Пути повышения эффективности обучения младших школьников
методическая разработка по чтению на тему

NovikovaNN

На уроках математики при использовании дидактических игр, заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути повышения эффективности обучения младших школьников.

На уроках математики при использовании  дидактических игр, заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом.

В своей работе я использую опыт С. НЛысенковой. Она предлагает методику, которая является реальным средством для того, чтобы избавиться от самого большого школьного горя: от неуспевающих. Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса. Лысенкова предлагает использовать комментированное обучение. Она говорит, что если приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль. На своих уроках я также применяю комментированное письмо. Комментированное управление экономит время урока, а ещё развивает речь. Ученик ведёт решение примера, задачи, разбор предложения – это и есть опрос. При этом ребёнок чувствует: весь класс подчиняется его воле. Он учитель, от него зависит работа всех, а значит, старается говорить громко, чётко. Отсюда хорошая дикция, выразительная речь. Работая по методике С. Н. Лысенковой можно предупредить и провести коррекцию неуспеваемости в классе. Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. К примеру, вместо стандартной фразы: “Мы начинаем новую тему” – учитель может предложить учащимся разгадать кроссворд ключевым словом, которого является название темы урока. Я стараюсь обогатить и разнообразить учебное содержание урока. Примером может служить проведение на уроке математики игры – путешествия, урока-КВНа. Формирование проблемных ситуаций придаёт интерес, занимательность учебному занятию. Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие детей во внеклассной и внешкольной работе. Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на уроках, дополнительных занятиях.

Хороший результат на уроках дает:

  • групповая работа.
  • уроки юного педагога когда часть урока проводят сами ученики.

Я разработала и провожу уроки математики, которые мы с детьми называем “Блиц уроки”. Решение задач проводится в форме блицтурниров: определенное количество задач нужно решить за отведенный норматив времени (3-5 задач за 1-2 минуты). На блиц - уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. На первый взгляд затея скучная и малоэффективная. Разнообразие и интерес вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи 3-х уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учащимися. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решенных задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложные или 6 простых задач - выбор за ним. Сильные учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более слабых учащихся, учатся, обучая. Даже самые слабые ученики ощущают свою успешность, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, и, в случае затруднения, всегда можно взять другую задачу или воспользоваться помощью товарища. Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. Например, попросите узнать высоту здания, или измерить расстояние до недоступной точки, изучить транспортную нагрузку на улицах, оценить количество угарного газа, попадающего в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей, или узнать “Сколько стоит ремонт класса, в котором они учатся?” Актуальность выбора темы последнего проекта диктует сама жизнь, так как ежегодно перед педагогами школ, учащимися и их родителями встает проблема ремонта школьных кабинетов. В заключение, хотелось бы коснуться вскользь ещё одной современной технологии -технологии “полного усвоения”. На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным? Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Хочу отметить, что технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время. Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю правила работы с неуспевающими школьниками:

  1. Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
  2. Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
  3. Не торопите его, научитесь ждать.
  4. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
  5. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
  6. Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
  7. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
  8. Обобщение – главная составляющая любой методики.
  9. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения качества образования младших школьников в образовательном учреждении. Из опыта работы.

Основной целью модернизации  всей системы образования в последнее десятилетие является  повышение качества образования. Начальная школа  должна отвечать актуальным и перспективным потре...

Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников на уроках литературного чтения.

В работе  рассматриваются условия, при которых возникает и развивается интерес к литературному чтению на различных этапах урока, а так же  возможность развития учебной мотивации через содерж...

Повышение эффективности обучения младших школьников с учётом их психологических особенностей

Повышение эффективности обучения младших школьников с учётом их психологических особенностей.Школа – очень важный период в жизни каждого человека. Ведь школа – это не только учеба, а мир общения, радо...

Пути повышения эффективности обучения орфографии при изучении темы "Безударные гласные"

Успешное обучение правописанию безударных гласных, проверяемыхударением, возможно тогда, когда четко определены теоретические основыэтой работы. Для этого необходимо рассмотреть основные трудности виз...

Доклад на заседании ШМО. "Психологический комфорт на уроке - важное средство здоровьесбережения и эффективности обучения младших школьников."

Выступление на заседании ШМО начальных классов. Содержит практический материал (для использования на уроках)....