Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк “Аленушкины сказки” (Присказка)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тельденова Руслана Сергеевна

Цель: познакомить детей с творчеством Д.Н. Мамина и его сказками.
Работать над выразительным чтением.
Воспитывать смелость и храбрость у детей.

Оборудование: фотографии с изображением зайца, волка, портрет Д.Н. Мамина Сибиряка, слайды по теме “ Телепередачи”

Ход

Этапы урока

Содержание

Орг. Мом.

- Садитесь. Урок чтения.

- Отгадайте загадку:

Живет в нем вся вселенная, 
А вещь обыкновенная: 
В нем ты увидишь море и тайгу, 
Жирафов, близко солнце и луну. 
Вот Скрудж Макдаг нас всех заворожил. 
Рекламой Якубович рассмешил.

- Ребята, а кто из вас любит смотреть передачи по телевизору?

- Давайте сегодня попробуем провести урок “В гостях у телепередач”. Но одно условие: зрителями будут наши гости, а мы будем режиссерами-постановщиками. Мне позвольте быть главной ведущей. Итак, начинаем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r3.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк
“Аленушкины сказки” (Присказка)
“Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”.

Цель: познакомить детей с творчеством Д.Н. Мамина и его сказками.
Работать над выразительным чтением.
Воспитывать смелость и храбрость у детей.

Оборудование: фотографии с изображением зайца, волка, портрет Д.Н. Мамина Сибиряка, слайды по теме “ Телепередачи”

Ход

Этапы урока

Содержание

Орг. Мом.

- Садитесь. Урок чтения.

- Отгадайте загадку:

Живет в нем вся вселенная, 
А вещь обыкновенная: 
В нем ты увидишь море и тайгу, 
Жирафов, близко солнце и луну. 
Вот Скрудж Макдаг нас всех заворожил. 
Рекламой Якубович рассмешил.

- Ребята, а кто из вас любит смотреть передачи по телевизору?

- Давайте сегодня попробуем провести урок “В гостях у телепередач”. Но одно условие: зрителями будут наши гости, а мы будем режиссерами-постановщиками. Мне позвольте быть главной ведущей. Итак, начинаем.

Проверка д/з “В гостях у сказки”

- Прочитайте название любимой передачи для детей.

- Кто автор сказки “Лягушка-путешественница”?

- Вспомним содержание сказки.

1 серию “Жила-была лягушка-квакушка” рассказывает ...

- 2 серию кратко передает ... “Встреча с утками”

- Напомнит содержание следующей части “Лягушка летит” ...

- Закончит сказку ...

“На новом месте”.

- Прочитайте выразительно отрывок из сказки о встрече лягушки с утками.

- О чем мечтала лягушка?

- Чем тебе лягушка симпатична?

- Почему же не состоялось путешествие лягушки?

(Хвастовство вредно даже лягушкам).

- Почему?

(Присказка задушевная, с колыбельной интонацией. Стиль присказки близок к народному. Раньше считали, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой детям, сибирский кот Васька появился у Аленушки.)

Работа над выразительным чением

- Представьте, что вы - старший брат, сестра, мама или бабушка Аленушки, и прочитайте присказку, передав интонацией голоса нежность и любовь к малютке.

- Почему Аленушку писатель окружил только животными?

- Одна из лучших сказок, включенных в сборник, это “Сказка про храброго Зайца-Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост”.

“В мире животных”

- Провести передачу “В мире животных” мне помогут ...

(мелодия из программы)

Зайцы обитают почти на всех континентах. Зайцы очень плодовиты: бывает по 3-4 выводка в год, в каждом до 8 детенышей.

На свет зайцы появляются зрячими, крупными и в шерсти.

Молоко зайчихи-матери в 6 раз жирнее, чем молоко коровы.

Пауза между кормлениями длится 3-4 дня. На это время мать зайчат оставляет.

Если чужая кормящая мать-зайчиха найдет в траве зайчонка, то обязательно его накормит, не пробежит мимо.

Через месяц зайчата уже кормятся молодой травкой. Затаивание - лучшая оборона для зайца.

Отыскать зайца нелегко: потовых желез на теле у Зайца нет, они на подошвах лап, и если затаившийся зайчонок их под себя подобрал, то враг его и не унюхает.

Зайцы живут до 8-13 лет.

Длинные задние ноги позволяют срываться зайцу с места и мчаться 3-5 метровыми прыжками.

Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью 65 км/час.

Сон зайца беспокойный: раз по 20 на день он засыпает ненадолго и столько же просыпается, оглядывается и прислушивается.

Волк - родоначальник домашних собак. Волки больше всего похожи на немецких овчарок.

Главное отличие - хвост. Волк никогда не закручивает его колечком, а держит опущенным вниз. Волки любят большие леса с открытым пространством. Не случайно говорят, что волка ноги кормят: за одну охоту зверю порой приходится пробежать 50-120 км., т. к. рядом с логовом волки не охотятся. Мясо детям приносят в желудках и, отрыгивая его, кормят малышей.) На заре устраивают хоровое пение - воют.

Браки у волков заключаются на всю жизнь. Дикой природе волки необходимы.

Главным образом волки уничтожают больных и слабых животных, выполняя роль санитаров.

- Прочитайте название следующей телепередачи.

Знакомство с творчеством писателя

“Мой серебряный шар”

- д. Н. Мамин - Сибиряк родился в 1852 году в

заводском поселке близ Нижнего Тагила. Здесь он и прожил до 14 лет.

Отец у Д. Н. Был священником при заводе. По вечерам в скромном поповском домике происходили чтения вслух, - это был отдых после дневных трудов. В 14 лет Мамина отправляют учиться в духовное училище, а затем в Пермскую духовную семинарию, где он впервые начинает писать небольшие рассказы.

После окончания он едет в Петербург и поступает в Медико- хирургическую академию.

Родители не могли оказать материальную помощь Мамину, он вынужден подрабатывать: он пишет в журналах и газетах. Но не хватает денег, чтобы заплатить за последний год занятий: умирает отец, и забота о семье ложится на плечи М.-С., который к тому же очень тяжело заболел. Поэтому ему так и не удалось закончить университет.

Его перу принадлежат такие произведения, как “Приваловские миллионы”, “Горное гнездо”. Мамин считал, что дети - самая строгая публика, и в последние годы жизни писал только для детей. Самую широкую известность получили “Аленушкины сказки”, переведенные на многие языки мира.

Мамин - Сибиряк признался: “Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и потому она переживет все остальное”.

Эти сказки писатель сочинял для своей любимой дочери Аленушки. Его жена умерла вскоре после рождения дочки. Мамин воспитывал и растил ее один. Аленушка часто болела. И, оберегая маленькую больную слушательницу, М.-С. исключает из описания жизни людей все, что могло бы ее огорчить и расстроить. “Аленушкины сказки” очень светлые, безоблачные, жизнерадостные.

С животными происходят необычные и удивительные истории.

- Сейчас в передаче “Голоса России” вы услышите присказку к “Аленушкиным сказкам” и попытаетесь ответить на вопрос:

Какой из жанров устного народного творчества напоминает присказка Мамина - Сибиряка? (Зажигается свеча. Звучит спокойная мелодия

Чтение сказки

- Теперь вы много знаете о жизни животных, пора прочитать нам сказку.

- После прочтения вы должны ответить на вопрос: “Почему заяц из трусливого и боязливого превратился в смелого и храброго?”

Читают и отвечают на вопрос.

(Надоело бояться, надоело прятаться, главное поверить в себя!).

Словарная работа

“Ново-TV”

ДУША В ПЯТКИ - чувство страха, сильный испуг.

ХРАБРОСТЬ - мужество и решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью.

ХВАСТОВСТВО - неумеренное восхваление своих достоинств, часто мнимых, преувеличенных.

Физ.минутка

- Пора отдохнуть.

В эфире программа "Театр + ТV".

“Театр + TV”

(Включается грамзапись:

1. Я на скрипочке играю: тили-ли - 2 раза.

Пляшут зайки на лужайке: тили-ли да тили-ли.

2. А потом на балалайке: трень-да- рень - 2 раза

Пляшут зайки на лужайке - трень.

3. Заиграл на барабане: бум-бум-бум, трам-там-там.

В страхе зайки разбежались по кустам - 2 раза)

Анализ сказки

“Время деловых людей”

- Мы прочитали с вами сказку.

- Как вы считаете, сколько частей в ней?

(1. Надоело бояться.

2. Всем весело.

3.Волк - тут как тут.

4.Зайца ноги носят.)

- Прочитайте 1 часть.

- Чего же боялся заяц?

- Найдите строчки в тексте, в которых говорится о том, что ему надоело бояться.

- Как можно назвать эту часть?

- Попытайтесь найти вторую часть.

- Как можно ее озаглавить?

- Каким вам в этой части представляется заяц?

(глупый, хвастун).

- Почему собрались все зайцы на полянке?

- Найдите отрывок в сказке о том, как вели себя молодые зайчата, старушки - зайчихи и старые зайцы.

Чтение по ролям

- Вообразите, что вы - те самые зайцы, а один из вас - заяц-хвастун. Попробуйте прочитать диалог зайцев, передав интонацией голоса недоумение одних и храбрость другого.

“Совершенно секретно”

- Самостоятельно прочитайте 3 часть.

Совершенно секретно.

- Какие мысли одолевали волка?

- Найдите строчки, как заяц совсем уж расхрабрился.

- Как можно озаглавить 3 часть?

- На секунду прикройте глаза.

Представьте себе полянку в лесу.

На пеньке - заяц. Вдруг он увидел, что рядом волк ...

Словесное рисование

- Откройте глаза. Расскажите, что вы увидели, словесно проиллюстрируйте то, что вы вообразили. - Сейчас мы будем работать по содержанию последней части, а в заключении вы скажите, как можно озаглавить ее.

- Найдите в сказке выражения, которыми можно заменить данные:

сильно испугался (Тут язык у хвастуна ...)

убежал стремительно (Заяц-хвастун подпрыгнул ...).

- Какое меткое сравнение использовал Мамин?

Ослабел, сильно устал (Наконец совсем обессилил ...) Очень удивился тому, что услышал

(Храбрый заяц сразу приободрился ...)

Появился, как только о нем вспомнили

(Вылез из своей ямки, встряхнулся ...)

Каким представляется вам заяц?

Чтение по ролям

- Вообразите и почувствуйте.

Мы в лесу. Опасность позади. Мы все с вами зайчата.

· - Заяц -Длинные уши

........ - автор

........ передай голосом внутреннее состояние, переживание зайца.

А вы - радость, что волк остался ни с чем, восхищение храбрым зайцем.

- Как можно озаглавить эту часть?

Итог

- А вот еще одна пословица:

“СМЕЛЫЙ ПРИСТУП - ПОЛОВИНА ПОБЕДЫ”.

- Как понимаете эту пословицу?

- К кому из героев можно отнести?

-Почему?

- Можно ли так сказать по отношению к людям?

Выставление оценок “Звездный дождь”

- Подходит к концу наша телевизионная программа.

В память о нашем уроке все, кто принимал активное участие в постановке различных передач, получают отличные отметки и звездочку от программы “Звездный час”.

- У вас на партах- книги Д. Н. Мамина-Сибиряка “Аленушкины сказки”.

В этом сборнике есть очень интересная сказка “Про комара Комаровича - длинный нос и про Мохнатого мишку - короткий хвост”. Эту сказку вы будете читать дома. А сейчас послушайте интересные истории из жизни комаров и медведей. Комар-амфибия - животное земноводное. Молодость он проводит в воде, а зрелость - в воздухе.

Самка комара откладывает яички в каком-либо вместилище стоящей воды. Из яиц выходит похожая на червячка личинка. Личинки превращаются в куколок, а из них выводятся взрослые комары. Самец-комар никогда не сосет кровь: кормится соком растений и сладким нектаром.

А вот самки по горло упиваются кровью, которая затем переваривается и превращается у каждой в 300 яичек.

Нет зверя в тайге, кроме тигра в Приморье да большого лося-секача, который бы медведя не боялся, и которого бы, при случае, медведь не заломил, кyпается медведь с плеском, с шумом. А плавает просто отлично: и на боку, и на спине, и стоя в воде “солдатиком”. Медведица иногда оставляет при себе самочку, которая следит и ухаживает за малютками.

А вот какая интересная история произошла с этими животными в сказке вы узнаете, когда прочитаете ее дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, "Приемыш"

Урок литературного чтения в 4 классе....

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, "Приемыш"

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе....

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, "Приемыш" (1-ый урок)

Цели: Продолжить знакомить учащихся с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка; познакомить с жизненным и творческими путями писателя; продолжить работу над совершенствованием техники чтения (скорость, пон...

Урок чтения в 4 классе по УМК "Школа России"по теме "Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Приемыш"

Знакомство детей с рассказом Мамина-Сибиряка "Приемыш", отработка навыков чтения, развитие умения анализировать эмоциональное состояние героев, давать характеристику главному герою рассказа, воспитани...

Викторина Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки»

Викторина Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки»...

Открытый урок по литературному чтению по теме "Д. Н. Мамин -Сибиряк Аленушкины сказки. Присказка" с использованием ИКТ.

Нельзя забывать, что одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизации образования - процесс оптимального использования современных информационных...