Главные вкладки

    Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    ИРИНА ПЕТРОВНА АЛЕКСЕЕВА

    Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России"

    Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»

    Тип: комбинированный

    Задачи урока:

    учащиеся  должны овладеть  понятием «цепи питания»;

    научиться  классифицировать  животных по типу питания;

    научиться моделировать цепи питания;

    выдвигать  гипотезы, кратко и четко формулировать свои мысли;

    Планируемые результаты:

    Предметные

    • классифицировать животных по типу питания;

    • приводить примеры животных различных групп;

    • анализировать цепи питания;

    • понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

    • знать защитные приспособления животных;

    • обосновывать необходимость охраны животного мира.

    Метапредметные

    • научиться решать серию учебно-практических задач;

    • работать с разными источниками информации, находить информацию о животных и интерпретировать ее;

    • оценивать достижения на уроке;

    • моделировать цепи питания;

    Формы урока: Фронтальная работа, работа в парах, группах, индивидуальная

    Оборудование: слайды, картинки животных, карточки со словами, учебник, видеофильм "Цепи питания".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx226.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России"

    Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»

    Тип: комбинированный

    Задачи урока: 

    учащиеся  должны овладеть  понятием «цепи питания»;

    научиться  классифицировать  животных по типу питания;

    научиться моделировать цепи питания;

    выдвигать  гипотезы, кратко и четко формулировать свои мысли;

    Планируемые результаты:

    Предметные

    • классифицировать животных по типу питания;

    • приводить примеры животных различных групп;

    • анализировать цепи питания;

    • понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

    • знать защитные приспособления животных;

    • обосновывать необходимость охраны животного мира.

    Метапредметные

    • научиться решать серию учебно-практических задач;

    • работать с разными источниками информации, находить информацию о животных и интерпретировать ее;

    • оценивать достижения на уроке;

    • моделировать цепи питания;

    Формы урока: Фронтальная работа, работа в парах, группах, индивидуальная

    Оборудование: слайды, картинки животных, карточки со словами, учебник, видеофильм "Цепи питания".

    Ход урока

    1. Организация проблемной ситуации.

    1.АОЗ (учебный диалог)

     У.Посмотрите на слайд и назовите одним словом: кто это?

     Д. Животные.

     У.Назовите, каких животных вы узнали на этом слайде?

     Д. (перечисляют животных)

     У. Перед нами лишь некоторые виды животного мира. А без чего они все не могут существовать?

     Д. Без воздуха, воды, питания, солнца.

      2.Постановка учебной проблемы.

      У. Недавно я была в Ялтинском зоопарке. И вот что там увидела. Заболел зоолог-человек, который кормил животных. Пока его не было лосю дали мясо, льву – рыбу, кукушке – траву и веточки, а белому медведю дали насекомых. Животные метались по клеткам, рычали и выли.

       У.Что случилось?

       Д. Животные голодные, потому что корм, который им дали они не едят.

       У.Попробуйте предположить:  О чем сегодня будем говорить?

       Д.Тема урока: «Кто что ест»

       У. Как исправить ситуацию в зоопарке? Давайте определим, на какие  вопросы нам надо сегодня найти ответы.

       Д. Как правильно накормить животных? Какую ошибку допустили люди?

    ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

        У.А можно ли всех животных разбить на группы в зависимости от того, чем они питаются?

                              2.ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

        1." Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"  Практическая работа №1. «Кто, чем питается?»

       У. Давайте поможем животным зоопарка и накормим их правильно. В маршрутных листах найдите 1 задание. С помощью стрелочек покажите, чем бы вы накормили животных?

      Работа в парах. Учащиеся соединяют стрелочками животных и что они едят.

    Проверка открытий:        

      У.Чем вы накормили лося?

      Д.Травой, веточками. 

      У.А как называется группа животных, которые едят растительную пищу?

       А что еще едят     травоядные?

      Д. Листья, плоды, семена, корни.

      У.Чем накормили льва?

      Д. Мясом.

      У.Как называется группа животных, которые питаются мясом?

      Д.  Хищники.

      У.Другое название этой группы животных – плотоядные. Почему?

      Д. Потому что они питаются плотью других животных.

      У.Чем накормили кукушку?

       Д. Гусеницами.

       У.А гусеница – это кто?

       У.А если животные питаются только насекомыми, как называется эта группа?

       Д. Насекомоядные.

        У. А чем еще питаются насекомоядные?

        Д.  жуками, личинками

        У.А чем накормили белого медведя?

        Д. Рыбой.

        У.Скажите, а к какой группе по способу питания его отнесем? Почему?

        Д. хищники

        У.Все согласны с таким ответом?

    C:\Users\123\Downloads\2e750bd85dc75c6e39c9ab98279b6568_t2.jpg        C:\Users\123\Downloads\zoo19.jpg

     рыба                                                                                                


    рыба                мясо                     насекомые                            трава                    веточкиC:\Users\123\Downloads\kukushka-ptica-obraz-zhizni-i-sreda-obitaniya-kukushki-4-300x198.jpgC:\Users\123\Downloads\losenok-58d7fce3c1359.jpg

            ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

        У.А как вы думаете все ли медведи хищники?

    2." Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" . Практическая работа№2. Работа в парах.

    Предлагаю вам выполнить 2 задание. Прочитайте рассказ «Медведи» делая в тексте пометки:

    ! – новое;

    + - уже знал;

    Текст:  «Медведи»

    Белые полярные медведи живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, морскими котиками.

    Бурые медведи едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами, корнями, орехами, клубнями, злаками, медом.

    Проверка открытий: (учебный диалог)

    --О каких медведях вы прочитали в тексте?

    --Что из прочитанного вы уже знали?

    --Какая информация для вас оказалась новой?

    --Так чем же питаются медведи?

      Д. Белые полярные медведи живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, морскими котиками.

           Бурые медведи едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами,   корнями, орехами, клубнями, злаками, медом.

    --Можно ли бурого медведя отнести к хищникам? Почему?

    --Догадайтесь, как называется группа животных, которые едят все?

      Д. предположения детей, вывод на понятие «ВСЕЯДНЫЕ»

    --А знаете ли вы еще всеядных животных?

      Д.  белка, еж, кабан.

            C:\Users\123\Downloads\_avatar180.jpgежикC:\Users\123\Downloads\s_Kartochki-dikie-zhivotnye-buryy-medved_4998.jpg

                       C:\Users\123\Downloads\285745_352_canny_pic.jpgбелкаC:\Users\123\Downloads\wildschwein.jpg кабан

    Справочный материал:

    ---А вы знаете, что раньше люди употребляли слово ЯДА вместо слова ЕДА. От этого и такие названия: растительноядные, всеядные, насекомоядные.

    ---Почему сотрудники зоопарка не смогли правильно накормить животных?

       Д. Потому что не знали, чем питается каждое животное.

     Подведение итогов исследования: ( составьте кластер)  

                        Классификация  животных по типу питания

    травоядные    хищники (плотоядные)   растительноядные    всеядные

    У.Можно ли по внешним отличительным признакам животных, определить к какой группе по способу питания они относится?

    Д. Да. У животных есть внешние отличительные признаки.

    У.Что помогает хищникам добывать себе пищу?

    Д.  У хищников хорошо развитые клыки, острые зубы, когти; хищники быстрые, сильные, выносливые, с хорошо развитым слухом, зрением.

     У.А растительноядным? 

     Д. У растительноядных животных сильные губы, язык; быстрые ноги, хороший слух и зрение, защита от врагов: едкий запах.

     У.А насекомоядным?

     Д. У насекомоядных удлиненная мордочка с вытянутым хоботком, много мелких зубов.

     Д.У всеядных есть все отличительные признаки как у хищников, растительноядных, насекомоядных.

    3. Работа с источником информации.

    Решение учебно-практической задачи: Животные питаются и растениями, и животными, поэтому говорят, что живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны между собой в «цепи питания».

     У.А сейчас обратимся к нашему главному помощнику – учебнику. Откройте с. 94. Найдите текст «Цепи питания». Прочитаем текст.

     У.Что нового узнали?

     Д. Узнали, что в природе живые организмы связаны между собой в цепи питания.

     У. В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

     Д. Растение – растительноядные – хищник.

     У. Почему с растения?

     Д. Только растения, используя энергию Солнца, производят питательные вещества (сахар, крахмал), а ими питаются растительноядные животные, а растительноядными питаются – хищники. Отдельно им друг от друга не прожить.

      У. Мы с вами теперь знаем, как передается энергия от растений к животным, как возникает пищевая цепь. Давайте посмотрим, как это происходит в природе.

    Просмотр видеофильма (https://www.youtube.com/watch?v=jthe_6sMSsg)

    ФИЗМИНУТКА.РЕЛАКСАЦИЯ ПОД МУЗЫКУ.

     3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

     РАБОТА В ГРУППАХ. Практическая работа №3.

    1 ГРУППА. Учебная задача: распределить животных по группам питания.

     А сейчас достаньте шаблон модели и картинки животных.

    На экране эталон, проверьте свою работу, оцените себя.

            C:\Users\123\Downloads\img4 (3).jpg

    2 ГРУППА. Учебная задача: смоделировать цепи питания.

    Возьмите на столах конверт. Достаньте из него текст, прочитайте и по тексту составьте цепь питания, чтобы было понятно «Кто, чем питается?»

    Текст

    В Крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся зайцы съедали молодые деревья.

    Сравните с эталоном и оцените себя.

            C:\Users\123\Downloads\img12.jpg

     4. Включение в систему знаний.

    Проверка решения учебной задачи:

       У.Ребята, что произойдет с цепью, если истребить всех волков?

       Д. Цепь порвется.

       У. К чему это приведет?

       Д. Если выпадет хоть одно звено из цепи, то нарушится вся цепь.

       У.Зачем человеку знать о цепях питания?

       Д.Чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

      У. А вот при входе в один из зоопарков Нью-Йорка есть огромное зеркало, а над ним сверху такие слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих зверей только этот способен истребить и уже истребил целые виды животных и растений…» 

       У.Кто этот страшный зверь? Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек?

    Д. Они истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько, сколько смогут съесть – не больше!

    У.А какими мы должны быть, чтобы не навредить животным?

     Д. Добрыми, бережно относиться к животным.

         5. Рефлексия.

    стратегия “Договори фразу”.

    Животные и растения связаны между собой в ……………………

    В основе цепи питания находятся ………………………………..

    А заканчивают цепь – ………………………………………..

    В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя......................

    стратегия "Микрофон"

    Что сегодня получилось…

    В чем были затруднения…

    Какую оценку ты поставишь себе за работу на уроке...

    О чём можете рассказать дома родителям

    6. Домашнее задание.

     1. Найдите в дополнительной литературе информацию о пищевых связях в природе и проиллюстрируйте их.

     2. Написать сочинение с элементами исследования «Питание моего пушистого друга», ответив на вопросы: что любит кушать, какие приспособления имеет для питания.

    Тест

    Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

    • коровы, бегемоты, жирафы;
    • волки, лисы, кабаны;
    • лоси, тюлени, киты.

    Какая из цепей питания указана правильно?

    • сосна дятел жук-короед;
    • слизень капуста жаба;
    • рожь мышь змея орёл.

    Дополни цепи питания:

    осина, ......, ......., волк;

    ........, мышь ,сова;

    водоросли, рыба, ........


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

    Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

    Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

    Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

    "Опасные незнакомцы" 2 класс. Презентация к уроку окружающего мира.

    Данная презентация выполнена для учащихся 2 класса, но ее можно использовать и для ребят других возрастных категорий.УМК "Школа России"...

    План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

    План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

    мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

    Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

    презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

    презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...

    Современный урок окружающего мира. Технологическая карта к уроку. Презентация "Комнатные растения" .

       Организуя  современный  урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседне...