Технологическая карта урока литературного чтения И.З. Суриков "Детство"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Никитина Людмила Владимировна

Урок по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_na_konkurs.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  по литературному чтению в 3 классе

 по теме  И.З. Суриков «Детство»

на муниципальный конкурс по духовно-нравственному воспитанию

УМК «Школа России»

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тема раздела: Поэтическая тетрадь № 1.

Тема урока: И.З. Суриков «Детство». Прием звукозаписи как средство выразительности.

Настроение. Интонация стихотворения.

Цель урока: создание  условий для полноценного восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

познавательные:

- находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- понимает авторский замысел, раскрывает и формулирует тему и идею художественного произведения;

коммуникативные:

- договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учится работать в паре: обсуждает текст, проявляя умения слушать отвечающего, задаёт вопросы, сопереживает, оказывает помощь собеседникам, выполняет различные роли (лидера, исполнителя);

- высказывает свою точку зрения по поводу прочитанного стихотворения; выражает отношение к персонажам;

регулятивные:

- определяет и формулирует цель деятельности на уроке;

- проговаривает последовательность действий на уроке;

-контролирует и оценивает свою деятельность и работу одноклассников.

предметные:

использует различные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое)

наблюдает за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующие слова;

определяет различные средства выразительности;

использует приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения);

 анализирует текст, выделяет главное.

Этап урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

Формируемые УУД:

Самоопределение к деятельности

Прозвенел звонок веселый,            1 слайд
Вы начать урок готовы?
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.

-Каким бы вы хотели видеть наш урок?
-Что для этого надо?

Включение в работу,
организация рабочего места, самоопределение к
деятельности.

Отвечают на вопросы

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные )

Умение слушать и понимать речь других (
Коммуникативные ).

Речевая разминка.

Вез на горку Саня                2слайд

За собою сани.

Ехал с горки Саня,

А на Сане сани.

- Прочитаем хором.

- Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?

- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

- Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

- Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените (5 баллов – безошибочно, в темпе, выразительно, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – 3-4 ошибки.)

(Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).

 

(Дети читают).

Оценивают друг друга

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности

Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы  будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить. Кто догадается - поднимет руку

3 слайд

2.

3.

1.

Р

К

О

4.

1. Выгляну в оконце

    Лежит белое суконце.

    Всю зиму лежит,

    А весной убежит.

3. . После осени пришла.
И сугробы намела.

4.  Гуляет в поле,
     Да не конь.
     Летает на воле,

       Да не птица. 

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,
   Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму -
   Никто не поднимает.
   Весна придёт -
   Он сам уйдёт.

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков)  Откройте учебники на странице72

Постановка учебной задачи

Чтобы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

– Для чего это вам нужно?

–На уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством И.З. Сурикова; будем учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения   4-5 слайд

Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.

Узнать биографию поэта (или: в какое время жил поэт, кто его научил видеть красоту природы и привил ему любовь поэзии); научиться выразительно читать стихотворение; находить в нём красивые слова.

Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.

Биография поэта.

6 слайд

Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. В 8 лет после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов. Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам  П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

Слушают рассказ ученика о биографии поэта

Развиваем умение слушать и понимать других.

-Действительно,  многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни  « Рябина». 7 слайд

Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

Детства прошлого картины!

Только вы светлы:

Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы.

Слушают аудиозапись

Подготовка к восприятию

Прослушивание стихотворения в записи.

Беседа по

содержанию:

-Сейчас, я хотела бы вместе с вами оказаться во второй половине 19 века и побывать в русской избе. Стать очевидцами деревенского быта. 8слайд

 - Кого вы видите на картине?

 - Чем занимаются бабушка и дедушка?

 Семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит, не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

 - Чем дети занимались вечерами?

- Какие у них были игрушки? (Рассматривание игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной).

 - Хотели бы вы играть в такие игрушки?

Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы. (иллюстрация из учебника с. 72)

- Что вы видите? ( Дети катаются с горки.)

 - Похожи ли дети на вас?

 - Что случилось с мальчиком? ( Он упал с санок)

 - Какое у него настроение? ( веселое, грустное, радостное, счастливое)

- Какой заголовок можно придумать к данному рисунку? ( «Зимние забавы», «Катание с горы», « Мне в сугробе смех»). - Какой из заголовков наиболее удачный? –

Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение детей и замысел автора.

- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши? Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство».

9 слайд

- Слушайте  стихотворение, следите и думайте, что

вспоминает автор из своего детства.

- Вы прослушали стихотворение Сурикова «Детство». 

Что же вспоминает автор из своего детства?

-Как он катался с горки,

-как бабушка рассказывала сказки,

-как ему хорошо жилось… и т.д.

Отвечают на вопросы

 

Слушают стихотворение, наблюдают за видеорядом

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя(Познавательные).

Словарная работа в парах.  

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов.

Словарная работа будет проводиться следующим образом:  В маршрутном листе под цифрой 3  слева   записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией  карандашом.

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка – приспособление для ручного прядения

 Ветхая-старая

Смежает-закрывает

Проверка на слайде, выставляем баллы ( 1 балл за  каждый правильный ответ)   10-14 слайд

Развиваем умение слушать и понимать других.

Умение работать в паре.
(
Коммуникативные)

Физминутка

Анализ стихотворения

1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть, 
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!

- Прочитаем 1 часть на стр. 72.

 - Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

-  А где происходило событие?

 -  Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”.

-Почему? Ведь мы с вами  знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл.

-Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

– Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы
мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

 

- А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

 - А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

 -  И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

- А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

-  Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

 

Читаем дальше. 2 часть по цепочке

-  А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)

– А мальчик любил слушать сказки? Найдите подтверждение в тексте.

“И начну у бабки
Сказки я просить...”

-  А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”) 

 -  А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

– Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

Учитель. А откуда вы узнали, что речь похожа на ручеёк? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

 Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке.

Учитель. Молодцы! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

 – О плавной и красивой...
– О тихой и приятной...
– О правильной, ровной, связной.

Третью часть прочитайте самостоятельно.

- Как можно озаглавить эту часть?

- Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

-Понаблюдаем за рифмой в четверостишиях. Что заметили?

Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб

“Мне в сугробе горе, 

  А ребятам смех!..”

Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

Да, конечно!

 Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

– “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно...
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные).

Работа в группах.

-Поработаем над выразительными средствами , которые использовал поэт.

 -Найдите слова, которые говорят о неодушевлённых предметах как о живых существах.

-Как называется такой приём?

Проверим  16слайд

Сердце - … так и мрет Ветер - … поет Речь – … журчит Сон -….. смежит Солнышко - … село Вьюга - … воет Вьюга - … поднялася Солнышко - …глядит Года -… текли

Уметь  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные)

Уметь выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре

(коммуникативные)

Рефлексия

Учитель.Молодцы, ребята.

 Найдите и запишите главную мысль стихотворения

17 слайд

Учитель. А как надо эти слова понимать?

Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки. В 19 веке дети могли только мечтать о счастливой  жизни.

 -Писатели пишут стихи для того чтобы передать чувства, переживания.

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

-Как вы думаете у нас в 21 веке жизнь счастливей?

Учитель. А детство – это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба - остаются в памяти навсегда, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков, неважно в каком веке ты живёшь.

Вернёмся  к  целям  урока  и посмотрим  всё  ли выполнили?

– Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе. 

Поднимите руки те ребята, которые получили на маршрутном листе 5? 4? 3?

– Поднимите руку, кому захотелось выучить это

стихотворение наизусть?
- Ребята, спасибо за урок.

Ученики записывают последнее четверостишие.)

– Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (
Личностны

Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок на странице 72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...