Технологическая карта урока по литературному чтению. 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Смирнова Вера Михайловна

Тема:

"Писатили-переводчики и переводная литература"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_karta.docx116.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Смирнова Вера Михайловна
  2. Класс: 3 "Б"
  3. Дата: 10.04.18г.
  4. Предмет: литературное чтение.
  5. Тема: «Переводная литература для детей..»
  6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
  7. Цель урока: формировать понятие переводная литература, переводчик,познакомить с авторской сказкой А. Милна « Винни-Пух и все-все-все», переводной литературой писателей-переводчиков.
  8. Задачи
  • создавать условия для формирования представления об особенностях переводной литературы;
  • способствовать развитию техники чтения; расширить кругозор учащихся; словарный запас обучающихся; выработать умение устанавливать логические связи и делать выводы, развить языковое чутьё.
  • способствовать воспитанию доброжелательного отношение к окружающим, интереса к предмету.

Планируемые результаты: читать вслух с постепенным переходом на чтение про се6бя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественные произведения.

Формируемые УУД:

Познавательные:

-осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, рабочей тетради и сведения, полученные от учителя.

Коммуникативные:

-использовать простые речевые средства для общения на уроке; читать вслух и про себя предложенные задания; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении.

-формировать умение работать в группе,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные:

-под руководством учителя формулировать учебные задачи урока; исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, составлять план действий по выполнению учебной задачи; работать по заданному плану, алгоритму; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.

Личностные:

-формировать навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельнольности; понимание причин успеха или неуспеха; положительное отношение к учебе в школе, к предмету литературное чтение и к процессу чтения; осознанное выполнение правил и норм школьной жизни; элементарные навыки этики поведения.

  1. Дидактические средства:
  • для учителя – учебник Литературное чтение 3 класс, ИКТ (презентация, ноутбук).
  • для обучающегося – учебник Литературное чтение 3 класс.

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(1 мин.)

ПриветствиеОрг. момент

Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок, дружок! Начинается урок.

Здравствуйте

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

(Л) смыслоопределение

(Л) смыслообразование

2

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы

(5 мин.)

И начинается наш урок с несколько неожиданных действий…

Загляните в парту….

- Покажите одноклассникам то, что вы там обнаружили.

- Что общего у всех иллюстраций? (это иллюстрации к сказкам)

- На какие две большие группы мы можем разделить все сказки? (перевернуть название групп на доске)

-Каково главное отличие народной сказки от литературной?

Разместите свою иллюстрацию в соответствующей группе, озвучив название сказки. (Работаем по цепочке. Сначала центральная колонка.)

-У нас получились иллюстративные сборники сказок.

-У каждой литературной сказки есть автор. Многие авторы на протяжении большого количества лет собирали народные сказки и создавали «сборник русских народных сказок».

Толстой Алексей Николаевич (повернуть портрет) — русский советский писатель, публицист, граф, академик АН СССР. Создал большой сборник русских народных сказок для маленьких детей в авторской обработке. И все сказки, иллюстрации к которым вы здесь видите, тоже вошли в его сборник.

-Вот послушайте, как А.Н. говорит о сказке:

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.»

(Алексей Николаевич Толстой)

- Как вы думаете, почему А.Н. называет сказку духовной культурой?

- Чему учат сказки?

http://900igr.net/up/datas/76227/005.jpg

- На какие две большие группы делим все сказки?

- Каково главное отличие литературных и народных сказок?

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3.

Постановка проблемы.

Выявление места и причины затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее включения в учебную деятельность
(2 мин.)

Подготовка к первичному восприятию

Определение темы и цели урока

Ребята, сказки каких народов вы знаете?

- У каждой группы лежат отрывки из зарубежных сказок. По моему сигналу, вам нужно ознакомиться с этим отрывком и подготовиться к чтению по ролям.

(отрывки написаны на иностранном языке)

- С какой трудностью вы столкнулись?

- Кто помогает нам знакомиться с произведениями зарубежный литературой?

О ком мы будем сегодня говорить на уроке и какова тема урока?

Какую цель поставим перед собой?

Французские, немецкие, польские, английские и т.д.


Т.к. нам неизвестен язык, на котором они написаны.

Переводчики

О писателях - переводчиках

Узнать , кто такие переводчики, что такое переводная литература.

Фронтальная

Формирование УУД:(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;(Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4.

Проектирование и фиксация нового знания.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.
( 10 мин.)

Знакомство с фактами из биографии автора

Прочитав небольшую статью, вам нужно ответить на вопрос. У каждой колонки свой вопрос. Вписать ответ на «информационный лист». Полученными знаниями вам надо поделиться с ребятами  с других колонок.

1 колонка : кто такие переводчики?

2 колонка: Существует ли в календаре день переводчика и как он называется?

3 колонка: Что называется переводной литературой?

Б) обмен информацией и обобщение

- Что надо знать и уметь, чтобы быть переводчиком?

- Найдите ответ в тексте и прочитайте.

В) сообщения учеников

- Ребята подготовили краткую информацию об известных писателях-переводчиках.

Портрет +сообщение по плану:

1)имя

2)даты жизни

3)произведения, которые перевёл


Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

(Л)умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

5.

Реализация построенного проекта.( 7мин)

Повторное чтение обучающимися

- Итак, писатели-преводчики поработали и теперь  вы сможете ознакомиться с этим отрывком сказки, распределить роли и подготовиться представить свою сказку с помощью жестов и мимики не произнеся ни слова. И  рассказать чему учит эта сказка.

У каждой группы своя сказка. И как только вы представите свою сказку нашему вниманию, остальные группы должны озвучить название и автора. А значит,  вы готовитесь очень тихо, чтобы группы не угадали вашу сказку раньше времени.

После каждой угаданной сказки выставляется книга.

- А хотели бы вы попробовать себя в роли переводчиков?

- Я предлагаю вам перевести по 2 предложения из отрывка одной очень известной и всеми любимой сказки. Расположены эти предложения вот на таком листе. Работать вы будете в группах. У каждой группы свои предложения.

- Обсудив получившийся перевод этих предложений, каждый участник группы запишет его вот на такое облачко.                       Оно лежит в синем конверте.

- Писать нужно очень красиво и аккуратно, чтобы ребята других групп, получив ваш перевод, смогли его прочитать. Облако с переводом вы приклеиваете на свой абзац.

-Что вы посоветовали бы друг другу, если при переводе встретится незнакомое слово? (словарь)

-Странички словаря у вас также есть на столах.

Приступаем к работе. (3 мин)

Услышав сигнал, группы по очереди раздают свои переводы по группам и приклеивают прямо на свои предложения, которые переводили.

Чтение предложений группами (каждая группа свой отрывок)

После прочтения открывается часть картинки.

Винни Пух очень милый медведь.

Он живёт в лесу со своими друзьями.

Друзья Винни Пуха Пятачок, Кролик, умная Сова и грустный Ослик.    

Винни Пух очень любит мёд.

Винни Пух навещает своего друга  Кролика с Пятачком по утрам.  

Они съедают всю еду в доме Кролика.

У Пятачка есть большой зелёный шарик.

Винни Пух летает на шарике, чтобы достать мёд у пчёл.

Винни Пух с Пятячком идут на день рождения к грустному ослику.

Они подарили ослику его хвост и горшочек без мёда.

- Отрывок из какой сказки?

- Кто является автором этой сказки?

- А кто сегодня был переводчиком этого отрывка? (мы)

-Сложно было?

- А кто из писателей перевёл эту сказку на русский язык?

Поставим книжку с этим произведением на нашу выставку.

Борис Владимирович Заходер в своём предисловии к этой сказке рассказывает о том, как он работал над переводом этого произведения.

- прочитав это предисловие на стр.96  в учебнике, вы сможете найти ответы на вопросы, которые даны на втором  информационном листе. Эту работу вы выполните дома! Чуть позже, мы запишем задание в дневник.

Фронтальная

Формирование УУД:

(К) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой общения

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий

(3мин.)

Повторение Закрепление.

--Ребята обратите внимание на выставку книг. Некоторые сказки вы

уже читали , но есть и те которые вы ещё не знаете. Эти книги

можно взять в библиотеке и прочитать.

- Что же объединяет все эти произведения?

- Кто помогает нам познакомиться с иностранными сказками?

- Кто такие переводчики?

- Когда празднуется Международный день переводчика?

- Каких писателей-переводчиков вы запомнили?

- Что такое переводная литература?





-Переводчики
Перево́дчик — специалист, занимающийся переводом, то есть созданием письменного или устного текста на определенном языке.

Фронтальная

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

9.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками

( 2 мин.)

Подведение итогов

Рефлексия.




Оценивание с комментированием.

- Что же объединяет все эти произведения?

- Кто помогает нам познакомиться с иностранными сказками?

- Кто такие переводчики?

- Когда празднуется Международный день переводчика?

- Каких писателей-переводчиков вы запомнили?

- Что такое переводная литература?

-Достигли ли мы цели, которую поставили себе на урок?

(Да, мы узнали многое о писателях-переводчиках и познакомились с переводной литературой для детей)

-Вы замечательно сегодня работали. Оцените свой труд, наполнив горшочки мёдом для Винни-Пуха. Возьмите        и опустите свою капельку мёда  в тот горшочек, который соответствует вашей работе на уроке. А затем мы посмотрим, какой же горшочек содержит более ценный мёд.

 

Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах…
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся…
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро.

-Спасибо за урок.До свидания!

Фронтальная

– рефлексия способов и условий действия (П);
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
– самооценка на основе критерия успешности (Л);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....