Приемы обучения сознательному чтению
учебно-методический материал по чтению на тему

Блинова Мария Сергеевна

В материале приведены приемы обучения сознательному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_obucheniya_soznatelnomu_chteniyu.docx13.9 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы обучения сознательному чтению.

Сознательное чтение - основное качество чтения при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.

Виды и приёмы работ по развитию этого навыка:

а) подготовка учащихся к восприятию текста, предварительная беседа.

Предварительная беседа должна создать у учащихся интерес к читаемому. В одних случаях дети рассказывают о своих жизненных впечатлениях, близких к содержанию читаемого. В результате учитель выявляет запас детских знаний. В других –учитель сам сообщает сведения, знание которых необходимо для понимания произведения. Можно использовать впечатления от экскурсии или прогулки, просмотра фильма, презентации

б) словарная работа

Методы объяснения слов: показ предмета, картинки с изображением предмета; замена незнакомого слова знакомым, близким ему по смыслу(настигает-догоняет, потчует-угощает);расчленение общего понятия на частые или отнесение частого понятия к общему( инструменты: рубанок, пила, стамеска);развернутое объяснение значения слов (док-место, где ремонтируются суда)

в) выразительное чтение произведения учителем

Книги у учащихся должны быть закрыты, чтобы всё внимание было сосредоточено на учителе, его мимике, жестах, голосе. Чтение учителя поможет более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание идею. Выработке выразительного чтения.

г) чтение текста учениками

д) анализ прочитанного при повторном чтении

е) составление плана

Составление плана помогает осознать отдельные части произведения и охватить его в целом, понять, в какой последовательности ведётся рассказ. Наиболее простым видом работы над планом является составление картинных планов, словесное рисование картин, озаглавливание каждой части рассказа, деление текста на части по данным заголовкам Работа над планом – это хорошее логическое упражнение, подготавливающее детей к пересказу.

ё) пересказ(выборочный, краткий, творческий, словесное рисование)

ж) работа над выразительными средствами художественного произведения

з) характеристика героя

и) творческая деятельность учеников

Приёмы работы по развитию выразительного чтения:

1.Отчётливо произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок, четверостиший, во время артикуляционной гимнастики для выработки чёткой артикуляции каждого звука, хорошей дикции и правильного дыхания.

2.Хоровое чтение- для отработки умения регулировать силу голоса, для воспроизведения методики темпа речи учителя.

3.Подражание образцу выразительного чтения. Образец выразительного чтения даёт в первую очередь учитель, воспитатель.

4.Чтение по ролям, драматизация текста.

6.Участие всех школьников в художественной самодеятельности.

Выразительно прочитать – это выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы на знаках препинания( точка, вопросительный и восклицательный знаки требуют длительной паузы, запятая – короткой паузы) и логические ударения, нужную интонацию.

Упражнения в перемещении логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным наблюдением за изменением ее смысла:

Катя купила платье в магазине. (Кто купил платье?)

Катя купила платье в магазине. (Что купила Катя?)

Катя купила платье в магазине.(Что сделала Катя?)

Катя купила платье в магазине. (Где Катя купила платье?)

Упражнения на изменение силы голоса, высоту тона, темп и ритм речи, тембр голоса:

1.Прочитай слово и назови в нем ударный звук.

2.Прочитай это слово так, чтобы тебя слышал только учитель. А теперь прочитай громко, чтобы слышал весь класс.

3.Прочитай предложение медленно. Теперь быстро.

4.Прочитай слово так, чтобы выразить разные чувства: удивление, радость, досаду. Подражание по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида

Данная статья поможет Вам закрепить материал по технике чтения....

О некоторых приемах обучения навыкам чтения.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увелич...

О некоторых приемах обучения навыкам чтения

Эта статья интересна для учителей начальных классов.Здесь описываются навыки и приёмы, которые помогают разнообразить урок чтения и  способствуют формированию навыка беглого чтения....

О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе

О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе...

Приемы обучения смысловому чтению

Мастер-класс, раскрывающий приемы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе....

Приемы обучения смысловому чтению

Приемы обучения смысловому чтению...