Вежливые слова.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Обогащение словаря детей этикетными словами и выражениями, использование их в различных ситуациях;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vezhlivye_slova.docx | 213.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г.Смоленска»
Конспект урока
по предмету «УСТНАЯ РЕЧЬ»
ТЕМА: «Вежливые слова».
3 класс (ТУО)
Учитель начальных классов:
Марченкова Ольга Павловна
г. Смоленск 2017
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: "Вежливые слова".
Цели: дидактические: обогатить словарь детей этикетными словами и выражениями, учить умению использовать их в различных ситуациях;
коррекционные: корригировать наблюдательность, внимание, память, мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, монологическую и диалогическую речь, эмоционально-волевую сферу;
воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, культуру общения и поведения.
Оборудование: стихи, иллюстрации , комьютер.
ХОД УРОКА.
I. ОРГ. МОМЕНТ.
1. Фонетическая ритмика: (по звонку учащиеся выстраиваются около своих рабочих мест).
Задание: В каждом произнесенном мною предложении четко повторите три раза последний слог:
Вот и осень к нам пришла (ла – ла - ла).
Заскучала детвора (ра – ра - ра).
Часто дождик моросит (сит – сит - сит).
Он гулять нам не велит (лит-лит-лит).
II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
1. Актуализация знаний учащихся о вежливых словах и вежливости.
1) Коррекционная игра "Сядет тот".
Задание: Сядет тот, кто назовет вежливое слово, повторять названные слова дважды нельзя.
2) Характеристика героев мультфильма.
- Ответьте на вопрос, герою какого мультфильма принадлежат слова: "Ребята, давайте жить дружно!" (Коту Леопольду).
- Кого вы еще запомнили в этом мультфильме? (Мышат)
- Охарактеризуйте мышат, какие они? (Злые, невоспитанные, невежливые).
- Каким вы видите кота Леопольда в фильме? (Добрый, вежливый, терпеливый).
- На кого из героев мультфильма вы хотели бы быть похожими и почему?
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
На сегодняшнем уроке мы отправимся в страну вежливых слов. Тема нашего урока: "Вежливые слова".
Цели: на уроке мы познакомимся с вежливыми словами, научимся использовать их в речи и будем стараться быть такими же вежливыми и терпеливыми, как кот Леопольд.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Вместе мы будем вспоминать и запоминать вежливые слова, которые должен использовать в речи каждый воспитанный ученик в течение дня: дома, в школе, в общественных местах ... Каждый режимный момент дня будет изображен на иллюстрациях. Школа вежливых манер ждет вас!
1. Составление предложений и разыгрывание сюжетов с опорой иллюстрации.
(Учащимся предлагается: а) обсудить изображения на сюжетных картинках, составить предложения к каждому рисунку, б) разыграть ролевую ситуацию).
Задание: - Внимательно посмотрите на иллюстрации, составьте предложение или несколько предложений с использованием вежливых слов.
- Сюжетная картинка: «УТРОМ ДОМА».
а) Актуализация знаний вежливых слов. Обсуждение изображения на иллюстрации.
Наступило утро. Ученик и его семья проснулись.
- Что по утрам говорят члены семьи друг другу, когда просыпаются? (Доброе утро!).
- С каким настроением они говорят друг другу эти слова: радостно, печально или сердито? (радостно).
Слайд № 1.
б) Разыгрывание речевой ситуации «УТРОМ ДОМА».
- Давайте разыграем речевую ситуацию – утром дома? (распределяются роли и коротко обыгрывается сюжет)
2) Сюжетная картинка: «УТРОМ В ШКОЛЕ».
- Утром школьники приходят в школу. Что они говорят друг другу при встрече? ("Привет!", «доброе утро»).
а) Обсуждение изображения на иллюстрации:
- Что изображено на иллюстрации «Утром в школе?» (Школьники стоят за партами и здороваются с учителем).
- Что говорят ученики учителю утром все вместе? ("здравствуйте»0
Слайд № 2.
Б) Разыгрывание речевой ситуации: встреча одноклассников утром в школе (Одни ребята здороваются за руку, другие хлопают друг друга по плечу, используют какую-либо др. символику жестов, девочки машут друг другу рукой или кивают головой, доброжелательно улыбаясь и т.д.).
3) Сюжетная картинка: «В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ».
а) Обсуждение изображения на иллюстрации: Ученики сидят за столами в школьной столовой.
- Что желают друг другу люди перед приемом пищи? ("Приятного аппетита").
- Что отвечаете вы на пожелание? ("Спасибо").
- Какие слова-просьбы употребляют люди, если хотят попросить, чтобы им что-нибудь передать – соль, например? ("Пожалуйста, подай или передай, пожалуйста).
Слайд № 3.
Б) Разыгрывание речевой ситуации: в школьной столовой.
ФИЗМИНУТКА
Мы работали отлично!
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
на урок заходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки
Сразу станем всех бодрей!
4) Сюжетная картинка: «ССОРА – ДРАКА».
а) Обсуждение изображения на иллюстрации: ссора-драка.
- Как вы думаете, что изображено на этой иллюстрации?
Слайд № 4.
- Иногда между учащимися класса или школьниками других классов происходят разногласия: ссоры и даже драки. Как надо поступить, если это неприятное происшествие уже произошло? (Предложить помириться и извиниться друг перед другом).
б) Разыгрывание речевой ситуации: сцена примирения.
- Как обычно мирятся поссорившиеся? Давайте разыграем момент примирения? (использование примирилок в стихах, просто слова извинения).
5) Сюжетная картинка: «ПРОЩАНИЕ В ШКОЛЕ» (детей с учителем и учащихся друг с другом).
а) Обсуждение изображения на иллюстрации: Закончились учебные занятия. Настала пора прощания с учителем и с друг другом.
- Какие слова надо использовать при прощании с учителем и с одноклассниками? (Учителю - до свидание, друг другу - пока, до завтра!).
Слайд № 5.
б) Разыгрывание речевой ситуации: прощание одноклассников, школьных товарищей в школе.
6) Сюжетная картинка: «ПРОЩАНИЕ ПЕРЕД СНОМ».
а) Обсуждение изображения на иллюстрации: дети собираются ложиться спать.
- Какие вежливые слова-пожелания говорят друг другу в семье перед сном? ("Спокойной ночи", приятных сновидений!).
Слайд № 6.
б) Разыгрывание речевой ситуации: прощание перед сном (учитель предлагает учащимся использовать слова-прощания, которые родители им говорят перед сном)..
2. Составление связного пересказа с опорой на сюжетные картинки:
(Учитель предлагает учащимся составить рассказ с опорой на иллюстрации, на которых нет вежливых слов. Вежливые слова вспоминают самостоятельно).
- Составьте связный рассказ по сюжетным ситуациям.
«ШКОЛА ВЕЖЛИВЫХ МАНЕР»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
ВЫВОД: - Давайте сделаем вывод: какого человека по праву можно считать культурным? (Который в речи использует вежливые слова и ведет себя уважительно по отношению к другим).
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
1. Коррекционная игра "Доскажи вежливое слово".
- Поиграем в игру "Доскажи вежливое слово".
Задание: Я буду произносить стихотворные строки, а вы будете договаривать последнее слово в них.
- Мальчик вежливый и развитый
говорит при встрече ......(здравствуйте).
- Зеленеет даже пень,
Когда услышит ........(добрый день!).
- Когда нас бранят за шалости,
говорим ...... (простите, пожалуйста!)
- И во Франции, и в Дании
Говорят на прощанье.... (до свидание!)
2. Коррекционная игра "Самый внимательный!".
- Следующая игра "Самый внимательный!".
Задание: Я буду произносить слова. Хлопайте в ладоши лишь тогда, если услышите вежливые слова: парта, доброе утро, до свидание, ёжик, мальчик, стул, спасибо, пожалуйста, дом, спокойной ночи, извините!
VI. ИТОГ УРОКА.
- Над какой темой сегодня работали?
- Чему учились?
- Прочитайте хором запись на доске!
Слайд № 7.
Во дворе и в школьном классе
Дома и когда в гостях
Скромен, вежлив оставайся -
Это вовсе не пустяк!
VII. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.
(Выставление оценок учащимся)
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА и ИЛЛЮСТРАЦИИ
1. Окружающий мир. 2 класс: Учебник для специальных образовательных учреждений VIII вида" С. В. Кудрина
2. Физкультурные минутки. Узорова О. В., Нефедова Е. Л. – М.: 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа учащихся 1-А класса "Азбука вежливых слов"
Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энерге...
В стране вежливых слов
Разработка занятия по программе нравственного воспитания школьников...
Проект "Букет вежливых слов"
Апробация метода проектов в современных условиях показывает , что с его использованием эффективность процесса воспитания возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положен...
1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....
Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС...
Методическая разработка "Вежливость.Вежливые слова"
Методическая разработка "Вежливость. Вежливые слова" по модулю "Светская этика". Можно использовать на уроках ОРКСЭ в 4 классе....
Внеклассное мероприятие на тему: "Урок вежливости. Вежливые слова"
Внеклассное мероприятие на тему: "Вежливые слова"...