Рабочая программа по литературному чтению_1 кл.
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Шубина Светлана Васильевна

 

Содержание курса представлено следующими разделами:

·       «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»;

·       «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность»;

·       «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность»;

·       «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literaturnoe_chtenie_1_kl.docx213.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА с. РЫТКУЧИ»

Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей предметного направления

 «____»___________2017 г.

Руководитель МО

___________Н.У. Манджиева

Согласовано

 «___»____________2017 г.

Зам. директора по НМР

___________ Н.Б.Сангаджиева

Утверждено

Приказ №____

 «_____»____________2017 г.

Директор

 МБОУ СШ с.Рыткучи

______________А.Ф. Беляева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

1 КЛАСС

(УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)

Срок реализации: 2017-2018 учебный год

Составитель:

Шубина Светлана Васильевна,

учитель  начальных классов

с.Рыткучи

2017 г

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии  с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на 07.06.2016г.);
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  • Примерная  основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и внесена в реестр примерных основных общеобразовательных программ;
  • Федеральный базисный учебный (образовательный) план общеобразовательного учреждения Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,  реализующих программы общего образования» (с изменениями от 01.02.2012);
  • Устав МБОУ СШ с.Рыткучи, утвержденный постановлением администрации Чаунского муниципального района от 23.12.2015г. №233;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СШ с.Рыткучи, утвержденная приказом ОУ от 31.08.2017г. №02-02/188;

согласно учебному плану МБОУ СШ с.Рыткучи на 2016-2017 учебный год, утвержденному приказом ОУ от 26.05.2017г. № 02-02/167; и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2011.

2. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. – М.: Просвещение, 2010.

3. Климанова, Л. Ф. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. – М.: Просвещение, 2010.

4. Литературное чтение. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова [и др.] ; под ред. Л. Ф. Климановой. – М.: Просвещение, 2011.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Основные  цели обучения литературному чтению:

– совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

– приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

– обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

– введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Задачи:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитаниеинтереса к чтению и книге;
  • помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
  • воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.

Структура курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса после обучения грамоте, параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка.

Содержание курса представлено следующими разделами:

  • «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»;
  • «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность»;
  • «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность»;
  • «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».

Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапную выработку навыка чтения: от громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения про себя. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приемов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя.

Содержание курса включает выработку умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Умение говорить (высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать свое высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Раздел «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность» предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (подбор заглавий к тексту, полный пересказ прочитанного текста), а также решение различных коммуникативно-речевых задач.

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на совершенствование художественно-эстетической деятельности, нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети учатся различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, создавать собственные тексты.

Предусмотрено знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся должны научиться понимать и ценить художественное произведение.

В содержание литературного чтения включен элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез – анализ – синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, сопоставляя главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается изучение художественного образа (без терминологии), воплощенного в слове. Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Определены для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

Предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровне сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровне героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровне автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать свое отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание раздела включено совершенствование умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных.

С целью совершенствования стимулирования творческой активности учащихся вводятся приемы театральной драматизации произведений.  

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.).  

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также дает возможность сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребенка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включенные в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На уроки литературного чтения в 1 классе отводится 30 часов (10 учебных недель, 3 часа в неделю), в том числе 5 часов отводится на внеклассное чтение (уроки работы с книгой).

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Совершенствуются техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность.

Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое способствует совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно.

Содержание учебного предмета

Раздел«Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения в их взаимодействии, воспитывая культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтениепонимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное, выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста).

Говорение (культура речевого общения)на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Раздел«Виды читательской деятельности» включает работу с разными видами текста, которая предполагает выработку аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения; воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном произведении; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Предусмотрены ознакомление учащегося с книгой как источником различного вида информации и отработка библиографических умений: умения ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе«Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, обеспечивающие выработку мотивированного выбора круга чтения, воспитание устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–7 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел«Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановку «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизацию. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

При изучении литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1–4 классов авторов Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской и др. достигаются следующие личностные результаты (в соответствии с требованиями ФГОС):

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории, культуре других народов;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
  • умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии сзадачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, а также с уважением воспринимать другие.

Предметные результаты изучения курса:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; осознание значимости умения хорошо читать для успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  • понимание роли чтения, использование различных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Материально-техническое обеспечение

1. Дополнительная литература.

1. Бородина, В. А. Учим читать / В. А. Бородина, С. М. Бородина. – Л., 1985.

2. Воюшина, М. П. Критерии и уровни литературного развития // Литературное и речевое развитие школьников : межвузовский сборник научных трудов. – СПб., 1992.

3. Кубасова, О. В. Как помочь ребенку стать читателем / О. В. Кубасова. – М., 2004.

4. Лазарева, В. А. Технологии анализа художественного произведения / В. А. Лазарева. – М., 2006.

5. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В. А. Левин. – М., 1994.

6. Матвеева, Е. И. Учим младшего школьника понимать текст / Е. И. Матвеева. – М., 2005.

7. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы / О. И. Никифорова. – М., 1972.

8. Оморокова, М. И. Основы обучения чтению младших школьников / М. И. Оморокова. – М., 2005.

9. Осетинская, О. В. Я – первоклассник: портфолио учащегося / О. В. Осетинская. – Волгоград: Учитель, 2011.

10. Рез, З. Я. Изучение лирики в школе / З. Я. Рез. – М., 1968.

11. Романовская, З. И. Чтение и развитие младшего школьника / З. И. Романовская. – М., 1982.

12. Рубакин, Н. А. Психология читателя и книги / Н. А. Рубакин. – М., 1977.

13. Портфолио в начальной школе: тетрадь младшего школьника / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011.

14. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др. ; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.

15. Пропп, В. Я. Морфология сказки: исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. – М., 1972.

16. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:www. festival. 1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ education

5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru

6. Официальный сайт УМК «Перспектива».–Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371

3. Наглядные пособия.

1. Комплект наглядных пособий «Литературное чтение. 1 класс» (16 табл.).

2. Народные сказки.

3. Пушкин А. С. и его сказки.

4. Крылов И. А. и его басни.

4. Технические средства обучения.

1. DVD-плеер (видеомагнитофон).

2. Телевизор.

3. Компьютер.

4. Мультимедийный проектор.

5. Интерактивная доска.

5. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

2. Ящики для хранения таблиц.

4. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).

6. Специализированная мебель.

Компьютерный стол.


Тематическое планирование на 2017-2018 учебный год

п/п

Наименование разделов и тем программы.

Тип урока

Всего часов

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Дата проведения

Характеристика

деятельности

обучающихся

на уроке по

формированию

 УУД (метапредметных, личностных

умений)

Характеристика

деятельности

обучающихся

на уроке по

формированию

 предметных

умений и навыков

Элементы содержания

Контроль

и виды контроля

усвоения учебного

материала в ходе

данного  урока.

План

Факт

  1. Вводный урок (1 ч)

1.1

Вводный урок

Знакомство

с учебником

(№1)

ИНТ

1

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

 

Знакомиться с обложкой учебника: название учебника, иллюстрация, авторы, название издательства, серия.

Индивидуальная- рассматривание и чтение условных обозначений; рассматривание обложки, титула, содержания учебника; выполнение упражнений на нахождение нужной главы в содержании учебника, условных обозначений, по ориентировке в учебнике.

Фронтальная - чтение (учителем или подготовленными учащимися) обращения авторов учебника к детям; выдвижение предположений на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены; ответы на вопросыОбложка, иллюстрация, серия, издательство, условные обозначения, титульный лист, вступительная статья.

Текущий

 - какие составные части учебника запомнили,

- какие условные обозначения.

  1. Книги — мои друзья (6 ч)

2.1

Введение содержание раздела.

С. Маршак. «Новому читателю».

(поиск
и открытие нового способа  действия)(№2)

ИНТ

1

  Сравнивать слова с противоположным значением: трудолюбие — леность, честность — ложь, доброта — злость, объяснять их смысл.

Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека.

Индивидуальная - рассматривание иллюстраций; рассказывание о прочитанных книгах.

Работа в паре - чтение диалога героев учебника Ани и Вани. Фронтальная - ответы на вопросы; объяснение значений слов книга, писатель, читатель, чтение стихотворения С. Маршака «Новому читателю»; участие в конкурсе юных читателей; объяснение

смысла высказывания: «Читая книгу, мы ведем разговор с писателем и героями его произведений», слов обложка, автор, каталог

Библиотека

 Обложка

Иллюстрации

Алфавитный каталог

Систематический каталог

    Текущий

 

  Сочинение своего письма с помощью рисунков.

2.2

 Как хорошо уметь читать

(поиск
и открытие нового способа действия)

Внеклассное чтение.

Веселые стихи

ИНТ

1

Сравнивать иллюстрации книги.

Культура обращения с книгой

 Умение читать плавно, неторопливо, целыми словами; умение вникать в смысл текста  

 Текущий

Рассказывать о возникновении письменности.

 2.3

  Как бы  жили мы без книг?
(поиск
и открытие нового способа  действия)

(№3)

ИНТ

1

Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?».

Называть элементы книги (обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения)

Текущий

Выбирать книгу в библиотеке.

 

2.4

 Мои любимые писатели. А.С.Пушкин
(поиск
и открытие нового способа  действия)

(№3)

ИНТ

1

 Работать в паре, выслушивая мнение друг друга.

 Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя.

  Фронтальная - ответы на вопросы; рассматривание выставки книг: стихи, сказки А. Пушкина; чтение стихов А. Пушкина; объяснение значения слов лукоморье, дол; выборочное чтение, соотнесение иллюстраций и строк из поэмы.

Индивидуальная - чтение отрывков из сказок А. Пушкина.

Коллективная- обмен впечатлениями по прочитанному отрывку из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила», мнениями по вопросам: почему имя А. Пушкина внесено в раздел «Мои любимые писатели»? Почему произведения А. Пушкина любимы многими людьми?Лукоморье

Дол

Витязь

Королевич

Текущий Выразительно читать произведения А.С.Пушкина

2.5

Сказки К.Чуковского


(поиск
и открытие нового способа действия)

(№4)

ИНТ

1

 Постановка и решение проблем – самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

 Распределять роли.

Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного

Фронтальная- рассматривание выставки книг К. Чуковского; ответы на вопросы.

Индивидуальная - чтение (наизусть) отрывков из известных сказок К. Чуковского.

Групповая -инсценирование сказки К. Чуковского «Айболит» (распределение ролей; исполнительские задачи: выразить голосом

Текущий

 Разыграть сценку с друзьями

2.6

Из книг К. Ушинского.

Обобщение по разделу

(решение частных задач)

Внеклассное чтение.

Рассказы

о животных

(№4)

ИНТ

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события).

тревогу, заботу, удивление, радость; определение интонации, с которой надо произносить слова Айболита, зверят).

Коллективная - обсуждение и характеристика качеств хорошего чтеца; выбор лучшего чтеца (артиста, исполнителя) сказки  К. Чуковского

Текущий  

 Индивидуальный

Выполнить задание по выбору

  1. Радуга-дуга (4 ч)

3.1

 Пословица – мудрость народная

(поиск и открытие нового способа действия)

(№6)

ИНТ

1

 Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены.

Высказываться о своём отношении к русским народным пословицам.

 Работа в паре - чтение диалога Ани и Вани.

Фронтальная- объяснение смысла пословицы: Без пословицы речь не молвится; чтение и разгадывание загадок; ответы на вопросы; объединение загадок по темам; чтение пословиц из старинных книг; рассматривание репродукции картины А. Киселева

Песенки

Пословицы

Загадки

Считалки

 Текущий

Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов.

3.2

 Песенки разных народов


(поиск
и открытие нового способа действия)

(№5)

ИНТ

1

Сравнивать фольклорные произведения разных народов.

Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи.

 Индивидуальная - чтение песенок русского народа, удмуртской народной песенки «Дождик», песенок народов разных стран (по выбору), песенки-потешки; заучивание песенок, считалок.

Фронтальная - ответы на вопросы

Песенки

Пословицы

Загадки

Считалки

 Текущий

Читать выразительно, учитывая интонацию.

3.3

  Мы идем
в библиотеку .

Произведения устного народного творчества.

(решение частных задач)

(№7)

ЗУН

1

Определять нравственный смысл пословицы и поговорки (какая народная мудрость заключена в пословицах и поговорках разных народов).

Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл.

  Индивидуальная - чтение английской народной считалки «Дождь» (перевод с англ. С. Маршака).

Работа в паре - чтение песенки «Перчатки» (распределение ролей с помощью считалки)

Песенки

Пословицы

Загадки

Считалки

Текущий

Распределять загадки по тематическим группам.            

   

3.4

 Маленькие и большие секреты страны Литературии

(решение частных задач).

Внеклассное чтение.

Устное народное творчество (малые жанры)

(№9)

ИНТ

1

Анализировать содержание текста; называть героев произведения; определять особенности характера героев.

Называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России.

Фронтальная- ответы на вопросы. Коллективная - обсуждение и обмен мнениями по проблеме.

Индивидуальная- выполнение заданий к загадкам: прочитать загадки, сравнить, соотнести, какие относятся к загадкам-вопросам, какие - к загадкам-описаниям; чтение колыбельных песенок.

Фронтальная- слушание, чтение (5-7 минут) произведений устного народного творчества: песни «Вьётся, вьётся хоровод», приговорок, народных песен, потешек, считалок, загадок, небылиц (по выбору учителя) Песенки

Пословицы

Загадки

Считалки

Текущий

Инсценировать произведение

  1. Здравствуй, сказка! (5 ч)

4.1

 

Узнай сказку
(поиск
и открытие нового способа

действия)

(№10)

ИНТ

1

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены.

 Находить нужную сказку в книге. Читать выразительно диалоги сказочных героев.

  Работа в паре - чтение диалога Ани и Вани.

Коллективная - обмен мнениями

о прочитанных сказках; придумывание продолжения сказки.

Фронтальная - чтение отрывков из сказок; ответы на вопросы; рассматривание иллюстраций к сказкам.

Индивидуальная - чтение произведения И. Гамазкова «Живая азбука», сказки Т. Коти «Катя и буквы»Сказка

Сказка о животных

Сказочный герой

Текущий Определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении.

4.2

Сравни сказки.

Г. Юдин «Почему «А» первая?»

Т. Коти «Катя и буквы».
(поиск

и открытие нового способа действия) (№11)

ЗУН

1

Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры.

Рассказывать о своём отношении к сказкам.

 Индивидуальная - выполнение читательской разминки: чтение целыми словами, произнесение слова со звуком [р] (Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны»), упражнение на интонационное чтение (интонация вопроса и восклицания); словесное рисование по сказке.

Фронтальная - ответы на вопросы; рассматривание иллюстраций к сказке «Волк и семеро козлят»; сравнение сказки народной и авторской; чтение сказки (учителем и учащимися) С. Маршака «Курочка Ряба и десять утят».

Коллективная- обмен мнениями, высказывание предположенийСказка

Сказка о животных

Сказочный герой

 Текущий

Игра с использованием числового отрезка

4.3

В сказке солнышко горит,

справедливость в ней царит!
(поиск
и открытие нового способа действия)

(№12)

ЗУН

1

Обдумывать  и  планировать  ответ,  подбирать   слова  и выражения. Проявлять  уважение  к  чужому  мнению,

соблюдать  правила общения

Рассказывать сказку по серии рисунков.

  Индивидуальная–рассматрива

ние иллюстраций; слушание сказки «Лиса, заяц и петух»; чтение сказок «Лиса, заяц и петух», Л. Пантелеева «Две лягушки».

Фронтальная- ответы на вопросы.

Работа в паре- чтение диалога (предварительно отметить границы диалога: Зайчик - Собака - Лиса; Зайчик -Медведь - Лиса; Зайчик - Петушок - Лиса); соотнесение качеств сказочных героев; обсуждение по вопросам: кто из персонажей обладает одинаковыми качествами? Почему Петух побеждает?); нахождение непонятных или незнакомых слов в сказке (образцов малых фольклорных жанров - закличек, приговорок).

Коллективная - обмен мнениями, высказывание предположений о содержании сказок по главной мысли: «Не падай духом!»Сказка

Сказка о животных

Сказочный герой

Персонаж

Народная сказка

        Текущий

 Читать сказку вслух.

4.4

Лень до добра не доведет. С.Михалков «Сами виноваты»
(поиск
и открытие нового способа действия)

(№14)

ИНТ

1

Распределять роли.

Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой.

Фронтальная - ответы на вопросы.

Индивидуальная - чтение сказки С. Михалкова «Сами виноваты».

Групповая - инсценирование сказки.

Коллективная - обмен мнениями  Сказка

Сказка о животных

Сказочный герой

Литературная сказка

 Текущий

  Инсценировать произведение

4.5

 Маленькие и большие секреты страны Литературии

(решение частных задач)

(№15)

Внеклассное чтение

«В мире сказок»

ИНТ

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

 Выполнять задания в нужной последовательности

  Фронтальная - ответы на вопросы.

Индивидуальная- чтение текстов «Лиса и заяц», «Лисица», сказок; пересказ сказки (по выбору). Коллективная- обмен мнениями, впечатлениями Сказка

Сказка о животных

Сказочный герой

 Текущий

 Слаженно работать в группе

  1. Люблю всё живое (6 ч)

5.1

 В.Лунин «Никого не обижай»

Е.Благинина «Котёнок»

(поиск и открытие нового способа действия)(№16)

ИНТ

1

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены.

Определять нравственный смысл содержания раздела «Люби всё живое».

  Работа в паре - чтение диалога Ани и Вани; разыгрывание диалога по произведению И. Токмаковой «Лягушки».

Фронтальная- ответы на вопросы; объяснение значения высказывания «Природу может спасти только наша любовь», чтение вывода.

Коллективная- обмен мнениями. Индивидуальная - чтение стихотворений В. Лунина «Никого не обижай», Е. Благининой «Котенок», И. Токмаковой «Лягушки». Групповая - составление рассказа о котенке по произведению

Е. Благининой «Котенок»

Общение

Диалог

Текущий

Рассказывать о своём отношении к животным и растениям.

5.2

Приём звукописи как средство создания образа.

 (поиск и открытие нового способа действия)

ИНТ

1

Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном.

Находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы.

Фронтальная - ответы на вопросы.

Индивидуальная - чтение стихотворения И. Токмаковой «Разговор синицы и дятла», произведения В. Бианки «Разговор птиц в конце лета».

Работа в паре- чтение по ролям произведения В. Бианки «Разговор птиц в конце лета».

Коллективная - обмен мнениями.

Звукопись

Общение

Диалог

Текущий

 Выразительно читать стихотворения

 

5.3

 Мы в ответе за тех, кого приручили.

И. Пивоварова «Всех угостила»,

 С. Михалков «Зяблик».
(поиск и открытие нового способа действия)(№18)

ИНТ

1

 Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом

Находить слова в прозаическом и стихотворном текстах, характеризующие героя.

 Фронтальная - ответы на во-про¬сы; объяснение смысла высказы¬вания А. Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Индиви-дуальная - чтение произве-дений И. Пивоваровой «Всех уго¬стила», С. Михалкова «Зяблик».

Работа в паре - выполнение зада¬ний: выбрать слова, кото-рые ха¬рактеризуют мальчика в начале и в конце стихотворе-ния С. Ми¬халкова «Зяблик»; охарактеризо¬вать девочку из стихотворения И. Пивоваровой «Всех угостила».

Коллективная обмен мнениями

Общение

Диалог

Приручить

 Текущий

Создать плакат «Охраняй природу!»

 5.4

 Мы идём в библиотеку. Книги о природе и животных.

Л.Н. Толстой «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных».

(поиск и открытие нового способа действия)(№19)

ЗУН

1

Сравнивать научный и художественный тексты.

 Отвечать на вопросы по содержанию текста

 

Общение

Диалог

 Текущий

Выразительно читать произведения

5.5

  Наш театр.

С. Маршак «Волк и лиса» (№20)

ИНТ

1

Распределять роли  

Определять героев произведения и их характеры.

 Общение

Диалог

Текущий

Инсценировать произведение.

5.6

 Маленькие и большие секреты страны Литературии

Внеклассное чтение.

Сказки о животных

(№21)

ИНТ

1

Работать в группе: планировать работу, распределять

работу между членами группы.  

Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях

Коллективная- составление плана действий.

Фронтальная - ответы на вопросы.

Индивидуальная- чтение рассказа Н. Сладкова «Без хвоста»; выполнение заданий к тексту; рассматривание содержания иллюстрации.

Групповая - создание фотогазеты на тему «Жизнь леса» (отбор материала, сочинение подписей к иллюстрациям фотогазеты); представление газеты

Текущий

  Слаженно работать в группе

 

  1. Хорошие соседи, счастливые друзья (6 ч)

6.1

Когда мои друзья
со мной
(поиск

и открытие нового способа действия)

 (№22)

ИНТ

1

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба.

Находить главную мысль произведения, соотносить содержание произведения с пословицей

  Коллективная - обмен мнениями.

Фронтальная / индивидуальная -чтение пословиц; ответы на вопросы; объяснение значений слов счастливый человек, дружба, друг.

Работа в паре - чтение произведения С. Михалкова «Песенка друзей».

Индивидуальная- чтение песенки «Когда мои друзья со мной», стихотворения А. Барто «Сонечка»

Рассказ

Герой рассказа

Текущий

Выразительное чтение стихотворений.

 

 

6.2

Характеристика героя произведения.

Е. Пермяк «Самое страшное».

В. Осеева «Хорошее».

(поиск
и открытие нового способа действия)

(№23)

ИНТ

1

Сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли.

Находить рифму в стихотворении.

Фронтальная- ответы на вопросы.

Индивидуальная- чтение рассказов Е. Пермяка «Самое страшное», В. Осеевой «Хорошее», Э. Шима «Брат и младшая сестра»(по выбору).

Коллективная - обмен мнениями.

Работа в паре - выполнение исследовательской работы по тексту рассказа В. Осеевой «Хорошее».Дружба

 Забота

Взаимопомощь

Милосердие

 Текущий

Выразительно читать произведения

 

 6.3

Наш театр.

М. Пляцковский «Солнышко на память». Ю. Мориц «Это — да! Это — нет!»  

(№26)

ИНТ

1

Следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению.

Разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя.

  Фронтальная - ответы на вопросы; чтение сказки М. Пляцковского «Солнышко на память»; объяснение смысла пословицы: Доброе слово лучше мягкого пирога.

Коллективная - обмен мнениями.

Индивидуальная - чтение стихотворения В. Лунина «Мне туфельки мама...».

Театр

Роль

Персонаж

 Текущий

Выразительно читать произведения

 

 6.4

Семейное чтение.

Л. Толстой «Не лениться» «Косточка». Нравственно-этический смысл произведений.

(решение частных задач)

(№27)

ИНТ

1

Принимать участие в обсуждении прочитанного

Создавать небольшое  высказывание на основе прочитанных

Индивидуальная - чтение пословиц, стихов о дружбе, рас-сказа Л. Толстого (по выбору), В. Сутеева «Чей же гриб?».

Фронтальная - ответы на вопросы; объяснение понятий: совесть, честность, обман, лень, трудолюбие, внимание к ближнему.

Коллективная- обмен мнениями.

Групповая - разгадывание кроссворда

Главная мысль произведения.

Текущий

Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными

 

  1. Край родной, навек любимый (5 ч)

7.1

П. Воронько «Лучше нет родного края».

(поиск

и открытие нового способа действия)

(№29)

Стихотворения русских поэтов

о родной природе

ИНТ

1

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены.

Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам.

Работа в паре - чтение диалога Ани и Вани о родном крае, о России.

Индивидуальная - рассказывание о своей малой родине; рассматривание иллюстраций; чтение стихотворений С. Есенина, С. Дрожжи- на, А. Плещеева, И. Сурикова, Н. Грекова.

Фронтальная - ответы на вопросы; объяснение значения слова столица

Стихи

Рифма

Родина

Текущий

Составление устных сообщений о красоте родного края.

7.2

Родина любимая – что мать родимая
(поиск и открытие нового способа действия).

Внеклассное чтение.

Рассказы и стихи о Родине

(№35)

ИНТ

1

Сравнивать произведения на одну и ту же тему.

Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним.

  Работа в паре - чтение диалога Ани и Вани.

Фронтальная- ответы на вопросы; объяснение значений слова мать.

Индивидуальная- чтение рассказа А. Митяева «За что люблю маму»,

стихотворений В. Берестова.

Фронтальная- слушание, чтение, рассматривание иллюстраций к произведениям о Родине: Г. Скребицкий «Мать»;

 В. Степанов.«Моя родина - Россия»; Семья

Текущий

Составление рассказа о своей семье.

 

7.3

Мы идем в библиотеку
(поиск
и открытие нового способа действия)

Е. Пермяк «Первая рыбка».  

(№36)

ИНТ

1

 Принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей

Создавать свои собственные творческие  объекты

  Фронтальная - рассматривание выставки книг о Родине; ответы на вопросы.

Индивидуальная - чтение рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»Семья

Совместные дела

Текущий

 Составить рассказ о своей семье.

 

  1. Сто фантазий (1ч)

8.1

 Волшебная страна фантазий (постановка учебной задачи)

(№39)

В. Викторов «Поэт нашел в себе слова….»

Ю. Мориц «Сто фантазий»

(№39)

 Проектная работа (презентация)

ИНТ

1

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Коллективная - обмен мнениями.

Фронтальная - ответы на вопросы; рассматривание содержания иллюстраций, соответствующих прочитан-

ному отрывку; пересказ эпизода (по выбору учащихся).

Индивидуальная - чтение произведений (по выбору учащихся)Творчество

Текущий

Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений

 

Итого

30 ч

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Литературное чтение»

Для реализации цели и задач обучения литературному чтению по данной программе используется УМК по литературному чтению  издательства «Просвещение».

Обучение литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями:

  1. Л.Ф.Климанова; В.Г.Горецкий; Л.А.Виноградская. Литературное чтение. Учебник  в   2 частях. М.: «Просвещение». 2011 г.
  2.   Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. 1 класс. Методические рекомендации. М.: «Просвещение».  2012 г.
  3.   Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс. К УМК "Перспектива". М. «ВАКО» 2013г.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках литературного чтения, относится интерактивная доска.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Приложение 1

Что

изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Развитие связной речи

I. Умение последова-

тельно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы

1. Беседа по вопросам

Вопросы:

  • Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе?)
  • Как называется улица, на которой вы живете?
  • Какой он, ваш дом? (Большой или маленький, старый, ветхий, новый, красивый.)
  • Сколько этажей в вашем доме?
  • Из какого материала построен ваш дом?
  • На каком этаже вы живете?
  • Какая у вас квартира?
  • С кем ты живешь вместе?
  • Какая самая любимая вещь в твоем доме?
  • Какие интересные книги есть в вашем доме?
  •  И т. д.

3 балла - отвечает на вопросы, аргументируя ответ, по следовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта.

2 балла - охотно отвечает на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ.

1 балл - не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы

2. Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом».

Оборудование:

три картинки с изображением серии последовательных событий «Кошка ловит мышку» (или подобное)

Задание: рассмотреть картинки и разложить их так, чтобы было понятно, что случилось вначале, что произошло потом и чем завершилось действие. Составить по картинкам рассказ

3 балла - правильно раскладывает картинки, самостоятельно придумывает сюжетный рассказ; соблюдает логику изложения, пользуется эмоциональными, речевыми и языковыми средствами выразительности.

2 балла - с небольшой помощью взрослого раскладывает картинки; в рассказе допускает логические ошибки, но сам же их исправляет при помощи взрослого; пользуется лишь отдельными средствами выразительности.

1 балл - не может последовательно разложить картинки; при составлении сюжетного рассказа затрудняется в установлении связей между элементами сюжета, не использует средства выразительности

3. Сочинение рассказа, сказки и загадки

Задание: рассказать рассказ, сказку и загадать загадку (можно предложить схемы).

- Объясни, о чем этот рассказ (сказка, загадка)

3 балла - самостоятельно и легко сочиняет оригинальную сказку, загадку, рассказ; использует средства языковой выразительности; различает основные литературные жанры; свободно пользуется такой формой речи, как рассуждение.

2 балла - с помощью взрослого придумывает сказку, загадку, рассказ; затрудняется в различении близких жанров - рассказа и сказки; аргументирует суждения и пользуется такой формой речи, как доказательство, с помощью взрослого.

1 балл - не может сочинить сказку, загадку, рассказ, не

различает жанры; не пользуется речью-доказательством

II. Умение пересказы-

вать и драматизировать небольшие литературные произведения

Рассказ К. Ушинского «Спор животных» или русская народная сказка «Лиса и рак». Оборудование: маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака

Учитель читает рассказ, задает вопросы по тексту:

  • Кто стал спорить?
  • О чем спорили животные?
  • Что сказала лошадь?
  • А что сказал человек?

Затем распределяются роли между детьми, дети пересказывают текст по ролям

3 балла - пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей.

2 балла - пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допускает небольшие пропуски.

1 балл - делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды

Развитие словаря

Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, рассказ - описание предмета, по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия

1. Игра «В магазине игрушек».

Оборудование: картинка с изображением игрушек-зверю-шек (мышка, медведь, белка, заяц); домики для них, разные по размеру, цвету крыши, стен, по форме окон

Задание: расселить зверей по домикам, угадать, какой домик подойдет каждому из них. Вопросы:

  • Расскажи, чем отличаются домики зверей.
  • Сравни их по размеру, цвету, форме окон

3 балла - использует сравнительные прилагательные, слова, обозначающие тонкую дифференциацию цвета.

2 балла - дифференцирует и называет близкие размеры предметов (самый большой, поменьше, маленький, самый маленький), в речи отсутствуют слова, обозначающие гонкую дифференциацию цвета.

1 балл - дифференцирует размеры предметов, но в речи отсутствуют прилагательные сравнительной и превосходной степени, также отсутствуют слова, обозначающие оттенки

2. Дидактическое упражнение «Составь рассказ».

Материал: сюжетная картина, набор картинок с фабульным развитием действия.

Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки):

  1. появился росток из почвы;
  2. появились листья, росток тянется вверх;
  3. появился первый бутон;
  4. цветок распустился

Задания:

  1. Составь рассказ по сюжетной картине.
  2. Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ.

Примерные вопросы и задания:

  • Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. Как называются эти растения?
  • Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?

3 балла - легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

2 балла - составляет рассказ по набору картинок с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые.

1 балл - не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден

Сформированность грамматической стороны речи

 Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов

1. Дидактическое упражнение «Скажи, что происходит на картинках и почему».

Материал: картинки с изображением солнышка и тающей сосульки; девочки с зонтиком под дождем и тучами на небе

2. Дидактическая игра «Закончи предложение». Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек)

Задание: посмотреть на картинку и составить предложение (или продолжить предложение):

  • Сосулька тает, потому что...
  • Девочка идет под зонтиком, потому что...

Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:

  1. Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь).
  2. Наступила весна, и (прилетят птицы).
  3. Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку).
  4. Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань).
  5. Мы ложимся спать, когда (наступает ночь).

И т. д.

3 балла - самостоятельно составляет сложноподчиненные предложения.

2 балла - затрудняется в составлении сложноподчиненного предложения, но задание закончить предложение не является для него трудным.

1 балл - не может составить сложноподчиненное предложение

3 балла - выполняет задание самостоятельно, легко составляет сложные предложения различных видов.

2 балла - допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев.

1 балл - не справляется с заданием, не понимает инструкций учителя

II. Знание о звуке,слоге, слове, предложении

1. Дидактическое упражнение «Составь предложение».

Материал: полоски, точки для составления схемы предложения.

  1. Выделение в слове слогов.
  2. Выделение в слове заданного звука

Задания:

1) Из предложенных слов составь предложение.

Слова: цветы, дети, поливают. - Составь схему этого предложения.

  1.  Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов.
  2.  Назови слово с заданным звуком в определенной позиции.

Например,в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале. (И т. п.)

3 балла - различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.

2 балла - хорошо различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении

слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит и середине или н конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге.

 1 балл очень слабое представление о понятиях «звук»

«СЛОГ», «СЛОВО», «Предложение». Не может выполнить одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок

    Низкий уровень - 4—6 баллов; средний уровень - 7-9 баллов; высокий уровень - 10-12 баллов.

Интерпретация результатов.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, н самости тельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен - повторяет рассказы сверстников. Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизнесении. Речь недостаточно выразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения.

Средний уровень. В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется речью-доказательством с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произнесении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна. Самостоятельно производит анализ слов из 4 звуков.

Высокий уровень. Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении - делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный - согласный, твердый - мягкий, ударный - безударный гласный, место звука в слове).

Приложение 2

Приложение 2

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
уровня речевого развития учащегося

Класс        

Учитель        

Дата проведения диагностики: начало года         конец года        

№ п/п

Ф. И. ребенка

Развитие связной речи

Сформированность грамматической стороны речи

Итого баллов / уровень развития

Рекомендации

Умение

логично

рассказывать, отвечать на

вопросы

Умение

составлять рассказы

Умение

пересказывать

Знания

о звуке,

слоге, слове, предложении

Умение

употреблять в речи сложные предложения

Развитие речи, умение безошибочно пользоваться обобщенными словами и понятиями

1

2

3

4

5

6

7

Результаты диагностики речевого развития учащихся ■

Начало года:        Конец года:

Высокий уровень        учащихся        %        Высокий уровень        учащихся        %

Средний уровень        учащихся        %        Средний уровень        учащихся        %

Низкий уровень         учащихся        %        Низкий уровень         учащихся        %

Анализ, комментарии:

Приложение 3

ИНТЕГРИРОВАННАЯ КОНТРОЛЬНАЯ (итоговая)

 РАБОТА (примерная)

Сколько у кого детей? 

     У большинства крупных животных обычно бывает не более одного-двух детёнышей.  Им больше и не выкормить: трудно. В лесу живёт молодая лосиха. У неё два лосёнка. А вот бредёт медведица. В её берлоге один медвежонок.

            У птиц бывает по-разному. У маленького чижа пять птенцов. У этой серой куропатки двадцать, а у страуса-папы целый детский сад - тридцать малышей. Почему так? Меньше потомства имеют те, которые выкармливают птенцов в гнезде. А птицы, у которых птенцы сами могут добывать пищу, способны вырастить больше потомства. Черепахи и лягушки мало заботятся о своём потомстве. У них много детёнышей: у черепахи - двадцать, а у лягушки - девяносто.        

              Ещё больше детей у рыб. У колюшки в гнезде из икринок выводятся мальки. Всего - сотня малышей. У леща – много тысяч. У трески не перечесть: наверное, миллион. Животным часто приходится трудно: места их обитания разрушаются. Люди вырубают леса и осушают болота, строят плотины.

                                                                                           

      В охране природы нет маленьких дел. Помоги животным: повесь кормушку, посади дерево, убери мусор. И порадуйся пению птиц!

Фамилия, имя……………………………………………………………………………………………………………………………………………

Школа ………………………………………………..         Класс………………….

основная часть

Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.

Задание 1.

О ком говорится во втором абзаце текста?

Ответ. В нём говорится о        .

Задание 2.

Найди в тексте ответ на вопрос: «Как заботятся черепахи и лягушки о своём потомстве?». Спиши это предложение.

………………………………………………………………………………………………………………………………………          …………………………………………………………………………………………………

Проверь свою запись, если надо, исправь.

Задание 3.

  1. Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие (глагол). Надпиши над ним: гл.
  2. Найди в выписанном предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Надпиши над ними: сущ.

 Задание 4.

1.  Найди и выпиши из текста по два названия животных.

Звери:…………………………………………………………………………………………………………………………………………

Птицы:…………………………………………………………………………………………………………………………………….

Рыбы:…………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.

Задание 5.

У страуса вывелось 30 птенцов, а у чижа - 5.

  1. Запиши вопрос задачи, если она решается так: 30 - 5 = ...

Сосчитай и запиши ответ:        

  1. Во сколько раз у чижа меньше птенцов, чем у страуса? Запиши выражение и вычисли его значение:

Задание 6.

Отметь значком  ν  , у какого животного длина тела больше, чем у трески, но меньше, чем у лося.

      А                                          Б                                                 В                               Г

                Длина                                         Длина                                   Длина                   Длина  

          3 м                                               2м                                      0 см                    100 см

                 

дополнительная часть

Задания 7-11 можно выполнять в любом порядке.

Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 7. Реши задачу, используя данные текста.

У серой куропатки много малышей. А про какое животное говорится, что у него детёнышей в четыре раза меньше, чем
у куропатки? Запиши название этого животного. Ответ поясни вычислениями.

………………………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Задание 8.

Заполни таблицу, используя данные текста.

Животное

Количество

детёнышей

Кто на первом месте по количеству детёнышей? Какие места у остальных?

Куропатка

Лягушка

Медведица

Страус

Черепаха

Чиж

Задание 9 . Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.

Ласточки приносят своим птенцам пищу в гнездо. А утята могут добывать пищу сами. Как ты думаешь, у какой птицы - ласточки или утки – обычно бывает меньше птенцов? Отметь ответ значком    ν

          А. Меньше птенцов у ласточки.

          Б. Меньше птенцов у утки.

          В. У ласточки столько же птенцов, сколько у утки.

Объяснение. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Ф. и.

ученика

Способ чтения

Правильность

Беглость

Сознательность

Выразительность

слоговое чтение (начало года)

чтение целыми словами

(конец года)

3-5 ошибок (пропуски, замена, исключения) (начало года)

1-2 ошибки (замещения) (конец года)

20 слов в минуту (начало года)

40 слов в минуту (конец года)

понимание отдельных событий (начало года)

понимание сюжета

 (конец года)

(начало года)

интонация конца предложения

(конец года)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Задание 10.

В охране природы маленьких дел нет. А что ты делаешь, чтобы сохранить природу?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Задание 11.

Напиши, что означает слово «мальки».

…………………………………………………………………………………………………............................................................................................

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

Приложение 4

ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

Приложение 5

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ЛЕТОМ

  1. Сказки народов России.
  2. Русские народные сказки.
  3. Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы.
  4. В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка».
  5. А. Пушкин «Птичка Божия не знает...».
  6. В. Даль «Что значит досуг?».
  7. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
  8. А. Толстой «Колокольчики мои».
  9. Я. Толстой «Филипок».
  10. Л". Ушинский «Рассказы о животных».
  11. М Артюхова «Подружки».
  12. В. Бианки «Латка», «Аришка-трусишка».
  13. Г. Остер «Вредные советы».
  14. Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился».
  15. С. Маршак «Веселый счет от 1 до 10», «Багаж», «Детки в клетке».
  16. Т. Собакин «Песни бегемотов».
  17. А. Усачев «Умная собака», «Соня».
  18. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок».
  19. Д. Биссет «Про поросенка, который умел летать».
  20. Братья Гримм «Король Дроздовик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...