Урок математики 1 класс УМК: «Школа России»Тема урока: «Нумерация чисел от 1 до 10» (закрепление)
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Терентьева Мария Владимировна

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

1.Образовательные:

- закрепление знания о нумерации чисел в пределах 10, о сложении и вычитании  в пределах 10;

- формирование  умения анализировать арифметические задачи, составлять по рисунку, решать   их;

- формирование навыка  каллиграфического письма.

2.Развивающие:

- развитие познавательной активности учащихся;

- развитие  мелкой моторики кистей рук;

- развитие  наблюдательности;

- развитие потребности в познании окружающего мира.

3.Воспитательные:

- воспитание бережного отношения к природе и животным;

- воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности  и пытливости в процессе учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_1_klass.doc970 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1 "в"

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: математика

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Моро М. И., Бантова М. А. Математика: учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.

Моро М. И., Бантова М. А. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009

Учитель: Терентьева Мария Владимировна

Тема урока: «Нумерация чисел от  1 до 10» (закрепление)

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

1.Образовательные:

- закрепление знания о нумерации чисел в пределах 10, о сложении и вычитании  в пределах 10;

- формирование  умения анализировать арифметические задачи, составлять по рисунку, решать   их;

- формирование навыка  каллиграфического письма.

2.Развивающие:

- развитие познавательной активности учащихся;

- развитие  мелкой моторики кистей рук;

- развитие  наблюдательности;

- развитие потребности в познании окружающего мира.

3.Воспитательные:

- воспитание бережного отношения к природе и животным;

- воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности  и пытливости в процессе учения.

Цели урока направлены на формирование и развитие УУД.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия::

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях,  находить выходы из спорных ситуаций;
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

регулятивные действия:

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
  •  определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия:

  • активное использование речевых средств   для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  •  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (конверты со счётным материалом), кленовые листики с примерами, карточки обратной связи.

СТРУКТУРА (ПЛАН) УРОКА:

1.Организационный момент.

 Мотивирование  к учебной деятельности.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Актуализация знаний.

Устные упражнения.

  • Работа в парах.
  • Числовой ряд.
  • Игра «Не зевай».
  • Назови «соседей числа»
  • Задача на смекалку.
  • Состав чисел.

4. Физкультминутка.

5.Применение полученных знаний и умений.

  • Игра «Собери букет».
  • Деление фигур по разным признакам (форме, размеру, цвету).
  • Составление задач по рисунку.
  • Работа по учебнику.
  • «Чей путь короче?»

6.Физкультминутка.

7. Отработка алгоритма действия.

  • Самостоятельная работа в тетради на печатной основе.
  • Проверка работы (карточки обратной связи).

 8.  Рефлексия.

 9.Итог урока.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Улыбнитесь друг другу. Какие у вас замечательные улыбки! У всех хорошее настроение, все готовы работать!(Слайд 1)

Дети настраиваются на урок, улыбаются друг другу.

Коммуникативные УУД, регулятивные УУД

МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скажите, ребята, с какой целью вы пришли на урок математики?

А что вы уже узнали на уроках математики, чему научились?

Узнавать цифры и числа, учиться решать примеры и задачи, учиться думать.

Знаем числа от 1 до 10, умеем с ними решать примеры, знаем арифметические знаки, сравниваем числа и выражения…

Регулятивные УУД,

личностные УУД.

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Чтение стихотворения. (Слайд 2)

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

стали дни холоднее.

И от птичьего крика

в сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

прочь, за синее море.

Все деревья блистают

в разноцветном уборе.

(К. Бальмонт.)

– Какое время года поэт описывает в стихотворении?

– Как вы догадались?

 Сегодня мы  закрепим изученное по теме

« Нумерация чисел от 1 до 10. Ребята, мы с вами сейчас отправляемся на математическую экскурсию в лес, где нас ждет немало интересных встреч.

(Слайд 3)

- Представьте, что мы с вами подходим к лесу. Чувствуете, как запахло прелой травой, пожухлой листвой, спелыми грибами.

- Делаем глубокий вдох носом, выдох ртом.

Автор описывает осень.

Дни стали короче и холоднее. Птицы улетают в тёплые края.

Листья желтеют, краснеют и опадают.

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1)- Чтобы войти в лес, мы должны показать хозяину леса, как хорошо и правильно мы научились устно считать. Индивидуальная работа у доски (3 человека). Работа в парах.

1 + * = 5      5 – * = 2             * – 8 = 0

2 – * = 0      6 – * = 6             * + 2 = 5

5 –  * =  2     9  + * = 10         * – 1 = 9

4  –  * = 3    8  – *  = 7           *  – 4  = 1

3 +  *  = 5    4 – * = 2             *  + 2 = 2

Сосед по парте проверит решение.

2) Расположить рассыпанные цифры в порядке возрастания. (Слайды 4,5)

На тропинке к лесу появились числа. Расположите данные цифры в порядке возрастания.(3,5,7,2,9,10,4,6,8,1.)

Прочитайте, что у вас получилось.

Что вы можете рассказать об этих числах?

Назовите свойства натурального ряда чисел.

3) Игра «Не зевай». (Слайд 6)

Назови самое большое однозначное число.

Назови число, которое больше 6 на 1.

Назови число, которое меньше 3 на 1.

Какое число следует за числом 8?

Какое число при счете идет перед числом 7?

Сколько человек тянули репку?

- Без смекалки нам в лесу никак не обойтись. Проверим, умеете ли вы думать, смекать.

4)Задача на смекалку. (Слайд 7)

В лесу стоит дуб, на каждом суку по 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько яблок растет на дубе?

– А вот из-за горки заячьи ушки торчат. Скажите, сколько за горкой зайчат сидят? (Горка убирается за ней трое зайчат).

5) Проверка индивидуальной работы

6) Назови « соседей» числа. (Слайд 8)

Вдруг появились на небе тучи.

Давайте разгоним их, пусть светит солнце нам в пути.

G:\сканирован картинки к уроку\2012-01-25\Сканировать10001.JPGG:\сканирован картинки к уроку\2012-01-25\Сканировать1.JPGC:\Documents and Settings\1\Мои документы\2012-01-28\Сканировать10001.JPG

7)Состав чисел

Повторение состава чисел 6, 7 (Слайд 9)

Вот мы зашли в сосновый бор. Давайте отдохнем и заодно и веточки у елочек посчитаем

G:\сканирован картинки к уроку\2012-02-26\Сканировать1.JPG

Состав числа 5

А под этими соснами спрятался ёжик. (Слайд 10)

-Чем питается ёжик?

(Ежи питаются насекомыми и яблоки с грибами не едят. Оказывается, ежам очень докучают обычные блохи. Через колючую одёжку спину ведь не почесать! Вот и приходится поливать паразитов кислым соком яблок - падальцев и ядовитым соком поганок.)

Ему нужно набрать 5 грибов, но шляпки грибов должны быть разного цвета.

У вас на партах есть грибы в конвертах и ёжик , выполненный вами в технике оригами.(Приложение 1)

- Сколько и каких грибов вы ему положите на «колючки»?

Состав числа 8

Возьмите все грибы двумя руками. Сколько всех грибов?

Сколько оказалось в левой руке, а сколько в правой?

Трое учащихся решают примеры у доски, затем другие учащиеся проверят решённые примеры.

Располагают магнитные цифры на доске

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

Это натуральный ряд чисел. Самое маленькое число1. Натуральный ряд бесконечен. Каждое следующее число больше предыдущего на 1.

9

7

2

9

6

3

Яблоки на дубе не растут.

3 зайчика.

Соседи числа 4 - 3 и 5.

Соседи числа 6 – 5 и 7.

Соседи числа 8 – 7 и 9.

Соседи числа 9 – 8 и 10.

6 это 3 и 3; 2и4 ; 5 и1;

7 это 2 и 5; 4 и 3; 1 и 6

Ежи питаются насекомыми.

Выкладывают грибы ёжику на спинку в кармашек.

Возможные ответы:

4красных и 1 коричневый,

2 красных и 3 коричневых

3 красных и 2 коричневых,

1 красный и 4 коричневых.

8

Возможные ответы:

4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1.

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Вы хорошо считаете, и хозяин леса вас пропускает дальше в лес. Идём в лес и выполняем движения по тексту.

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой.

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем,

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим у куста

Птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

Зайчик быстро скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы-ребятишки.

Дети выполняют движения по тексту.

Личностные УУД, коммуникативные УУД

5.ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

Применим знания состава чисел первого десятка для решения математических выражений и решения задач.

- По дороге к лесу я собирала кленовые листья в букет, но подул ветер, и листья разлетелись.

- Помогите мне, ребята, собрать букет.

Игра «Собери букет»

- Нужно прочитать  пример и  посчитать, сколько получится в ответе.

4 – 3           6 + 2           2 + 2          

5 – 2           4 – 2           6 + 1

5 – 3           3 +2            8 – 1

-Молодцы! Посмотрите, какой красивый букет у нас получился.

Разделите эти фигуры по разным признакам.(Слайд 11)

Вот к нам на тропинку прыгнула белка и просит помочь ей разделить геометрические фигуры по разным признакам.

По каким признакам можно разделить эти фигуры?

К какому из этих признаков соответствуют эти выражения? Докажите.

Найдите суммы данных выражений, читая каждое равенство новым способом.

Что заметили интересного? К каждому примеру на сложение составьте примеры на вычитание .  

форма 5 + 1 = 6        6-1=5              6-5 = 1

размер 4 + 2 = 6        6-4 = 2         6-2 = 4

  цвет    3 + 3 = 6         6-3 = 3

Составьте задачу  по рисунку (Слайд 12)

- Лесные звери на зиму запасают себе корм. Белочка просит нас о помощи.        

- Давайте поможем ей набрать шишек. Составь по картине задачу  на  сложение.

А теперь попробуйте составить задачу на вычитание.

Работа по учебнику

Осенью птицы улетают в тёплые края.

Составьте задачу  о птицах по рисунку стр. 58 справа  на вычитание.

Чей путь короче? (Слайд 13)

Встретились в лесу заяц, белка и ёжик. И пошли они к опушке леса разными путями. Чей путь короче? Почему?

Дети среднего ряда выходят по одному и решают примеры, записанные на кленовых листьях. Ставят лист в вазу. Получается красивый осенний букет из листьев.

По форме, размеру, цвету.

Форма: 5 многоугольников и один круг.

форма 5 + 1 = 6        6-1=5              6-5 = 1

Размер:4 фигуры маленькие, а две большие, это шестиугольник и красный квадрат.

размер  4 + 2 = 6        6-4 = 2         6-2 = 4

Цвет:3 фигуры красного цвета и 3 фигуры жёлтого цвета.

цвет            3 + 3 = 6         6-3 = 3

Белочка собрала в корзину 6 шишек. Одна шишка ещё на ветке висит. Сколько всего шишек?

На ветке было 7 шишек. Белочка сорвала 6 шишек. Сколько шишек осталось на ветке?

На ветке сидело 5 птиц. Одна улетела. Сколько птиц осталось?

Дети доказывают свою точку зрения.

Регулятивные УУД,  коммуникативные УУД,

личностные УУД.

Познавательные УДД, личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД.

6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА №2

Подготовим руки для работы в тетради.

Выполняется физкультминутка «Точильщики»

Точим, точим, точим нож!

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало, сыр, колбасы,

Помидоры, огурцы:

Угощайтесь, молодцы!

Дети выполняют движения эмитирующие движение ножа, чередуя руки. В конце хлопают в ладоши.

Личностные УУД Коммуникативные УУД

7.ОТРАБОТКА АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЯ.

Мы всё повторили, вооружились знаниями, а теперь выполните письменное задание в тетради на печатной основе.

Соотнеси картинку и запись.

Самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Решите примеры самостоятельно.

Проверка по цепочке.(1 ряд)

(Карточки обратной связи)

Самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Самостоятельное решение примеров.

Регулятивные УУД,

личностные УУД

8.РЕФЛЕКСИЯ.

Мы сегодня побывали в лесу, в котором много интересного. – Какие задания вам больше всего понравились?

– Какие задания для вас оказались очень трудными?

Если вам понравился урок, то  в левом верхнем углу нарисуйте солнышко.

Если урок не понравился или вы остались собой недовольны, то нарисуйте тучку.

Дети называют то, что было интересно выполнять на уроке и то, что трудно давалось.

Рисуют солнце или тучку.

Регулятивные УУД,  коммуникативные УУД,

личностные УУД.

9.ИТОГ УРОКА.

Очень жаль, что путь недолог,    (Слайд 14)

Возвращаться нам пора,

Но на следующем уроке

Вновь продолжиться игра!

Спасибо за хорошую работу. Осенний лес дарит листики самым активным ученикам.

Дети получают в подарок осенние листочки, вырезанные из цветного картона с надписью «Молодец».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Афонькин  С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. – СПб.:ООО «Издательство «Кристалл»»; 1998

2.Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс». – М.: Просвещение, 2008.

3.Дьячкова Г.Т. Устный счёт для начальной школы.-М.:Педагогическое общество России, 2001

4.Моро М. И., Бантова М. А. Математика: Учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.

5.Моро М. И., Бантова М. А. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Школа России" Тема:"Местоимение.Урок о маме"

Тема "Местоимение" изучается в конце 3 четверти. Я составила тематический урок на основе стихотворений, расказов, посвящённых маме....

Конспект урока 3 класс УМК "Школа России" Тема: В. Астафьев "Капалуха"

конспект урока для урока литеатурного чтения 3 класс "Школа России"...