Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»Тема урока: «Мастера печатных дел»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Грищенко Юлия Васильевна

Сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervopechatniki_okr_mir.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема урока: «Мастера печатных дел»

Цель урока: сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

Образовательные задачи:

-познакомить с историей появления книгопечатанья на Руси;

- расширить знания учащихся о развитии книгопечатанья;

Развивающие задачи:

-развитие связной устной речи (пополнение и обогащение  пассивного и активного словарного запаса, монологическая и диалогическая речь);

- развитие памяти;

- развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли)

-развитие навыков контроля.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к истории;

-воспитывать умение работать в группах.

Ход урока

  1. Психологический настрой.(слайд 1)

Мне хотелось, чтобы нам сопутствовали :

Улыбка

Сотрудничество                               одним словом успех

Понимание

Единодушие

Хорошее настроение

  1. – Ребята, у каждого из вас в портфеле находятся несколько книг. В XVI в. В России такое количество книг, которое имеет каждый из вас, было только у богатых людей государства. .(слайд 2)

 Почему спросите вы? Да потому, что каждая из них писалась годами (от одного до семи лет) и поэтому стоила очень дорого.

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнедеятельностью Ивана Федорова, благодаря которому книги в России стали общедоступны.

       И поговорим о «Мастерах печатных дел» .(слайд 3)

  1. Сегодня работать мы будем в группах. Возьмите 1 задание .

Соедини слово из 1 столбика с его значением из 2 столбика.

бумага

Березовая кора

папирус

древесина

береста

Писчий материал из кожи

пергамент

Растение, на котором писали первые книги

Давайте проверим .(слайд 4)

–Рассмотрите одну из страниц старинной книги.(слайд 5)

- Чем эта страница отличается от любой из страниц  вашего учебника?( красная строка – абзац красная краска)

- Подумайте, почему возникло это выражение «Писать с красной строки» .(слайд 6)

- Рукописная книга, украшенная рисунками – миниатюрами стоила очень дорого.(слайд 7)

 В одной из самых больших библиотек мира – Российской национальной библиотеке в нашем городе.(слайд 8) – хранится миллионы книг. В отделе редкие книги собраны самые ценные. Некоторые редкие книги .(слайд 10)– это громадные тома, высотой более полутора метров, их в одиночку, пожалуй, и не поднимешь. .(слайд 11) Есть книги малютки: некоторые не больше спичечной коробки, а есть и с почтовую марку. Хранятся книги, напечатанные на коже, тонких листах пробки, вытканные на шелке, книги с пометками императоров, так же электронные книги.(рассмотрите книги миниатюры у вас на столах)

  1. Новый материал.

А сейчас мы с вами поработаем с текстом и выясним историю появления 1 печатного станка.

1)Работа в группе. Вставьте пропуски в тексте.

Одним из лучших переписчиков книг в Москве был.(слайд 12)

 Иван Федоров, который мог не только любую букву очень красиво нарисовать, но и искусно резал по дереву, а также отливал из металла различные фигурки. .(слайд 13)

 Как – то раз услышал он от живущих в Москве немцев, что немецкий мастер Гутенберг .(слайд 14)

придумал быстрый способ изготовления книг.  Гутенберг вырезал из дерева или отливал из металла буквы, затем покрывал их краской и с их помощью оставлял на бумаге отпечаток. Иван Федоров решил перенять такой способ изготовления книг.

Слова для справок:

Прочитайте что получилось.

2)- Давайте предположим, как работал первый печатный станок,(слайд 15)сооруженный русским первопечатником, используя для рассказа ключевые слова.

Рамка с набором букв (литер)          Давило (пресс)

Листы бумаги                                                      Рычаг

Краска

Осудите в группах. Какой рассказ у вас получился? Но чтобы печатать достаточно много книг одного станка не достаточно.

3) – Летом 1547 года в Москве случился страшный пожар, сгорела вся деревянная Москва, погибли люди, сгорели почти все рукописные книги. Как вы считаете, каким образом можно за короткое время восстановить царскую библиотеку. ( мнение детей)

Действительно, Иван (слайд 16) Грозный решил завести в Москве Печатную избу.

- Выберите  из данных слов синоним к словосочетанию «печатная изба», который используется и наше время.

Печатная изба  печатня  типография  публикация

Что такое типография? Толковый словарь…...(слайд 18)

Вывод: Итак, мы выяснили что ( ответы учащихся) печатный станок, типография

4) Работа с учебником. С 82 -83

Откройте учебник, прочитайте статью на стр. 82-83 и ответьте на вопрос: Какую книгу напечатали первой? (Апостол) .(слайд 19)

Кто такие апостолы?

- Первая книга была напечатана .(слайд 20)за столько дней за сколько Земля делает полный оборот вокруг Солнца. Назовите продолжительность печатания первой книги. (1год)или 12 месяцев

- Вторая книга была напечатана в шесть раз быстрее. За сколько месяцев была напечатана вторая книга? (2)

- Догадайтесь за счет чего сократилось время изготовления второй книги? (литеры –готовы)( русский букварь)

VI. Вывод

Давайте с помощью учебника заполним кроссворд в р.т. стр. 29

- Какое слово получилось? Книгопечатники - словарь значение.

В Москве около стены Китай – города находится памятник(слайд2 1) Ивану Федорову, у нас в городе есть типография его имени. Печатное дело помогло распространению грамотности и просвещению на Руси.

Прочитайте 1 абзац на стр. 84 учебника

- Каким образом появление типографии и печатание книг помогло распространению грамотности по всей стране?

( Стали открываться школы, грамотных людей стало больше, но   неграмотных людей оставалось еще очень много)

VII. Релаксация

  1. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 85 учебника.(слайд 22)

Достаньте из конверта элементы орнамента, наклейте на букву.

Какое слово можно сложить из этих букв?

СПАСИБО.

Давайте поблагодарим друг друга за работу на уроке.

 Задание на дом.

  1. С.29 №2 (рабочая тетрадь)
  2.  С.85-86 ответить на вопросы (учебник)
  3.  Прочитать дополнительную информацию по теме урока

(энциклопедии, журналы, Интернет)  по желанию учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России» Тема: «В царстве грибов»

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»Тема:«В царстве грибов»Цель:дать представление о грибах как отдельном царстве природы.Задачи: Обобщить признаки растений и животных, сформулироват...

Конструкт урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России". Тема "Вода".

Конструкт урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России". Тема "Вода"....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»

Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России"Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»Тип: комбинированныйЗадачи урока:учащиеся  должны овладеть  понятием &laqu...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"

Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом....

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока : Экологическая безопасность.

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России».Тема урока : Экологическая безопасность....

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...