Ф.Тютчев "Весенняя гроза" конспект урока
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Жабровская Вера Викторовна

Литературное чтение 3 класс.

УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель:

учитель начальных классов

ГБСКОУ школы № 3 Красногвардейского района

Жабровская В.В._______________

Дата 22.09.2011

Конспект урока по литературному чтению (3 класс)

Тема: Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

Цель: учить детей понимать, ценить поэзию.

Задачи:

Образовательные:

1) формировать навык чтения, умение читать, анализировать произведение, полноценно воспринимать прочитанное;

Развивающие:

  1. активизировать познавательную деятельность;
  2.  развивать у детей речь, память, внимание, совершенствовать мыслительную деятельность;
  3. развивать эстетический вкус.

Воспитательные:

  1. воспитывать любовь и интерес к языку,
  2. эмоционально откликаться на прочитанное;
  3. учить находить красочные средства изображения, учить чувствовать и понимать язык произведения, развивать образное мышление.
  4. воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе.

Оборудование урока:
1. Учебник: Климанова Литературное чтение 3 кл.
2. Компьютер
3. Мультимедийный проектор
4. Авторский медиапродукт: презентация к уроку.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент.

Речевая разминка.

- Сегодня мы с вами открываем новую страницу учебника. Посмотрите, как она называется.

А  что значит «поэтическая тетрадь №1»? Как вы поняли название этого раздела?

 - Но для начала мы проведем речевую разминку.

        Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг! Вы видите, что в вашем цветнике расцвел прекрасный цветок гвоздики. Вам захотелось показать его кому-то. Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией?

- Посмотрите на доску и прочитайте об этом стихотворение.

Погляди-ка, погляди-ка!

Что за красный огонёк?

Это тонкая гвоздика

Жаркий празднует денёк.

(Е. Серова)

-Каким тоном будем читать это стихотворение?

- Верно, но в каждой строке чувство это выражается по-особому.

-С каким тоном будем читать первую строку?

- Вторую?

-А третью и четвертую строчки?

-Прочитаем выразительно. (Сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)

- Какие советы дает Яков  Смоленский, народный артист РСФСР,   в своей статье для того, чтобы научиться читать стихи.

- Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.

- Фёдор Иванович Тютчев (портрет) - удивительный поэт, любящий и понимающий природу, поэт, который о природных явлениях говорит как о живых существах. С творчеством этого поэта мы уже знакомились с прошлом году. Кто из вас назовет, какие стихи мы читали в прошлом году?

- Слышали ли вы, как гремит гром?

  1. Какие чувства испытываете при приближении грозы?
  2. А вот Ф.И.Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.

Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

- По долгу службы Тютчев долгие годы жил за границей. Он очень любил Россию, русскую природу, скучал по родным местам. И вот однажды весной он приехал домой. Услышал первую грозу, и сердце его заволновалось. Потому что первая гроза особенно радует, так же, как первый снег, первый подснежник, первые листья. И полились волшебные стихи.

- Сегодня на уроке мы будем работать над стихотворением Тютчева «Весенняя гроза».

1.     Словарная работа.

- Но прежде чем я его вам прочитаю, выясним значение трудных слов.

Перлы – жемчужины (это слово устарело, и вы его не знаете. Но зато вам знакомо слово «перламутровый». Вы все видели вот такие перламутровые бусы. А перл – жемчужина).

Гам – шум голосов и криков. 

Шум нагорный - гул, шум воды в горах.

Вторит – отзывается, откликается, повторяет.

  2.Первичное восприятие.

 - Я показываю вам образец чтения.  Презентация.

- Красиво написано?

- Можно ли это стихотворение назвать настоящей поэзией? 

3. Анализ произведения.

Чтение с заданием: найти “чудо”.

1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.

- Какая картина возникает перед вами?

- А чудо – рождение образов - мы постараемся сейчас отыскать. а) – Так какое же чудо происходит в 1-ом куплете, т.е. 1-ой строфе?

Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать?

Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.

  1. А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет).  Использует прием олицетворения. Олицетворе́ние - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами

- Да, гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое?

- Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.

2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.

Какие слова об этом говорят?

- А что значит молодые раскаты?

- Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская?

  1. Какие картины вы себе представили?

 - Опишите вторую картину.  

Перлы - старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже старым.

Давайте попробуем заменить его другими, близкими словами.

  1. Получается? (нет)
  2. Почему? (слово "перлы " создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно)

- Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит". О каких нитях говорит поэт? (нити - это лучи солнца, это метафора) Мета́фора ( «переносное значение») —перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

– Какое чудо во 2-ой строфе?

3. Прочитаем третью строфу.

– Что необычного вы заметили в 3-ей строфе? Каким словом можно заменить слово «поток»?

 Поток ( ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана.

 Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.

Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?

  1. Как вы догадались? {.....)
  2. Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный?
  3. Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить?  
  4. Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).
  5. Что значит "Гам лесной"

Физминутка

Утром солнышко проснулось,

Улыбнулось, потянулось.

И, откинув одеяло,

На зарядку побежало.

Дождиком умывалось,

Тучкой растиралось.

А, когда умылось,

Ярче засветилось.

Знакомство с приемом звукописи.

- Как поэт помогает нам «услышать» грозу?

- Внимание. Я прочитаю первую строфу, какой звук я выделю голосом:

 Люблю грозу в начале мая,

 Когда весенний, первый гром,

 Как бы резвяся и играя,

 Грохочет в небе голубом.

- Итак , какой же звук я выделила? [p]

- Произнесите этот звук четко, так же звонко как гремят, грохочут молодые раскаты весеннего гром. Погрохочим (р-р-р).

- Вот, ребята, поэт даже слова подбирает с нужным звуком. Звук [p] подчеркивает приподнятость настроения, радость. В таких случаях говорят, использует звукопись.

4.  Чтение с заданием: найти глаголы.

- А теперь задание  будет таким: найдите в стихотворении глаголы, т.е. слова, обозначающие… действие, движение, и подчеркните их. (дети работают).

 (Учитель вывешивает на доску таблицу с глаголами).

- Вот как много глаголов использовал поэт. И какие они яркие, выразительные: резвяся, играя (это глагольные формы), грохочет, брызнул… От них и стихотворение становится энергичным, стремительным.

 5. Настроение стихотворения.

- А какую грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую? (ответы детей). И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.

 5. Подготовка к выразительному чтению.

- Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку. какое слово здесь важно выделить? (грозу – да вы правы, ведь стихотворение о первой грозе).

- Но иногда в строке бывает даже не одно, а несколько важных слов. Здесь и слово «люблю» - важное. Оно передает такое состояние, о котором в народе «Душа поет» (показать «Люблю грозу»).

- Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке? А теперь прочитаем, что же у нас получилось. Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать 2-ую строфу, 3-ью.

  1. Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему?

6. Выразительное чтение.

7. Работа в тетрадях.

- Раскройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите в них фамилию, имя, отчество автора, название стихотворения, с которым мы сегодня познакомились. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте грозу, которую вы себе представили после прочтения стихотворения.

 Домашнее задание.

- Дома вы потренируетесь читать еще лучше. И выучить это стихотворение наизусть.

Подведение итогов урока.

- Наш урок подходит к концу. А вам урок понравился? Что вы на нем узнали нового?

 (В настоящих стихах обязательно происходит… (чудо – рождение образа)

- С каким поэтом познакомились?  Спасибо, ребята, за работу.

Учащиеся проверяют свою подготовку к уроку.

- Поэтическая тетрадь №1.

- Мы будем читать стихи. Но это не единственная тетрадь, будут еще и другие тетради.

- Мы позовем друзей радостно.

-Радостным, восторженным

-Тоном приглашения, с чувством радости

- Радостно-вопросительным тоном.

- С чувством восхищения

Учащиеся читают четверостишие.

- Нужно представлять то, о чем читаешь. Читать нужно медленно, в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе.

- «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды», «Зима недаром злится».

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

- Ещё светит солнце, а уж гром начинает греметь, играя. И совсем не страшно.

- Дети.

Гроза короткая, мимолетная, небо не успело потемнеть...

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик
брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

- Раскаты молодые.

- Несильные, короткие

Дождь, солнце

Гремит гром и вдруг неожиданно брызнул дождик. На деревьях повисли жемчужные капли дождя.

- Нет.

- Капли дождя превращаются в жемчужины, струи дождя - в золотые нити.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесой и шум нагорным
Всё вторит весело громам.

Ручеек

- Поток.

- Весело.

- Крики птиц, шум воды, шум листвы...

Учащиеся выполняют движения под текст физминутки.

Люблю грозу в начале мая,
Когда
весенний первый гром.
Как бы
резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Учащиеся выразительно читают стихотворение.

- Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...