Пути повышения качества образования младших школьников в образовательном учреждении. Из опыта работы.
статья по теме

Основной целью модернизации  всей системы образования в последнее десятилетие является  повышение качества образования. Начальная школа  должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.  Содержание обновлённых технологий начального образования  изменяет подход  к преподаванию учебных дисциплин и наполняет новым качеством предметное и внеклассное общение с учениками и родителями. В статье раскрыты  наиболее эффективные методы повышения качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_povysheniya_kachestva_obrazovaniya_v_uo.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пути повышения качества образования

младших школьников в образовательном учреждении.

Из опыта работы.  

         Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Основной целью модернизации  всей системы образования в последнее десятилетие является  повышение качества образования. Начальная школа  должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Запрос государства к системе образования получил новое звучание: необходимо повысить «качество образования». Этот запрос на современном этапе имеет и новое содержание.

         Осознание и внедрение основных методических принципов современных образовательных технологий позволяет усовершенствовать и обновить образовательный процесс в конкретном классе. Содержание обновлённых технологий начального образования  изменяет подход  к преподаванию учебных дисциплин и наполняет новым качеством предметное и внеклассное общение с учениками и родителями.

        Полностью в чистом виде ни одна технология не удовлетворяет тех потребностей, которые существуют у моих учеников. Поэтому к составлению содержательной стороны урока стараюсь подходить серьёзно и творчески, выбирая из каждой технологии лучшие стороны методической и дидактической мудрости.

        Основной целью своей работы считаю: создание условий для гармоничного умственного развития детей, в ходе которого сохраняется и укрепляется психологическое и физическое здоровье младших школьников.

        Главными задачами своей педагогической деятельности по обучению детей считаю:

  1. обеспечение учащихся качественными знаниями, умениями, навыками (ЗУНами) по государственной программе;
  2. развитие у детей познавательной активности через формирование высокой школьной мотивации;
  3. воспитание активной, творческой, гуманной личности – способной к самообразованию и самосовершенствованию.

     Чтобы  добиться качественного усвоения знаний, учебный процесс необходимо сделать максимально эффективным, на помощь приходят  дидактические и методические приёмы и методы, и, конечно же, находки и идеи новых технологий.

        Одна из таких эффективных технологий является частнопредметная технология Зайцева Всеволода Николаевича «СОУ» (совершенствование общеучебных умений). Она получила развитие в 1999 – 2000 году.

Всеволод Николаевич Зайцев в своей книге: «Практическая дидактика» отмечает: «Прежде, чем учить творчеству, надо освоить стандартные задания; при этом освоении надо идти «от простого к сложному». Необходимо учащихся из поля  пассивности перевести в активное состояние, а повышение активности достигается за счёт совершенствования общеучебных умений и навыков (ОУН).

      Само понятие «общеучебные умения и навыки» включают в себя зависимость успешности и их формирования от организации учебной деятельности ребёнка. Осознание этой зависимости помогает выделить значимые общеучебные умения, определить типы заданий и условия их реализации.

       I. Умение читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно.

        Нормальное чтение, это чтение со скоростью 80-90 слов в минуту, обеспечивает учёбу в начальных классах на «хорошо» и «отлично». Необходим оптимальный уровень – чтение со скоростью разговорной речи. К этой скорости приспособлен и мозг, и артикуляционный аппарат ученика, поэтому такое чтение доступно большинству учащихся, к этому результату мы и стремимся.

        II. Умение красиво и скоро писать.

 

       «Писать чисто и скоро – дело немаловажное. Медлительность в этом деле много вредит живости ума», - говорил Квинтиллиан. Его идея понятна: если ученик медленно выполняет упражнения, медленно думает, его мозг станет ленивым.

        Для успешной учёбы в средних классах необходимо, чтобы по окончании начального обучения скорость письма достигала не менее 60 знаков в минуту.

       Среди всех технологий  СОУ (совершенствование общеучебных умений) основными считаются те, которые позволяют быстро наращивать скорость чтения, письма, вычислений до оптимальных значений без ущерба  для качества этих умений, т. е. позволяющие учиться на «4» и «5»

       Для наращивания скорости чтения в своём классе провожу на каждом уроке пятиминутки жужжащего чтения (кроме уроков математики и русского языка). В 3 классе время упражнений сократила до 3 минут. Высокая эффективность регулярных пятиминуток обусловлена повышением частоты тренировок и их объёма. Поскольку во 2- 3 классах большая часть учеников читают медленно, то это упражнение обязательное в рассматриваемой технологии.

       Без эмоций и положительного стимулирования невозможна любая деятельность. В предлагаемой технологии стимулирование достигается периодическим воздействием самозамеров скорости чтения и продлением положительного эмоционального состояния (чтение перед сном, чтение: мама + ребёнок). Кому стимулирование не помогает, использую облегчённое чтение: детские комиксы, потешки, небылицы. Для самозамеров оставляю на  конец урока 3- 4 минуты. Ребята читают в течение одной минуты текст в жужжащем режиме, замечают, до какого слова прочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и результаты записывают в дневнике.

      С третьего класса дети начали вести дневники чтения. В тетради чертим таблицу  в 6 колонок (дата, автор произведения, название произведения, главные герои произведения, количество строк или страниц, подпись родителей). Ребята каждый день дома прочитывают по 150-300 строчек и делают записи в дневниках. В этом мне помогают родители, с которыми я поддерживаю тесную связь. Рост техники чтения учащихся виден на таблице.

                                                 Техника чтения

Класс

Скорость

чтения

Кол-во

уч-ся

 в I пол.

% уч-ся достигших хороших результатов

в I пол.

Кол-во

уч-ся

во II пол.

% уч-ся достигших хороших результатов

во  II пол.

1класс








                                           2010-2011 уч. год

60-80 сл/мин

   3 чел.

    21,1%

50-60 сл/мин

   4 чел.

    28,6%

40-50 сл/мин

 

   4 чел.

    28,6%

20-30 сл/мин

   3 чел.

    21,1%



2класс


                                           2011-2012 уч. год

100-110 сл/мин

----

----

1 чел.

7,1%

70-90 сл/мин

4 чел.

28,5%

5 чел.

35,7%

50-60 сл/ мин

7 чел.

      50%

6 чел.

42,8%

40-50 сл/мин

3 чел.

21,4%

2 чел.

14,2%

3класс


2012-2013 уч. год

100 -150сл/мин

1 чел.

7,1%

3 чел.

21,1%

80-90 сл/ мин.

7 чел.

50%

6 чел.

42,8%

60-70 сл/мин.

6 чел.

35,7%

5 чел.

35,7%

      Скорость чтения у основной массы учащихся меньше 100 слов в минуту, это значит, что ещё не вполне развита оперативная память, и поэтому в своей работе использовала зрительные диктанты по И.Т.Федоренко. Зрительные диктанты мы писали ежедневно в течение двух месяцев. Потому что при уменьшении частоты тренировок память не развивается.

       Учащиеся записывали предложения на листочках бумаги. Листочки после записи предложений собирала и детям не возвращала, чтобы не усложнять учебную задачу, так как  это помешает развитию памяти. Они будут стараться запомнить не только слова в предложении, но и буквы в словах.

      По мере перехода к длинным предложениям многие дети не успевали их прочитывать и запоминать. Поэтому каждый набор  предложений повторяли несколько дней подряд.

      В ходе эксперимента при ежедневном  написании зрительных диктантов повышение скорости чтения за два месяца составила в среднем на 10 - 25 слов в минуту.

      Каждый учитель стремится научить учеников грамотному письму. Много времени тратится на то, чтобы школьники хорошо запомнили правила орфографии и вовремя сумели применить их на письме. Но часто бывает так, что ученик знает правила, а применить их не может на практике, так как не знает, как это сделать, поэтому допускает ошибки.

      Главная задача учителя – научить ученика видеть и узнавать орфограмму, выработать привычку контролировать себя во время письма, т.е. развивать орфографическую зоркость. Этот навык  формируется в практической деятельности и является результатом многократных действий.

      Многие учителя знакомы с методикой орфографического чтения П.С.Тоцкого, который предлагает педагогам организовать орфографическое чтение с учениками на каждом уроке. Меня эта методика очень заинтересовала. Первое время орфографическое чтение применялось при работе со словарными словами на уроках русского языка. Потом решила применять методику орфографического чтения при изучении определённой темы орфографии.

       При изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова» на уроках применяю таблицу со следующими словами.

                               Непроизносимые согласные

         В, Д, Т, Л

     В, Д, Т, Л

радостный

счастливый

звёздный

грустный

прелестный

поздний

ненастный

честный

известный

яростный

местное

гигантский

солнце

сердце

дождь

взгляд

улыбка

вечер

погода

друг

праздник

ветер

пастбище

тростник

пастбище

местность

лестница

тростник

сердце

хрустнул

свистнул

чувство

почувствовал

возвращение

солнце

праздник

       Слова нужной тематики вывешиваются на доску (у нас в классе слова представлены в таблицах на отдельных листах  по темам), орфограмма в этих словах выделена зелёным цветом, слова напечатаны в столбик.

      Учитель показывает на слово и произносит его орфографически верно, особенно чётко произнося ту орфограмму, с которой предстоит работать ученикам. Весь класс, хором, орфографически правильно повторяет то же слово.  Такая же работа идёт и с остальными словами первого столбика данной таблицы.

      Следующий этап работы - доказать правильное написание выделенных букв. Ученики подбирают проверочные слова. Вместе с учителем учащиеся выбирают наиболее оптимальный вариант (при этом детям напоминаю, что у слова бывает несколько проверочных вариантов, но для удобства необходимо остановиться на одном).

Учитель снова  произносит слова орфографически верно, а ученики орфографически верно называют проверочное слово (то слово, которое они выбрали, как оптимальный вариант). Потом учащиеся меняются с учителем ролями: они произносят слова, а учитель проговаривает проверочные слова.

      Работу над словами можно разнообразить: один ученик  читает слово, остальные повторяют за ним или  девочки читают, а мальчики повторяют и т.д.

      Надо заметить, что некоторые слова проверочных слов не имеют, они подлежат запоминанию, поэтому, вместо проверочного слова ученики говорят - это надо запомнить.

      Главное в этой работе – следить за чётким орфографическим чтением. В случае нечёткого или неправильного  произношения  слова надо остановить ученика и попросить ещё раз произнести это слово правильно.

На эту работу уходит 8 - 10 минут. Результат работы радует. Обучающиеся начинают чувствовать слово, успешно идёт развитие орфографической интуиции. Приблизительно через неделю ежедневной работы, благодаря многократному орфографическому чтению,  ученики запоминают написание слов наизусть. Проверку запоминания провожу путём письменного опроса:

- учитель называет слово орфоэпически, а дети записывают это слово орфографически верно.

Неделю работаем со словами первого столбика. На второй неделе работу усложняю, добавив к данным словам новые слова, чтобы получилось словосочетание (эти слова прописаны в таблице вторым столбиком). Вся работа ведётся строго в орфографическом режиме – орфографическое чтение.

      При изучении темы «Парные согласные по глухости-звонкости» применяю следующую таблицу:

                         Парные согласные по глухости-звонкости

сладкий

хрупкий

скользкий

лёгкий

жидкий

узкий

низкий

близкий

мягкий

ловкий

мёд

лёд

пруд

снег

мёд

дорожка

травка

беседка

варежка

подружка

гладкий

сладкий

редкий

робкий

вязкий

снежный

гибкий

лошадка

ягодка

рыбка

улыбка

грядка

сад

друг

        Такая работа со словами помогает совершенствовать слуховую и зрительную память, и верное многократное проговаривание слов способствует выработке навыка грамотного письма.

       После  изучения данных таблиц провожу проверочный  диктант, состоящий из словосочетаний.

       Продолжением работы является включение изученных словосочетаний в предложения,  которые ученики записывают под диктовку (1-2 предложения на уроке). Затем школьники пишут тексты с предложениями, содержащими слова, словосочетания на отработанную орфограмму.

       Таким образом, получается такая модель: слово – словосочетание – предложение – текст.

        Современные концепции начального образования  исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия  для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

        Обучение,  по выражению Ш.А. Амонашвили, должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

       Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

       1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

       2. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

       3. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

       4. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

       Дифференцированная работа на уроках организуется различными способами. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1 группа) предлагаю репродуктивные задания, а ученикам со средним (2 группа) и высоким (3 группа) уровнем обучаемости – творческие задания.

Пример 1 (из урока математики в 3 классе). Даны выражения:

       81 – 29 + 27                    400 + 200 + 300 – 100

       72 : 9 – 3                         400 + 200 + 30 – 100

       48 : 6 · 7 – 8                    27 : 3 + 12 : 6 · 9

       84 – 9 · 8                         54 : 6 · 3 – 72 : 8

1. Задание для 1 группы:

Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.

2. Задание для 2 группы.

Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.

3. Задание для 3 группы.

Выполните задания 2 группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на 2 группы.

Пример 2 (из урока математики в 3 классе). 

Задача. Основное задание. Длина листа бумаги 12 см, а ширина 8 см. Найти площадь листа бумаги.

                 





                 

Дополнительное задание: «От данного листа бумаги отрезали часть в форме квадрата, длина которого 4 см. Найдите площадь отрезанной части. Найдите площадь оставшегося листа.

Пример 3 (из урока русского языка в 3классе)

Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

      Природа служит нам, радует нас, удивляет. Но мы должны её ув…жать и береч… . Ребята тоже могут помоч…  ей.  Природа – друг ч…лов …ка.  А  (с)

другом надо  друж…ть.

1 группа.

Выпишите глаголы, которые стоят в неопределённой  форме.

2 группа.

Выпишите глаголы, которые стоят в неопределённой форме, в разные столбики в зависимости от вопросов, на которые они отвечают            (что делать? что сделать?)

3 группа.

1) Выпишите глаголы, которые стоят в неопределённой форме, в разные столбики в зависимости от вопросов, на которые они отвечают

(что делать? что сделать?)

 2) Поставьте в начальную форму другие глаголы, допишите каждый в нужный столбик.

        В течение всего периода обучения в начальных классах проводятся мониторинги «Развития и совершенствования общеучебных умений»

                     

                            Анализ результатов учебной деятельности

Таблица  2.


п/п

I полугодие

II полугодие


Предмет

Оценка

Успева-емость(%)

Качество

знаний(%)

Оценка

Успева-емость(%)

Качество

знаний(%)


5


4


3



5


4


3


2011-2012 уч. год (2 класс)

1

Русский яз.

1

5

8

100

42,8%

1

6

7

100

50%

2

Чтение

2

8

4

100

71,5%

3

8

3

100

78,5%

3

Матема

тика

2

5

7

100

50%

2

5

7

100

50%

4

Окр. мир

4

7

3

100

78,5%

3

8

3

100

 78,5


2012-2013 уч. год (3 класс)

                             I полугодие

           II полугодие

1

Русский яз.

1

7

6

100

57,1%

1

7

6

100

57,1

2

Чтение

2

10

2

100

85,7%

3

9

2

100

85,7

3

Матема

тика

2

6

6

100

57,1%

2

7

5

100

64,2

4

Окр. мир

3

8

3

100

78,5%

4

8

2

100

85,7

 

        Эффективность обучения заметно возрастёт, если обучающийся начнёт осмысленно работать над своим развитием, начнёт стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не допускать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить, т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.

       За годы своей работы пришла к выводу, что учебно - познавательную деятельность стимулирует не только интересный учебный материал и методы обучения, но и та атмосфера, в которой протекает процесс обучения. В  обстановке, где ценятся личностные достоинства ученика, его самостоятельная мысль, склонность к творческому поиску, он начинает стремиться к решению более сложных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий (из опыта работы)

Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетия является – повышение качества образования. Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное р...

Методический семинар на тему "Применение информационно – коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников"

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой...

Использование ИКТ для повышения качества образования младших школьников

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.В статье р...

Исследовательская технология как фактор повышения качества образования младших школьников в области краеведения

В данной статье приводятся примеры использования игровой технологии, технология Web Quest, геокешинг в области краеведения...