Урок обучения грамоте Тема: «Делу время, а потехе час. Звук [ч,]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА – ЧУ»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок интегрированный: чтение и письмо, проведен в 1 классе с презентацией и использованием электронного приложения к учебнику "Азбуки" Горецкого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obuch_gramote.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте 1 класс

Тема: «Делу время, а потехе час. Звук [ч,]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА – ЧУ»

Цели:

  • формировать представление о звуке [ч'] как о мягком непарном согласном звуке;
  • учить отличать звук [ч'] и букву «Ч, ч» от других звуков и букв;
  • познакомить с правописанием слогов ча, чу;
  • учить читать слоги, слова с новой буквой;
  • развивать мышление, внимание, память, фонематический слух;
  • способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного плавного и беглого чтения;
  • воспитывать трудолюбие,  любовь к чтению, умение правильно распределять своё время.

Оборудование: «Азбука» В.Г. Горецкого; изображение часов с названиями пунктов пути следования; карточки с буквами; презентация к уроку, ЭП к Азбуке

Ход урока

I. Организационный момент

-Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости

- Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу и нашим гостям.

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

Прежде, чем получить  новые знания,  давайте вспомним то, что изучали на предыдущих уроках.

II. Актуализация опорных знаний

Упражнение «Закончи предложение»

Все, что мы говорим называется….(речь)

Речь бывает.. (письменная и устная)

Речь состоит из …(предложений)

Предложения состоят из… (слов, связанных по смыслу)

Слова делятся на …(слоги)

Слоги состоят из (букв и звуков)

Звуки мы …(слышим и произносим), а буквы..(пишем и видим)

Звуки бывают … (гласные и согласные)  -Назовите гласные звуки

Гласные бывают …(ударные и безударные)

Согласные бывают…(твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)

-Назовите глухие согласные.

-Назовите звонкие согласные.

Девизом нашего урока будут слова «Делу время, а потехе-час». Что это означает? 

Мы часто говорили, что нужно хорошо учиться, хорошо работать, чтобы не только чего-то добиться в жизни, но и быть полезным людям, Родине. Но постоянно ли человек работает? Сколько времени вы находитесь в школе? Постоянно ли ваши родители находятся на работе? Человек работает не весь день и сутки делятся на рабочее (учебное) время, свободное время и время для сна. Как вы любите проводить свое свободное время?

Звездочет предлагает открыть нам учебник на стр 4

-Кто изображен в центре?      -Что он делает?

-А что это за приборы вокруг? (Прочитайте стихотворение-загадку.(1 ученик вслух)

-О чем в нем говорится?

Ребята, как вы видите, часы бывают разные, подробнее о том какие это часы мы узнаем чуть позже на уроке.

-А для чего нужны часы?

-У кого дома есть часы?

-Почему они так популярны? -Можно ли обойтись без часов?

К своему и чужому времени нужно относиться бережно, потому что время бежит только вперед и никогда не возвращается назад. И если вы на уроке на какое-то время отвлечетесь, пропустите объяснение материала, вам будет уже сложнее его усвоить. Да и чувствовать вы себя будете неуютно, когда учитель станет задавать вопросы, а вы не будете знать, что нужно отвечать.

У нас в классе тоже есть часы, но сегодня на уроке у нас работают «Волшебные часы», они показывают нам, что же нужно делать. Первый этап «Отгадайка».

III. Формулирование темы и цели урока                                                                                                                                                  

-К нам на урок пришли гости - герои разных сказок.

Он дружок зверям и детям,                                                                                                                                                           Он живое существо,                                                                                                                                                                          Но таких на целом свете                                                                                                                                                                                 Больше нет ни одного.                                                                                                                                                               Потому что он не птица,                                                                                                                                                                        Не тигрёнок, не лисица,                                                                                                                                                                                                  Не котенок, не щенок,                                                                                                                                                                       Не волчонок, не сурок.                                                                                                                                                                         Но заснята для кино                                                                                                                                                                                                                                                  И известна всем давно                                                                                                                                                                                      Это милая мордашка,                                                                                                                                                                        Он зовётся …                                                                                                                                                                  (Чебурашка).

Он в Италии родился, 
Он своей семьёй гордился. 
Он не просто мальчик-лук, 
Он надёжный, верный друг.(Чипполино)
 

Ей не страшен зверь любой —                                                                                                                                                        Панцирь носит за спиной.
Триста лет живет без страха.                                                                                                                                                         Кто же это?  (Черепаха)

Кто считает звёзды в небе,

Знает их наперечёт?

Незнакомую вдруг встретил-

Имя дал ей … (звездочёт)

-Какой новый звук есть в именах наших гостей?

Сформулируйте тему урока. (Тема сегодняшнего урока «Звук [ч'] и буква, которая его обозначает.)

– Давайте вместе сформулируем цели нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытаетесь продолжить мою мысль.

Познакомиться со … (звуком [ч'] и буквой, которая его обозначает.)

Учиться отличать … (звук [ч'] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.)

Учиться читать … (слоги, слова с новой буквой.)

IV. Изучение нового материала. («Узнавайка»)

Знакомство с новым звуком.

Чтобы звуком управлять,                                                                                                                                                                О нём всё точно надо знать!

– Произнесите звук [ч'].

– Определите, как проходит воздух через горлышко? (При произнесении звука [ч'] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный.)

– Что слышится: голос или шум? (При произнесении звука [ч'] слышится только шум, значит он глухой.)

– Как звук произносится: твердо или мягко? (Звук [ч'] произносится мягко. Значит, он мягкий.) А можно ли произнести его твёрдо. Давайте попробуем. Звук звучит для нас не совсем  привычно.

Давайте обобщим: посмотрите на стр. 5 учебника, давайте выберем подходящие слова для нового звука

 Дайте короткую характеристику звука [ч']. (Звук [ч'] согласный, глухой и всегда мягкий.)

2) Знакомство с новой буквой.

– Посмотрите на букву Ч в рамочке учебника и найдите среди букв у себя на столе, покажите.

 Найдите эту букву на ленте букв, где она стоит? Какого цвета?

Эта буква Чч, которой на письме обозначается согласный звук [ч']

– Хором произнесем название буквы и запомним.

– На что похожа буква Ч? (Ответы детей.)

Да, вы правильно решили:
Ч похожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

V. Физкультминутка(«Отдыхайка» )

VI. Чтение слогов, слов и предложений с новой буквой(«Читайка»)

  1. Чтение слогов с новой буквой. 

(Работа по ЭП «Азбуке»)

– Прочитаем сначала слоги – слияния с новой буквой. (ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ)(хором и 2 человека)

А теперь поиграем «Спусти гномика» (10 человек)

2) Чтение слов и предложений с новой буквой.

- Ребята, обратите внимание на сочетание «ча» в словах. Так сложилось в русском языке, что [ч’] всегда мягкий и его никогда не надо смягчать, поэтому и мы пишем «а» после «ч».

- А слог чу нужно писать с буквой у.

-Повторим хором правила.

- Что мы узнали о звуке [ч’]?

- Какое сочетание запомним?  

 Давайте прочитаем правило на стр. 5  

   

Чтение текста на стр 5. учебника по предложению. Работа в паре. Чтение классу (по желанию).

VIII. Работа по Прописи

Давайте посмотрим на печатную строчную и письменную букву ч. Чем похожи и чем отличаются?

-Сколько элементов в строчной букве ч? -Какие? -Откуда начинаю писать букву?

Сели правильно, обвели элементы буквы ч, начали писать первую строку. Поднимите руку у кого получилась эта буква, поставьте точки под правильными и красивыми буквами.

-Какое правило встретилось на следующей строчке в слогах? (Напишите слоги )

IX. Итог урока. («Итог».)

– Мы, как часы, должны быть точными. Наши часы показывают, что нужно подвести итог.

– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

– Охарактеризуйте новый звук.

X. Рефлексия «Светофор»(слайд)

– Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте. 1 класс. Тема: звук [Ж ] , буква Ж . Правописание сочетания ЖИ .

1.Актуализация знаний.   Задача учителя на этой стадии - вызвать уже имеющиеся у учащихся знания (на данном уроке      это : умение назвать буквы, дифференцировать и...

Урок обучения грамоте по образовательной программе "Школа 2100".Согласные звуки [ц],[щ,], буквы ц, щ. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Тема урока: «Согласные звуки [ц], [щ\']. Буквы ц, щ. Правила жи – ши, ча – ща, чу – щу».  Конспект урока и презентация по уроку....

Конспект урока чтения "Делу время, а потехе час. Звук [ч,]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА – ЧУ."

Конспект урока чтения в 1 кл (букварный период), УМК "Школа Рссии" . Используемые современные образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, элементы исследователь...

Делу время, а потехе – час. Звук [ч,] – всегда мягкий согласный звук. Буква Чч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ

Знакомство первоклассников с буквой Ч ч, звуком [ч " ], правописанием буквосочетаний ча-чу....

технологическая карта урока обучения грамоте Тема: «Звук [ж]. Буква Ж,ж. сочетания жи-ши», 1 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:закрепление знаний о букве ж и правиле жи-ши; формирование навыка чтения вслух слов и предложений с буквой ж; повторение характеристики звука [ж].Планируемые результаты...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Делу – время, а потехе – час. Звук [ч`]. Буква Ч,ч» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний о согласном звуке [ч’] и букве «Ч,ч»Планируемые результатыПредметные:1.Знать особенности...