Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему:
    Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

    Илларионова Екатерина Васильевна

     Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, - формы обучения: фронтальная; групповая ; индивидуальная

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок «Окружающий мир» в 4 классе.

    Тип урока: урок-исследование.

    Тема урока: «Органы чувств».

    • Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к учебному предмету, способность к самооценке.
    • Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
    • Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.
    • Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе) Предметные:
    • В конце урока ученики
    • знают органы чувств;
    • умеют различать, охарактеризовать органы чувств.
    • умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,
    • проводить сравнение, группировку, обобщение.
    • Метапредметные:
    • формирование умений: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, инструкции и правила при проведении экспериментов; делать выводы на основании полученных результатов; как этапы постановки опытов или выполнения задания.
    • формирование в ходе работы ценностного отношения к органам чувств;
    • подготовкана основании опытов сообщения об органе чувств.
    • формирование умения описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.
    • развитие познавательного интереса к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работ
    • Личностные:
    • умеют сотрудничать с учителем и сверстниками 
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы

    Ход урока

    1. Организационный момент. 

    - Улыбнемся друг другу, дети.

            - Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.

            Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

                            - Я в школе на уроке.

                            - Сейчас я начну учиться.

                            - Я радуюсь этому (пауза).

                            - Внимание мое растет.

                            - Я как разведчик все замечу.

                            - Память моя крепка.

                     - Голова мыслит ясно (пауза).

                    - Я хочу учиться.

                    - Я очень хочу учиться.

                    - Я готов к работе.

                    - Работаю!

    2. Актуализация знаний. Введение в тему.

    Ребята, а знаете ли вы ,какие органы помогают нам, познавать окружающий мир? Для этого от названия каждого слова возьмем первую букву и сложим словосочетание.

    огурец

    рак

    голубь

    арбуз

    носки

    о

    р

    г

    а

    н

    ы

    чайка

    утка

    волк

    сирень

    тюльпан

    ведро

    ч

    у

    в

    с

    т

    в

     - Что получилось?

    -Органы чувств помогают нам заглянуть в окружающий мир и узнать, что там происходит.
    Давайте поставим  цель нашего урока.

    3. «Открытие» детьми нового знания.

    -Для чего мы сегодня собрались? (Ответы  детей)

    Цель нашего урока: выявить, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире.

    -А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование .Сейчас мы поделимся на группы.( учащиеся делятся на 5групп)

    -Ребята, а кто такие исследователи? Давайте   заглянем в толковые словарики и найдем значение этого слова. (У детей на столах  толковые словари Ушакова, Ожегова, Брокгауза, находят в словарях толкование слова )

    -Значит, и мы можем назвать себя исследователями.

    -Так что же будет предметом нашего исследования?

    Мы будем исследовать органы чувств человека.

    4.Работа по теме урока.

    Верно. Давайте приступим к исследованию.

    - На партах у каждой группы  лежат пазлы. Соберите их.

    - Что получилось?

    -1 группа язык, 2- носа, 3- кожи, 4- ухо,5- глаза

    Физ. минутка

    5.  Систематизации знаний.

    А) Он доведет до Киева. 

    - О чем эта поговорка? 

    - Проведем опыты, чтобы разобраться, как работает язык. Перед вами 3 стакана с водой. Как вы думаете, в каком стакане соленая вода, в каком – сладкая, в каком – пресная? Что нужно сделать, чтобы определить вкус воды в стаканах? (Попробовать. Выходит ребенок и определяет в каком стакане какая вода)

    -  Какой орган тебе помог? (язык)

    – Какой вывод можно сделать? (С помощью языка человек определяет вкус)

    Слайд3 (язык)

     Сообщение ученика

    Язык - орган вкуса и орган речи. Человеческий язык - это единственная мышца, не прикрепленная с обеих сторон.

    У людей язык – это главный дегустатор. На каждом языке расположено до 5000 вкусовых луковиц. Они недолговечны, живут всего 10 дней: на смену старым вырастают новые. Прикорневая часть языка отвечает за восприятие горького, на соленый вкус реагируют передние края языка, глубокие края — на кислый, а на сладкий — только его конец. Поэтому не стоит глубоко запихивать конфеты или набивать ими полный рот: удовольствие от этого не станет большим. Человеческий язык - это единственная мышца, не прикрепленная с обеих сторон и считается самой гибкой и подвижной частью тела.

    И еще один любопытный факт: индусы едят руками не потому что не умеют пользоваться вилкой и ложкой, а потому что считают, что вкусовые рецепторы расположены не только на языке, но и на кончиках пальцев.

    ВЫВОД: ЯЗЫК- ОРГАН ВКУСА

    Б)  Заруби себе на … носу. Когда так говорят? 

    (Выражение зарубить на носу означает запомнить раз и навсегда, запомнить крепко-накрепко.)

    - Кто знает, как называется правильно способность нашего носа?  (Обоняние).

     - Проведем опыт.

    -Перед вами пробирки. Определите по запаху, какие вещества там лежат.

    Детям предлагается определить запах  лука, чеснока, лимона, которые  закрыты в пробирке.( Пробирки не из прозрачного стекла)

    Слайд 4

    Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. 

    Сообщение ученика.

    Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох. Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа. Один из интересных фактов, горожане, живущие посреди шумной цивилизации, не ощущает до 70% городских запахов . Африканец, живущий в дикой природе, способен уловить запах своего друга, прошедшего по лесной тропинке несколько часов назад. Но даже самый чуткий африканец не в состоянии почувствовать запахи так, как это получается у животных.

    ВЫВОД: НОС -  ОРГАН   ОБОНЯНИЯ. (Слайд 4)

    Упражнения для предупреждения зрительного утомления и близорукости 

    В) Глаза — зеркало души.

    -Ребята, закройте глаза. Скажите, какой предмет появился у меня на

    столе? (выставляет игрушку). Дети молчат.

    -Откройте глаза. Почему вы не могли ответить на мой вопрос? - Глаза были закрыты и мы не могли увидеть.

    Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

    - Продолжаем наше исследование.

    Каждая группа получит своё задание (на столах предметы для

    исследования.)

    Работа в группах.

    - Сравните:

    1-я . Что общего и в чём различие предметов? (конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов.)

    2-я. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы. (конверт с геометрическими фигурами одного цвета, но разной формы и размера.)

    3-я Рассмотрите игрушки. (игрушки ( машинки).

    4-я. Рассмотрите журналы. (журналы)

    5-я. Что общего и в чем различие? (лист бумаги с различными шрифтами) 

    - Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и

    сделайте вывод.

    Выступление представителей от групп:

    1-я приходит к мнению, что глаза помогают нам видеть различные цвета.

    2-я Глазами мы различаем форму и величину предмета.

    3-я   С помощью глаз мы можем наблюдать движение предметов.

    4-я С помощью глаз мы можем читать журналы и книги.

    5 -я С помощью зрения мы можем различать шрифты

    Слайд 5

    Вывод: благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.

    В)  У худых людей есть только кости и … кожа.

    Игра «Угадай, что это?»

     Обратите внимание на мешочек, находящийся у меня. Вы должны не глядя опустить в мешочек руку и определить, что за предмет в нём находится и рассказать о нём всё, что можно. (Цепочка из металла, вата, пластмассовые шарики, резиновый мячик, деревянный кубик, лоскут ткани, лист бумаги.) 

    акой орган чувств помог вам не глядя определить предмет?

    – Орган осязания – кожа.

    К сожалению, наша кожа не настолько крепкая как нам кажется. Мы можем порезаться, удариться, обжечься, обморозиться. Через ранки в организм могут попасть микробы. Поэтому очень важно уметь оказать себе первую помощь.

    Ребята давайте посмотрим видео. Первая помощь при повреждениях кожи.

    Если вы получили более серьёзные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 03.

    ВЫВОД: КОЖА – ОРГАН ОСЯЗАНИЯ.

    Г) - Не вешайте мне лапшу на … уши. Когда так говорят?

    Игра «Угадай голос».

    -Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА. Водящий  должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)

    - Что помогало ведущим угадывать?

     Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.

    Слайд 7

    Сообщение ученика.

    Второй по важности орган чувств у человека – ухо. Наши уши похожи на раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.Знаете ли вы, что уши растут всю жизнь? И, кстати, два уха одного человека, абсолютно разные, как внешне, так и внутренне. Интересный факт, когда нам нужно что-то расслышать, мы "продвигаем" поближе именно правое ухо. Из 100% так делают почти 75%. Это показатель стабильности и, между прочим, "эксплуатации" правого уха больше левого.

    Вывод: УХО – ОРГАН СЛУХА.  

    6. Итог урока, домашнее задание.

    Проведем графический диктант (Если “да”, то +, если “нет” то -).

    1. Нос – орган обоняния.
    2. Язык – орган слух.
    3. Уши – орган вкуса.
    4. Кожа – орган осязания.
    5. Человек с помощью ушей различает голос и звук.
    6. Вредные привычки помогают человеку.

    Оценивание в паре. Ключ проверки: + – – + – + + -.
    “5”– без ошибок
    “4” – 1-2 ошибки
    “3” – 3-4 ошибки
    .

    Рефлексия

    - Что нового вы узнали о своем организме?

    - Какие полезные сведения вы узнали  сегодня на уроке?

    - Что бы вы хотели узнать нового об этих органах?

    Оцените своё личное отношение к пройденной теме по шкале:

    А) отличное, хорошее – синий,
    Б) удовлетворительное – оранжевый,
    В) отрицательное – красный

    Д/з


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Что человечество ценит больше всего? ОС "Школа 2100"

    Урок окружающего мира построен на проблемном диалоге, соответствует ФГОС. К уроку есть презентация....

    Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Великая война и Великая Победа

    Урок окружающего мира в 4 классе.Тема урока: Великая война и Великая Победа.Цели1.     Знакомство с героическими страницами истории нашей страны.2.     Формиров...

    Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят…»

    Карта урока:Уровень образования: среднее общее образованиеЦелевая аудитория: учащиесяКласс: 4Тип урока: знакомство с новым материаломЦель урока:Образовательная: прохождение материала, посвященного Вел...

    Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Великая война и Великая Победа.

    Целями урока являются: знакомство с героическими страницами истории нашей страны;формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личн...

    Урок окружающего мира в 4 классе.Тема урока: Великая война и великая Победа.

    Урок окружающего мира по теме "Великая  война и великая Победа", на котором у обучающихся сформируются общие представления о Великой Отечественной войне, героизме советского народа, войне в родно...

    Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)

    Самоанализ урока  окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Учебник«Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев...

    Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Страна, открывшая путь в космос» (первый урок)

    Урок  знакомит учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране...