Задание "Древние кремли"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Светлана Владимировна Шейерман

Задание направлено на формирование навыков смыслового чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnie_kremli_.docx57.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Овладение способами смыслового чтения как условие повышения качества образования обучающихся

I .6 класс                                                   

II. Предметы: литература, математика.

III. Прочитайте текст о Древних Кремлях и выполните задания.

Древние Кремли

           Кремль (первоначальное название до 14-го века — детинец) — городское укрепление в древней Руси. Город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями.

          В Древней Руси городами назывались только те населённые пункты, в которых были построены подобные укрепления. Нередко кремль путают с крепостью.                                                Славяне  стали возводить крепости для защиты своих земель от врагов . К сожалению, в XVIIIXIX веках часть кремлёвских крепостей, лишившись военного значения, были уничтожены.Так, например, не сохранилось — даже частично — ни одного деревянного кремля (если, конечно, не считать считанных острожных башен в зауральских землях).

        В дальнейшем многие кремли перестраивались и укреплялились. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО входят Московский КремльНовгородский детинецКазанский и Суздальский кремли

       Кремль – это центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Обширные и небольшие, величественные и скромные, изысканные и суровые кремли были неизменной частью десятков городов России.

       Слово «кремль» применительно к Москве впервые встречается в первой трети ХIV века: «В лето 1331 мая 3 бысть пожар  на Москве, погорел город Кремль», - говорит летопись.

       Кирпичные стены Московского кремля  возводились с 1485 по 1495 год. В других городах строительство кремлей длилось: в Великом Новгороде – с 1484 по 1500 год, в Нижнем Новгороде – с 1500 по 1511, в Туле – с 1507 по 1520, в Коломне – с 1525 по 1531, в Зарайске с 1528 по 1531 год. Во второй половине ХVI века сооружаются кремли в Казани (1556 – 1568) и Астрахани (1582 – 1589). Ростовский кремль построен в 1670-х годах за 5 лет. Последний русский каменный кремль возведен в Тобольске (1712 – 1717).

 

                         

C:\Users\Светлана Губаренко\Desktop\i (2).jpgC:\Users\Светлана Губаренко\Desktop\i (1).jpg

      Крепостные стены кремлей обычно располагавшихся на высоких местах. Имели разную длину и высоту, разное количество башен, отличались своими очертаниями.

      Толщина стен старинных кремлей составляла от 46 до 115 вершков.(см. таблицу «Старинные русские меры длины»)

Самые длинные стены имеет Московский Кремль – 2 версты 705 футов. Немногим уступают ему Коломенский и Нижегородский, длина стен, которых около 938 саженей. Самые короткие стены у кремля в Тобольске – 2028 футов. Самые высокие стены, около 960 дюймов, имеет Коломенский кремль.

       Кремлевские стены, как правило, повторяли очертания места постройки. Форму, близкую к треугольной (форма мыса при слиянии рек), имеют крепости Москвы, Пскова и Астрахани. В Коломне, Нижнем Новгороде, Тобольске и Казани кремли представляют собой неправильные многоугольники. Новгородский кремль – единственный, имеющий овальную форму. Особняком стоят строго прямоугольные кремли Тулы и Зарайска.

       Новгородский кремль стоит на высоком берегу реки Волхов. Протяженность его стен 469 саженей 1461 фут. С севера, запада и юга кремль окружает глубокий ров. Толщина крепостных стен в разных местах не одинакова – от 92 до 161 вершка. Высота  стен изменяется от 24 до 45 футов. Стены кремля Великого Новгорода раньше соединяли 14 башен, трех из них уже нет.

       Протяженность крепостных сооружений Астраханского кремля составляет 1 версту 1500 футов. Высота стен достигает 33 футов, а толщина у основания – 115 вершков. Этот кремль имеет форму многоугольника с 10 башнями.

        Зарайский кремль расположен в месте слияния рек Мерея и Осетр. Он имеет 7 башен, 3 из них квадратные (воротные башни) и 4 двенадцатигранные (угловые башни). Толщина стен 69 вершков, высота 27 футов.

         Высокие кирпичные стены с 11 башнями (5 круглых и 6 четырехугольных) окружают Ростовский кремль. На стенах построены крытые переходы, ведущие от одного сооружения к другому. Толщина стен 46 вершков, а высота от 30 до 36 футов. На плане Ростовский кремль представляет собой вытянутый с юга на север прямоугольник.

         Протяженность крепостных стен Смоленского кремля составляет около 6 верст. Из 38 его башен сохранилось только 16. Толщина стен составляет от 115 до 138 вершков, высота -  от 39 до 57 футов.

Задание   1.  Используя таблицу « Старинные меры длины»

 внеси данные из текста  в таблицу «Характеристики кремлей».  

                                 Старинные русские меры длины

Старинная единица измерения длины

Современная единица измерения длины

                        1 верста

                            1 км

                        469 саженей

                             1км

                         3 фута

                             1м

                         23 вершка

                             1 м

                         4 дюйма

                             1 дм

                         4 линии

                             1 см

                                Характеристика кремлей

Город

Время

постройки

Протяженность, м

Высота стен, м

Толщина стен, м

Количество башен

Москва

Великий

Новгород

Нижний

Новгород

Тула

Коломна

Зарайск

Казань

Астрахань

Ростов

Тобольск

Смоленск

Задание   2. Выбери один из предложенных  ответов и обведи букву , стоящую рядом с тем ответом, который ты считаешь верным.

  1. Какой из кремлей строили дольше всех?

Тебе нужно определить продолжительность строительства каждого из кремлей. Для этого из года окончания строительства вычти год начала строительства и добавь один год. Например, если Коломенский кремль строился с 1525 года по 1531 год, то продолжительность строительства 7 лет (1531-1525+1= 7лет).

а)  кремль в Туле

б)  кремль в Зарайске

в)  кремль в Великом Новгороде

г)  кремль в Коломне

  1. Какой из кремлей имеет овальную форму?

а) Новгородский кремль

б) Московский кремль

в) Ростовский кремль

г) Тобольский кремль

  1. В каком абзаце идёт упоминание о расположении кремля  на высоком берегу реки Волхов?

 

а) в 4

б) в 6

в) во 2

г) в 10

  1. Первоначальное название кремля.

а) детёныш

б) детище

в) детинец

г) детина

  1. Какой из кремлей не входит в список ЮНЕСКО?

а)  Суздальский

б) Московский

в) Казанский

г) Тобольский

Задание   3.

Используя данную информацию, расскажите о значении кремлей в древние времена. 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 Планируемые результаты:

 Метапредметные : освоение  обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Литература

·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

·сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

Математика

Выполнят деление на однозначное число. Деление на двузначное число. Деление на числа 10,100,1000.

- выполнят устно и письменно арифметические действия с числами; найдут  неизвестный компонент арифметического действия; составят числовое выражение и найдут его значение;

- ·приобретут в ходе работы с таблицами    важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц  , заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

  Автор задания 

 Шейерман Светлана Владимировна – учитель литературы 6 класса МБОУ «Маяковская СШ»

        

                                                 Пример выполнения

                                               Характеристика кремлей

Город

Время

Постройки

Протяженность, м

Высота стен, м

Толщина стен, м

Количество башен

Москва

1485-1495

2 235м

Великий

Новгород

1484-1500

1487м

8-15

4-7

14

Нижний

Новгород

1500-1511

2000м

Тула

1507-1520

Коломна

1525-1531

2000м

24

Зарайск

1528-1531

9

3

7

Казань

1556-1568

Астрахань

1582-1589

1500м

11

5

10

Ростов

1670(5 лет)

10-12

2

11

Тобольск

1712-1717

676м

Смоленск

6000м

13-19

5-6

                        

Задание 2

1.- в

2.- а

3.- г

4.- в

5.- г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме «Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»».

Урок-игра по истории или окружающего мира в 4 классе по теме:«Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»»....

Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс

Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...

Московский Кремль. Краеведение. Зарайский кремль.

Интегрированный урок по окружающему миру и краеведению раздела "Родная страна-Россия". Формы урока -путешествие,  творческая проектная деятельность, тестовый самоконтроль, ИКТ....

Конспект урока по теме"Кремль. Башни Кремля."

Конспектт урока "Кремль. Башни Кремля"...

Стены древнего кремля конспект урока математики

Данный урок  математики в 3 классе обеспечивает формирование умения практического использования навыков арифметических действий над многозначными числами и величинами и повышает интерес к истории...

Интегрированное занятие. Московский Кремль. Башни Кремля. (Виртуальная экскурсия)

Данное мероприятие – это виртуальная экскурсия в Московский Кремль. Мероприятие  является интегрированным: внеурочная деятельность(РПС – развитие познавательных способностей), технология и окружа...

Проект Тульский кремль - гордость Тулы. Прошлое и настоящее. К 500-летию создания Тульского кремля

Коллективный проект Тульский кремль - гордость Тулы. Прошлое и настоящее к 500-летию создания Тульского кремля...