Технологическая карта урока литературного чтения По теме: "Пороша" С.А.Есенин
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Короткова Виктория Ивановна

Технологическая карта урока литературного чтения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_korotkovoy.docx45.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Учитель: Короткова Виктория Ивановна

Место работы: МБОУ Мало-Вяземская СОШ

Предмет : Литературное чтение. 2 класс. УМК «Планета Знаний»

Тема урока: С. А. Есенин "Пороша"  

Вид урока: урок открытия новых знаний

Педагогические цели: содействовать развитию внимания к собственной  эмоциональной реакции на художественное произведение, умения воспроизводить её, воссоздавать в устной речи картины, возникшие при прослушивании стихотворения, способствовать развитию внимания к поэтическому слову, конкретному художественному образу.
Планируемые результаты образования
Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают стихотворение; выделяют в тексте нужные фрагменты, привлекают жизненный опыт при анализе стихотворения, находят сравнения  в тексте произведения, рассказывают о чувствах и зрительных образах, которые вызвало произведение.

Личностные : эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведений искусства; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; выражают положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные( критерии сформированности/оценки компонентов УУД)

Регулятивные :  самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение на основе работы с текстом  произведения.
Познавательные : прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно – следственные связи, структурируют знания.
Коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тексте информацию необходимую для её решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнения одноклассников.

Используемые методы:

фронтальная, парная, индивидуальная работа.

Оборудование:

  1. Учебник «Литературное чтение», автор Э.Э.Кац
  2. Портрет поэта.
  3. Презентация .
  4. Аудиоклип «Пороша».
  5. Выставка книг С.А.Есенина
  6. 2 корзинки для рефлексии.
  7. Карточки-снежинки для индивидуальной и работы в парах.
  8. Конверты с картинками для работы в парах.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Предполагаемые ответы.

Формируемые УУД:

1. Организационный момент; концентрация внимания и настрой на урок.

 Доброе утро, ребята. Меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня мы вместе с вами на уроке литературного чтения побываем в сказочном и запоминающем месте.

Дети сидя, слушают учителя.

Комуникативные:

–умение слушать и понимать других;

 Личностные:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

 2.  Подготовительный этап к теме.

А что это за место, попробуйте догадаться сами, посмотрев на иллюстрации с пейзажами.

- Что их объединяет?

- Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдет речь?

 

Правильно, мы побываем в зимнем лесу. Зимняя природа необыкновенна, сказочна. Мне очень хочется очутиться в зимнем лесу. Я думаю вам тоже.

Ребята, чтобы наше путешествие состоялось, нам нужно улыбнуться друг другу, зарядив себя отличным настроением.

- Вы готовы? Ну, что в путь?  

Слушают учителя, смотрят на слайд презентации с зимними пейзажами, отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения.

- Это зимние пейзажи

-Будем читать о зиме, о морозе, о зимнем лесе.

-Да.

Познавательные:

– анализ объектов, построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные:

- умение оформлять мысли в устной форме

Личностные:

– формирование чувства прекрасного, способность строить понятные для собеседника высказывания;

3.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном процессе.

- У нас прошёл снежок и каждому на парту приземлились снежинки, каждый возьмите белую и самостоятельно выполните задание, после выполнения вы узнаете фамилию автора  с произведением которого мы сегодня познакомимся. Слева в таблице записаны слова, затем номер буквы, которую вы должны выписать в последний столбик и прочитать, что получиться, в путь, а то снежинка растает и мы с вами не узнаем фамилию автора.

- С произведением Сергея Александровича Есенина мы будем работать.

- Ребята, а что вы можете сказать о поэте, глядя на его портрет?

(Самостоятельная работа обучающихся)

- Есенин.

-Молодой, красивый человек с умными глазами, у него задумчивый взгляд.

 Познавательные:

 - уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные:

 - формирование познавательных мотивов

 Регулятивные:

 – принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание.

4. Формулирование темы и задач урока. Мотивация

- Откройте учебник  с .115

- Прочитайте, как называется произведение,  которое мы будем изучать.

-  Как вы думаете, к какому жанру оно относится?

- Зная эту информацию, сформулируйте тему урока

 

Зная тему урока. Пользуясь опорными словами , поставьте цели урока. 

 Познакомиться…

Прочитать…

Проанализировать…

 Учиться…

-А для чего это вам нужно?

Слушают учителя, открывают учебники, отвечают на вопросы учителя.

- «Пороша»

- Стихотворение.

- Сергей Александрович Есенин «Пороша».

- С жизнью и творчеством Сергея Есенина…

- Стихотворение «Пороша»

-Это произведение.
-Выразительно читать это произведение
.

-Что бы больше знать; чтобы красиво и правильно говорить…

 5. Открытие нового знания.

1.Знакомс

тво с биогра

фией поэта.

2.Словарная работа. 

3.Первичное восприятие текста.

-С.А.Есенин родился в и вырос в простой русской семье. Писать стихи начал рано. В своих стихах он воспевал красоту русской природы, восхищался ею и удивлялся.  Во всём мире до сих пор знают и любят его стихи за теплоту, лиричность, удивительную образность. Многие его стихи положены на музыку, стали песнями и романсами.

-Я подготовила небольшую выставку со стихами Сергея Есенина. Думаю, что вы заинтересуетесь творчеством этого поэта и прочитаете его произведения. (Демонстрация учителем книг на книжной выставке)

 -Изобразить зимнюю природу можно по-разному. 

 Художник это делает с помощью красок , композитор - с помощью звуков, а поэт Сергей Есенин «нарисовал» картины зимы словами в стихотворении «Пороша».

Но, прежде чем познакомимся со стихотворением, давайте узнаем лексическое значение некоторых слов, которые нам встретятся в этом стихотворении.

Где можно узнать значение непонятных слов?

1-ый ряд- слово ПОРОША

2-й ряд – слово КЛЮКА.

3-й ряд – слово ШАЛЬ

-Давайте послушаем стихотворение «Пороша» в исполнении известного актёра Сергея Безрукова.

Слушают, смотрят, строят высказывания, рассуждают, анализируют.

-В словарике в конце учебника.

-свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.

-палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе

-большой вязаный или тканный платок с каймой.

(прослушивание аудиозаписи)

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 4.   Проверка первичного понимания.

 - Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

- О ком или о чём оно?

- Поделитесь своими мыслями чувствами о стихотворении. Какие картины вы представили?

Обмениваются впечатлениями.

- Да. Оно похоже на сказку.

- О том, как автор ехал на коне по дороге мимо зимнего леса.

-Я представила зимний лес, на деревьях сидят и каркают вороны, по зимней дороге потихоньку идет лошадка, на лошадке всадник, слышен звон копыт; я представил высокую сосну, а на макушке у нее снег; лес красивый, сказочный

Познавательные:

 – анализ объектов, построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные:

- умение оформлять мысли в устной форме

Личностные:

– формирование чувства прекрасного, способность строить понятные для собеседника высказывания;

 5.

Повторное чтение стихотворения учащимися по строфам с одновременным анализом.

Физкульт

минутка.

-Ребята, продолжаем наше путешествие. Посмотрите на стихотворение и скажите, сколько строф в нём.

-Сейчас будем читать стихотворение по одной строфе, определять, что описывает Есенин в каждом четверостишии.

Прочитайте первое четверостишие.

-Какое настроение у вас после прочтения этой строфы?

 -Какие звуки слышны в тишине?

Вот под ёлочкой

Вот под ёлочкой зелёной (Встали)

Скачут весело вороны: (Прыгаем)

Кар-кар-кар! (Громко). (Хлопки над головой в ладоши).

Целый день они кричали (Повороты туловища влево-вправо).

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо)

Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями).

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щёку – засыпают).

Кар-кар-кар! (Тихо, Хлопки над головой в ладоши).

-Вернёмся к нашему путешествию.

-Прочитай второе четверостишие.

-Изменилось ли ваше настроение?

-Какие слова указывают на это?

-О каком невидимке идёт речь? Кто догадался?

-Чем отличается слово «дремлет» от слова «спит»?

-Почему поэт пишет, что лес «дремлет», а не «спит»?

-Что ещё увидел поэт в этом сказочном лесу?

-Что это за белая косынка, которой подвязалась сосна?

Прочитаем третье четверостишие.

-Что вы представляли, читая это четверостишие?

-Как поэт относится к сосне?

-Да, поэту симпатична сосна-старушка, т.к. она предстает в образе одинокой деревенской женщины. Среди таких женщин прошло детство поэта.

Прочитаем четвёртое четверостишие.

-О чём рассказывает четвёртая строфа?

-Объясните смысл выражения «Валит снег и стелет шаль» .

-Почему Есенин сравнивает дорогу с лентой?

- Как надо читать эти строки?

- 4 строфы

Читают. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения.

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

- Спокойное

- Тихо, слышны звоны под копытом на снегу, шум ворон.

Выполняют физкультминутку

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

- Да. Оно стало сказочным, таинственным.

- Лес заколдован невидимкой, дремлет под сказку сна.

- О морозе

- Дремать - некрепко спать, быть в полусне.

- Тихо, нет ветра. Лес не крепко спит. Если подует ветер, он зашумит, ветками будет размахивать.

- Он увидел сосну, которая подвязалась, словно белою косынкой.

- Это снег, лежащий на её ветвях.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Ответы детей.

- Поэту жалко сосну. Он сочувствует ей, потому что она как старушка, которой холодно («подвязалася косынкой») , она одинока и стара(«оперлася на клюку»)

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

- Конь скачет, мелькает лес, уже некогда любоваться природой.

- Снег падает огромными хлопьями и покрывает всё вокруг

- Издали дорога кажется узкой, как ленточка. Узкая полоса среди белого снега напоминает ленту.

-Более быстрым темпом, бодро, весело.

Регулятивные:

 – умение прогнозировать предстоящую работу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные:

 – способность строить понятные для собеседника высказывания;

Коммуникативные:

 –взаимоконтроль и взаимопомощь, сохранение доброжелательного отношения друг к другу, умение работать в паре.

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья.

Познавательные:

 – анализ объектов, построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные:

- умение оформлять мысли в устной форме

Личностные:

 – формирование чувства прекрасного, способность строить понятные для собеседника высказывания;

6.

Первичное закрепление знаний.

Соотнесение иллюстрации с содержанием текса.

-Давайте еще раз вдумаемся в содержание стихотворения С.Есенина.

-Какое название дал стихотворению С.Есенин?

-Тогда почему в стихотворении ни разу это слово не прозвучало?

-Кому понравилось стихотворение? Поднимите руку.

-Рассмотрите иллюстрацию на странице 115.Что вы на ней видите кроме текста стихотворения? 

-Полностью ли она соответствует содержанию произведения?

-«Пороша».

-Потому ,что порошей , т.е.снегом украшен весь лес, дорога и автор, а вместе с ним и мы, любуемся красотой, которая создана снегом, порошей.

- Иллюстрацию, картинку.

- Нет, вместо сосны художник изобразил берёзу, покрытую снегом.

Выделение рифмы в стихотворении.

-Скажите, а чем стихотворение отличается от прозы? (в стихотворении есть рифма)

-  Ребята, снег не прекращается и опять снежинки на наших партах. Следующее задание вы будете выполнять со своим соседом или соседкой по парте. Возьмите синие снежинки, на которых написано по одной строфе из стихотворения, ваша задача совместно найти и подчеркнуть рифмующиеся слова. Приступаем.

Назовём их.

- Над выразительными средствами ,которые использует автор в своем произведении мы будем работать на следующем уроке.

Работа в парах.

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на
клюку,
А под самою
макушкой
Долбит дятел на
суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет
шаль.
Бесконечная
дорога
Убегает лентой
вдаль.

7. Включение нового знания в систему знаний.

Итог урока.

-У вас на партах лежат конверты, возьмите и их выложите на парту картинки, которые там лежат.

-Ваша задача восстановить хронологию событий этого стихотворения по картинкам. Работаем вместе, сообща.

При чтении вам надо показать, как замедляется ритм скачки,  как тих заколдованный лес, передать настроение поэта, очарованного лесом.

Выразительное чтение по выставленным картинкам.

Работа в парах.

-Пробуют себя в выразительном чтении  стихотворения «Пороша».

8. Рефлексия.

-Какие цели, задачи ставили?

-Удалось ли их решить?

- Какие задания показались наиболее интересными?

-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

-Познакомиться с жизнью и творчеством Сергея Есенина, прочитать и проанализировать это произведение, учиться выразительно читать.

-Да.

Отвечают на вопросы учителя;

Обмениваются впечатлениями. Высказывают свои предположения.

Познавательные:

 – выведение следствий деятельности;

Регулятивные:

 –  осуществление познавательной и личностной рефлексии;

Личностные:

 – способность объективно судить о причинах своих успехов, рефлексия своих действий;

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме

9. Домашнее задание.

 Домашнее задание каждый выберет себе сам. Я предлагаю вам несколько вариантов.

  1. Научиться выразительно читать стихотворение с.115 .
  2. Подготовить сообщение о С.Есенине
  3. Выполнить  рисунок по содержанию текста.  
  4. Выучить наизусть стихотворение.
  5. Написать рассказ о каком-то дереве, которое ты часто видишь в лесу.
  6. Ответить на вопрос № 6 а),б),в) в учебнике на с.116.

Выбирают  домашнее задание.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

10. Оценка деятельности учащихся.

Подошел к концу наш урок.  

Оцените свою работу . На столах у вас лежат снежинки жёлтого и фиолетового цветов…

Нужно одну из снежинок опустить в корзинку: жёлтая снежинка – на уроке было комфортно и всё понятно. Фиолетовая снежинка – на уроке немного затруднялся, не всё понятно.

- Вы все старались и работали, кто-то побольше отвечал, кто-то поменьше.

- Я хочу подарить вам на память открытки и сказать большое спасибо за урок.

 Самооценка .

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

8).Работа над средствами художественной выразительности.

-Ребята. а сейчас попробуем определить, какие средства художественной выразительности использует автор в своём произведении.

Давайте  вспомним сегодня  сравнение и  олицетворение.

Сравнение, когда предмет с чем-то сравнивается.

Олицетворение, когда неживые предметы изображаются как живые.

Есть ли в первой строфе художественные приёмы? (Нет)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и
стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

(Олицетворение, Сравнение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...