ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
статья по чтению на тему

Константинова Анастасия Владимировна

Обучение в современной начальной школе направлено не только на усвоение учащимися определенных знаний о предметном мире, повышение уровня интеллектуального развития, усвоение универсальных учебных действий, но и на развитие гуманной направленности личности, заключающейся в положительной установке на позицию другого человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Обучение в современной начальной школе направлено не только на усвоение учащимися определенных знаний о предметном мире, повышение уровня интеллектуального развития, усвоение универсальных учебных действий, но и на развитие гуманной направленности личности, заключающейся в положительной установке на позицию другого человека.

Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день становится проблема развития у учащихся эмоциональной отзывчивости.Акцентирование внимания именно этой сфере в развитии младших школьников связано с тем, что этот возраст является сензитивным для развития способности детей, ориентируясь на индивидуальный эмоциональный опыт, понимать и принимать особенности эмоционального состояния другого человека.

В своих исследованиях В.В. Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребенка, так как считает, что эмоциональная сфера имеет для ребенка центральное значение в системе психических сил.  Эмоции - это прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность и свобода.

Проявление эмоциональных реакций на тот или иной раздражитель окружающей среды в психолого-педагогической литературе рассматривается как отзывчивость.По В. В. Бойко, «эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в том, что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия - социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т. д. Это готовность человека откликаться на себя, на других, на состояние и эмоциональный фон окружающих» [1, с. 129].

Успешности процесса формирования эмоциональной отзывчивости способствует, по мнению А.А. Бодалёва [2], сформированная в личности направленность на человека, своеобразная психологическая «повёрнутость» к нему. Выбор наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним осуществится, если в этой направленности проявляется отношение, которое порождает в личности «ориентировку прежде всего на положительные качества в другом человеке, так как способствует раскрытию личностного потенциала личности»[2].

Отзывчивость на прямое или косвенное влияние окружающей среды требует от младшего школьника умения управлять эмоциями. Педагогу, занимающемуся развитием эмоциональной отзывчивости, важно помнить о том, что сознательное управление своими эмоциями возможно, если индивид владеет знаниями не только о «другом», но, прежде всего, о себе самом. Младший школьник  испытывает необходимость в проживании и выражения  сочувствия, эмпатии. Но в силу небольшого индивидуального эмоционального опыта у ребенка проявляются затруднения в проявлении данных чувств, так как данный аспект затрагивает не только эмоциональный компонент рассматриваемого явления, но и поведенческий, который требует от личности самопожертвования, умения и желания пренебрегать собственными интересами во благо других людей [3].

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что эмоциональная отзывчивость представляет собой сложное интегрированное качество личности, основой которого является способность индивида эмоционально реагировать на явления окружающей действительности. Являясь  внешней и внутренней реакцией на действия среды, эмоции представляют собой не только показателем значимости происходящего для индивида, но и субъективным носителем мотивации поведения, то есть механизмом психической регуляции поведения.

Эмоциональная отзывчивость выстраивается в соответствии с психическими особенностями младших школьников, их природными способностями к проявлению эмоционального отклика на проявления окружающих действительности. Ребенок испытывает потребность в том, чтобы испытывать не только свои собственные эмоции, но и переживать эмоции окружающих его людей: одноклассников, учителей, родителей. Младший школьник стремится к тому, чтобы через понимание и переживания эмоционального состояния другого человека и, впоследствии оказание помощи нуждающемуся, испытать чувства радости и удовлетворенности от совершенного поступка. Принятие моральных и нравственных норм ребенком помогает ему поступать в соответствии с ними, что так же приносит ребенку положительные эмоции от его деятельности,  а это в свою очередь является мотивацией к закреплению и дальнейшему следованию нравственным нормам.

Литературное чтение, как один из учебных предметов начальной школы занимает важное место в многогранном развитии личности. Уроки литературного чтения позволяют не только удовлетворять эстетические потребности учащихся в общении с прекрасным, но и развивают их эмоциональную активность. Формируются такие качества личности, как сопереживание, анализ, связанный с сутью взаимоотношений, а так же осознание собственного желания проявлять эмоциональный отклик  – являющимися составными частями эмоциональной отзывчивости.

Формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников происходит на основе общения с произведениями литературы. Именно они являются древним, мягким средством воздействия на развитие ребенка, на приобретение знаний и представлений, а затем и умения. В литературе автором рисуются выразительные картины, живые образы, передаются поступки героев, их разговоры, мысли, чувства, эмоции. Одной из первостепенных задач литературного произведения является активизация воображения читателей, создание условий для представления событий, характеров, литературных образов, содействовать активизации эмоционального отклика в душе, мыслях и чувствах. Искусство слова побуждает читателя переживать описываемую ситуацию вместе с героями, испытывать те же чувства и эмоции: печаль, радость, страх, сомнения.

В формировании эмоциональной отзывчивости учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств, и этому во многом способствуют уроки чтения.  Литературное чтение наиболее полно обогащает учащихся духовно-нравственными представлениями и понятиями, развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки эмоционально отзывчивого поведения.

Из трудов Н.Н. Мулярчик [4] видно, что неотъемлемой составляющей в формировании эмоциональной отзывчивости, применимой на уроках литературного чтения является ориентация на нравственный идеал. Учащийся настроен к поиску образца для подражания, который воспринимает, в первую очередь, эмоционально. Идеал есть образец, эмоциональный пример в мыслях и поведении. В нравственном воспитании идеалом могут быть лучшие представители человечества. Поэтому очень важно посвящать целые уроки  рассмотрению личности литературных героев, обсуждению черт и качеств.

Таким образом, ключевым условием в формировании эмоциональной отзывчивости у младшего школьника является обогащение опыта восприятия учащимися произведений нравственной направленности.

С целью формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников нами была организована целенаправленная работа, реализуемая на уроках литературного чтения в третьем классе и включающая в себя три этапа.

Вводный этап включал в себя 3 урока, направленных на формирование умения эмоционально откликаться на внешний раздражитель, например на ситуацию нравственного выбора, на яркие образы литературных героев, на сюжетные события, описываемые автором произведения.

На уроках вводного цикла учащимся предлагались задания, связанные с проявлением элементарных умений анализировать представленный литературный текст. Например, при работе со сказкой «Напуганные медведь и волки» учащимся предлагалось перечислить главных героев произведений,  дать характеристику персонажам: козел, баран и кот. При анализе их образов учащиеся отмечали модели поведения, поступки, образность речи, а самое главное - перечисляли эмоциональные состояния каждого из героев. Например, образ кота вызвал у учащихся такие эмоции как: жалость, сострадание, сочувствие.

Основной этап заключался в активном побуждении учащихся к углубленному эмоциональному переживанию, связанном с интерпретацией художественного образа и способности к синестезии (полное чувственное восприятие). Например, при изучении африканской сказки «Похождения дикого кота Симбы» мнения учащихся выполняли задание, связанное с зарисовкой основной черты понравившегося героя. Большинство учащихся изобразили кота Симбу с изогнутой спиной, хитрыми глазами и виляющим хвостом. Описывая его, ребята употребляли в речи такие эпитеты как: хитрый, обманщик, нечестный, плут. Рассуждая о ситуации, в которой участвовала Сова, учащиеся говорили, что кот получил по заслугам, что мудрая птица вывела его на чистую воду.

Также на уроках основного этапа младшие школьники выполняли ряд творческих заданий. Одним из основных видов заданий являлся рассказ отрывка рассказа или сказки от лица того или иного героя. Данный вид упражнения позволяет учащемуся не только понять героя, но и прочувствовать те переживания и эмоции, о которых автор не упоминал в тексте.

Заключительный этап уроков был направлен на обобщение полученных знаний и закрепление способностей к восприятию и адекватному реагированию на эмоциональные состояния литературных героев. Так на итоговом занятии нами была организована драматизация отрывка произведения «Дикие лебеди». По мнению самих учащихся, всем исполнителям удалось наиболее полно передать эмоциональное состояние их персонажа, наиболее ярко представить его зрителям. А исполнители после представления делились впечатлениями от собственной игры, говоря о том, что они действительно воплотились в своего героя, переживали те эмоции, которые, как они считали, испытывает их персонаж. Стоит отметить, что третьеклассники, делясь впечатлениями на итоговом занятии, описывали эмоции и ощущения, испытываемые ими в процессе драматизации, которые наиболее точно соответствовали образам их героев. Это свидетельствует о том, что младшие школьники максимально приняли на себя состояние персонажей.  

В дополнении к подобным заданиям были включены упражнения на иллюстрирование изучаемых произведений. Ученики с удовольствием наделяли персонажей гиперболизированными чертами, что говорит о стремлении наиболее точно выразить эмоциональное состояние и переживания героя. Например, при изображении оловянного солдатика большое количество учащихся намеренно уделяли внимание лицу персонажа. Поникший взор, изогнутые брови, опущенные уголки губ демонстрируют ребята. Данное явление позволяет нам сделать вывод о том, что, знакомясь с литературным произведением, с более глубоким вниканием в суть  нравственных норм, ситуаций сложного морального выбора, младшие школьники проживают вместе с персонажами их жизнь, выглядывая за переделы написанного автором.

В целом, во время проведения целенаправленной работы учащиеся проявили активность в выполнении всех видов заданий, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости. Младшие школьники проявляли интерес не только к литературным произведениям, но и к авторам, их жизни, условиям, повлиявших на них в момент написания произведений литературы. Было замечено, что ученики стали более отзывчивыми к просьбам друг к друга,  проявляли интерес к личности товарища, демонстрировали глубокое понимание его эмоций.

Необходимо отметить, что в данном классе каждый учащийся повысил свой личный уровень эмоциональной отзывчивости. У учащихся отмечается интерес не только к литературным произведениям и их анализу, к процессам познания себя как личности, но и к развитию в ученическом коллективе теплых дружеских взаимоотношений, о чем свидетельствуют успехи детей в учебной и внеучебной деятельности в рамках начального общего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. [Текст]/В.В. Бойко. - М.: информ. изд. дом Филинъ, 1996 - 472 с.
  2. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды / А.А. Бодалев. - М., 1983. – 375 с.
  3. Курносова, С.А. К определению понятия «эмоциональная отзывчивость» / С.А. Курносова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 6. – С. 75–79.ярчик, Н.Н. Ступенька к познанию, что такое хорошо и что такое плохо / Н.Н. Мулярчик// Начальная школа. - 2011. - №10. - С. 8-10.
  4. Мулярчик, Н.Н. Ступенька к познанию, что такое хорошо и что такое плохо[Текст] / Н.Н. Мулярчик// Начальная школа. ‒ 2011. - №10. - С. 8-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения

В статье рассказывается о развитии духовно-нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения....

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.

Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятель...

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения

В статье указаны этапы формирования коммуникативных УУД Д и  фрагменты урока....

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

В работе изложены некоторые виды упражнений на каждом этапе использования метода театрализации. А также последовательность введения метода театрализации при работе с литературными произведениями в нач...