Урок чтения в 4 классе по УМК "Школа России"по теме "Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Приемыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Борсукова Елена Александровна

Знакомство детей с рассказом Мамина-Сибиряка "Приемыш", отработка навыков чтения, развитие умения анализировать эмоциональное состояние героев, давать характеристику главному герою рассказа, воспитание любви к природе, животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_v_4_klasse.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Урок  чтения в 4 классе

               Тема:  Д. Н. Мамин- Сибиряк  «Приёмыш».

Цель:  Познакомить детей с рассказом Д. Н. Мамина – Сибиряка «Приёмыш», отрабатывать навыки чтения, развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, учить давать характеристики главным героям рассказа, воспитывать любовь к природе, к животным, показать , что доброта – это богатство, щедрость души человека.

                                                        Ход.

1.Оргмомент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

 Садитесь поудобнее –

 Начнём скорей урок.

2. Речевая разминка.

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте , люди,

Не убивайте зря !

Прочитайте « птичьим базаром»

По слогам

Выразительно.

Назовите глаголы. Как вы  понимаете выражение «в души людям смотрят».

Животные могут надеяться на гуманное отношение в том случае, если каждый из нас будет воспитывать в себе качество, о котором говорится в стихотворении:

Качество это серьёзное,

Главное, важное

То, что значительно,

Очень нужно для каждого,

В нём забота и ласка,

Тепло и любовь

В нём стремленье на помощь придти вновь и вновь

 Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт

И оно – поважнее, чем лица красота

Догадались, что это?

Сердец…( доброта)

3.Проверка знаний уч-ся.

а) индивидуальные задания.

1 . Соотнеси портреты данных писателей с датами их рождения. А. И. Куприн, М.М. Пришвин, Д.Н. Мамин-Сибиряк.

2.В деформированном плане текста указать правильную нумерацию пунктов плана и к каждой из частей подобрать соответствующую иллюстрацию

                                            План

40 лет на Светлом озере.

Спасённый лебедь.

В гости к старым друзьям.

Трудное расставание.

4.Актуализация знаний.

С произведением  какого автора вы познакомились на прошлом уроке? Проверим, правильно ли выполнено  1 задание. Послушаем сообщение  о  Д. Н . Мамине- Сибиряке.

А что по вашему мнению объединяет творчество этих писателей?

К какому жанру художественной литературы относится произведение «Приёмыш» ?

Правильно ли выполнено задание №2?

 5. Ребята, попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока.

6. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы поработаем над содержанием рассказа, постараемся понять, что автор хотел донести до читателя, какие художественные средства выразительности он использовал.

7.Работа с текстом.

а)Выразительное чтение 1 части рассказа.

- от чьего имени ведётся рассказ?

-что говорит нам о том, что рассказчик бывалый человек  и раньше посещал жилище охотника?

- какое несоответствие с текстом  вы обнаружили на иллюстрации к 1-ой части рассказа?

-докажите словами текста, что Соболько был умной собакой.

-почему хозяина избушки не оказалось дома?

б)чтение по ролям 2-ой части.

Какие роли нужно распределить?

- кто такой Приёмыш и как он оказался у старика?

-как вы понимаете выражение «лебедь умная птица  свой порядок знает»?

- как долго находился Приёмыш у деда Тараса?

-какие взаимоотношения сложились у обитателей лесной избушки?

8. Физминутка.

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой.

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

9. Пересказ 3-ей части.

- что узнали о прошлой жизни Тараса?

-найдите в тексте описание птицы, какое художественное средство выразительности использует автор для описания Приёмыша?

10. А сейчас послушаем  сообщение о лебедях.

11.Чтение «цепочкой» 4-ой части

- как выглядел Тарас, когда автор встретил его осенью?

-почему он так выглядел?

-почему он переживал за Приёмыша?

-прочитайте, как лебеди готовят молодняк к перелёту

- почему старик выпустил лебедя? – легко ли было ему расстаться с лебедем? Какие чувства он испытал?

12.Работа с учебником.

Прочитайте на стр. 84 задание №4.

Как вы считаете?

13.Сейчас попробуем по плану составить характеристику деда Тараса.

                                                                 План

  1. Кто такой Тарас?
  2. Где он жил?
  3. Как он относился к природе?
  4. Почему он приютил лебедя?
  5. Как старик относился к лебедю?
  6. Основные черты характера Тараса.
  7. Ваше отношение к деду Тарасу.

14.А сейчас , ребята, поработаем в парах. У вас на партах лежат конвертики, в них находятся карточки  со словами, из которых вы должны составить пословицу, объяснить её значение и соотнести с рассказом «Приёмыш».

Жизнь дана на добрые дела.

Легко подружиться, тяжело разлучиться.

15.Итог.

С  творчеством какого писателя знакомились на уроке?

Какова главная мысль рассказа?

Чему вас научил этот рассказ.

Отметки за работу на уроке.

16.Домашнее задание.

Придумать 5-ую часть рассказа о дальнейшей судьбе героев рассказа.

17. Рефлексия.

Ребята, в течении всего урока вместе с вами переживали за судьбы героев, следили за вашей работой на уроке гордые лебеди, которых вы видите на своих столах. Я попрошу вас с помощью этих птиц показать своё настроение после нашего урока следующим образом, если  хорошее, то прикрепите своих лебедей на озеро со светлой водой, а , если плохое, то  - на озеро с тёмной водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока чтения 3 класс УМК Школа России

Учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам геро...

Тех карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»

Тех карта урока по литературное чтению 2 класс УМК "Школа России" Плещеев "В бурю"...

Речевые разминки на уроках чтения. 3 класс. УМК Школа России.

Речевые разминки на уроках чтения. 3 класс. УМК Школа России....

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Л.Н.Толстой " Котёнок"

Данный конспект поможет педагогу при подготовке к уроку. Обучающиеся  научатся составлять план, развивать логическое мышление, художественно творческие и познавательные способности, эмоциональную...

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный

Урок литературного чтения  4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...