Главные вкладки

    Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России» Тема: «В царстве грибов»
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    Амбаева Ирина Цыденовна

     

    Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»

    Тема:«В царстве грибов»

    Цель:дать представление о грибах как отдельном царстве природы.

    Задачи:

    1. Обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
    2. Развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез)
    3. Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.

    Оборудование.

    Для учителя:компьютер, программа  PowerPoint, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.

    Для учащихся: схема для заполнения у каждого, план исследования по одному на группу, учебник «Мир вокруг нас» под ред. А.А.Плешакова, зеленые и красные кружки для самооценки.

     Предварительная подготовка: в качестве домашнего задания на предыдущем уроке дети должны повторить дома признаки растений и животных, их отличия.

    Ход урока.

    Повторение изученного.

    - Что бы узнать тему нашего урока, разгадаем кроссворд.

    Загадка появляется при нажатии на стрелку напротив нужных клеток, после отгадывания при нажатии на эту же стрелку появляется слово-разгадка.

    После разгадывания последнего слова учитель спрашивает детей:

    - Как одним слово назвать всех живых существ, названных в кроссворде? (животные). При нажатии последней стрелки появляется слово «Животные»

    - Каких животных мы вспомнили. К каким группам они принадлежат? (гусь – птица, улитка – моллюск, остальные – звери).

    Постановка темы.

    - Если вы внимательно посмотрите на кроссворд, то узнаете тему нашего урока. (Грибы)

    При нажатии на стрелку возле последнего слова появляется вертикальная стрелка и выделяется слово «Грибы».

    image

    - Сегодня мы будем говорить о грибах. Но в начале проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были вспомнить  признаки растений и животных. У  вас на столе лежит таблица. У некоторых «Растения», а у других «Животные».  Вы должны заполнить таблицу, в соответствии с планом исследования. 

    Что нужно делать, если у вас возникнут трудности? (Обратится к источнику информации: учебник, От земли до неба. Атлас-определитель для начальных классов, Зеленые страницы)

    План исследования:

    1. Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.
    2. Чем могут питаться? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?
    3. Могут ли передвигаться самостоятельно?
    4. Какие условия нужны для роста и развития?

    - Что мы уже узнали о растениях? (слайд 3)

    image

    - А что мы знаем о животных? (слайд 4)

    image

    - На уроке эти таблички нам понадобятся.

    Постановка проблемы.

    -  Приведите примеры растений и животных с указанием групп.

    - А в какое царство вы отнесете грибы – растения или животные. Обоснуйте свой ответ. (слайд 5) - по щелчку появляется вопрос.

    image

    - Вы высказали разные мнения, но не смогли их доказать. Может, вы хотите что-то спросить у меня? (К какому царству относятся грибы?)

    (слайд 6).

    image

    - Вот на этот вопрос мы и найдем ответ сегодня на уроке.

    Актуализация знаний.

    - Но в начале давайте вспомним, что мы уже знаем о грибах. Из каких частей состоит гриб? (шляпка, ножка, грибница) – слайд 7.

    image

    - А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки? – слайд 8 (пластинчатые – нижняя часть шляпки состоит из пластинок, и  трубчатые – похожа на губку).

     

    image

     

     

    Новое знание.

    - А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба под землей? (грибница) – слайд 9.

     

    image

     

    - Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело. Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.

    Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ – они похожи на зонтик. (слайд 10).

    image

     

    -  А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик (слайд 11)

    image

    - А вот это – грибы-карлики (слайд 12).

    image

    Они очень-очень маленькие, но очень нужные человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенницилин – это очень нужное лекарство.

    - Давайте откроем учебник и посмотрим, какие еще существуют грибы – с.119. Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко.

    - Найдите среди них шляпочные и назовите их.

    - Подумайте, на растения или животных похоже внешнее строение гриба?

    Физминутка «Грибы»

    Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)

    Белый гриб нашли (разводят руками)

    Раз - грибок, два – грибок (наклоны)

    Вот и полный кузовок (показывают руками)

    - А давайте теперь попробуем найти ответ на вопрос, заданный вами в начале урока.

    - Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя» (слайд 13).

    image

     

    Почему так говорят? (Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю)

    - Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная среда)

    Слайд 14.

    image

    - А какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития? (растения)

    - А давайте вспомним (слайд 15), что еще нужно растениям для хорошего развития? (свет)

    image

    - Для чего растениям нужен свет? (Под действием света растения вырабатывают питательные вещества)

    - А грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. А раз им не нужен свет, то что их отличает от растений? (Они не вырабатывают питательные вещества сами)

    - И какой вопрос тогда возникает? (Чем же тогда питаются грибы?) – слайд 16.

    image

    - Вспомните, где любят расти грибы? (на старых гнилых пнях, плесень растет на старых пищевых продуктах).

    - Давайте прочитаем учебник на странице 118.  Как же питаются грибы? (они всасывают соли из почвы, но сами не производят питательные вещества)

    - Если грибы не производят питательные вещества сами, значит они не растения, но может тогда они животные?

    - Посмотрите, что мы вспомнили о животных в начале урока, загляните в таблички.

    - Можно ли сказать, что грибы – это животные? (Грибы питаются солями из почвы, как растения,  и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные вещества сами и не могут передвигаться).

    - Вот вы и ответили на вопрос, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. У них есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в отдельное царство.

    - Итак, сделаем вывод, почему грибы относятся к третьему царству природы? – слайд 17 (по щелчку появляются признаки грибов, а затем схожие признаки растений и животных с грибами по щелчкам парно меняют цвет)

    image

     

    Обобщение знаний.

    - Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека? Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку? (Слайд 18)

    image

    - Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь и охранять, собирать их аккуратно. И на следующем уроке мы поговорим о том, как собирать грибы правильно, чтобы не нанести вред себе и природе.

    Итог урока.

    - Кому было интересно на уроке?

    - Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.

    - А что вы уже знали раньше?

    - Что понравилось делать?

    - Что было трудно?

    - Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красный.

    Домашнее задание

    Дома вы поищите в дополнительной литературе или вспомните, что вы знаете о грибах и подготовите маленькое сообщение о каком-нибудь грибе, желательно с рисунком или фотографией. На основе ваших сообщений мы и построим наш следующий урок. (Слайд 19)

    image

     

    Таблица для групповой работы:

    image

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon carstvo_gribov.ppt1.16 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ Урок окружающего мира 3 класс

    Слайд 2

    г у с ь л о р к и к а и т к л у е л а к б р ы с ь ЖИВОТНЫЕ: Кто на себе свой дом таскает?

    Слайд 3

    РАСТЕНИЯ: Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами. Питаются растворенными минеральными солями. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.

    Слайд 4

    ЖИВОТНЫЕ: Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных. Не могут вырабатывать питательные вещества сами. Могут жить и развиваться в различных условиях.

    Слайд 5

    ЦАРСТВА ПРИРОДЫ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ Имеют листья, стебли, цветы, плоды с семенами, корни. 2. Питаются растворенными в воде солями. 3. Могут сами вырабатывать питательные вещества. 4. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге Могут передвигаться. 2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных. 3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами

    Слайд 6

    Почему грибы - это «третье царство природы»?

    Слайд 7

    Вспомни, что ты уже знаешь о грибах? ш Л П Я К А Н Ж К А О Г И Р Н Б И Ц А

    Слайд 8

    Загляни под шляпку: Пластинчатые Трубчатые

    Слайд 9

    ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ! Шляпка и ножка – это ПЛОДОВОЕ ТЕЛО гриба. Сам гриб скрыт под землёй. ГРИБНИЦА и есть сам гриб! ПЛОДОВОЕ ТЕЛО

    Слайд 10

    ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ

    Слайд 11

    И это тоже грибы!

    Слайд 12

    А это очень маленькие, но тоже грибы! Кефирный грибок Дрожжевые грибки Пенициллин

    Слайд 13

    Почему появилась поговорка: «Растут, как грибы после дождя»?

    Слайд 14

    Плодовые тела появляются, если грибу достаточно влаги, тепла и питательных веществ. А каким еще живым организмам нужны такие же условия для роста?

    Слайд 15

    А что еще нужно растениям для нормального развития? Почему растениям необходим свет? А грибам свет не нужен. Они могут расти и в темноте.

    Слайд 16

    А чем же питаются грибы? Посмотрим в учебнике: с.118. Грибы поглощают питательные вещества из мёртвых останков растений и животных.

    Слайд 17

    ЦАРСТВА ПРИРОДЫ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ Имеют листья, стебли, цветы, плоды с семенами, корни. 2.Не могут сами передвигаться 3. Питаются растворенными в воде солями. 4. Могут сами вырабатывать питательные вещества. 5.Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге. Могут передвигаться. 2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных. 3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами. Не могут сами вырабатывать питательные вещества. 2. Питаются останками живых существ. 3. Питаются солями из почвы. 4. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге. 5. Самостоятельно не передвигаются .

    Слайд 18

    Еще раз просмотрите с.118-119: Грибы разрушают остатки живых организмов и способствуют образованию перегноя. Некоторые грибы помогают растениям впитывать из почвы воду и соли. Грибами питаются многие животные . Некоторые грибы помогают готовить пищу. Есть грибы-лекарства. Какую пользу приносят грибы природе?

    Слайд 19

    Домашнее задание: Учебник: с.118-119, изучить внимательнее и запомнить. Тетрадь: № 4 – сообщение о любом грибе (по дополнительной литературе или собственным впечатлениям)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова "В царстве грибов"

    Сценарий урока написан  в рамках  технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо»...

    Урок математики 1 класс УМК «Школа России» Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10»

    Урок математики 1 класс УМК «Школа России» Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10» Цели : повторить и систематизировать материал, изученный на предыдущих уроках, закреплят...

    Открытый урок математики 1 класс.УМК: «Школа России»Тема: Плюс 2, минус 2.

    Педагог способен обеспечить прогресс своей профессиональной деятельности лишь при условии овладения им современными образовательными технологиями. Одна из задач стоящих передо мной, как перед учителем...

    Сценарий урока математики 3 класс (УМК "Школа России"). Тема "Деление с остатком"

    Урок математики в 3 классе по теме "Деление с остатком". К сценарию урока предлагается презентация. Урок построен по требования ФГОС. В приложении к уроку предлагаются дифференцированные задания....

    Урок математики 1 класс УМК: «Школа России»Тема урока: «Нумерация чисел от 1 до 10» (закрепление)

    Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:1.Образовательные: - закрепление знания о нумерации чисел в пределах 10, о сложении и вычитании  в пределах 10;- формирование  умения анализировать арифм...