Урок "Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза""
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

на уроке использовала межпредметные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок чтения УМК "Школа России"22.2 КБ

Предварительный просмотр:

   Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза

Цель: познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл.

Планируемые результаты.

  Предметные УУД

          - Научиться работать с текстом лирического произведения.

  Метапредметные УУД.

         *Познавательные : определять настроение лирического       произведения; средства художественной выразительности текста и обосновывать своё мнение.

         * Коммуникативные: формировать навыки речевых действий:  участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, проявлять активность и стремления высказываться, задавать вопросы.

          *Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

   Личностные УУД.

          Формирование умения видеть красоту поэтического слова;  указывать на образные слова и выражения, которые использованы  авторам для создания художественного образа; сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии.

1. Оргмомент.

2.Знакомство с произведением.

      А) Подготовка к восприятию произведения,

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Фёдора Ивановича Тютчева

Слайд 1-2

- Слышали ли вы, как гремит гром?

- Какие чувства вы испытываете при приближении грозы?

- А хотите ли узнать, какие чувства вызывает у поэта первая весенняя гроза?

- Давайте послушаем стихотворением Фёдора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза»

- В стихотворении встретятся слова, которые могут быть вам не понятны

Слайд 3

Б)  Выразительное чтение стихотворения

( прослушивание аудиозаписи в исполнении мастеров художественного слова).

В) Беседа на эмоциональное восприятие

         - Красиво написано?

         - Можно ли это стихотворение назвать настоящей поэзией?

— О каком явлении природы рассказал нам поэт?

          -Какое настроение создаёт стихотворение?

 Г) Чтение стихотворения детьми и беседа по содержанию. 

1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.

- Какая картина возникает перед вами?

-  Какие чувства она вызывает?

Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать?

  • Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку. А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет).

               - Какой художественный прием использует поэт? (олицетворение)

               - Кто может объяснить значение слова олицетворение?

Слайд 4

  Гром становится героем стихотворения.

- А почему небо во время грозы голубое? (гром и гроза только пробуждают свою силу)

2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром - герой стихотворения.

- Какие слова об этом говорят?

- А что значит молодые раскаты?

- Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская?

- Замените слово брызнул на хлынул, пошёл. Что изменится?

- Какую картину вы себе представили?

             -  Какие чувства она вызывает?

 - Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит".

 -  О каких нитях говорит поэт? (нити - это лучи солнца, это метафора)

  - Что такое метафора?

Слайд 5

3. Прочитаем третью строфу.

– Что необычного вы заметили в 3-ей строфе?

-Каким словом можно заменить слово «поток»? 

( ручеек)

         Поток превращается в проворного (ловкого) мальчугана.Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.

 - Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?

-Как вы догадались?

-Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный?

-Как природа реагировала на грозу?

-Какое слово поможет нам ответить?

  

-Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете?

-Что значит "Гам лесной»?

Знакомство с приемом звукописи.

- Как поэт помогает нам «услышать» грозу?

- Внимание. Я прочитаю первую строфу, какой звук я выделю голосом:

               Люблю грозу в начале мая,

                Когда весенний, первый гром,

                Как бы резвяся и играя,

                Грохочет в небе голубом.

- Итак , какой же звук я выделила? [p] 

              - Произнесите этот звук четко, так же звонко как гремят, грохочут молодые раскаты весеннего грома. Погрохочем (р-р-р).

        - Вот, ребята, поэт даже слова подбирает с нужным звуком. Звук [p] подчеркивает приподня-тость настроения, радость. В таких случаях говорят, использует звукопись.

    Д)  Чтение с заданием: найти глаголы.

            - А теперь задание будет таким: найдите в стихотворении глаголы,  т.е. слова, обозначающие… действие, движение, и подчеркните их. (дети работают).

Поэт использовал много глаголов .

Какие они яркие, выразительные: резвяся, играя (это глагольные формы), грохочет, брызнул…

От них и стихотворение становится энергичным, стремительным.

Е) Подготовка к выразительному чтению.

- Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку. Какое слово здесь важно выделить? (грозу – да вы правы, ведь стихотворение о первой грозе).

- Но иногда в строке бывает даже не одно, а несколько важных слов. Здесь и слово «люблю» - важное. Оно передает такое состояние, о котором в народе «Душа поет» (показать «Люблю грозу»).

- Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке?

- А теперь прочитаем, что же у нас получилось.

- Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать 2-ую строфу, 3-ью.

- Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему?

             

Ж) Выразительное чтение.

 Итоги урока и рефлексия

- Какую же грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую?

Ф.И.Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.

И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.

       

    Слушание песни

         

Оцените работу одноклассников.

                   

У кого настроение радостное, лучезарное ,как солнышко,    помашите руками.

 У кого настроение хмурое, печальное ,как тучка, встаньте.

· Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф.Тютчев "Весенняя гроза" конспект урока

Литературное чтение 3 класс.УМК "Школа России"...

Конспект урока и презентация по литературному чтению по теме "Ф.И.Тютчев.Весенняя гроза"

Материал содержит подробный конспект урока и электронную презентацию....

Ф.Тютчев "Весенняя гроза",М.Пришвин "Рожденье звука"

Знакостмво учащихся с произведениями разных авторов о весне, расширяя кругозор и развивая познавательный интерес к работе с текстом,обучение школьников прави...

Презентация к уроку А. Барто "Весенняя гроза". 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Презентация к уроку по творчеству А. Барто. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века", также можно испоьзовать и по другим УМК....

Методическая разработка урока "Ф.И.Тютчев. Весенняя гроза"

Материал представлен методичесокй разработкой урока литературного чтения....