Доклад: Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе
материал (1 класс)

Доклад: Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota_na_urokah_chteniya.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

        

Коррекционная работа на уроках чтения  в начальной школе

    Уроки чтения являются наиболее действенным средством всестороннего воспитания учащихся начальной школы. Именно на этих уроках дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомиться с героическим прошлым и настоящим нашей Родины. Сила воспитательного воздействия на учащихся текста произведения зависит от его эмоциональной насыщенности, от умения учителя донести эти эмоции до детей, связать их с конкретными переживаниями самого ребёнка.

        На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, обогащается их словарь. Дети узнают много нового о людях, их работе, о природе. Новые сведения несут новые слова, которые объясняются, закрепляются в процессе неоднократного их употребления, расширяются значения уже знакомых слов.

        Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи учащихся. Не случайно в программе по русскому языку раздел, отражающий требования к данным урокам, назван «Чтение и развитие речи». Объём навыков связного изложения прочитанного текста увеличивается из года в год. Во 2 классе учащиеся овладевают устным пересказом содержания прочитанного по вопросам учителя, в 3-ем этот пересказ становится самостоятельным. На четвёртом году обучения, учащиеся излагают текст полностью или выборочно, частично.

        Наряду с задачами воспитания и общего развития учащихся, а также, формирования их речи на уроках чтения отрабатываются правильность, беглость, умение осмысленно воспринимать содержание читаемого материала, навык выразительного чтения.

        И, наконец, кроме этих, общих задач, уроки чтения выполняют функцию коррекции. У учащихся исправляются дефекты речи, регулируется темп чтения, сглаживаются некоторые недостатки логического мышления. Соответствующая работа в значительной степени помогает исправить недостатки, образного восприятия художественного произведения, активировать словарь учащихся, в той или иной степени устранить нарушения монографической речи, развивать словесную систему мышления.

        Материал, изучаемый на уроках чтения, разнообразен. Учащиеся читают небольшие по объёму и доступные по содержанию рассказы, сказки, стихотворения, басни. Расположение материала соответствует сезонным изменениям в природе, где выделяются темы, связанные с жизнью детей, школы, семьи, с красными датами календаря. Кроме художественных произведений, в учебниках для чтения, помещены деловые статьи на географические и естествоведческие темы, доступные детям по содержанию.

        Последовательность в отработке навыков чтения определена программой по русскому языку. В 1 классе у учащихся формируется правильное слоговое чтение, умение отвечать на вопросы.

        Во 2 классе продолжается работа над слоговым чтением с последующим переходом к чтению целыми словами. В этом классе дети учатся пересказывать близко к тексту содержание прочитанного материала. В 3 классе учащиеся приступают к работе над навыками беглого чтения, учатся читать несложные тексты про себя, передают содержание прочитанного в лицах.

        Работа над развитием навыка правильного чтения начинается в 1 классе и продолжается в последующих. Учитель обращает внимание прежде всего на дифференциацию смешиваемых согласных, на правильное чтение слов со стечением согласных, на умение быстро схватывать слоговые комплексы, а затем и слова, на умение внимательно вчитываться в каждую часть слова.

        С этой целью уроки в 1 – 3 классах начинаются с речевой зарядки. Регулярное проведение речевой зарядки способствует не только устранению отмеченных недостатков, но и создаёт условия для быстрого и большего накапливания слоговых образов. Для речевой зарядки подбираю упражнения на дифференциацию сходных звуков изолированно в словах, слогах. Материалом для речевой зарядки служат также отдельные слова из текста, стихотворения, скороговорки для отработки ритма и темпа чтения, для чёткого артикулирования звуков.

        В школе приходиться учить детей пользоваться двумя способами чтения: по слогам и целыми словами, так как только в этом случае они смогут постепенно переходить от послогового чтения к чтению целыми словами.

        Работу по развитию навыка беглого чтения начинаю с 3 класса, когда учащиеся в основном овладели чтением целыми словами и увеличился объём их зрения (поле зрения) в результате специально проводившихся в 1 и 2 классах упражнений. Специальные занятия, направленные на ознакомление с окружающими предметами и явлениями, развитие речи детей создали достаточный запас представлений, помогающих учащимся быстрее осмысливать доступные тексты.

        Сознательность является основным качеством чтения, проявляющимся в умении правильно понять содержание читаемого, выявить главную мысль, определить своё отношение к описанным событиям. В развитии этого навыка огромное значение имеют те виды занятий, которые проводятся в условиях школы, а именно подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, первоначальное чтение произведения, анализ прочитанного произведения при повторном чтении, составление плана, пересказ прочитанного, работа над выразительными средствами художественного произведения и характеристикой героя, творческие работы в связи с чтением.

        Не менее важной для понимания читаемых текстов является словарная работа, которая может проводится на различных этапах урока. Значения слов, совершенно незнакомых детям, несущих большую смысловую нагрузку тексте, учитель объясняет в процессе подготовительной работы. Значение других слов и образных выражений разбирается в процессе чтения или анализа текста. К объяснению привлекаются учащиеся. Более того, необходимо приучать детей самостоятельно выбирать из текста незнакомые слова, предлагать или спрашивать своих товарищей о смысле того или иного слова. Проведение подобной работы требует от учителя последовательности и терпения, т.к. дети часто не замечают непонятных для них слов. Вместе с тем развитие их самостоятельности повышает уровень осознанности работы над текстом.

        Первоначальное чтение произведения имеет большое значение для правильного восприятия текста. Нередки случаи, когда выразительно прочитанный рассказ помогал учащимся правильно почувствовать эмоциональный настрой произведения без ещё достаточного осознания всех связей лежащих на его основе.

        Учитывая важность первого знакомства с текстом, все художественные произведения в начальных классах читает учитель или звучит запись, которую слушают закрыв книги. Открытый учебник отвлекает внимание ребёнка: темп чтения учителя ему недоступен и следить за ним по книге он не может. Пытаясь найти слово, прочитанное учителем,  ученик теряет нить рассказа, не видит мимики и жестов читаемого. Отвлекается, глядя в книгу на иллюстрации или другие заголовки.

        Анализ текста идёт в процессе повторного чтения его самими учащимися. В 1 и 2 классах текст анализируется чаще всего индуктивным путём, т.е. от частного к общему. Этот путь для детей легче, так как в результате последовательного разбора содержания, в процессе которого обращается внимание на отдельные существенно важные моменты читаемого материала, учащиеся подводятся к пониманию всего произведения в целом. В некоторых случаях, когда основная мысль статьи дана в готовом виде, при разборе произведения в этих классах можно использовать метод дедукции.

        Закрепление прочитанного текста ведётся не только в виде работы по вычленению частей, путём выборочного чтения и сравнения, но и с помощью иных приёмов и средств (соотнесение отдельных мест с иллюстрациями, помещёнными в книге). Такой характер работы помогает учащимся образно представить сюжет рассказа, чётко установить связи предметов и действующих лиц, соотнести читаемый материал с собственным жизненным опытом.

        Дети с нарушением работоспособности нуждаются в дополнительных стимулах мобилизации их внимания. Такими стимулами могут быть тщательный контроль учителя, поощрение, частые вызовы ученика для ответа, постановка перед учеником цели занятий в игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Групповые формы работы на уроке в начальной школе.

Доклад был подготовлен для выступления на районом МО....

Осуществление коррекционной работы на уроках в начальной школе

В педагогике понятие коррекции определяется как исправление (полное или частичное) недостатков психического или физического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью специально...

Доклад на тему "Проектирование уроков в начальной школе в соответствие с требованиями ФГОС НОО" (из опыта работы).

Данный материал может помочь учителю начальных классов в конструировании технологической карты и сценария урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе

коррекционная направленность урока...

Доклад на тему «Групповые формы работы на уроках в начальной школе»

Глобальные изменения в современном обществе требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования. Полного пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установ...

Доклад " Групповые формы работы на уроках в начальной школе"

Доклад на тему" Групповые формы работы на уроках в начальной школе"...

Доклад на тему : « Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе”

Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе...