Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Д.Хармс "Весёлый старичок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Мустафина Тансылу Ильхамовна

В этих документах предлагается конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Д.Хармс "Весёлый старичок", презентация об авторе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Урок литературного чтения по теме: Д.Хармс "Веселый старичок", "Небывальщина"

Цель: продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие спocобности; прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы. 

Задачи:

1)     познакомить учащихся с произведениями Д. Хармса «Весёлый старичок», «Небывальщина» в обработке К. Чуковского;

2) формировать правильное, выразительное чтение стихотворного произведения;

3)     подготовить к осознанному самостоятельному чтению, умению выражать своё отношение к прочитанному и услышанному, определять главную мысль текста.

Оборудование: картинки «Дымковских игрушек», гжели; презентация для речевой разминки, аудиозапись стихотворения «Весёлый старичок», презентация про жизнь и творчество Д. Хармса, слоги напечатанные «НЕ   БЫ    ВАЛЬ    ЩИ   НА»

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу я, Мустафина Тансылу Ильхамовна.

II. Проверка домашнего задания

Просмотр презентации.

- Ребята, вспомним жанры устного народного творчества

- Задание: определите малый жанр фольклора (соедините правильные ответы стрелками):

Подпишите работу

1.

Уж ты, котичка-коток,

Котик – серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать.

колыбельная песня

2.

Эники-беники ели вареники

Эники-беники - клёц!

Вышел весёлый матрос.

считалка

3.

Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!

скороговорка

4.

Чика, чики, чикалочки!

Едет Костя на палочке,

Люба на тележке –

Щёлкает орешки.

прибаутка

5.

Красные лапки,

Щиплет за пятки –

Беги без оглядки.

загадка

- Закройте листочки. Положите на край стола.

III. Работа по теме урока

1. «Дымковская игрушка», Гжель.

- Ребята, вы любите играть в игрушки?

- Да

- А какими игрушками вы играете? Назовите их.

- лего...

- А раньше дети, в старину, с какими игрушками играли?

- Из деревяшек коней делали, из тряпок, из глины

- От куда они брали эти игрушки?

- Сами делали

- Раньше делали игрушки из глины

- Закройте все на секундочку глазки

На доске появляются картинки «Дымковских игрушек»

- Ребята, посмотрите какие красивые игрушки? Нравятся?

- А почему же они такие красивые?

- Цветные, разукрашенные.

- Да, действительно. Ребята, из глины игрушку лепили мастера, потом сушили и разукрашивали, красили в яркие цвета

- Какие игрушки вы здесь видите?

- Барышня…

- Вот какие красивые игрушки были раньше? Как они называются?

- Дымковские игрушки

- Летом люди работали в поле, а зимой лепили игрушки, сушили в печке, над слободой стояла дымка (большой густой дым, как пар), вот и назвали игрушку ласково — Дымковская.

- Сделаем вывод. Вопрос девочкам: из чего сделаны игрушки?

- Из глины…

- Почему они такие красивые?

- Яркими, разноцветными красками раскрашены

- Давайте отдохнём

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише-тише-тише,

Деревцо всё выше-выше!

- Послушайте стихотворение

Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

Налепила для игры

Синие фигурки,

Для забавы детворы,

Зайцев и свистульки.

- Ребята, это стихотворение о Дымковской игрушке?

- Нет

- Посмотрите на картинки, на эти игрушки. Какие цвета преобладают?

- Разные оттенки синего и молочно-белые.

- На странице 101 есть название этого народного промысла. Давайте прочитаем.

- Гжель.

- Ребята, посмотрите ещё раз на доску, какие красивые игрушки.

- Какие игрушки вы здесь видите?

- Бурёнка, лошадка…

- Ребята, из глины игрушку лепили мастера, потом сушили и разукрашивали.

- Вот какие красивые игрушки были раньше.

- Сейчас мастера выполняют заказы и разрисовывают не только посуду и игрушки под гжель, но и серёжки, крышки ноутбуков, даже шахматы.

IV. Речевая разминка.

- Ребята, помните, что такое рифма?

- Созвучие слов в конце стихотворных строк.

- Сегодня на уроке мы вместе прочитаем стихотворения Даниила Хармса и поиграем в его любимую игру – игру со словами.

- Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы. Даниил Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети как вы.

- На слайде презентации будут показаны строки, но у них не будет конца, вы должны конец отгадать, поднять руку

Презентация

- Начинаем. Прочитай первую строчку…

Та-та-та –

В нашем доме три ко… (та)

Ты-ты-ты –

У них рыжие хвос... (ты)

То-то-то –

Почитай стихи Бар... (то)

Ту-ту-ту –

Ты любимому ко… (ту)

2. Д. Хармс «Весёлый старичок»

- Молодцы, как я и сказала, сегодня мы познакомимся со стихотворениями Даниила Хармса. В учебнике на с. 102 прочитайте название стихотворениям

- «Весёлый старичок»

- Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению. Как вы думаете, о чём оно?

- О старике, который вечно смеётся…

- Сейчас мы с вами послушаем аудиозапись, внимательно слушайте.

Включаю аудиозапись

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

- Что старичок веселый, что он находит разные выходы из ситуаций,  не отчаивается, всегда веселый и бодрый.

- А теперь почитаем вслух (по рядам читать?)

- Ребята, молодцы, очень хорошее стихотворение

Слова сопровождаются презентацией

Слайд 1. - Даниил Иванович Ювачёв  - это его настоящее имя, родился в 1905 году, в Петербурге, в семье дворянина. Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках.

 Слайд 2. Современники Хармса вспоминают, что он очень любил розыгрыши, проделки. Показывал детям фокусы.

Хармс — это псевдоним. А почему именно Хармс - можно только догадываться, есть несколько предположений. Даниил Ювачёв об этом не рассказал  ни своим читателям, ни своим друзьям. Существует несколько разгадок по этому поводу.

1. В детстве Даниил любил слушать истории про волшебников, играл в волшебные игры, например в игру «Замри». Бегают ребята по двору, а как крикнешь «Замри»-все становятся околдованные. Волшебники есть и в цирке. Им ничего не стоит вытащить из шляпы ушастого кролика или белый шарик из уха зрителя. Даниил Ювачёв хотел походить на волшебника из цирка. Шли годы  … Даниил понял, что на свете очень много волшебства. Потому – то и захотел стать писателем. Разве писатель - не волшебник? Ведь он управляет вниманием и настроением людей?! На немецком языке есть слово «шарм», что значит  «околдовать, очаровать». Даниил Шарм означало бы – Даниил Колдун, Чародей, но это слишком красиво, а Даниил Хармс -получилось необычно и загадочно.

2 .Ювачев – русская фамилия, а псевдоним звучит по английски. Скажешь «Хармс» - словно громкий удар в барабан или в бубен.

3.Псевдоним взял, чтобы быть не похожим на отца, так как отец  его тоже писал книги.

4. Даниил любил читать книги об английском сыщике Шерлоке Холмсе. Вот и фамилию поменял на созвучную Холмс-Хармс.

Слайд 3. В середине 20-х годов прошлого века Даниил Хармс и его друзья  объединились в литературно-поэтическую группу. Они сочиняли небылицы, считалки, выдумывали новые слова, экспериментировали. Во взрослой поэзии это было трудно. Их не понимали. Эта группа поэтов сделала журналы «Чиж» и «Ёж» самыми популярными в те годы.

Ребята, посмотрите на доску, тут слоги, соберите слово

НЕ   БЫ    ВАЛЬ    ЩИ   НА

- Какое слово?

- Небывальщина

- Как вы понимаете слово «небывальщина»?

- Не бывает т. е. такого…

- Сейчас прочитаем выразительно стихотворение

 Чтение стихотворения «Небывальщина» по рядам

V. Рефлексия. Итог урока

- Молодцы, ребята. Подведем итоги нашего урока

- Ребята, с каким автором мы сегодня познакомились?

- Даниилом Хармсом

- Да, это псевдоним. Назовите настоящую фамилию.

- Ювачёв

- В каких журналах печатали стихи Даниила Хармса…

- «Чиж» и «Ёж»

- С какими стихотворениями мы познакомились?

- "Веселый старичок", "Небывальщина"


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Та-та-та – В нашем доме три ко… Ты-ты-ты – У них рыжие хвос... То-то-то – Почитай стихи Бар... Ту-ту-ту – Ты любимому ко… (та) (ты) (то) (ту)

Слайд 2

Даниил Иванович Ювачев (1905 — 1942)

Слайд 4

Ваши прабабушки и прадедушки читали журналы «Чиж и Ёж». «Чиж» - это « Ч резвычайно И нтересный Ж урнал» - издавался в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург) в 1930-1940 годах для дошкольников. А «Ёж» - это « Е жемесячный ж урнал» - для детей младшего и среднего школьного возраста, издавался с 1928года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "А. Барто «Разлука», «В театре"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: А. Барто «Разлука», «В театре».Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; обучать правильному чтению стихов; развивать память,...