К ВОПРОСУ О РАБОТЕ С ДНЕВНИКОМ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по чтению на тему

Гуляева Любовь Михайловна

В статье представлен опыт работы с дневником домашнего чтения в начальных классах. Содержится характеристика современных дневников домашнего чтения, используемых в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ О РАБОТЕ С ДНЕВНИКОМ  ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ГУЛЯЕВА  Л.М.

магистрант Красноярского  государственного

педагогического  университета им. В.П. Астафьева,

учитель начальных классов МАОУ СШ № 143, 

 Россия, г.Красноярск

ЗОРИНА В.В,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики

его преподавания Красноярского государственного

педагогического университета им. В.П. Астафьева,

 Россия, г.Красноярск

В статье представлен опыт работы с дневником домашнего чтения в начальных классах. Содержится характеристика современных дневников домашнего чтения, используемых в начальной школе.

Ключевые слова: младшие школьники, навык чтения, качества навыка чтения, правильность чтения, выразительность чтения, беглость чтения, осознанность чтения, дневник домашнего чтения, читательский дневник.

              Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению – одна из задач начального образования. Данная задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение открывает для детей возможности новых увлекательных познаний и позволяет обращаться друг с другом. Если у школьника появились трудности с овладением навыка чтения, это говорит о том, что возможно, существуют сложности в развитии некоторых психических процессов, таких, как память, речь или внимание.

          Уcпешное  обучение в школе учащихся по всем предметам возможно лишь при владении полноценным навыком чтения.

         Как показывает многолетняя педагогическая практика у учеников начальных классов традиционно недостаточно развиты такие качества навыка чтения, как правильность (ученики при чтении допускают ошибки на пропуск, замену, искажение звукобуквенного состава, что отрицательно сказывается на темпе чтения), выразительность (ученики читают монотонно, иногда не соблюдая паузы). Кроме того, темп чтения некоторых учеников находится на низком уровне[ 5].

     Причины неправильного чтения, как правило, различны. Например, неcовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата, нехватка дыхания, незнание орфоэпических норм, незнание лексического значения слова, «догадка», вызванная субъективным типом чтения.

  Традиционно с целью совершенствования навыка чтения используют многообразные упражнения. Например, зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко, буквенные и цифровые таблицы А.Т. Степанищева, упражнения по совершенствованию техники чтения системы Зайцева В.Н., упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок, упражнения в чётком произношении предложений; упражнения на антиципацию и т.д.

            Цель данной статьи – представить опыт совершенствования навыка чтения младших школьников с помощью дневника домашнего чтения.

           В настоящее время разработаны и используются различные варианты дневников домашнего чтения [1,2, 3, 4,6].  Как правило, дневник домашнего чтения содержит тексты, предназначенные для проверки сформированности навыка чтения учащихся. К текстам прилагаются вопросы и задания для проверки понимания прочитанного, иллюстрации, которые ребёнок может раскрасить; список детской литературы для самостоятельного чтения.  

           Рассмотрим подробнее «Дневник юного читателя» В.Г. Ермолаевой. [2 ]

Дневник предназначен для учащихся младших классов. На первой странице обращение авторов к педагогам и родителям, на следующей странице - обращение к юным читателям. В конце дневника представлен список литературы, рекомендованной для чтения в начальной школе. После прочтения каждого нового произведения читателю предлагается примерить на себя несколько ролей и посмотреть на произведение с разных позиций:

  1.  «Ты - читатель»: необходимо записать название прочитанной книги, автора; выяснить, настоящая  фамилия или автор взял псевдоним; если псевдоним, то узнать настоящую фамилию; это русский (советский) писатель или зарубежный; указать главных героев, написать о них своё мнение; какой эпизод наиболее запомнился, кратко описать последовательность событий.

    2. «Ты -  языковед»: необходимо выписать непонятные слова, узнать и записать их значение.

    3. «Ты -  критик»: необходимо написать отзыв, рецензию, критическую статью, письмо другу, где высказать своё мнение о прочитанном, дать совет товарищу – стоит или нет читать это произведение.

    4. «Ты - будущий (ая) папа (мама)»: предлагается «примерить» на себя роль родителя, взглянуть на прочитанное их глазами и посоветовать или отговорить своего сына (дочку) прочесть эту книгу, объяснить почему.

     5. «Ты автор»: попытаться написать продолжение прочитанной книги или изменить конец. Предположить, что станет с любимыми героями в будущем.

6. «Ты художник»: предлагается изобразить главных героев, понравившийся эпизод или нарисовать обложку книги, так чтобы по ней можно было понять, о чём эта книга.

            В конце дневника есть рубрика «Напиши сам», где читателю предлагается «примерить» на себя роль писателя (поэта). Даётся как образец два стихотворения и рассказ, написанные сверстниками и предлагается попытаться сочинить рассказ или стихотворение, басню. Для творчества отведены две пустые страницы дневника.

       В современной начальной школе учителя разрабатывают свои варианты дневников домашнего чтения. При этом обычно заводится простая тетрадь, оформляется по усмотрению учителя и желанию учащихся. Разделы такого дневника связаны, как правило, с классом обучения.

     Так, в дневнике домашнего чтения первоклассника указаны название и автор произведения. Ученику необходимо нарисовать иллюстрацию.

   Дневник домашнего чтения второклассника содержит такие разделы: название произведения, автор, главные герои, cюжет, иллюстрация.

     Третьеклассник и четвероклассник укажет в дневнике домашнего чтения название произведения, автора, главных героев, сюжет, главную мысль произведения; нарисует иллюстрацию.

      В нашем исследовании второклассникам одной из школ Красноярска с целью совершенствования навыка чтения также была предложена работа с авторским дневником домашнего чтения. Экспериментальная работа продолжалась веcь учебный год. Данная работа была согласована с родителями на специальном родительском собрании.   На данном собрании были предложены родителям следующие рекомендации:

  • занятия чтением должны вызывать только положительные эмоции и создавать хорошее наcтроение у ребенка.
  • При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
  • Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, раcсказы, стихотворения, басни, фольклор. Начинать cамостоятельное чтение надо с книг с большими иллюстрациями.
  • Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка, лучшее время перед cном.
  • Надо организовать совместное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
  • Для cовмеcтного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Совместное чтение книг сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
  • Со слабо читающим ребёнком читать вслух следует по очереди. Чтение вслух - полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко, бегло.
  • Продолжительность домашнего чтения должна быть 20-30 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
  • После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
  • Вcячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
  • Воспитывайте любовь к книге, культурное обращения с ней. Приучайте ребенка любить книгу. 

     Для дневника домашнего чтения выбрали тетрадь в клетку с твёрдой красивой обложкой. Вариант дневника выбрали простой в заполнении, чтобы не отнимать на это время родителей; без излишеств, чтобы его заполнение не превратилось для ребёнка в дополнительную домашнюю работу. Разделы данного дневника: дата чтения; название, автор; время чтения; подпись родителей.

 На обложку приклеили Инструкцию по ведению дневника для родителей:

Инструкция по ведению дневника.

Читать необходимо каждый день 20-30 минут.

Один раз в неделю проверять технику чтения (в выходной день).

Каждый понедельник дневник сдаётся на проверку.

Дневник заполнять по образцу:

Дата

Название. Автор.

Время чтения или стр. книги

Подпись родителей

1.11.16

Сивка-Бурка. Русская народная сказка в обработке М.Булатова.

20 минут

      С родителями был проведён инструктаж о том, как правильно проверять технику чтения: за слова считать предлоги, союзы, части слова, переносимые с одной строки на другую; части слова, написанные через дефис (имеющие в своем составе более 3-4 букв).

     Особое внимание родителей обращалось на следующее: запись в дневник можно делать только, если чтение дейcтвительно осуществлялось!

   Чтобы мотивировать учащихся начать читать, им было объявлено начале  соревнования по домашнему чтению. При этом  дети будут читать вместе с родителями каждый день, и родители будут записывать результаты.

       Каждый понедельник дневники cобирались на проверку. За каждые пять записей в дневнике ученик получал отметку «5» и подпись учителя, за проверку техники чтения – яркую наклейку: «Отлично», «Молодец», «Умница!», «Здорово», «Прекрасно». Учащимся сообщалось о том, кто больше всех читал на прошлой неделе. В классе появился экран чтения, где дети напротив своей фамилии закрашивали кружок, получив очередную «5» в дневнике домашнего чтения. Таким образом, наглядно был виден результат читающих учеников.

     Один раз в четверть проводилось внеклассное чтение, на котором ученики рассказывали о последней прочитанной книге или той, которую они читают в данный момент. Зачитывали интересные отрывки, по желанию рисовали иллюстрации, обменивались с одноклассниками прочитанными книгами.  Лучшие читатели по окончании учебного года получили грамоты.

         Необходимо отметить, что работа с дневником домашнего чтения была положительно воспринята и учениками, и родителями.

      Результаты экcпериментального обучения позволяют cчитать дневник домашнего чтения эффективным средством совершенствования навыка чтения младших школьников.

Список литературы

1.  Александрова О.В. Читательский  дневник ученика. – М.: Эксмо-Пресс, 2016. -48с.

2.Ермолаева В.Г. Дневник юного читателя. – М: Ювента, 2016. -64 с.

3. Кац Э.Э. Дневник читателя с творческими заданиями и списком для чтения. -М: АСТ, 2016. -126с.

4.  Клюхина И.В. Дневник читателя: рабочая тетрадь. 2 класс.  – М.:  ВАКО, 2017. – 96 с.

5. Князева Н.А., К вопросу об актуальном уровне навыка чтения  младших школьников// Язык и культура этноса» Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Васильев А.Д.; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.2015. - Издательство: КГПУ им.В.П.Астафьева. - с.103-108.

6. Тихонова И.А. Читательский дневник для начальной школы. - М: У – Фактория, 2003. -95с.

7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Дневник юного читателя. - М: АСТ, 2016.-95с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над выразительным чтением в начальной школе

Работа включает в себя информацию по обучению выразительному чтению в начальной школе по методике М. А. Рыбниковой и конспект открытого урока по литературному чтению с использованием данной...

Методические приёмы работы над выразительным чтением в начальной школе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9365609","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 120px; height: 60px;"}}]]Методические приёмы работы  над ВЫРА...

Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе

коррекционная направленность урока...

Комплексная проверочная работа по литературному чтению, УМК «Начальная школа ХХI века»

Данный тест составлен по литературному чтению, 2 класс, УМК  "Начальная школа ХХI века". Задания соответствуют требованиям ФГОС.Тест является формой итогового контроля после изучения раздела...

Комплект проверочных работ по литературному чтению. УМК Начальная школа XXI век. 2 класс

Комплекс проверочных работ по литературному чтению для 2 класса к учебнику  Л. А. Ефросининой "Литературное чтение" УМК Начальная школа 21 век. Данные проверочные работы (представлены в нескольки...

Комплект проверочных работ по литературному чтению. УМК Начальная школа 21 век. 3 класс

Комплекс проверочных работ по литературному чтению для 3 класса к учебнику  Л. А. Ефросининой "Литературное чтение" УМК Начальная школа 21 век. Данные проверочные работы (представлены в нескольки...

Доклад: Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе

Доклад: Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе...