Коррекционно-развивающие задания, направленные на преодоление психологических причин, обуславливающих медленный темп чтения
методическая разработка по чтению на тему

Трунова Надежда Петровна

Разнообразные задания  на  упрочение  ассоциативных  связей  между буквой и звуком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  

г. Мичуринска Тамбовской области

               (Методические рекомендации)      

Коррекционно-развивающие  задания, направленные  на преодоление психологических причин, обуславливающих медленный темп чтения

                                                Из опыта работы

                                                 учителя начальных классов

                                               Надежды Петровны  Труновой

Коррекционно – развивающие задания, направленные на преодоление психологических причин, обуславливающих медленный темп чтения.

I.Задания на  синтез  звуко – буквенных элементов.

                                   

                                « Сложи слова»

Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая – на другой ( например, пе –тух, сапо – ги, тет – радь, ). Слева кладут карточки с началом слов, а справа – с их вторыми половинками. Нужно сложить карточки так,  чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах половинки слов перемешиваются, и ученик сам  находит их начало и конец, иногда просят подобрать похожее по написанию слова. ( например: моло – ко, моло –ток, моло – дец; по – года, по – беда, по – суда, ; бе – седа, бе – рег, бе – рёза)

                           

                       «Синтез звуковых элементов»

Ученику произносят отдельные звуки (с), (а) и предлагают сказать, какой слог получился. Прямые слоги: са, ну; обратные слоги: ап, ам; закрытые слоги: сас, лам, слоги со стечением согласных: ста,сто. В более сложном варианте произносятся отдельные звуки (с),(у), (м), (к),(а) и нужно сказать, какое слово получилось.

                             

                               «Словесные горки»

Ученику предлагается последовательно прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки, т.е. каждое нижнее слово длиннее верхнего на одну букву. Самое верхнее слово состоит из 2букв, а самое  последнее – из 15 – 16.

Чем ниже будет ученик спускаться, тем труднее ему будет читать. Сумеет ли он добраться до самого последнего слова.

             

      «Чтение пунктирно - написанных слов»

Детям выдаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью,  а с   отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялось однозначность прочтения. Задание ученику: « Слова разрушились, но их надо прочитать». Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается.

II. Задания  на  упрочение  ассоциативных  связей  между буквой и звуком.

                       «Поиск заданной буквы»

Ученик  должен в течение 30 сек. Найти в тексте заданную букву. Отыскав, он её подчёркивает или обводит кружком. Ошибки ученика анализируются. Затем даётся аналогичное задание на отыскивание другой буквы.

                           

                                      «Мягкие буквы»

Ученику даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная)

Ш. Задания на развитие зрительного анализатора

                                           «Найди слово»

Ученику  дают 18 – 20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. нужно найти слово, которое при написании отличаются одной или несколькими буквами.(машина – малина, Маша – Миша, Тоня – Толя,стойко –стайка)

             «Прочитай  быстро» (для развития  целостности и    дифференцированности  восприятия )

Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной или несколькими буквам:                                                                                                           близкий – ближний,  

дедушка – девушка,

редкий – резкий,

пуховый – пушной, 

соседний – соседский

IV.  Задания  на  увеличение  объёма восприятия.

               « Чтение строчек с прикрытой верхней половиной»

Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себя задачу, ученик, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя  прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, т.к. формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.

                          «Словесные столбики»

Учитель быстро открывает  и закрывает слова, состоящие из 4 букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ученику даются карточки со словами из большого количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ученик не научится читать слова, состоящие из 10 букв.  Примеры  слов: отец, поле, (4); город, адрес(5);ворона,  сирень(6); ботинки,  корзина,(7); карандаш, волейбол (8); смородина, крохотный (9);  скворечник, количество (10).

              «Мгновенное восприятие словосочетаний»

Для расширения « поля чтения» ученик должен мгновенно охватить глазами столько слов  сколько сможет за одно восприятие, и  произнести их, не глядя в текст.

V.  Задания  для  улучшения  артикуляции.

                                   «Произнеси быстро»

Даётся предложение или строфа стихотворения и нужно 10 раз подряд произнести вслух  -  без  пауз и как можно быстрее.  Все слова должны произноситься при этом очень чётко. Выполнять задание ежедневно.  Можно засекать время.

                               «Произнеси гласные звуки»

Ученикам нужно произнести гласные звуки, например (и  э), (э  о), (и  о) (э  у)

(э  и)  в различных темпах повышая и понижая голос.

                           «Отчётливо произнесём»

Дети должны отчётливо  произнести согласные, которые часто слабо дифференцируются (ш-с, ж-с, р-л, с-з), и пары слов, различающихся одним звуком (мыс - мышь, нож - нос, жарко - жалко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические причины трудного поведения младших школьников

Материал содержит классификацию причин трудного поведения младших школьников....

Психологические причины неуспеваемости младших школьников

В таблице представлены основные трудности в учебной деятельности младших школьников и их возможные психологические причины....

психологические причины трудного поведения младших школьников

ПРЕЗЕНТАЦИЯ"психологические причины трудного поведения младших школьников"...

Психологические причины школьной неуспеваемости

Тема по самообразованию "Психологические причины школьной неуспеваемости"Цель- Выявление основных причин неуспеваемости....

Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.  Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей...

ЗАНЯТИЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА В ОБЩЕНИИ. ТЕМА: «ПОЙМИ МЕНЯ»

Цели:1.    Знакомство детей с невербальными способами общения.2.    Создание возможностей для самовыражения, преодоления ба­рьеров в общении.3.     Сн...

Коррекционно-развивающие задания, направленные на преодоление психологических причин, обуславливающих медленный темп чтения.

Коррекционно-развивающие  задания, направленные  на преодоление психологических причин, обуславливающих медленный темп чтения....