Как сформировать беглое чтение в начальной школе?
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Методическая статья для педагогов о формировании беглого чтения у учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Как сформировать беглое чтение в начальной школе?
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, которое является фундаментом всего последующего образования.
Навык чтения включает в себя ( по программе начальной школы ) 4 составляющие:
- осознанное чтение;
- правильное ( безошибочное ) чтение;
- выразительное чтение;
- темп (скорость) чтения.
Каковы же условия успешного формирования навыка беглого чтения?
- Необходимо сотрудничество учителя и родителей.
- Учитель, ученики и их родители должны владеть специальными упражнениями по развитию техники чтения. Для этого необходимо организовать тематические родительские собрания уже в 1-м классе начальной школы.
- Необходимо систематически проводить замер по технике чтения, настроить учащихся на серьезную работу в случае неуспеха, когда норматив техники чтения ими не выполнен.
- Диагностический замер техники чтения дает возможность определить группу детей, которые выполняют и перевыполняют норматив, а также группу учащихся, с которыми предстоит работать.
- Овладение необходимой техникой чтения не должно сводиться к эпизодическим замерам.
Организуя контроль над техникой чтения, необходимо, чтобы ученик понимал, что беглое чтение – это лишь необходимое средство для решения учебных и познавательных задач. Особенно важно при каждом замере подчеркивать успехи ученика в освоении техники чтения, отмечая его силу воли, терпение и стремление к победе.
Если ребенок добился успеха, пусть даже и небольшого, его работа должна быть отмечена. Терпеливо, каждый раз одобряя продвижение учащегося в освоении чтения, отмечая его упорство, стремление к победе, учитель и родители стимулируют деятельность младшего школьника.
Каковы же основные приемы используются для достижения оптимальной скорости чтения?
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то ,что постоянно перед глазами, а то ,что мелькает: то есть ,то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.
Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте белье водой ( в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Выдох со счетом.
Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
Использование скороговорки (хором):
Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).
Необходимо отметить, сто уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
В лифте.
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.
Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.
Мам, меду б нам,
Мам , молока б нам.
Чтение блоков.
Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.
Запись блоков производиться непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.
При прочтении первой группы блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий.
Аналогичную работу можно проводить со словосочетанием ха-ха-ха! Да-да-да!
Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.
В процессе чтения второй группы блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.
Для успешного прочтения слов третьей и четвёртой группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия рекомендуется выделять гласную цветным мелом.
В пятой группе значение слов доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Эти задания дали толчок к самостоятельной работе со справочной литературой. Впоследствии при чтении ребята распределяли незнакомые слова между собой. Это, несомненно, оживляет работу на уроке, вносит соревновательный характер, повышает интерес к учёбе. Объясняя значение слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.
Отработка дикции. Скороговорки. Чистоговорки.
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточна известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа.
В приведенном далее перечне даны скороговорки в развернутом варианте.
Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается ( 2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.
Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перескоговорил.
Развитие оперативной памяти.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощь. зрительных диктантов. Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке « ситуацию успеха».
Удачной и оригинальной мне показалась мысль записать предложения на доске мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а объективной, ни от кого не зависящей причиной – высыхание влажного следа. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание. Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации одновременно одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести.
Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:
- запишите предложения в обратном порядке;
- запишите только второе и пятое предложения;
- запишите предложения с третьего по шестое.
Тесты зрительных диктантов ( по И. Т. Федоренко).
Набор 1.
1. Дует ветер.
2. Бегут ручьи.
3. Небо ясное.
4. Девочка играет.
5. Дети идут.
6. Собачка лает .
Интонационная разминка и логическое ударение в предложении.
Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.
· Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
· Выбирать нужный темп чтения ( быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).
· Ставить логическое ударение в предложении.
Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаю ……
Например: Подай мне деревянную ложку!
Выделите голосом сначала слово деревянную, затем – мне, потом – подай.
Как меняется смысл предложения?
Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, « логически ударное» слово уточняет смысл всего предложения.
Виды чтения.
Чтение вслух и про себя
Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами ,а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие – то умения, довести их до автоматизации, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
Жужжащее чтение.
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов ( на уроках чтения).
Ежеурочные пятиминутки чтения.
На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.
Чтение пред сном.
Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Режим щадящего чтения. (если ребенок не любит читать).
Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.
Орфографическое чтение.
Дети проговаривают все как написано.
Чтение – канон.
Дети читают за хорошо читающим учеником.
Чтение по ролям.
Чтение цепочкой.
Прерывать нельзя.
Чтение на время.
Само замер скорости чтения. В конце каждого урока оставляем три-четыре минуты, чтобы произвести само замер. Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения.
Многократное обращение к тексту.
Прочитывание его каждый раз с новым заданием. Этот прием обеспечивает развитие навыка чтения. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
Чтение “спотыкаясь о камушки”.
Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки).
Ввод в игру. Представьте себе – течет ручеек. На его пути встречается камушек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш голос – это ручеек. Что же будет тогда камушками? Камушки – это все знаки препинания, которые встречаются в тексте.
Нетрадиционные упражнения.
В этом случае развивать навыки чтения следует иным путем, отличающимся от выполнения учебных заданий или от изнурительных тренировок. Предлагаемый путь – различные, необычные, веселые упражнения со словами и текстом.
Используемый мною комплекс упражнений направлен на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности. Эти упражнения можно давать как на уроках, так и проводить специальные занятия с группой учащихся, испытывающих трудности в чтении. Такие упражнения полезны и для неплохо читающих детей. Они помогают им научиться читать быстрее, правильнее, осмысленнее.
Прохождение словесных лабиринтов. (Найди слова на тему “Школа”).
Д | И | Р | А | Н | О | Ч | И | Т |
У | Р | Е | К | Е | Ц | Т | Е | Е |
Ч | Е | Б | Т | О | Р | Р | Т | Л |
Ш | М | Н | П | Е | Н | А | Д | Ь |
Т | А | И | К | Л | А | У | Ь | К |
Е | М | А | Т | И | К | Р | И | С |
О | З | А | У | Р | А | О | К | Т |
В | А | К | Ч | Л | Я | И | Р | О |
У | Ч | А | К | Н | Е | Ц | У | А |
Упражнение на внимание. Какие слова одинаковые?
- БЕЛКА РЫСЬ ОБЕЗЬЯНА
- МЕДВЕДЬ БЕЛКА ЖИРАФ
- ЗАЯЦ ЕНОТ БЕЛКА
- БЕЛКА БОБР БАРСУК
ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОПУСКОВ БУКВ В СЛОВАХ.
ЧТЕНИЕ СТОЛБИКОВ И СТРОЧЕК СЛОВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/12/picture-32401.jpg)
Методические рекомендации по формированию беглого чтения.
Собранные здесь рекомендации очень помогают мне в работе с детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-122097-1350359134.jpg)
доклад "Приемы способствующие лучшему развитию навыков беглого чтения у младших школьников с ОВЗ"
выступление на МО на тему "Приемы способствующие лучшему развитию навыков беглого чтения у младших школьников с ОВЗ" . В докладе расскрываются особенности построения процесса качественного обучения бе...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/20/picture-163624-1355995830.jpg)
Формирование навыков выразительного, осознанного и беглого чтения в начальной школе
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-279099-1385997501.jpg)
«Совершенствование навыков выразительного, осознанного и беглого чтения у учащихся начальных классов».
В своей статье я делюсь опытом работы по совершенствованию выразительного, осознанного и беглого чтения у учащихся начальной школы. Также я предлагаю комплект упражнений для 5-минуток чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-987354-1513512901.jpg)
Формирование выразительного, осознанного и беглого чтения в начальной школе в рамках ФГОС НОО.
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыком чтения в соо...
"Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах "
quot;Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах" Из опыта работы учителя начальных классов. “Чтение – глав...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/16/picture-571878-1681627880.jpg)
Методика обучения беглому, правильному осознанному выразительному чтению в начальных классах школы –интерната.
В настоящее время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества учащихся...