«Рождение гражданина»
материал по чтению на тему

Маруфи Денис Вячеславович

Выдающийся педагог – новатор Василий Александрович Сухомлинский, автор трилогии о становлении личности ребёнка («сырце отдаю я детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну»)всю свою жизнь посвятил детям. Он любил детей и свою работу. Он написал около 30 книг и более 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Это для нас. И более тысячи пятисот увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности и справедливости.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suhomlinskiy.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Рождение гражданина»

     Выдающийся педагог – новатор Василий Александрович Сухомлинский, автор трилогии о становлении личности ребёнка («сырце отдаю я детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну»)всю свою жизнь посвятил детям. Он любил детей и свою работу. Он написал около 30 книг и более 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Это для нас. И более тысячи пятисот увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности и справедливости.  

Многолетние наблюдения Сухомлинского за жизнью и ребят в  школьных коллективов привели его к выводу, что в подростковом возрасте у ребят  такие глубокие изменения в духовной жизни, что много в фактах  его познания, умственного труда, поведения, взаимоотношений со сверстниками, их эмоционального и морального развития кажутся воспитателю непонятными, непостижимыми.

     Многие педагоги жалуются на то, как трудно им работать с подростками, да и сами родители признаются, что не могут справится с собственным ребёнком, который раньше всегда    был таким спокойным,  управляемым, а вот в 6 – 7 классе он стал совсем другим: каким-то своенравным, невыдержанным, резким и прямолинейным, порой грубым и дерзким, болезненно самолюбивым. Он стал резким  в суждениях об окружающем мире, особенно о поведении старших. Порой создаётся  такое впечатление, что  ребёнок не слышит и не хочет слышать не педагога ни родителей.

     В чём дело? И Сухомлинский подсказывает нам, что поведение подростка зависит не только от тех естественных изменений которые проходят в его растущем организме, но и во многом от того, как его воспитывали в детстве. Опираясь на свой опыт и наблюдения, Сухомлинский отмечает, что очень трудно воспитывать подростков, если слишком легко шло его воспитание в детстве, когда ему позволялось всё как малышу или когда воспитатели ругали его и наказывали в за любой мелкий проступок вместо того, чтобы просто пожурить или объяснить почему так не стоит делать.   И самое главное это приобщение и поощрение детей к посильному труду в семье. Потому, что ребёнок просто  не знает, что такое труд, что такое порядок и для чего он нужен. Наши слова конечно частично остаются в памяти ребёнка, но сам он не испытывает чувства радости от труда и порядка, потому, что сам он участия в этом не принимал. Поэтому правильно было бы приучать  ребёнка  к разным видам труда доступным для его возраста. Например самому одеться и раздеваться, самому поставить свою обувь на место, самому убрать свои игрушки. И при этом обязательно каждый раз  не забывать похвалить его за его действия. Он должен чувствовать радость и гордость своими маленькими  но полезными трудовыми поступками. Постепенно трудовая нагрузка в разумных пределах возрастает.  Ребёнок трудится и тогда когда рисует, и тогда когда играет в кубики, конструктором, когда одевает куклу, когда старается чем – то помочь родителям по хозяйству. Нельзя гасить и такой порыв ребёнка, не смотря на то, что скорее всего, после того как он заснёт, вам придётся что – то переделать. Так в семье постепенно приучают человека к труду, к исполнению определённых обязанностей и тогда ребёнку не будет так сложно включаться в трудовые обязанности во время учёбы в начальной школе потому что навыки приобретённые в детстве его трудолюбие, ответственность за полученные ощущение себя полезным коллективу семьи - это та база, которая позволяет ему намного легче преодолеть переходный период в подростковом возрасте. «В зависимости от того, в каких условиях воспитывается подросток, какими источникам познания, мышления, видения мира питались его мысли и чувства в детские годы, его или возмущает зло,  которое творится на его глазах и радует добро, или он равнодушен и к добру и злу», пишет Сухомлинский. И он делает вывод что трудность воспитания в подростковом возрасте состоит как раз в том, что ребёнка мало учат видеть, понимать, ощущать самого себя как частицу коллектива, общества, народа. Сухомлинский сравнивает подростка с цветком. И это действительно так. Ведь для того, чтобы растение радовало нас своим цветением нам нужно ухаживать за ним, развивать его корневую систему, чтобы он смог расти и цвести получив в достатке необходимое. И ребёнку, для того чтобы он смог расти и цвести  на любой грядке нашего общества надо с раннего детства развивать его память, расширять кругозор, читать ему умные сказки и книжки, приобщать его к посильному труду, прививать ему высокие моральные качества, развивать понятия зла и добра,  приучает его жить в мире и согласии не только в семье, но и в коллективе сверстников и взрослых.  

    Сухомлинский в своей книге «Рождение гражданина» пишет, что существует два источника морального воспитания в детстве и подростковом возрасте.

     Первый – это воспитательная работа связанная с развитием многогранных моральных , трудовых, творческих, гражданско – политических взаимоотношений в коллективе и слово воспитателя (педагога, родителя) которое передаёт молодому поколению ценности выработанные и завоёванными старшими поколениями.

     И это очень важно, особенно в наше время, когда моральные ценности выработанные человечеством начинают страдать из-за меркантильных идей, когда уже появляются попытки деньгами размыть понятия о порядочности и законности.

     Второй источник морального воспитания заключается в сложных отношениях взрослых, которые окружают подростка и в  семье и в коллективах в которых он вращается. Отношение взрослых и сверстников являются для него средой, которая даёт ему наглядные уроки, раскрывающих содержание моральных понятий. Подросток уже не ребёнок, который воспринимал слова о хорошем и плохом на веру. Он не просто наблюдает, он сравнивает, анализирует, поступки друзей и взрослых. И здесь перед ним возникает потребности выбора или делать вид, что он нечего не замечает и приспосабливаться, или бунтовать.  Бунт этот может быть нескольких видов: подросток может сбегать из дома, бродяжничать не объясняя причин, он может проявляться в молчаливых поступках не радующих окружающих, он может быть яростным и открытым когда подросток не только совершает поступки на зло, но и дерзит, оскорбляет и обвиняет.

     Почему это происходит. И Сахалинский даёт нам ответ. Потому, что   существует противоречия отрочества. Подросток просто не умеет углубится в глубь фактов и явлений. Его оценка добра и зла прямолинейна,   эмоциональна, бурная, откровенная и резкая; Подросток склонен к поспешным выводам и обобщениям; они очень резко делят поступки и слова, людей на добро и зло. И чтобы эти противоречия подросткового возраста не приводили к конфликтам и срывам, нужно воспитывать в молодом гражданине зрелость мысли, идейную  целенаправленность и стойкость.

     Почему подросток стал грубым, дерзким, прямолинейным в суждении о взрослых?    Сухомлинский объясняет, что это происходит потому, что он наблюдает и видит ошибки или некрасивые, необдуманные поступки окружающих, он уличает их в неискренности и он считает, что он прав. Он даже не задумывается, что думают о нём  самом окружающие. Он не видит себя глазами других людей. Он не чувствует своей ответственности и перед коллективом и перед самим собой. И здесь ещё нужно подумать, а один ли он в этом виноват. Ведь известно, что любому событию есть не только предлог, но и причина. В чём главная причина общественного воспитания в семье или в коллективе ?: в соблюдении норм морали, утвердится в обществе и в коллективе, в семье, всеми их членами; в соблюдении норм и правил, нарушение которых осуждается общественным мнением и традициями. И подросток делает вывод, если им можно, то почему мне нельзя? Вот и возмущается. Значит и нам взрослым тоже следует не отступать от норм даже в мелочах, тогда процесс воспитания будет гармоничным.  А что такое гармоничное воспитание? – это одновременно воспитание дисциплины, ответственности перед коллективом, обществом и перед самим собой  - перед собственной совестью наконец. Так пишет Сухомлинский.

     Если говорить о духовном мире человека нашего времени и  методах воспитания в детстве и отрочестве, то следует отмечать, что главная цель и содержание воспитательной работы состоит в том, чтобы многогранное удовлетворение потребности в творческой деятельности переживалась бы им как моральное достоинство, чтобы, работая для общества, человек уже в годы отрочества и в ранней юности ощущал свою гражданскую ответственность и видел результаты своих усилий в их красоте или полезности. Творческий труд,  изобретательность, интеллектуальное богатство трудовой жизни, постоянное стремление человека к овладению всё новыми и новыми знаниями и умениями – всё это стало в нашем обществе ярким показателем гражданского достоинства человека. Сухомлинский пишет, что «миссия воспитателя состоит в том, чтобы в годы детства и отрочества развивать и облагораживать в своих воспитанниках тончайшие душевные, сердечные, нервные механизмы, через которые осуществляется отношения между личностью и миром человека». А главная задача воспитателя – педагога состоит в том, чтобы в сознании каждого ученика не угасал огонёк жажды познания. А это не возможно без привития любви к чтению, книгам. Конечно это труд и  на начальном этапе ребёнку нелегко  даётся освоить технику чтения только на уроках, поэтому в семье взрослые должны уделять этой проблеме не мало сил и терпения. Но это не обходимо по крайней мере до тех пор пока ребёнок не научится бегло   читать. Это необходимо для того, чтобы ученик не тратил силы на трудности связанные с процессом чтения и легко воспринимал смысл прочитанного.    Сухомлинский пишет, что «он изучая жизнь 460-ти семей в которых воспитывались подростки совершившие правонарушения и преступления отметил одну закономерность: чем тяжелее преступление совершенное подростками, чем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические моральные интересы и потребности семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление или правонарушение, не было семейной библиотеки, хотя бы маленькой. Ни одной книги кроме потрёпанных грязных учебников».   Наблюдения Сухомлинского относятся к 60 – 70-м годам 20 века, и в те времена наша страна была самой читающей в мире. Но сейчас в 21 веке мы часто говорим о том, что наши дети, наши подростки не любят читать. Может быть отсюда и слабая успеваемость и рост подростковой преступности. Нам нужно решать эту проблему с родителями и с ребятами. Конечно, книги сейчас, (особенно хорошие, умные) стоят дорого, но есть библиотеки и в школе и в Талдоме и в деревне Юркино, есть интернет ресурсы, практически любую книгу можно найти в сети и прочитать даже необрощаясь в библиотеку.  Во всех семьях есть компьютеры, ноутбуки или Другие гаджеты. В решении проблемы с чтением нам педагогам без помощи родителей не обойтись. Но как –то так получается, что родители тех детей, успехи и поведение которых нас особенно беспокоят, на родительские собрания не приходят, приходится общаться по телефону, вызывать на беседы отдельно.

     Важным элементом всестороннего, гармоничного развития человека Сухомлинский считал физическую культуру. Воспитание физической культуры – это, во - первых забота о здоровье и сохранении жизни как высшей ценности,; во – вторых, это система работы,   которая обеспечивает гармонию физического развития и духовной жизни, многогранной деятельности человека.  

      Физическая культура во многом помогает подростку правильно развиваться в период, когда в его организме происходят сложные изменения связанные с его ростом. Мы часто слышим от родителей, что «тройка» по физкультуре это не страшно. Нет, это страшно, потому, что «физическая культура должна обеспечивать сознательное отношение подростка к собственному организму, вырабатывать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закалять физические и нервные силы предупреждать заболевания».

     Изучая работу Василия Александровича Сухомлинского « Рождение гражданина» мы убеждаемся на сколько предан был великий педагог своему делу, как он любил свою работу и своих воспитанников. Ничто не ускользнуло от его внимания. Он пишет о том каким должен быть режим питания, труда и отдыха подростка, как должен быть организован труд и отдых во время каникул, заостряя наше внимание на том, что и в этот период нам воспитателям (педагогам и родителям) необходимо следить за  соблюдением режима труда и отдыха, что он должен быть связан с процессом самовоспитания, с преодолением подростком трудностей, с закаливанием, с упражнениями требующими силы воли. Рассуждая о важности развития у детей ловкости, пластичности, и красоте движений он поясняет, что это необходимо для сознательного и умелого управления своим телом, которое начинается с управления рукой, обратного влияния руки на мозг, благодаря которому вырабатывается пластичность, чуткость взаимодействия систем: рука – мозг; тело – мозг; работа – мозг.

     Зная, насколько сложен труд педагога воспитателя, как сложно построить правильное отношение с подростком, он обращается к нам с посьбой сдерживать свои эмоции, беречь нервную систему подростка, т.к. отрочество – это ответственная пора глубоких качественных изменений мозга подростка. Он рассказывает о психической культуре, утверждая что физическая, моральная, эстетическая культура немыслима без психической  культуры, что знание психической культуры – это   азбука самопознания и самоутверждения культуры духовной жизни личности как подростка, так и взрослого.  

     

     Особое внимание Сухомлинский уделяет  умственному воспитанию и образованию подростка. И делает вывод, что мы – родители и педагоги должны быть для них примером богатства духовной жизни. И объясняет почему. «Ум, -пишет он, - воспитывается умом, совесть – совестью, преданность Родине – действительным служением Родине.»

     На каждом уроке, на каждом воспитательном часу мы свами давая знания     одновременно формируем мировоззрение подростка – его личное отношение к истинам,   закономерностям, фактам, явлениям, правилам общения. Мы даём им знания, опираясь на которые, они постепенно определяются со своим мировоззрение.  Трудно не согласиться с Сухомлинским, когда он говорит, что литература  например – это «человекознание и в то же время одно из тончайших средств самопознания, самовоспитания, самоутверждения» или с тем , что «Пустая душа подростка  - это большая беда». Поэтому, чтобы душа ребёнка не оставалась пустой, автор «Рождения гражданина» ставит перед нами две воспитательные задачи уроков:

 1) давать определённые знания;    

 2) пробудить жажду знаний, стремление подростка выйти за рамки урока – т.е. читать, исследовать, думать.

     Собственно это то, что требует от нас сейчас современный ФГОС, который тоже как и Сухомлинский включает в себя понятие «самообразование». В это понятие мы вкладываем: комплектование личной библиотеки подростка и умственный труд дома, нас едине  «Там где  не воспитывается любовь к знаниям, к образованию, науке, книге, культуре, нет настоящей школы», говорит автор и тут же подчёркивает, что «Самообразование –это механическое пополнение знаний, не замкнутость и оторванность от людей, а живые человеческие взаимоотношения». Суть жизни школы должна состоять в обмене знаниями и умениями. Передавая свои знания людям, человек познаёт другого человека и самого себя. Одновременно происходит обмен духовными ценностями. И это очень важно, потому, что именно в подростковом возрасте, с нашим участием и помощью происходит становление нравственности и рождение гражданина.

         Всё что ребёнок уже познал раньше в детские годы уже не кажется подростку таким уж важным. Прежний источник духовной жизни – мир вещей, их суть, причинно – следственные связи и зависимости отступают в сознании на второй план. Здесь всё понятно, воспринимается как должное и семья и любовь матери кажутся подростку незначительным. Даже его собственные «грешки» -   нарушения норм поведения кажутся ему несущественными по сравнению с мировыми проблемами. Подросток уже многое узнал и на уроках и из СМИ, он начинает живо интересоваться более широким  кругом проблем, начинает философствовать – т.е. мыслить общественно – политическими и моральными вопросами. Всё что происходит вокруг и в мире -  всё касается его личности. И это естественно, мы ведь сами, готовясь к урокам, стремимся построить их так, чтобы дети не оставались равнодушными к новым знаниям, расширялся кругозор, чтобы развивалось чувство гордости за победы и достижения народов нашей страны, чтобы одновременно обострялось их гражданское видени мира.

     Сама природа, место и роль подросткового возраста в его моральном развитии требует чтобы, поднимаясь вверх по ступеням общественной жизни человек познавал мир, мысленно оглядывал его, понимал смысл сложных общественно политических  и социальных явлений, видел борьбу за идеалы, которые волнуют его лично. Но подросток это особый человек, как мы уже отмечали раньше, он наблюдателен, прямолинеен, критичен по отношению к взрослым и окружающим, поэтому именно от нас воспитателей во многом зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, заботит, удивляет,  трогает, пробуждает сочувствие или презрение,  любовь или ненависть. Видимо поэтому через всю книгу «Рождение гражданина» невидимой но прочной нитью проходит мысль автора о том, что каждый педагог, воспитатель должен в определённой степени быть  и психологом. Чтобы подросток вступал в мир идей постепенно, чтобы каждый факт о котором мы им сообщаем или они узнают из СМИ, обсуждался с ними во время классных часов, пробуждал в них личное эмоциональное отношение к событию или явлению. На уроках истории например, когда они узнают о рабстве, о крепостном праве, о других формах угнетения, экономической и духовной зависимости человека от человека мы видим с каким негативом ребята воспринимают эти факты. Когда мы рассказываем о ужасах войны, о том как дорого обошлась нам борьба с фашизмом, о том к каким трагическим, последствиям привели сброшенные  США на Хиросиму и Нагасаки всего две небольшие атомные бомбы. Мы видим как у ребят проявляется реакция на зло которое приносит человеку войны и чрезмерное тщеславие государственных деятелей отдельных стран. Перед каждым подростком раскрывается мир духовной борьбы, мир непримиримого разоблачения идей враждебных человечеству, счастью, гуманности.      

     Сухомлинский умер в 1970-м году, он не знал, что идеи фашизма после такого разгрома способны возродится, но тогда, когда он писал свою книгу он отмечал, что эти идеи не что- то абстрактное, за ними стоят атомные бомбы и другие способы массового уничтожения людей, стоят дьявольские печи Майданека и Освенцима, стоят корыстные интересы экономически развитых держав, которым необходимо сырьё и рабский труд покорённых народов.

     Станет ли наш ученик активным борцом против подобных идей, зависит от того, чему и кому принадлежит его сердце в годы отрочества и ранней юности.  

     Я так понял Сухомлинского, что работая, особенно с подростками которых мы называем «трудными», нужно не читать им морали, за то, что они мешают нам вести урок, не выгонять его с урока, не пересаживать его на последнею парту, а постараться понять в чём истинная его агрессивного поведения, понять, чем вызвана причина его протеста, за что он мстит нам, пытаясь нарушить урок. Вы знаете, я пробовал и это работает. Просто я вспомнил себя в их возрасте, вспомнил лекции по психологии в университете, вспомнил как  я ловил каждое слово моих коллег, опытных преподавателей, которым я всегда остаюсь благодарным, за их участие и строгую доброжелательность. Я вспомнил как в наши школьные годы мы подростки устраивали испытания каждому новому преподавателю предметнику. И стоя перед классом, уже сам в качестве их нового учителя, я всеми фибрами своей души старался, чтобы они не поняли, как я боюсь, что не сдержусь, что не смогу справиться с классом. И вот тогда я понял, как были правы Макаренко и Сухомлинский, понял что с трудным ребёнком нужно не воевать, а приближать его к себе, и добиваться его доверия к себе. Это не легко, когда у подростка кем-то уже опалены крылышки.   Но Сухомлинский пишет, что ему пришлось долго бороться за доверие и внимание ребёнка, чтобы его отвлечь от мелочных обид со стороны отдельных людей, чтобы мальчик не стал мелким себялюбцам  эгоистом, чтобы он понял, что для того чтобы добиться успеха в жизни, чтобы стать выше и умнея его обидчиков,  ему нужно стараться пока учиться   хорошо, чтобы у него была свобода выбора в профессии, что только так он может стать настоящим гражданином своей страны,  нужным и полезным обществу.      

      Но все эти выводы он должен сделать сам, а воспитатель должен только подвести подростка к таким выводам во время общения с ним, во время индивидуальных бесед, во время классных тематических часов, во время обсуждения каких – то  личных проблем или во время рассказов ему  о каких – то событиях, историях, фактах. Потому, что всё что мы подаём подростку в готовом виде воспринимается как навязывание наших личных мыслей и идей, как диктат, связывающий свободу его мыслей, а он испытывает потребность чтобы его считали равным, считались с его личным мнением. Так пусть выскажется. Если что – то не так в его понятии, то не стоит нам возражать категорично, с высоты наших знаний и опыта. А может быть правильно сказать ему. Да, может ты и прав, но, как ты думаешь, если посмотреть на это с другой стороны. Будет ли наше решение справедливым и верным. И пусть он сам придёт к верному решению. Понятно, что урок ограничен по времени, но внеурочное время (на перемене, после уроков, по пути из школы домой).  

     Сейчас сложное время Россия восстанавливается после разрухи политических, экономических и торговых связей. Россия борется за суверенитет,  за равноправие на международной арене. И это не всем правителям западного мира нравится. Уже ни один век нашу страну пытаются превратить в надёжную сырьевую базу. Отсюда и сейчас все эти экономические санкции, эта гибридная война, эти ни чем не обоснованные, надуманные обвинения. В нашей стране работают иностранные агенты, которые являются юридически гражданами России но, за хорошую плату работают на противников России. Они пользуются экономическими трудностями своей Родины стремятся склонить молодёжь к различным антиправительственным действиям,  способствуют разжиганию ненависти к гражданам других национальностей, поддерживают и создают фашистские молодёжные группы и т.д.

     Сексуальная распущенность, наркомания, да откуда она взялась в России. Оттуда же, с Запада. Это ведь тоже оружие для разложения и уничтожения молодого поколения противника. Как противостоять всему этому, как уберечь подростка от пагубного влияния. К тому же мы все знаем, что далеко не все семьи, даже при наличии в них отца и матери, являются благополучными и, как правило, именно  в неблагополучных семьях подростки чаще всего, со слов родителей, «отбиваются от рук» и совершают правонарушения.  Не редко родители не хотят видеть причину бунта подростков в себе, в своих ошибках. За примером далеко ходить не надо, некоторые мои уважаемые коллеги  были свидетелями безобразной на наш взгляд, сцены, когда мать придя в школу в присутствии подростка и преподавателей  обливала девочку словами самыми мягкими из которых были: «мерзавка», «нахалка», «лентяйка», «скотина». Она унижала ребёнка эмоционально, с ненавистью характеризовала «подлую» сущность подростка. Перевоспитывать взрослого эгоиста дело бесполезное. По крайней  мере до тех пор, пока он сам не сможет увидеть себя со стороны, глазами окружающих, и своего собственного ребёнка. А девочка хорошая, учиться, правда, в то время она стала хуже, хотя раньше была ударницей. После уроков мне долго пришлось успокаивать её, потом объяснять поведение матери, которой никак не удавалось создать полноценную семью, что детей у неё двое и от разных отцов, что у неё большие финансовые затруднения, а тут ещё твой протест дома. Мама твоя просто слабая, отчаявшаяся женщина. Да, она свалила на тебя груз работ по хозяйству в доме, груз забот о младшем братике, она всегда недовольна, кричит, скандалит, а ты попробуй отталкиваться от того, что тебе самой противно. Не скандаль с ней, не воюй, потерпи немного и т.д. Мне пришлось убеждать её в том, что она умная и способная девочка, что она своими успехами в учёбе, делах, сможет добиться того, чтобы отчаянная злость мамы постепенно уступит место гордости за тебя. И знаете, не все сразу но сработало. Мать её перестала мучать нас своим экзальтированным поведением. И девочка не сломалась под напором злости, стала учиться лучше, успешно сдала ЕГЭ   и поступила на экономический факультет университета. Вот и получается, что прав Сухомлинский утверждая , что каждого подростка нужно приблизить к себе, завоевать его доверие, помочь найти выход из создавшегося положения, направить его мысль и энергию в правильное русло. Получается , что Сухомлинский и сейчас помогает нам своими советами.

      Ребёнок на собственном жизненном опыте понял суть моральных принципов, по крайне мере то, что все блага жизни создаются трудом, что нужно быть добрым и чутким к людям. Помогать слабым, отчаявшимся и слабым, т.е. таким какими были её мать и братишка.    

     Он пишет: «Я стремился, чтобы мои воспитанники видели мир вокруг себя и самих себя глазами гражданина [т.к.]. на основе гражданского видения мира о том, что духовная культура, нравственная гражданственность, творческий труд очень тесно связаны между собой. Моральное, эмоциональное, эстетическое воспитание подростка немыслимо без развития в нем способности ощущать оттенки мысли и чувств людей потому, что всё это связано с формированием его духовности. А воспитание гражданского достоинства личности является одной из тончайших сфер влияния на духовный мир подростка – гражданина своей страны. Гражданские чувства нужно прививать ребёнку с раннего подросткового возраста, потому что гражданские чувства – это самые высокие и благородные движения души, они возвеличивают человека, утверждают в нем общественное сознание, честь и гордость. И завершая свою трилогию Рождение гражданина» выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский пишет: «Высшей наградой за труд, за тревожные дни и бессонные ночи является для меня то, что воспитанники мои стали настоящими сыновьями своей Родины: они знают какой дорогой ценой досталось их поколению счастье труда, материальные и духовные блага. Им дорог каждый стебелёк на родной земле, они готовы отдать жизнь за свою Отчизну.

     Его прекрасная книга посвящена сложным вопросам формирования личности подростка. Как воспитать интерес к знанию, как научить трудиться с радостью, пробудить и развить стремление к красоте, вызвать желание стать настоящим человеком — человеком высоких нравственных идеалов - и, главное, как воспитать духовную несгибаемость, качества гражданина, живущего по нравственным законам, - эти непростые и острые проблемы встают со страниц книги. Она проникнута глубокой думой о человеке будущего и не является пособием по педагогике, а служит в первую очередь духовному развитию воспитателей и учителей, взращиванию любви, чуткости и ответственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Я учитель-гражданин"

Выступление "Я учитель -гражданин"...

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

Педагогический анализ образовательных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С. А. Есенина + сценарий проведения вечера. посвященный 120-летию со дня рождения С. А.Есенина

Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...

Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»

Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...