технологическая карта урока обучения грамоте Тема: «Звук [ж]. Буква Ж,ж. сочетания жи-ши», 1 класс УМК "ШР"
план-конспект урока (1 класс)

Горбунова Ольга Владимировна

 

Цели деятельности учителя:закрепление знаний о букве ж и правиле жи-ши; формирование навыка чтения вслух слов и предложений с буквой ж; повторение характеристики звука [ж].

Планируемые результаты

Предметные:

 

знать:

- знать различие звуков[ж] и [ш];

- знать правило жи-ши; уметь видеть орфограмму жи-ши

уметь:

- уметь читать слоги и слова с изученными буквами;

- уметь составлять предложения.

Личностные:формирование положительного  отношения к учению.

Тип урока:рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_obucheniya_gramote.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 27.11.2018 год                                                                                        учитель: Силантьева Татьяна Валерьевна

Школа: № 152                                                                                                студентка: Горбунова Ольга

Класс: 1Д                                                                                                        методист: Кондратьева Ирина Ивановна

Кабинет: 220

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Тема: «Звук [ж]. Буква Ж,ж. сочетания жи-ши»

Цели деятельности учителя:закрепление знаний о букве ж и правиле жи-ши; формирование навыка чтения вслух слов и предложений с буквой ж; повторение характеристики звука [ж].

Планируемые результаты

Предметные:

знать:

- знать различие звуков[ж] и [ш];

- знать правило жи-ши; уметь видеть орфограмму жи-ши

уметь:

- уметь читать слоги и слова с изученными буквами;

- уметь составлять предложения.

Личностные:формирование положительного  отношения к учению.

Тип урока:рефлексия

Оборудование: Азбука: 1 класс Ч 2 / В.Г Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; учебная презентация.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.  Этап самоопределения к деятельности

8:05 – 8:06

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовутОльга Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

Посмотрите на соседа и улыбнитесь. Посмотрите на меня и улыбнитесь. Я желаю вам успехов на работе.

Итак, ребята, внимание!

Начинаем работать.

Приветствуют.

Р.: самоорганизация.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесн.: отгадывают загадки

Практич.:

Артикуляционная разминка

Практич.: Речевая разминка

8:06 – 8:10

Фронтальная форма работы

  1. – Ребята, отгадайте,пожалуйста загадки:

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын….

Жу-жу-жу-жу-жу

Я на ветке сижу,

Я не ветке сижу

И звук ж твержу.

  • Как на тоненький ледок,

Выпал беленький

-Скажите, что общего у этих слов?

-Дайте характеристику этого звука

Но какое-то слово,  не похоже на другие

На доске схема слова, какое из слов подходит к ней?

Давайте пожужжим, как жуки.

Давайте прочитаем слоги со слайда, повторяя за мной, хором

ажяжжо  страж

уж  ыжжу  стружка

еж  ож  же  морж

ижжажи   жучок

Прочитайте слова с буквой ж на конце слова; в середине слова перед согласной

-Какой звук произносим?

-Как можно проверить, какую букву нужно писать?

КАК ПРОВЕРИТЬ НАПИСАНИЕ БУКВЫ Ж

Стружка - стружек

Морж - моржи

Отгадывают загадки

-жираф

-жук

-снежок

-в их произношении есть звук [ж]

-согласный, звонкий, твёрдый, шипящий

снежок- звук [ж] в середине слова.

-жираф

Выполняют речевую разминку

-страж, морж; стружка

-звук [ш]

-подобрать проверочное слово, чтобы после ж была гласная буква

К.: участие в учебном диалоге; формулирование  ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

III. Постановка учебной задач

Словес.:ответы на вопросы

Практич.: формулировать тему, цель

8:10 – 8:12

-О чём вы вчера говорили на уроке? Что нового вы узнали?

-Хорошо, а сегодня, ребята, мы с вами закрепим полученные знания.

Отвечают на вопросы

-познакомились с буквой ж и звуком [ж], узнали правило жи-ши

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.: слушание текста

Практич.:анализ пословицы

Динамическая пауза

8:12 –

8:18

-Откройте, пожалуйста, учебник на с.27. Мы будем читать текст, который принадлежит автору - Л.Н. Толстому «Чиж».

-Что появилась рядом с этим текстом?

-Это фамилия автора, этот текст не придумали авторы учебника, его сочинил Лев Николаевич Толстой – он был ещё совсем молодой, когда начал учить детей грамоте, также за свою жизнь написал много поучительных рассказов.

-Как вы думаете, это сказка или история, которая могла произойти на самом деле?

-Ребята, кто желает прочитать рассказ громко, чётко и с выражением?

-Молодец, спасибо. А теперь прочитаем по цепочке.

-А сейчас я предлагаю вам прочитать рассказ по ролям. Сколько действующих  лиц в рассказе? Как должен говорить автор?

А как будут говорить Варя и чиж?

-Я хочу вам предложить пословицу, а вы постарайтесь объяснить её смысл.

Не нужна  соловью золотая клетка, а нужна зелёная ветка.

-Прочитайте из данного рассказа все слова с буквой ж

-Расскажите, что вы знаете о букве ж

Слушают рассказ, анализируют, отвечают на вопросы

-появилась запись - фамилия

-эта история и  могла произойти, но, в реальной жизни чижи не умеют разговаривать на человеческом языке

-3 действующих лица - Варя, чиж и автор.

-спокойно, с выражением рассказать, о чём будет история

Варя обращается к чижу довольно спокойно, а у чижа должна прозвучать тоска в голосе

Обсуждают пословицу, высказывают своё мнение

-т.е. птице нужна свобода, и ни какие богатства в жизни ей не заменять свободы, так же, как другим зверям, и, даже человеку.

-чиж, жил

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: определение основной и второстепенной информации.

Словесн.: устная самопроверка

Динамическая пауза

8:18 – 8:30

-Прочитайте слова в столбиках, составим предложения с данными словами, начинаем читать пару слов по цепочке

Много-больше          низко-ниже

Далеко-дальше         близко-ближе

Высоко выше            узко-уже

                     Нужно- …
                    важно - …

-Чем отличаются слова в каждой паре? Когда используем слова больше, дальше и т.д?

-Назовите последний слог в1 колонке. Произнесем, какой звук мы слышим при произношении? А какую букву пишем? Также посмотрите на 2 столбик, что там с буквой и звуком?

Не нужно специально обозначать его мягкость или твёрдость на письме

ГОВОРИ: [шэ] [жэ]

ПИШИ:     ше    же

-Какое правило вы изучили о букве ж?

-Как слышится звук [ж] на конце слов?

-Как мы можем проверить?

Выполняют упражнение

Отвечают на вопросы

-Для сравнения

-слышим звук [шэ], а пишем ше

-слышим [жэ], пишем же

Много сказок знает моя мама, гораздо больше, чем я.

Далеко живёт моя подруга, дальше, чем мой друг.

Высоко взлетает самолёт, выше облаков.

Низко летают ласточки, ниже, чем обычно.

Близко находится моя школа, ближе, чем детский сад.

Нужно больше времени.

Важно знать правило.

-жи пиши с буквой и

-[ш]

-подобрать проверочное слово( морж-моржи)

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других.

VII.  Включение в систему знаний

Практич.: выполнение задания

8: 30 - 8:44

-Я хочу раздать вам такие небольшие памятки. Запомните это четверостишие

Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, шипеть, смешить и шить.
Все сочетания жи и ши
Ты только с буквой и пиши.

-Прочитаем хором. Подчеркните во всех словах сочетания жи, ши. Поменяйтесь листочком с соседом и проверьте по ключу.
-Повторите наизусть правило жи, ши

-Проведём игру «Кто – где?» Прочитайте слова, которые записаны в левом столбике про себя. Какой к ним можно поставить вопрос?

Почему мы задаём вопрос «Кто?»

Попробуйте отыскать словосочетание для каждого слова левого столбика и дополните предложение недостающим словом (Живут)

-Назовите предлог в этих предложениях
-В каких словах спряталось наше правило?

-Поработайте в парах, прочитайте слова со слайда и поставьте к каждому вопрос кто? Или что?

Шар, жар, уши, ужин, крыши, жирафы, малыши

-Давайте прочитаем русскую народную сказку «Мужик и медведь». Я буду вам её читать, а вы поставьте пальчик на первое слово и следите за мной. Как поступил мужик с медведем?
Правильно ли он поступил? Какое чувство вы испытываете к медведю?

Как вы думаете, а может, знаете, как закончилась эта сказка?

Прочитайте слоги на с.29. Дайте характеристику звуку[ж], а сейчас характеристику звуку [ш], сравните их. Повторите правило, которое вы знаете.

-Определите место букв ж, ш на ленте букв (с.29). Почему буквы ж и ш расположены именно так?

-Какие звуки они обозначают? Чем они похожи? Чем отличаются?

Отвечают на вопросы

-Кто это?

-потому что это одушевлённые предметы

Ежи живут в лесу

Мыши живут в поле.

Ужи живут в болоте.

Ерши живут в реке.

-в словах: жирафы, малыши, уши, ужин, крыши


-Все русские народные сказки заканчиваются хорошо. В них добро побеждает зло

Ж-согласный, звонкий парный, твёрдый

Ш-согласный, глухой парный, твёрдый

-потому что они парные, ж-звонкий, ш-глухой

Похожи тем, что согласные и твёрдые, а различаются тем, что один звонкий, а второй глухой

Р: осуществлять итоговый контроль

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словес.: ответы на вопросы

8:44 – 8:45

Поднимите зеленый карандаш те, кто сегодня все на уроке все понял, и было легко выполнять все задания. Желтый те, у кого были трудности на уроке. Красный, кто совсем на уроке ничего не понял.

Оценивают свою работу

Р.: оценка

Л.: нравственно-этическая ориентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [г], [г\']. Буквы Г г» 1 класс

Тема: «Звуки [г], [г']. Буквы Г г»Тип урока: урок рефлексия...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."

Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук  [а]. Буквы А, а."...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает» , УМК «Перспектива» (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления учащихся о звуках [х] ,[х’] и о букве, которая их обозначает.Задачи урокаДидактические:Научить отличатьзвук...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласный звук [ш]. Буква Ш, ш» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о согласном звуке [ш], букве Ш, ш и навыка письма буквы Ш, ш; совершенствование умения читать и писать слоги, слова с новой буквой Задачи урока Дидактически...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Гласный звук [у]. Буква У, у» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о гласном звуке [У] и навыка письма буквы У, у; совершенствование умения читать слоги, слова с новой буквой Задачи урока Дидактические: 1.Формировать умение выде...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Согласный звук [ш]. Буква Ш, ш" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель деятельности учителя:формирование представления о согласном звуке[ш] и букве Ш, ш; совершенствование умения читать слоги, слова предложения с изученной буквой; формирование алгоритма написания но...