Урок чтения в 4 классе по УМК "Школа России"по теме "Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Приемыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Знакомство детей с рассказом Мамина-Сибиряка "Приемыш", отработка навыков чтения, развитие умения анализировать эмоциональное состояние героев, давать характеристику главному герою рассказа, воспитание любви к природе, животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 4 классе
Тема: Д. Н. Мамин- Сибиряк «Приёмыш».
Цель: Познакомить детей с рассказом Д. Н. Мамина – Сибиряка «Приёмыш», отрабатывать навыки чтения, развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, учить давать характеристики главным героям рассказа, воспитывать любовь к природе, к животным, показать , что доброта – это богатство, щедрость души человека.
Ход.
1.Оргмомент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
2. Речевая разминка.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте , люди,
Не убивайте зря !
Прочитайте « птичьим базаром»
По слогам
Выразительно.
Назовите глаголы. Как вы понимаете выражение «в души людям смотрят».
Животные могут надеяться на гуманное отношение в том случае, если каждый из нас будет воспитывать в себе качество, о котором говорится в стихотворении:
Качество это серьёзное,
Главное, важное
То, что значительно,
Очень нужно для каждого,
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь
В нём стремленье на помощь придти вновь и вновь
Это качество в сердце у многих живёт
И о боли других позабыть не даёт
И оно – поважнее, чем лица красота
Догадались, что это?
Сердец…( доброта)
3.Проверка знаний уч-ся.
а) индивидуальные задания.
1 . Соотнеси портреты данных писателей с датами их рождения. А. И. Куприн, М.М. Пришвин, Д.Н. Мамин-Сибиряк.
2.В деформированном плане текста указать правильную нумерацию пунктов плана и к каждой из частей подобрать соответствующую иллюстрацию
План
40 лет на Светлом озере.
Спасённый лебедь.
В гости к старым друзьям.
Трудное расставание.
4.Актуализация знаний.
С произведением какого автора вы познакомились на прошлом уроке? Проверим, правильно ли выполнено 1 задание. Послушаем сообщение о Д. Н . Мамине- Сибиряке.
А что по вашему мнению объединяет творчество этих писателей?
К какому жанру художественной литературы относится произведение «Приёмыш» ?
Правильно ли выполнено задание №2?
5. Ребята, попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока.
6. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы поработаем над содержанием рассказа, постараемся понять, что автор хотел донести до читателя, какие художественные средства выразительности он использовал.
7.Работа с текстом.
а)Выразительное чтение 1 части рассказа.
- от чьего имени ведётся рассказ?
-что говорит нам о том, что рассказчик бывалый человек и раньше посещал жилище охотника?
- какое несоответствие с текстом вы обнаружили на иллюстрации к 1-ой части рассказа?
-докажите словами текста, что Соболько был умной собакой.
-почему хозяина избушки не оказалось дома?
б)чтение по ролям 2-ой части.
Какие роли нужно распределить?
- кто такой Приёмыш и как он оказался у старика?
-как вы понимаете выражение «лебедь умная птица свой порядок знает»?
- как долго находился Приёмыш у деда Тараса?
-какие взаимоотношения сложились у обитателей лесной избушки?
8. Физминутка.
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой.
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.
9. Пересказ 3-ей части.
- что узнали о прошлой жизни Тараса?
-найдите в тексте описание птицы, какое художественное средство выразительности использует автор для описания Приёмыша?
10. А сейчас послушаем сообщение о лебедях.
11.Чтение «цепочкой» 4-ой части
- как выглядел Тарас, когда автор встретил его осенью?
-почему он так выглядел?
-почему он переживал за Приёмыша?
-прочитайте, как лебеди готовят молодняк к перелёту
- почему старик выпустил лебедя? – легко ли было ему расстаться с лебедем? Какие чувства он испытал?
12.Работа с учебником.
Прочитайте на стр. 84 задание №4.
Как вы считаете?
13.Сейчас попробуем по плану составить характеристику деда Тараса.
План
- Кто такой Тарас?
- Где он жил?
- Как он относился к природе?
- Почему он приютил лебедя?
- Как старик относился к лебедю?
- Основные черты характера Тараса.
- Ваше отношение к деду Тарасу.
14.А сейчас , ребята, поработаем в парах. У вас на партах лежат конвертики, в них находятся карточки со словами, из которых вы должны составить пословицу, объяснить её значение и соотнести с рассказом «Приёмыш».
Жизнь дана на добрые дела.
Легко подружиться, тяжело разлучиться.
15.Итог.
С творчеством какого писателя знакомились на уроке?
Какова главная мысль рассказа?
Чему вас научил этот рассказ.
Отметки за работу на уроке.
16.Домашнее задание.
Придумать 5-ую часть рассказа о дальнейшей судьбе героев рассказа.
17. Рефлексия.
Ребята, в течении всего урока вместе с вами переживали за судьбы героев, следили за вашей работой на уроке гордые лебеди, которых вы видите на своих столах. Я попрошу вас с помощью этих птиц показать своё настроение после нашего урока следующим образом, если хорошее, то прикрепите своих лебедей на озеро со светлой водой, а , если плохое, то - на озеро с тёмной водой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-199924-1360415626.jpg)
План конспект урока чтения 3 класс УМК Школа России
Учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам геро...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/12/picture-272149-1376314995.jpg)
Урок обучения грамоте (чтение). 1 класс. УМК "Школа России". Тема: Чтение слов с мягким и твёрдым разделительными знаками.
Урок закрепления знаний учащихся о мягком и твёрдом разделительных знаках....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/31/picture-699781-1446314692.jpg)
Тех карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»
Тех карта урока по литературное чтению 2 класс УМК "Школа России" Плещеев "В бурю"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/01/picture-602082-1604223492.jpg)
Речевые разминки на уроках чтения. 3 класс. УМК Школа России.
Речевые разминки на уроках чтения. 3 класс. УМК Школа России....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/19/picture-906397-1489874715.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Л.Н.Толстой " Котёнок"
Данный конспект поможет педагогу при подготовке к уроку. Обучающиеся научатся составлять план, развивать логическое мышление, художественно творческие и познавательные способности, эмоциональную...
Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный
Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...