Крылов. Мартышка и Очки
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Нагорная Лилия Анатольевна

Урок разработан в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_v_3_klasse.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного  чтения в 3 классе

И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки».

Тип: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности басни, определять, что высмеивает басня Крылова, характеризовать героев басни, инсценировать басню.

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение, находить необходимую информацию в различных источниках, преобразовывать её в презентацию, участвовать в работе группы.

Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов, гордиться своей страной, людьми и их талантами.

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности

-Доброе утро, ребята! Каждый урок литературного чтения – это новая встреча.

- А с кем или с чем происходят эти встречи?

-Сегодняшний урок я предлагаю провести вам в литературной гостиной, где нас ждет новая встреча. Как вы понимаете, что такое литературная гостиная? Нас пригласили в гости. Давайте вспомним как же нужно вести себя в гостях? Какие правила поведения мы должны помнить?

2.Определение темы и цели урока. Актуализация знаний.

- Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Разгадать его вам помогут знания сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане…».(дети разгадывают кроссворд)

Работа в парах.

Вопросы: 

1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).

2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение Пушкина. (Сказка).

3. Имя царя (Салтан).

4. Как зовут молодого князя (Гвидон).

5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).

- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать? (Басня).

-Определите тему нашего урока. Какие цели вы ставите перед собой на уроке?

Звучит спокойная музыка. В кресле сидит обучающийся в образе И.А. Крылова и рассказывает биографию автора.

«Меня зовут Иван Андреевич Крылов. Я родился в Москве 2 февраля 1769 года в семье скромного офицера. Мать моя была простая женщина «без всякого образования, но умная от природы». Когда мне исполнилось 10 лет, отец его умер и семья осталась без средств к существованию. Напрасно мама хлопотала о пенсии. Семья наша переезжает из Твери в Москву, а затем в Петербург, где я поступил на службу в Публичную библиотеку. Около 30 лет жизни я там прослужил. Я вышел в отставку на 72 году жизни и поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Первая  моя книга с баснями была издана, когда мне было 40 лет. А всего я создал более 200 басен. Я любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Меня ласково называют «Дедушка Крылов». Я всегда боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в согласии и счастье. Моё оружие – басни, которые учат жить по справедливости».

-Какие прозведения писал И.А. Крылов?

-Найдите в словаре определение слова «басня».

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор.

Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие.

-Что отличает басню от стихотворения? (Наличие морали)

-А что такое мораль?

Мораль - это вывод или поучение,  в котором выражена главная мысль.

- Так кто главные герои басен?   (животные)

- Чьи поступки высмеивает автор? (животных)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных)

-Кто первым начал писать басни?

Крылов: Считают, что первым начал писать басни Эзоп, который жил в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря мне. Это он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь. 

-Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прекрасным миром басен.

- А какие басни Крылова вы уже знаете? (Лебедь, Рак и Щука, Чиж и Голубь, Слон и Моська).

Работа в группах

- Перед вами лежат карточки, на которых перечисляются различные поступки людей. Разбейте их на две группы

1-я: поступки, которые может высмеивать поэт;

2-я: поступки, которые могут одобряться поэтом;

(ложь, правдивость,  глупость,  доброта,  жадность,  хитрость,  храбрость, трусость, лесть, лень, нежность, верность.). Проверка по образцу. Самооценка.

- В своих произведениях Крылов действительно высмеивал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение и другие людские пороки.

4. Прогнозирование содержания.

-Сегодня мы познакомимся с ещё одной басней И.А. Крылова

Посмотрите на иллюстрацию к басне. Кто является героем басни?

- Поднимите руку, кто видел мартышку?

- Где вы ее видели?

- Расскажите о ее повадках.(любопытная, любит гримасничать, подвижная)

 -Прочитайте название басни.  Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

5. Чтение и анализ произведения

Чтение текста подготовленными учениками

-Понравилась ли вам басня?

-Правильно ли мы определили содержание басни?

-О чем или о ком пишет И.А. Крылов? Эта басня действительно о мартышке?

- И.А.Крылов жил около 200 лет назад, многие слова, которые употреблены в басне, мы не употребляем в современной речи. Поэтому раскроем значение некоторых из этих слов, чтобы, читая басню, мы могли понять ее содержание и смысл. Прочитайте басню самостоятельно и подчеркните карандашом слова, значение которых вам непонятно.

Дюжина – 12;

Полдюжины – 6;

Темя – верхняя часть головы;

Нанижет – наденет подряд на нитку, проволоку;

Невежда - необразованный человек;

К худу клонит – к плохому клонит;

Познатней – побогаче, выше титулом.

-Что показалось вам забавным в этой басне?

-Кто был виноват в том, что очки не стали работать?

-А чем закончилась история в басне?

-Что высмеивается в басне?

-От кого Мартышка узнала об очках?

-Почему Мартышке понадобились очки?

А теперь давайте снова прочитаем басню ( чтение в парах)

-Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы?

(Они являются главными героями басни)        

-Как вы думаете, почему автор выбрал главным персонажем своей басни именно мартышку?( повторялка, малосообразительная)

-Ребята, как вы думаете, когда Иван Андреевич писал эту басню, он имел ввиду мартышку как животное или за её образом кто-то скрывается? Кто?

-Как вы думаете, какой человеческий порок высмеивал Крылов в этой басне?( необразованность, неграмотность- невежда)

-Найдите в тексте доказательство того, что Мартышка была невежественной.

Рассмотрите внимательно рисунок. Найдите соответствующие слова,             прочитайте их.

(Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет)

-Кажется ли вам ситуация комичной? Почему?

(Мартышка купила себе полдюжины очков, хотя нужны только одни, нанизывала их на себя куда только можно)

- Прочитайте мораль басни. Какой вывод можно сделать?

(К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.)

-Как вы думаете, какие недостатки людей И.А.Крылов высмеивает в этой басне?

(Вывод: В басне высмеивается человек-невежда)

– И, действительно, ребята, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг, другу хохоча, и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки, каждый видит себя тут, как в зеркале.

  6. Чтение по ролям

-Поэт выставил свою басенную героиню в смешном свете ,показал комичность этой ситуации. Давайте попробуем прочитать по ролям.

- Что можно сказать о таких людях, которые поступают также как Мартышка?

- Какой совет можно им дать?

- Встречали ли вы в жизни таких людей?

-В чём же заключается смысл басни? Зачем Крылов показывает нам человеческие недостатки?

-Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь, лесть .

-Ребята, скажите, вы любите рисовать?

-А знаете ли вы как ещё можно рисовать, если не карандашами или кисточками?

-Рисовать можно словами, совершенно верно.

-Давайте мы с вами нарисуем нашу главную героиню.

-Какой она будет? Умной или глуповатой?

-Что наша мартышка может держать в руках?

-Что она может делать с этими очками?

-Давайте у нас мартышка будет надевать на себя очки.

-Какое у неё будет выражение лица?

-Теперь закройте глаза. Открывайте

-Ребята, чего не хватает в нашем рисунке? Почему он кажется неполным?

-Давайте раскрасим его.

-Давайте поглядим что у нас получится. Закройте глаза.

-Вот такой у нас получился рисунок. Посмотрите на него внимательно. Какую часть басни он описывает?  

7. Итог урока

-Ребята, над каким произведением мы сегодня с вами работали?

-Кто автор этого произведения?

-Что высмеивает Иван Андреевич в своих баснях?

-О каком пороке шла речь в прочитанной басне?( невежда)

8. Домашнее задание

С.136, выучить басню наизусть;  

Творческое задание - сочинить свою басню, где высмеивается невежество, глупость человека (в стихах, в прозе).

9. Рефлексия. Итог урока.

-Оказался ли сегодняшний урок для вас полезным? Чем? Достигли ли вы цели урока?

-Нужно ли изучать басни? Чему учит басня «Мартышка и Очки»?

(Многое знать. Для этого нужно хорошо учиться)

- Закончить урок мне хочется так:

Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание". Сенека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос:  :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х...

И.А.Крылов. Мартышка и очки.

И.А.Крылов. Мартышка и очки....

Урок литературного чтения по теме "И. А. Крылов "Мартышка и Очки"

Урок знакомства с новым литературным жанром - басней. В процессе формирования умения определять басню по характерным признакам происходит развитие субъектности учащихся. Это означает принятие в образо...

Диафильм И. А. Крылов "Мартышка и очки"

Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.Задачи: Научить определять басню как жанр литератур...

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, хотя он...

«Баснописец И.А. Крылов». И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

Урок литературного чтения, 4 класс, по программе "Начальная школа XXI века". Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Произведения русских баснописцев», ознакомление с жанровыми особ...