Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Столяренко (Швецова) Ольга Викторовна

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования ,  «Примерной программы начального общего образования по литературному чтению»  и на основе  рабочей программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение». 1- 4 кл. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г, приказ № 373,  раздел III, п. 19),  «Примерной программы начального общего образования по литературному чтению» (Москва, «Просвещение, 2011 г.) и на основе  рабочей программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение». 1- 4 кл. М., «Просвещение»., 2011 г.

Литературное  чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

          Цели и задачи предмета «Литературное чтение»:

     - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и    формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

     - овладение осознанным, правильным, выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

     - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

     - обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

        Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

        Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.      

       На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.

II. Общая характеристика учебного предмета.

             «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

        Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Рабочая программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

   Обучающиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Рабочая программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

              Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

               Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного.

               Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

               Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Обучающиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

               Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); обучающиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

                Рабочей программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использоватьизобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

               При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, обучающиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства.

    Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

               Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут обучающимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Обучающиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

   

III. Место учебного предмета в учебном плане.

В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель).

     

IV.  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

           Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

           Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).

           Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

           Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

            Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

           Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

           Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

          Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

          Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

          Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

          Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

           Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры

   

V. Результаты освоения учебного предмета.

        Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

        Личностные результаты:

 -  формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ;                      

 -  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  - воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

   -  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

   -  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

   -  овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

 -  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

 -   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях  

  -  наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

       Метапредметные результаты:

-  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-  освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

-  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-  использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

 -  использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-  использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

-  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

-  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

-  готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-  умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

-  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

         Предметные результаты:

-  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

   - осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

   -  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

   -  использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику

различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

   -  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  -  умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение.

   

VI.  Содержание учебного предмета.

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

Наизусть

1

Вводный урок.

1 ч.

2

Жили – были буквы.

7 ч.

1

3

Сказки, загадки, небылицы.

7 ч.

1

4

Апрель, апрель. Звенит капель!

5 ч.

2

5

И в шутку и всерьез.

6 ч.

2

6

Я и мои друзья.

5 ч.

2

7

О братьях наших меньших.

5 ч.

2

8

Резервные уроки

4 ч

Итого:

40 ч

VII.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   ПО   ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ  (40 ч, из них 4 ч – резервные)

п/п

Дата

по плану

        Дата

   по

факту        Дата

        Тема урока        Тема урока

Тип урока

УУД

Виды и формы деятельности

Наглядные

пособия и ТСО

Вид

контроля

Вводный урок – 1 ч.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; коммуникативные: вступать в диалог, отвечать на вопросы;

Регулятивные: организовывать рабочее место.

Познавательные УУД:

1.Осуществлять поиск

2. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем..

Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Ориентироваться в

учебнике.

Находить нужную главу в содержании учебника.

 Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию призведений.

1

Знакомство с учебником по литературному чтению.

УФЗ

беседа

Жили – были буквы – 7ч.

2

Знакомство с названием раздела.

В. Данько «Загадочные буквы».

УФЗ

фронтальный

3

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»».

УЗСЗ

фронтальный

4

С. Чёрный «Живая азбука», С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть», наизусть.

УЗСЗ

фронтальный

5

Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

УЗСЗ

фронтальный

6

Г. Сапгир «Про Медведя».

УЗСЗ

фронтальный

7

М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?», Е. Григорьева «Живая азбука».

УЗСЗ

фронтальный

8

Обобщение по разделу.

Проект «Создаем музей «Город букв»

УОС

фронтальный

Сказки, загадки, небылицы – 7 ч.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

9

Знакомство с названием раздела.

Народные сказки: «Курочка Ряба», «Теремок».

УФЗ

беседа

10

«Рукавичка», «Петух и собака».

УЗСЗ

пересказ

11

Загадки. Песенки.

УФЗ

Чтение наизусть

12

Потешки. Небылицы. Рифмы Матушки Гусыни.

УФЗ

фронтальный

13

Английские народные сказки. Король Пипин. Дом, который построил Джек.

УФЗ

фронтальный

14

А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», наизусть, К. Ушинский «Гусь и журавль», Л. Толстой «Зайцы и лягушки».

УФЗ

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Чтение наизусть

15

Обобщение по разделу.

УОСЗ

фронтальный

Апрель, апрель. Звенит капель – 5 ч.

16

Знакомство с названием раздела.

А. Майков «Ласточка примчалась…», наизусть,

А. Плещеев «Травка зеленеет…».

УФЗ

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Репродукции картин в соответствии с программой по литературному чтению.

Чтение наизусть

Чтение наизусть

17

А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники»

УЗСЗ

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

Чтение наизусть

18

С. Маршак «Апрель», И. Токмакова «Ручей», наизусть, Е. Трутнева «Голубые, синие…».

УЗСЗ

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему: на разные темы.

Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.

Отгадывать загадки на основе ключевых слов загадки.

Чтение наизусть

19

Проект: «Составляем сборник загадок».

УОСЗ

4. В сотрудн. с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

 Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Проверять чтение друг друга, оценивать сои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

фронтальный

20

Обобщение по разделу.

УОСЗ

фронтальн

И в шутку и всерьез – 6 ч.

21

Знакомство с названием раздела.

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», наизусть, Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «Ррры!».

УФЗ

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.

Определять настроение автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Придумывать свои заголовки.

Находить слова, которые отражают характер героя.

Передавать при чтении настроение стихотворения.

Читать по ролям, отражая характер героя произведения,

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия.

Оценивать свои достижения.

Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем.

Определять тему произведения и главную мысль.

Соотносить содержание произведения с пословицами.

Составлять план рассказа.

Учиться в паре обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе.

Называть особенности сказок – несказок; придумывать свои собственные сказки – несказки; находить сказки – несказки в книгах.

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Портреты поэтов и писателей.

беседа

22

Н. Артюхова «Саша – дразнилка», М. Пляцковский «Помощник».

УЗСЗ

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

фронтальный

23

К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», наизусть, О. Григорьев «Стук».

УЗСЗ

фронтальный

24

И. Пивоварова «Кулинаки – пулинаки», К. Чуковский «Телефон».

УЗСЗ

фронтальный

25

К. Ушинский «Ворон и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому».

УЗСЗ

фронтальный

26

Обобщение по разделу.

УОСЗ

фронтальный

Я и мои друзья – 5 ч.

27

Знакомство с названием раздела.

Ю. Ермолаев «Лучший друг», М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».

УФЗ

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

фронтальный

28

Р. Сеф «Совет», наизусть, В. Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик».1

УФЗ

Чтение наизусть

29

Я. Аким «Моя родня», С. Маршак «Хороший день», Ю. Энтин «Про дружбу», наизусть.

УЗСЗ

фронтальный

30

31

Обобщение по разделу.

Проект: «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

УОСЗ

фронтальный

О братьях наших меньших – 5 ч.

32

Знакомство с названием раздела.

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…», наизусть.

УФЗ

беседа

33

В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку».

УЗСЗ

фронтальный

34

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка», В. Лунин «Никого не обижай», наизусть.

УЗСЗ

фронтальный

35

В. Берестов «Лягушата», Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж».

УЗСЗ

фронтальный

36

Е. Благинина «Подарок», В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны».

УОСЗ

фронтальный

37-40

Резервные уроки

УЗСЗ

фронтальный

VIII.  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебник:  Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 класс., М., «Просвещение», 2011 г.

Рабочие программы. «Школа России».1-4 классы. Климанова Л.Ф.,Бойкина М.В. Литературное чтение 1 класс. М., «Просвещение», 2011 г.

Рабочая тетрадь: Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь 1 класс. М., «Просвещение», 2015 г.

Учебник и тетрадь по предмету включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,  на 2014-2015 год (приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года №253  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Вправе в течение 5 лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу приказ учебники из федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 год утвержденных приказом Мин.Обр.  и науки РФ от 19 декабря 2012 года №1067).

Методические пособия для учителя: Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

 Экран.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.