртую группу я попросила поработать над предложенными словами. Я задала им вопрос: «Каким, по-вашему мнению должен быть мороз?». Ознакомимся с ответами.

(Предложенные слова: добрый, злой, щедрый, жадный, жестокий, хвастливый, справедливый, богатый, волшебник, колдун, весёлый, крепкий).

- Ребята, кто-то хочет добавить свои ответы? Я не зря дала вам именно это задание. У меня вопрос: «Судя по названию стихотворения, можно догадаться, каким будет мороз в стихотворении».  (Нет). – Какую ещё цель можно поставить перед собой?

- Пришёл черёд пятой группы ознакомит с непонятными словами, которые встретятся в новом произведении.

4. Знакомство со стихотворением Н. Некрасова «Мороз-воевода».

 (Чтение учителем)

- Портрет реального героя нарисовал Некрасов или сказочного? Почему вы так

думаете? (Сказочного, потому что реальный человек не сможет шагать по деревьям, перешагивать через реки). - А что ещё умеет мороз?

- Можно ли его сравнить с богатырём? Какое орудие, похожее на богатырское, носит с собой Мороз?

- Почему автор назвал Мороза воеводой? Какое войско ему подчиняется? (Вьюги, метели)

- Похож ли этот мороз на того, который приходит к нам на Новый год?

- Какое средство выразительности было использовано автором?

- Какие ещё средства выразительности использовал автор в стихотворении? (Сравнение).

(Все ответы ребята подтверждают словами из стихотворения).

- Помните, я вас спрашивала, каким показан мороз в стихотворении Н. Некрасова?

Волевой

Слабый

Сильный

Трусливый

Суровый

Могущественный

Умелый

Хвастливый

 (Ответы с доказательствами).

- Ребята выразительно читают стихотворение.

5. Итог урока.

- С каким стихотворением познакомились на уроке? Для чего написал Н. Некрасов это произведение? Что он хотел показать?

6. Рефлексия.

- Работу на уроке ребята оценивают с помощью сигнальных карт.

6. Домашнее задание.

Сочинить сказку «Мороз - воевода», выучить стихотворение, «оживить» картинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 3 классе. Тема: "Н.А.Некрасов "Мороз-Воевода"

Тема : Н.А.Некрасов «Мороз-воевода»Цели урока: открыть тайну поэзии Некрасова, продолжить знакомить учащихся со стихами разных авторов о зиме, расширять читательский кругозор, воспитывать чуткое отнош...

Урок литературного чтения по теме: Н.А. Некрасов "Мороз - Воевода"

Урок по программе "Начальная школа 21 века" 3 класс.  Урок насыщенный, требующей большой подготовительной работы....

Урок литературного чтения 3 класс по теме "Н. А. Некрасов "Мороз Воевода"

На уроке даётся подробный анализ произведения. Учащиеся продолжают знакомяться с литературными терминами: сравнение, олицетворение, метафора....

Конспект урока по литературному чтению Некрасов "Мороз Воевода"

Данный урок содержит в себе презентацию и конспект урока. Выполнен под руководством методиста Пещеровой О.В...

урок литературного чтения Н. А. Некрасов "Мороз-Воевода", 3 класс

представлена технологическая карта урока, презентация к нему и материал для работы в группах...

Литературное чтение на тему: "Николай Алексеевич Некрасов Мороз-воевода"

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе . Очень понравился детям  урок про Мороза....