Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Бадмаева Оюна Суруновна

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса Школа России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - Л.Ф.Климанова,  В. Г. Горецкий, М. В. Голованова), составленной в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта.

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно - эстетическое воспитание и развитие у учащихся способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, а также воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;

Общая характеристика курса.

Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно - эстетичеким содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, волю, сознание. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Место учебного предмета в учебном плане:

предмет «Литературное чтение» изучается во 2 классе 4 часа в неделю, 136 часов в год.          

Ценностные ориентиры:

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Метапредметные:

  • осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
  • элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
  • развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.
  • использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Предметные:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
  • формирование потребности в систематическом чтении;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Содержание курса учебного предмета «Литературное чтение»

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, о жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).На четвёртом году обучения продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи», расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы. В содержание курса вошли преимущественно художественные тексты – произведения словесного искусства, т.к. именно они  раскрывают перед учащимися богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

Распределение изучения тем программы (136 часов)

Самое великое чудо на свете (1 ч)

Читателю. Р. Сеф

Устное народное творчество (12 ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...»Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).

 Люблю природу русскую. Осень (7 ч)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели (16 ч)

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке» ,И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».Л. Толстой. «Старый дед и внучек»

О братьях наших меньших (10 ч)

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

Из детских журналов (9 ч)

1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».

  Люблю природу русскую. Зима (10 ч)

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».

Писатели – детям (23 ч)

Произведения о детях, о природе:  К. И. Чуковский («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршак («Кот и лодыри»), С. В. Михалков («Мой секрет», «Сила воли».«Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носов («Затейники», «Живая шляпа»).

 Я и мои друзья (10 ч)

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

Люблю природу русскую. Весна (8 ч)

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».

И в шутку, и всерьез (12 ч)

1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».

Литература зарубежных стран (18 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X . Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафин и паук»).

ВКЛЮЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений идет через использование на уроках материалов:

- бурятского фольклора;

- художественных текстов писателей Бурятии, статистических данных;

- музейных материалов;

- традиций народных праздников;

- флоры и фауны Бурятии; народных промыслов;

- этнологии и этнографии Бурятии.

Организация творческо-поисковой деятельности учащихся в области регионального и местного краеведения позволяет не только существенно расширить кругозор учащихся, но и совершенствовать все компоненты личностной структуры (направленности, выражающейся в потребностях, интересах, убеждениях, способностях, дарования, волю, нравственные качества ученика).

Литературное чтение

2 класс ( национально-региональный компонент)

- Происхождение бурятских имен, фамилий; перевод имен;

- краеведческий материал по истории г.Улан-Удэ;

- лучшие архитектурные памятники г.Улан-Удэ; бурятская юрта; убранство русской избы;

- национальная одежда бурят (традиционная и праздничная);

- предметы в быту у бурят (что нового? что осталось?);

- использование костюмов на сцене (Бурятский драматический театр);

- герб города. Флаг Бурятии (символика);

- знакомство с печатными изданиями г. Улан-Удэ.

Информационно-методическое сопровождение

1. Нормативно-правовая база

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  • Примерная программа по математике Министерства образования РФ.

2.УМК

  • Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч 1, 2 (+CD) / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. – М.: Просвещение, 2018.
  • Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2018.

3.Методические пособия

  • Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. Организаций / Л. Ф. Климанова, М.В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014.
  • Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.

4.Печатные пособия

Волкова С. И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 2 кл.

5.Экранно-звуковые пособия

  • Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, Т.В. Белых [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).

6.Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Компьютер.

Проектор.

Колонки.

Магнитофон.

7.Информационные ресурсы.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/016ec3e5-46fa-fadf-80a3-80ef82b62bcf/?interface=res-teacher - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://nachalka.school-club.ru/about/193/ - презентации уроков

Интернет-ресурсы:

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 2 класс

№. п/п

Дата

Тема урока

Содержание урока

Виды и формы контроля

Домашнее

задание

план

факт

Введение (1 ч)

1.

Вводный урок. Знакомство с учебником.

Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова.

Текущий

Принести книгу, прочитанную летом, которая больше всего понравилась.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2.

Игра «Крестики – нолики».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку книг, прочитанную летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлять список прочитанных книг. Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге). Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных  источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса. Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и  о чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия.

Подобрать пословицы о книге, суметь объяснить их смысл.

3.

Самое великое чудо на свете.

Сходить в библиотеку. Узнать какие книги там можно найти. Подготовить рассказ о том, как вы искали нужную книгу

4.

Проект "О чем может рассказать школьная библиотека"

Проект

Сходить в библиотеку. Узнать о старинных книгах. Принести в класс какую-то старую книгу, если такая найдется.

5.

Старинные и современные книги.

Экскурсия в школьную библиотеку

Читать с.8-12; Выучить стихотворение Р.Сефа. «Читателю»

Устное народное творчество (15ч)

6.

Устное народное творчество.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Объяснять смысл пословиц.

с. 13-15, Найти несколько пословиц о трудолюбии.

7.

Русские народные песни.

Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.

Читать с.16-19; Выучить любую песенку, нарисовать иллюстрацию; попробовать сочинить колыбельную песню.

8.

Русские народные потешки и прибаутки.

Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Анализировать загадки.

Подготовить выразительное чтение считалок и небылиц на с. 22-23

9.

Скороговорки, считалки, небылицы.

Соотносить загадки и отгадки. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану,  от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

Наблюдение

с.23 отв. на вопросы

10.

Загадки, пословицы, поговорки.

Прочитать загадки на с.24-25 учебника и запомнить их.

11.

Народные сказки Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…»

Устный опрос

с.28-31, Выучить стихотворение ЮМорица

12.

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

с.32-34 пересказ сказки по рисункам

13.

Сказка «У страха глаза велики»

Тест

с.35-38 прочитать сказку. Выполнить зад. На с.38учебника.

14.

Сказка «Лиса и тетерев»

с.39-40 чтение по ролям

15.

Сказка «Лиса и журавль»

Индивидуальный опрос

с.42-43 читать, подготовить иллюстрацию к сказке;

16.

Сказка «Каша из топора»

с.44-46 чтение

 по ролям.  

17.

Жанры русского народного творчества. Волшебная сказка.

Сказка «Гуси – лебеди»

с.48-53 чтение по ролям

18.

Сказка «Гуси-лебеди»

подготовиться к пересказу, подготовить иллюстрацию

19.

Викторина по сказкам

Придумать название команды, девиз, подготовить инсценировку.

20.

КВН «Обожаемые сказки»

Проверим себя и оценим свои достижения.

Самоконтроль

с.23 отв. на вопросы

Люблю природу русскую. Осень. (8ч)

21.

Люблю природу русскую. Осень.

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные  картины. Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. Познакомить с биографией и творчеством Л. Н. Толстого; учить определять главную мысль произведения; воспитывать уважение к пожилым людям.

с.67 читать, составить небольшой рассказ на тему «Почему мне нравится осень»

22.

Ф.Тютчев "Есть в осени первоначальной…"

Взаимоконтроль

с.68,  выучить стихотворение

23.

К.Бальмонт "Поспевает брусника…"

А.Плещеев "Осень наступила…"

с.70, выразительно читать.

24.

А.Фет "Ласточки пропали…"

с.71,выучить стихотворение наизусть.

25.

«Осенние листья»- тема для поэтов.

с.72-73, вопросы и задания.

26.

В.Берестов "Хитрые грибы". Научно-познавательный текст "Грибы".

Текущий

С.74-75 Подготовить выразительное чтение стих-ий. Попробовать сочинить небольшое стих-е об осени.

27.

М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»

с. 76-77, Нарисовать грибы, которых нет в учебнике, и подписать их название. Подготовить выразительное чтение стихов

28.

Обобщение по разделу.

Самоконтроль

С.82,задание 3

Русские писатели (14ч)

29.

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»

Прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

с.86-87 выразительно читать

30.

Стихи А.С. Пушкина.

с.88 выучить наизусть

31.

А.С.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке".

Текущий

с.90-95 перечитать сказку; найти отрывки к иллюстрациям

32.

А.С.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке".

Устный опрос

с.96-100, перечитать сказку.

33.

А.С.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке".

Выучить понравившийся отрывок из сказки.

34.

Обобщение по теме «Сказки Пушкина»

Тест

С.100-101, вопросы и задания

35.

И.А.Крылов. Басня "Лебедь, щука и рак".

с.104 выразительно читать (желающие могут выучить)

36.

И.А.Крылов. Басня "Стрекоза и муравей".

с.106-107  выучить понравившуюся басню

37.

Л.Н.Толстой. "Старый дед и  внучек".

Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

Групповая работа

с.108-111 читать, составить рассказ об отношениях со своими бабушками и дедушками

38.

Л.Н.Толстой. "Филипок".

Устный опрос

с.112-116 выразительное чтение.

39.

Л.Н.Толстой. "Филипок".

с.116 

40.

Л.Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»

С.117-119, выразительное чтение, сделать иллюстрацию к тексту.

41.

Веселые стихи.

 С.120-121,выраз.чтение

42.

Обобщение по разделу «Русские писатели»

Самоконтроль

выполнить задание №9 на с. 124.

О братьях наших меньших (12ч)

43.

О братьях наших меньших.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, Выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

Сообщение

с.126-127сочинить небольшое стихотворение о каком-нибудь животном.

44.

Б.Заходер "Плачет киска в коридоре…", И.Пивоварова "Жила-была собака…"

с. 128-129 выразительное чтение стихотворений.

45.

В.Берестов "Кошкин щенок".

Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их.

с.130-131. Выразительно читать. Придумать рассказ о животном, составив план к своему рассказу.

46.

Домашние животные.

Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно  оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

 Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Сообщение

Подготовить выразительное чтение любого стихотворения о животных.

47.

М.Пришвин "Ребята и утята".

Устный опрос

С.132-135,выразительное чтение рассказа

48.

М.Пришвин "Ребята и утята".

с. 135, задание №7. Подготовить выразительное чтение

49.

Е.Чарушин "Страшный рассказ".

с. 136-138.подготовить пересказ текста от имени ребят.

50.

Е.Чарушин "Страшный рассказ".

Индивидуальная работа

с.139-141 выполнить задание 4 на стр.141.

51.

Б.Житков "Храбрый утенок".

С.142-145

выразительно читать, подготовить пересказ.

52.

В.Бианки "Музыкант".

С.146-150 составить рассказ по картинкам с.151.

53.

В.Бианки "Сова".

с. 135, задание №7. Подготовить выразительное чтение

54.

Обобщение по разделу.

Самостоятельная работа

С.151, задание

Из детских журналов (9ч)

55.

Проект "Мой любимый детский журнал".

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения.

приготовить интересный материал из своего любимого журнала.

56.

Д.Хармс "Игра".

с.160 -164 выразительно читать

57.

Д.Хармс "Вы знаете?".

с.165-169, выразительное чтение.

58.

Д.Хармс, С.Маршак "Веселые чижи".

Взаимоконтроль

с.170-173, биография поэта, выучить наизусть любое стихотворение.

59.

Д.Хармс "Что это было?»

Текущий

с.174-176, подготовить выразительное чтение.

60.

Н.Гернет, Д.Хармс "Очень-очень вкусный пирог"

выучить понравившееся стихотворение

61.

Ю.Владимиров "Чудаки".

Наблюдение

Выразительное чтение

62.

А.Введенский "Ученый Петя". «Лошадка».

Повторить произведения данного раздела.

63.

Обобщение по разделу.

Самоконтроль

с.184-186, создать свою страничку журнала.

Люблю природу русскую. Зима.  (9ч)

64.

Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки.

Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

с.187-189,приготовить народные приметы на зимнюю тему.

65.

Стихи о первом снеге.

с.190-193, выуч. наизусть, задание 4,5 на стр.193.

66.

Ф.Тютчев "Чародейкою Зимою …"

Наблюдение

с.194, выуч. наизусть

67.

С.Есенин "Поет зима - аукает…" (в сокращении), "Береза".

с. 195-197, выучить наизусть стихотворение «Береза».

68.

Сказка "Два мороза".

с.198-202, пересказ

69.

С.Михалков "Новогодняя быль".

с.203-207, читать, отв.на вопросы, пересказ от лица елочки.

70.

А. Барто "Дело было в январе…", С.Дрожжин "Улицей гуляет Дедушка Мороз…".

Сообщение

с.208-209, выраз. читать, сделать иллюстрацию

71.

Обобщение по разделу.

Самоконтроль

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.

72.

Игра «Поле чудес».

Групповая работа

Повторить произведения раздела.

Писатели – детям (17ч)

73.

Писатели-детям.

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

 

74.

К.И.Чуковский "Путаница".

Сообщение

С.6-10, выраз. читать

75.

К.И.Чуковский "Радость".

с. 11-12, выучить наизусть.

76.

К.И.Чуковский "Федорино горе".

С.13-18, выраз. чтение сказки

77.

К.И.Чуковский "Федорино горе".

Самостоятельная работа

С.19-23, выучить наизусть отрывок из сказки.

78.

С.Я.Маршак "Кот и лодыри".

С.26-28, читать, отв. на вопросы

79.

С.В.Михалков "Мой секрет", "Сила воли".

с.30-34, выразительно читать.

80.

С.В.Михалков "Мой щенок".

Текущий

с.35-37, читать, составить рассказ о своем животном

81.

А.Л.Барто "Веревочка".

с.40, выучить наизусть

82.

А.Л.Барто "Мы не заметили жука", "В школу".

с. 44-45, выразительное чтение.

83.

А.Л.Барто "Вовка - добрая душа".

с.46-47, выучить наизусть

84.

Н.Н.Носов "Затейники".

Тест

с.50-53, пересказ, придумать свой рассказ о своих проделках.

85.

Н.Н.Носов "Живая шляпа".

с.54-58, краткий пересказ

86.

Н.Н.Носов "Живая шляпа".

с.59, ответить на вопросы

87.

Н.Н.Носов "На горке".

с.60-63, составить пересказ по картинкам.

88.

Н.Н.Носов "На горке".

Устный опрос

с.60-63, 64 читать, ответить на вопросы

89.

Обобщение и проверка знаний по разделу "Писатели - детям".

Самоконтроль

Я и мои друзья (10 ч)

90.

Я и мои друзья.

Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя; увеличивать  темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему.

с.71-73, составить рассказ по заданию №2

91.

Стихи о дружбе и обидах.

Наблюдение

с.74-75, выучить одно стихотворение

92.

Н.Булгаков "Анна, не грусти!"

С.79-84, читать, задание 3

93.

Ю.Ермолаев "Два пирожных".

Текущий

С.85-86, читать

94.

В.Осеева "Волшебное слово".

с.87-92, выразительное чтение.

95.

В.Осеева "Волшебное слово".

Текущий

Подготовить пересказ

96.

В.Осеева "Хорошее".

с. 93-95,нарисовать иллюстрацию, составить рассказ по ней.

97.

В.Осеева "Почему?".

Самоконтроль

с. 96-97, составить рассказ на тему «Нет милее дружка, чем родная матушка», задание 2 на с. 103.

98.

В.Осеева "Почему?".

Подготовить чтение без ошибок.

99.

Обобщение и проверка знаний по разделу "Я и мои друзья".

Самостоятельная работа

Написать сочинение о себе и своих друзьях.

Люблю природу русскую. Весна.  (10ч)

100.

Люблю природу русскую. Весна.

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения.

 

с.108-109, задание

101.

Стихи Ф.Тютчева о весне.

Сообщение

с. 110-111, Выучить наизусть любое стихотворение

102.

Стихи А.Плещеева о весне.

с.112-113, Выучить любое стихотворение.

103.

А.Блок "На лугу".

с. 114, выразительное чтение стихотворения.

104.

С.Маршак"Снег уже теперь не тот…"

Наблюдение

с. 115, выразительное чтение стихотворения.

105.

И.Бунин "Матери" (в сокращении).

с.116,  Выучить стихотворение о маме или бабушке

106.

А.Плещеев "В бурю".

Придумать вопросы к стихотворению.

107.

Е.Благинина "Посидим в тишине".

Устный опрос

с.119, составить рассказ о маме.

108.

Э.Мошковская "Я маму обидел…".

Выучить пословицы о маме.

109.

Обобщение по разделу.

Самоконтроль

с.123, домашний проект «День Победы – 9 мая»

И в шутку, и всерьез (14ч)

110.

И в шутку и всерьёз.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работы с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Подготовить веселую историю из жизни детей.

111.

Б.Заходер "Товарищам детям", "Что красивей всего?"

с.130-133, выразительное чтение.

112.

Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха.

Текущий

с. 134 – 138; Выразительное чтение ворчалки.

113.

Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха.

 

Выполнить задания в рабочей тетради.

114.

Э.Успенский "Чебурашка".

Анализировать заголовок произведения.

Понимать особенности юмористического произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать весёлые рассказы. Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

с. 139-144. Перечитать сказку о Чебурашке.

115.

Э.Успенский "Чебурашка". «Если был бы я девчонкой...".

Текущий

с.139-142. Краткий пересказ

116.

Стихи Э. Успенского.

с.144-145. Выучить наизусть  стихотворение.

117.

Стихи В. Берестова.

 с.146-149

118.

Стихи И. Токмаковой.

с.150-152. Выполнить задание 1 на с.152, красиво оформить его.

119.

Г.Остер "Будем знакомы".

Устный опрос

с.153-154,Выучить наизусть любое стихотворение.

120.

Г.Остер "Будем знакомы".

с. 155-160,

 подготовить выразительное чтение

121.

В.Драгунский "Тайное становится явным".

Сообщение

с. 155-160,

 выразительное чтение.

122.

В.Драгунский "Тайное становится явным".

с.161- 164, перечитать рассказ

123.

Обобщение по разделу.

Прочитать другие рассказы Драгунского.

Литература зарубежных стран (12 ч)

124.

Литература зарубежных стран

принести по одной книге по теме раздела.

125.

Американская и английская народные песенки.

Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки  зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.

Текущий

с.174-175, подготовить выразительное чтение.

126.

Французская народная песенка "Сюзон и мотылек", немецкая народная песенка "Знают мамы, знают дети".

с. 176-179, Выучить наизусть любую песенку.

127.

Шарль Перро "Кот в сапогах".

Сообщение

с.182-

193.подготовить выразительное чтение сказки.

128.

Шарль Перро "Кот в сапогах".

Текущий

с.182-193. Подготовить пересказ отрывка из сказки

129.

Шарль Перро "Красная шапочка".

Наблюдение

с.194-196,

выразительное чтение.

130.

Ганс Христиан Андерсен "Принцесса на горошине".

с.197-199, Подготовить пересказ.

131.

Эни Хогарт "Мафин и паук".

Групповой контроль

с.200-208, познакомиться с содержанием.

132.

Эни Хогарт "Мафин и паук".

с.208, задание №6

133.

Обобщение по разделу.

Самостоятельная работа

Повторить произведения данного раздела.

134.

Итоговая контрольная работа по литературному чтению.

Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.

Контрольная работа

135.

Проект "Мой любимый писатель-сказочник".

Проект

136.

Резервный урок

Итого: 136 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....