Марк Твен "Великолепный маляр"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Перова Анна Сергеевна

Знакомство с творчеством писателя Марка Твена «Великолепный маляр» из книги “Приключения Тома Сойера”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mark_tven.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1.Оргмомент

Создание эмоционального настроя на урок

- Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Приветствие учителя, готовятся к уроку

Слово учителя

2.Подготовка к изучению нового материала

-Ребята, чтобы красиво говорить и читать, не запинаясь, мы должны подготовить к работе органы речи. Сделаем артикуляционную зарядку. Повторяйте  за мной четко и выразительно.

Слушают.

Слово учителя,

ТСО,

Чистоговорка на слайде

беседа;

презентация к беседе

а) Работа с Чистоговоркой

Подготовка речевого аппарата к работе

Чистоговорка:

Ра-ра-ра-начинается игра

Ре-ре-ре-стоит домик на горе

Ар-ар-ар-кипит наш самовар

Арь-арь-арь-на стене висит фонарь

Ро-ро-ро-вот стоит наше ведро

Ра-ра-ра-у мышки есть нора

Ор-ор-ор-созрел наш помидор

Ру-ру-ру-продолжаем мы игру

-Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Перед вами стихотворение, которое нужно  прочитать с разными интонациями.

-Давайте прочитаем стихотворение медленно вполголоса.

Пришла весна.

Весна – красна.

И всем нам радость принесла

-Прочитайте быстро, но тихо

-Прочитайте, выделяя голосом главные (ключевые) слова.

-А теперь прочитаем громко и выразительно.

-Какие вы молодцы! Теперь вы готовы к работе.

Повторяют чистоговорку

фронтальная форма

Регулятивные УУД: принимать и удерживать учебную задачу

Постановка задач урока Мотивация учебной деятельности.

3.Ознакомление с новым материалом

Ознакомление с текстом, проверка первичного восприятия

- Посмотрите на фотографии.

- Какие чувства и эмоции они вызывают? Какая страна?

- Где бы вы хотели оказаться? Почему?

-О приключениях мечтал и воплощал один известный человек!

- Вы знаете кто это?

- В небольшом, утопающем в зелени городке на берегу реки Миссисипи прошли детские годы Самюэля Клеменса будущего знаменитого на весь мир писателя.

Имя этого человека – Марк Твен – известно далеко за пределами Америки.

-Сегодня мы начнём знакомство с ещё одним зарубежным писателем и его произведением «Приключения Тома Сойера». Повесть была написана в 1876 году.

-Каких писателей мы называем зарубежными?

-Какую цель мы можем поставить перед собой?

-Марк Твен любил говорить, что литературой занялся случайно. Может быть, он шутил, но только Сэмюэль Ленгхорн Клеменс стал писателем Марком Твеном действительно достаточно поздно, сменив прежде множество занятий.

-Родился он в семье провинциального адвоката, детство провёл в маленьком городке Ганнибал на берегу Миссисипи. Семья была бедная, отец умер, когда мальчику было 12 лет. Не окончив школы, Сэм пошёл учеником в типографию, работал наборщиком, потом выучился ремеслу лоцмана на Миссисипи. Когда началась гражданская война, он из любви к приключениям записался добровольцем в армию, но прослужил недолго. Во время «золотой лихорадки» в Калифорнии он уже не ищет золота, а только пишет для газет. Его рассказы начинают приобретать некоторую литературную известность. Когда появился писатель Марк Твен, Сэмюэлю Клеменсу исполнилось 30 лет.

-Сегодня мы прочитаем лишь небольшой отрывок из повести «Приключений Тома Сойера, который называется «Великолепный маляр», но я думаю, что тем из вас, кто ещё не знаком с мальчиком по имени Том Сойер, захочется после этого больше узнать о нём.

-Прежде чем приступим к чтению, давайте заглянем в словарь.

Обетова′нная – здесь: желанная.

Фут – мера длины, равная 30 см 5 мм

Мула′ты – потомки от смешанных браков темнокожих и белых.

Ма′сса – здесь: молодой господин.

Ми′ссис – госпожа.

-Откройте учебник на стр. 54.

Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста.

Чтение текста хорошо читающими учениками. 1 часть – до диалога Тома и Джима.

- Какое задание должен выполнить Том?

- Какие чувства он испытывал?

- Почему настроение Тома сменилось?

- Том сразу приступил к работе?

- Кого увидел Том?

- Что могло произойти дальше?

-А сейчас мы и узнаем.

Чтение диалога Джима и Тома. (от слов «- Слушай-ка, Джим, …. « - до слов « … с туфлёй в руке и торжеством во взоре»

- Что предлагает Том Джиму? (покрасить забор)

- Джим соглашается? Почему?

- Вы бы на месте Джима согласились?

- Что тогда предлагает Том Джиму?

- Как повёл себя Джим?

- Чем закончился этот диалог?

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Давайте узнаем. Чтение абзаца «Но энергии хватило у Тома ненадолго.» до « … блестящая, гениальная мысль

- Что вы узнали про Тома из этого абзаца

- Что значит выражение «снизошло вдохновение» ?

Продолжим чтение. ( до слов «Разве мальчикам каждый день достаётся белить заборы?» )

- Кто подошёл к Тому?

- Что изображал Бен?

- Что в это время делал Том?

- Как он выполнял свою работу? Найдите и прочитайте.

- Почему вдруг эта работа стала Тому по душе?

- Что, по вашему мнению, может произойти дальше? (варианты ответов)

Давайте узнаем.(Чтение диалога Бена и Тома.)

- Удалось ли Тому воплотить свой замысел – заставить работать другого?

- Каким же образом?

- Что Бен дал Тому, чтобы покрасить забор?

Продолжим чтение. ( до слов « …он разорил бы всех мальчиков этого города»)

- Кто ещё попался на уловку Тома?

- Чем пополнилась коллекция Тома? Прочитайте.

- Был ли покрашен забор?

- Как Том провёл это время?

        

Дочитаем главу до конца.

- Какой великий закон человеческих поступков и действий открыл Том? Прочитайте.

- Что помогло Тому превратить трудную работу в интересную игру? (его смекалка, сообразительность)

.Картины красивой природы Америки, Дикого Запада

2.Чувство восторга, жажда приключений.

-Марк Твен

-Который живёт за рубежом, за границей.

Познакомиться с творчеством М.Т.

Чтение вслух.

-покрасить забор

-сначала радость, потом тоску

-забор был большой

-нет

-Джима

-варианты ответов

-Том собирался весело провести этот день; у него в кармане были «сокровища», которыми он хотел подкупить других мальчишек

-Том придумал что-то интересное , гениальное.

-Бен

-стал красить забор

-Он схитрил, чтобы заинтересовать Бена, и заставить его работать за себя.

-Том показал, что это очень интересное занятие

-яблоко

Беседа,

Фронтальная форма работы;

ТСО, презентация

Коммуникативные УУД:

Умеют строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные УУД:

Умеют принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные УУД:

Строят  логические рассуждения

4. Первичное осмысление изученного

Организация работы по более прочному и сознательному усвоению изучаемого материала

Работа с текстом после чтения

1) Работа с иллюстрациями.

- Обратим внимание на иллюстрации. К какому отрывку текста относится иллюстрация на стр.55,58, 61? Найдите в тексте отрывок к иллюстрации и прочитайте. (Аналогичная работа с остальными иллюстрациями)

Составим план главы, которую мы прочитали. Восстановление деформированного плана. (на карточках)

Гениальная мысль.

Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью.

Жизнь не так уж пуста и ничтожна.

Из ворот выбежал вприпрыжку Джим.

Дело представилось в новом свете.

Наступила суббота.

В простаках недостатка не было.

правильный вариант:

1.Наступила суббота.

2.Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью.

3.Из ворот выбежал вприпрыжку Джим.

4.Дело представилось в новом свете.

5.В простаках недостатка не было.

6.Жизнь не так уж пуста и ничтожна.

Отвечают на вопросы.

Зачитывают отрывки из фрагмента.

Фронтальная форма работы;

ТСО, презентация, работа с книгой

Учебник

Регулятивные УУД:

Оценивают деятельность друг друга

Коммуникативные УУД:

Умеют слушать и слышать своих одноклассников, излагать свою точку зрения

Познавательные УУД:

Находят в тексте нужную информацию по заданию учителя.

5. Итог урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока. Организация оценки обучающихся собственной учебной деятельности

Забор в этом произведении был белого цвета. А каким цветом вы «покрасите» наш урок? Выберите соответствующую карточку.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Показывают карточки

Фронтальная форма работы;

ТСО, презентация

Личностные УУД:

Проявляют  уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения

Регулятивные УУД:

Оценивают свою деятельность.

УМК: «Планета знаний»

Тема: «Марк Твен «Великолепный маляр»

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: Знакомство с творчеством писателя Марка Твена «Великолепный маляр» из книги “Приключения Тома Сойера”.

Задачи:

  1. Формировать умения аргументированно оценивать поступки героев, вести творческий пересказ произведения.
  2. Совершенствовать  умения выразительного чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий.
  3. Развивать умение определять главную мысль произведения.
  4. Развивать монологическую и диалогическую формы устной речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  5. Воспитывать читательский интерес к произведениям зарубежной литературы.

Планируемые результаты:

1.Предметные результаты:  

  • Выразительно читают  произведение.
  • Выделяют авторский текст, реплики персонажей.
  • Читают по ролям.

2.Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

•        Строят  логические рассуждения.

•        Находят в тексте нужную информацию по заданию учителя.

Регулятивные УУД:

•        Принимают и сохраняют учебную задачу.

•        Оценивают свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

•        Строят речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

•        Умеют слушать и слышать своих одноклассников, излагать свою точку зрения.

3.Личностные результаты:

Личностные УУД:

•        Проявляют  уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения.

Оборудование: для учителя – компьютер, проектор, презентация, учебник, карточки разного цвета;

для учащихся – учебник

План урока:

1.Организационный момент (1 мин)

2. Подготовка к изучению нового материала (10 мин)

а.        Работа с чистоговоркой.

3. Постановка задач урока. Мотивация учебной деятельности (5мин)

4. Ознакомление с новым материалом (18 мин)

5. Первичное осмысление и применение изученного (10 мин)

6.Итог урока. Рефлексия (1 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 4 классе. "Марк Твен. Приключения Тома Сойера".

Урок литературного чтения в 4 классе. Учебник Л. А. Ефросининой «Литературное чтение». Программа «Начальная школа ХХI века»....

Марк Твен (биография в презентации)

Презентация по биографии знаменитого американского писателя Марка Твена. Будет интересна учителям начальных классов при изучении произведений "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна"...

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе, тема: Марк Твен Приключения Тома Сойера"

Урок литературного чтения по теме" Марк Твен. Приключения Тома Сойера " Был разработан мною для районного семинара и вызвал массу положительных отзывов. Специально для него я создала презентацию и исп...

Урок литературного чтения в 4 классе, тема: Марк Твен Приключения Тома Сойера"

Этот урок литературного чтения я разработала для районного семинара,проходившего в нашей школе. Он вызвал много положительных отзывов, надеюсь, кому-нибудь пригодится в работе. На уроке использовала в...

Вячеслав Маляров-Герой Саратовской области

Герой Саратовской области, наш земляк - Вячеслав Маляров, погибший в Беслане....

7.3 Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик», Марк Шагал «День рождения», Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебников «Кузнечик». (1-й из 1 ч.)

7.3 Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик», Марк Шагал «День рождения», Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебн...

Марк Твен «Великолепный маляр»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс...