Главные вкладки

    Пути повышения учебной мотивации младших школьников.
    опыты и эксперименты на тему

    Приемы и методы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл priemy_povysheniya_motivatsii.docx76.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пути и средства формирования и повышения уровня мотивации. Как

     сформировать и повысить уровень учебной мотивации у детей.

    Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.

    На этапе проектировки проводится  теоретическая подготовка к деятельности и с опорой на теорию подбираются  наиболее эффективные приёмы и методы по формированию и повышению мотивации на каждом уроке.

    Теоретически формирование включает несколько блоков - работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.

    Какие же задания и упражнения может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?

    Можно начать с укрепления чувства “открытости” к воздействиям, т.е. к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.

    Следующая группа упражнений - это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач.

    Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи.

    Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания.

    Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.

    Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе решения.

    Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.

    Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.

    * Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

    * Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

    * Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

    Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников. Обычно учителю легче планировать обучающие задачи (обучить решению такого-то класса задач), труднее намечать развивающие задачи (нередко они сводятся к формированию умения учиться в самом общем виде), и еще реже как особые развивающие задачи учителем планируются этапы формирования мотивации и ее видов.

    Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

     Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов.

    Приём “Фантастическая добавка”. Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

     Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

    Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах””. Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

    http://festival.1september.ru/articles/583615/img7.gif

    Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это “гости”, жёлтые — это “хозяева”. “Хозяева” приглашают в гости и предлагают “гостю” задание, написанное на карточке. “Хозяева” проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового “гостя”. Материал для игры: карточки с заданием.

    Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём “Привлекательная цель”. На уроке математики во 2-м классе “Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100” одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

     В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

    http://festival.1september.ru/articles/583615/img8.gif

    Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

    “Найди лишнее число в каждом ряду”,

    “Зачеркни его”,

    “Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,

    “Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,

    “Запиши его”.

    http://festival.1september.ru/articles/583615/img9.gif

    За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

    Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

    Тема “Термометр”

    Проблемные вопросы

    Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?

    Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?

    В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?

    Проблемная задача

    Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?

    Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.

    Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.

    http://festival.1september.ru/articles/583615/img10.gif

    Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

    Все перечисленные приёмы активно используются учителями начальных классов. Но в начале 4-го класса передо мной встала задача: найти новые средства повышения учебной мотивации детей. Всё чаще в последнее время в образовательных учреждениях используются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности. Термин “информационно-коммуникационные технологии” является общепризнанным на государственном уровне, о чем говорит его использование в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ.

    Начиная использовать ИКТ в своей работе, я сама должна была освоить эти технологии. Для того чтобы быть успешной в своей работе мне предстояло научиться пользоваться информацией, осмысливать ее, манипулировать ею. При составлении плана урока, я учитываю особенности использования ИКТ в коллективной и групповой формах учебной работы на различных этапах урока. # 16

    Добившись определённых успехов в использовании ИКТ на уроках, я пришла к выводу, что на сегодняшний день это одно из самых эффективных средств для повышения интереса детей к предмету.

    4) Формирование является систематическим и целенаправленным процессом, если педагог сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.

    На рефлексивном этапе каждый раз сравнивались полученные результаты проделанной работы с исходными. И на их основе планировалась дальнейшая работа. Уровень мотивации учеников повысился благодаря решению поставленных задач:

    • провести теоретический анализ понятия о мотивах 
    • изучить мотивационную сферу учащихся
    • найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации 
    • проанализировать достигнутые результаты

    Все этапы: моделирующий, диагностирующий, проектировочный, апробирующий и рефлексивный привели меня к поставленной цели – сформировать учебную мотивацию и повысить её уровень. Отразилось ли это на успеваемости?

    Результаты моего опыта доказывают, что повышение уровня учебной мотивации школьника положительно влияют на эффективность педагогического процесса.

    Приложение

    Диагностика уровня школьной мотивации у учащихся начальной школы  (авт. Н.Г.Лусканова)

    Инструкция к тесту

    В каждом из вопросов выбери один ответ.

    Тестовый материал

    1. Тебе нравится в школе или не очень?
    1. не очень
    2. нравится
    3. не нравится
    1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
    1. чаще хочется остаться дома
    2. бывает по-разному
    3. иду с радостью
    1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
    1. не знаю
    2. остался бы дома
    3. пошел бы в школу
    1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
    1. не нравится
    2. бывает по-разному
    3. нравится
    1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
    1. хотел бы
    2. не хотел бы
    3. не знаю
    1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
    1. не знаю
    2. не хотел бы
    3. хотел бы
    1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
    1. часто
    2. редко
    3. не рассказываю
    1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
    1. точно не знаю
    2. хотел бы
    3. не хотел бы
    1. У тебя в классе много друзей?
    1. мало
    2. много
    3. нет друзей
    1. Тебе нравятся твои одноклассники?
    1. нравятся
    2. не очень
    3. не нравятся

    Обработка и интерпретация результатов теста

        Ребятам предлагается выбрать один из трех вариантов ответов, которые оцениваются следующим образом:

    - 3 балла, если ответ на поставленный вопрос свидетельствует о положительном отношении к школе. Например, когда на вопрос: “ Если бы учитель сказал, что завтра в школу идти необязательно, ты бы пошел в школу?”, ребенок дает  ответ “Да”;

    -   1 балл, если ребенок дает нейтральный ответ: “Не знаю” или “Бывает по- разному”

    -  0 баллов, если ребенок дает ответ, который позволяет судить об отрицательном отношении ребенка к школе. Например, когда на вопрос “Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?”, ребенок отвечает отрицательно.

    По всем ответам баллы суммируются,   учителю довольно легко соотнести результаты с несколькими уровнями мотивации:

    - 25-30 баллов -  высокий уровень школьной мотивации и учебной активности. Ребята, показавшие такой результат, характеризуются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением выполнять все школьные требования. Если посмотреть рисунки этих ребятишек, то на них можно увидеть  фрагменты урока, классную доску, детей и учителя у доски.

    - 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Данный результат является нормой, его показывают большинство учащихся начальных классов. Ребята, показавшие такой результат, характеризуются преобладанием познавательных мотивов над социальными. Ребята с удовольствием и очень аккуратно выполняют все школьные требования. На рисунках этих ребятишек изображены фрагменты школьной жизни

    - 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но  школа больше привлекает внеучебными сторонами. Ребята, показавшие такой результат, довольно комфортно чувствуют себя в школе, но больше их привлекает общение. На рисунках они изображают школу, но ситуации внеучебного характера. Для таких учащихся свойственно преобладание социальных мотивов над познавательными. При умелом воздействии  и взаимодействии учителя и родителей у таких детей вполне успешно формируются познавательные мотивы.

    - 10-14 баллов – низкий уровень школьной мотивации. Ребята, показавшие такой результат, неохотно посещают школу, очень часто ссылаются на плохое самочуствие. На протяжении всего первого класса на уроках из портфелей достают игрушки, часто отвлекаются на игры. На рисунках изображают  игровые ситуации, не связанные со школой.

    - ниже 10 баллов – школьная дезадаптация, негативное отношение к школе. Такой результат характерен для детей с низкой мотивационной, психологической, физиологической готовностью к школе. Для них свойственен отказ выполнять рисунки на школьную тему. Они не справляются с выполнением школьных требований, постоянно придумывая причины для объяснения своего поведения. В школе они чувствую себя крайне дискомфортно, проявляют агрессию по отношению к одноклассникам.

    Кроме всего выше перечисленного хочу отметить следующее. Учителю стоит обратить внимание на цветовую гамму рисунка. Преобладание синих, красных тонов может свидетельствовать о тревожности ребенка. Анкетирование и рисование лучше проводить с детьми по группам так, чтобы они сидели отдельно за партами (дабы не было соблазна сделать так же, как и сосед). Идеальный вариант, когда проводится индивидуальное обследование.

    Анализ детских рисунков на тему: “Что тебе нравится в школе”

      Рисуночные методики с успехом используются для диагностики проблем, возникающих у детей с приходом в школу. Эти методики, как никакие другие, позволяют выявить тревожность, негативное отношение к школе. Вот некоторые аспекты оценки рисунков на тему “Что тебе нравится в школе?”:

    • Несоответствие теме указывает на:
    1. Отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. На таких рисунках ребята изображают свои игрушки, дом, домашних любимцев, узоры. Это свидетельствует о мотивационной неготовности ребенка к школьному обучению.
    2. Детский негативизм. Если ребенок категорически отказывается рисовать на заданную тему и рисует то, что он хорошо умеет рисовать, то это может свидетельствовать как о завышенных притязаниях, так и о возможных трудностях, которые могут возникнуть у него при выполнении школьных требований.
    3. Неверное понимание и толкование поставленной задачи. В этом случае ребенок вообще ничего не рисует или пытается “подсмотреть” у соседа. Такое поведение, по мнению психологов, свойственно ребятам с задержкой психического развития

    При несоответствии рисунка заданной теме при подведении итогов за рисунок проставляется 0 баллов.

    • Соответствие заданной теме свидетельствует в целом о том, что ребенок испытывает положительное отношение к школе. Но здесь есть несколько нюансов, которые связаны с сюжетами, выбранными ребятами для своих рисунков.
    1. Учебная ситуация. На таких рисунках ребята изображают фрагменты урока, учеников за партами, себя у доски и т.д. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации. При количественной оценке таким рисункам проставляется 30 баллов (НЕ ПОТЕРЯЙТЕ этих УЧЕНИКОВ!!!).
    2. Ситуация неучебного характера, но, так или иначе, связана со школой. Дети рисуют школьный двор, школьное здание, школьный автобус, школьный музей и т.д. Такие рисунки характерны для детей с положительным отношением к школе, но на первый план у них выступает внешняя атрибутика. Для них очень важен статус ученика,  т.е. пока на первый план выступают социальные мотивы, которые при умелом воздействии со стороны учителя и родителей вполне могут перерасти в познавательные. Количественная оценка – 20 баллов.
    3. Игровые ситуации, связанные со школой. На таких рисунках изображены  игры на переменах, игрушки и другие предметы, непосредственно не относящиеся к учебе, находящиеся в классе. Такие рисунки характерны для детей с положительным отношением к школе, но преобладающей игровой мотивацией. Количественная оценка – 10 баллов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Пути формирования учебной мотивации младшего школьника"

    Материал включает текст выступления на собрании для родителей начальных классов....

    Выступление на педагогическом совете "Повышение учебной мотивации младших школьников"

    Учебная мотивация - необходимое условие успешного обучения в школе. Одна из задач, которая решается в начальной школе, создание условий для формирования положительной учебной мотивации  и дальней...

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Актуальность использования нетрадиционных форм проведени я урока с целью повышения учебной мотивации в начальной школе....

    Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации младших школьников

    Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации младших школьников...

    Использование инновационных технологий как средства повышения учебной мотивации младших школьников

    Статья раскрывает значение современных технологий в учебной деятельности младшего школьника....