Сказка ложь, да в ней намёк
план-конспект урока по чтению на тему

Булгакова Светлана Петровна

 развивать умения воспринимать на слух тексты в исполнении диктора, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух и про себя;

 развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам;.

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сказка ложь, да в ней намёк …»

  Русская  народная сказка «Кот и лиса»

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении диктора, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух и просебя;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

 

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

           (слайд 1)

   

     -Прозвенел звонок-начинается урок!

         Приветствие “Здравствуйте!”

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

-Давайте произнесём приветствие с разной интонацией (радость, равнодушие, восторг , грусть, удивление)

(слайд 2)

-Спасибо. Ребята, у нас с вами урок литературного чтения. Предлагаю вам вставить пропущенные слова в четверостишье об этом уроке.

-Литературное чтение –…  урок,                                          прекрасный

Много … в каждой из строк.                                                 полезный

Сказка это или рассказ,  

Вы учите их – они … вас.                                                         учить  

( 2 чел. читают стих)

         

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок чтения?

На доске открывается запись:

            (слайд 3)

УРОК:

Интересный
Познавательный
Развивающий
Плодотворный

Весёлый

Удивительный

                       (перед уч-ся листы- таблицы)

-Закрасьте цветным карандашом выбранную строку.

(Зачитываю выбранные детьми строки)

-Чтобы урок получился таким, достаточно ли действий одного учителя? Необходима ваша помощь? Какими должны быть на уроке ученики?

На доске открывается запись:

       (слайд 4)

УЧЕНИКИ:

Активные
Думающие
Работоспособные
Внимательные
Дисциплинированные

- Выберите … -По вашему мнению, какими должны быть ученики на уроке?

-  В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть?

            (слайд 5)

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и

наполнит наши души прекрасными чувствами.       (радуга на слайде)

  1. Актуализация знаний.

- Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости.

-Все дети любят играть, предлагаю вам игру «Найди слово».

(слайд 6)

- Перед вами на партах приготовлены карточки. Ваша задача – найти слова среди случайных букв и подчеркнуть их.

               опкарутсмтпословицажудбехцак

                иаекфывуцфжанршгнеую

                уыупвсчиталкагныруд

                вочскороговоркатпумбудх

       -Какие слова вы нашли?

     (слайд 7)

-Молодцы, верно справились с заданием. А что объединяет эти слова?

(Слова относятся к устному народному творчеству)

-Верно, это фольклор.

(слайд 8)

-Что такое фольклор?( Жанр устного народного творчества)

- А что еще мы относим к фольклору?(прибаутка, колыбельная, дразнилка, сказка и т.д.)     

(слайд 9)                                                                                                            

-    Да ребята, сказка – это жанр устного народного творчества. Они появились много веков назад, когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их начали только в 19 веке.

          (слайд 10) (пауза….Звучит музыка)

3. Включение в деятельность.

(Работа в парах)

- Игра «Остатки – сладки». 

   В старом заброшенном доме жила Мышка-буквоедка Фрося. Она очень любила

Грызть книжки, которые лежали на полке… Как-то мышка нашла вкусную книжку, но так как она уже была сыта, то, подобно малышу, который из булочки выковыривает и ест только изюминки, выгрызла не всё, а то, что она посчитала вкусным. Потом Фрося бросила книжку и убежала в норку….

            -Фрося убежала, но оставила нам задания. Работать будете парами. Внимательно прочитайте и выполните задания на цветных карточках.

       (жёлт.) Прочитайте текст с неполными словами.

Сказка – это жанр уст... народ.. твор…. По авторской принадлежности сказки быва… автор…ие и народ…е. Сказители – это те, кто умело расск…вал сказки. Сказки бы…ют: волше…, о живот.., бытов….  Главн.. тема сказок разн… народов - борьба добра со зл….

(роз.) Прочитайте отрывок из сказки. Как она называется и к какому виду сказок относится?

Проверка.

-Какое задание было на жёлтых карточках?

-Кто хочет начать проверку? Прочитайте 1 абзац.

Спасибо. Кто продолжит?

( Чтение текста парой)

-Молодцы. Спасибо.

        (слайд 11)

 -На розовых карточках даны отрывки из сказок, пары должны были угадать название сказки и определить её вид.

- Встаньте те, кто читал волшебную сказку. Как она называется?(«Мальчик-с-пальчик»)

-А кто читал сказку «Каша из топора». Какой это вид?

-У 3 пары осталась сказка какого вида? ( о животных, «Лиса и журавль)

                         

          (слайд 12)       

4.Определение темы урока.

   Проблемный вопрос (прогнозирование):

-Наверное, вы уже догадались, что тема урока работа … со сказкой.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Правильно, тема урока (Русская   народная сказка)

               (слайд 13)

-Хотите узнать о ком эта сказка?

Работа группами. (мальчики-девочки)

-Соберите пазлы и узнайте, кто герои сказки.

- Как может называться сказка, героями которой являются Кот и Лиса?

(«Кот и лиса»)    

                   (слайд 14)

-А какова цель нашего урока? ( вникнуть  в особенности  художественного  мира  сказки и понять её мудрость т .е. научиться видеть её скрытый смысл)

                 

  (слайд 15)                            

-  Знаете ли вы сказки, где главный герой кот? А лиса? (ответы детей)

-  Вспомните какие они в сказках? Определите их черты характера.

     Работа по инд.карточкам.

              (слайд 16)

-Соедините героев с их чертами характера.

                                          Хитрый

                                           Обманщик

       кот                                   Добрый                               лиса

                                             Льстивый

                                             Плутовка

                                              Защитник

-Давайте проверим. Каким вы помните кота? А лису?

   Проблемный вопрос (прогнозирование):

- А как вы думаете, в этой сказке наши герои будут такими же? (ответы детей)

- Прочитаем сказку и проверим ваши предположения. 

-Речевая разминка.

(слайд 17)

Сегодня мы будем часто изменять форму слова лиса. Потренируемся в этом с помощью чистоговорок:

1. Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

2. Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

3.Су-су-су – дети видели … (лису).

 4. Се-се-се – много сказок о … (лисе).

 (Чтение понравившихся чистоговорок по номеру  хором или индивид.)

-Встаньте те, кто выбрал 1 чистоговорку. Прочитайте и т.д.

-Молодцы.

 -Работа по учебнику.

Откройте учебники на стр.195

(слайд18)

По ходу работы над сказкой будем заполнять опорный конспект и объяснять лексическое значение слов, которые нам не знакомы.

-Прочитайте конспект.

  • автор и его произведение
  • язык сказки
  • герои сказки

- Еще не читая сказки, что мы уже можем заполнить? (автор и его произведения)

   Заполнение опорного конспекта:

  • автор и его произведение (народная сказка «Кот и лиса»)

5.  Работа с текстом  во время чтения

I Часть.  Стр.195

Аудиозапись. Прослушивание.

- Предлагаю прослушать аудиозапись 1 части сказки.

Прошу следить и отмечать непонятные слова.

(слайд 19)

Словарная работа.

(слайд 20)

- В сказках встречается много непонятных нам слов, которые называются устаревшими.

- Значение многих их них мы можем объяснить сами, но есть и такие слова, для   толкования которых понадобится словарь.

(бурмистр – управляющий;

 потчевать – кормить, угощать;

величать – звать)

- Как называются эти слова? (устаревшие)

-Какие ещё непонятные слова встретились?

- Какой вывод вы можете сделать? (сказка старая)

          (слайд 21)

Давайте заполним наш конспект.(-язык сказки - устаревший)

   

Вопросы после 1 части.

-Вернёмся к прослушанному отрывку.

         

Рассмотрите иллюстрацию авторов, подберите подходящее к нему предложение из текста.

- Почему лиса никогда не видела котов? (лиса – дикое животное, житель леса)

-  Плохо ли коту в лесу жилось? Как об этом в сказке говорится? («…и горя ему мало»)

-Спасибо.

II Часть. Стр.196

Жужжащее чтение. ( с карандашом )

-Поработаем со 2 частью. Предлагаю использовать жужжащее чтение.

- Проследим за языком сказки, выполняя задание.

(слайд 22)

– Найдите в сказке устаревшие слова, соответствующие словам современного русского языка:

  • если – коли;
  • иди – ступай;
  • спрячься – схоронись.

-Прочтите предложение, в котором встретилось устаревшее слово, соответствующее слову если.

-А кто нашёл…? И т.д.

Ответы на вопросы после чтения.

- Что можно сказать о лисе, прочитав вторую часть сказки? (заботливая, находчивая, сообразительная)

- Кто повстречался лисе? (волк и медведь)

- Что же придумала лиса?

                                                         Физминутка ( игра «Пантомима»)

- Давайте попробуем изобразить повадки и характер наших героев.

-Молодцы.

 (слайд 23)

Проблемный вопрос (прогнозирование):

- Предположите, сообразят ли волк и медведь, кто такой Котофей Иванович на самом деле? (высказывание детей).

- Проверим свои предположения после просмотра третьей части.

Установка.

Внимательно смотрите отрывок из мультфильма  и подготовьтесь заполнить опорный конспект о героях сказки.

(слайд 24)

III  Часть. Стр 197

Вопросы после просмотра.

  - Подтвердились ли наши первоначальные предположения о героях?

  (слайд 25)

-  Кот (защитник, спаситель, иногда хитрец)

-  А лиса? (хитрая, обманщица,  расчётливая ,льстивая)

(слайд 26)

-Заполним опорный конспект.

! (Если останется время)

-Предлагаю вам творческое задание на зелёных листах.

     -   Пользуясь словами для справок, подоберите подходящие по смыслу слова, чтобы получилось четверостишье про лису/кота (по выбору)

Лиса ________________ ____________,

И вдруг ____________ _____________

Полюбила, __________________

С ним ____________ _____ __________.

( встретила кота, красива и умна, осталась на века, приласкала)

Кот был _____________ _______________

И в лесу __ _____________________

Вдруг с _____________ __________

И с нею _____________ ___________.

( лисою повстречался, хитрый и умелый, жить остался, не растерялся)

Проверка.

- Какими предстают перед нами волк и медведь? (трусливые, глупые)

- А кто оказался смелее? (заяц)

Заполнение опорного конспекта:

  • герои сказки (кот – находчивый, хитрый;

                       лиса – сообразительная, хитрая;

                       волк и медведь – глупые и трусливые;

                       заяц - смелый)

6.Работа с текстом после чтения. 

(слайд 27)                                                                                          

- Сказки о животных называются АНИМАЛИСТИЧЕСКИМИ. Это новое слово. Прочитайте его. Это слово пришло из французского языка, «анималь»- животное.

- В сказках о животных действительно показано то, что народ осуждал в себе, в своих социальных  врагах, в обществе. Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие

- Подумайте о морали. Чему учит наша сказка? 

(слайд 28)  

Побеждают не силой , а умом, находчивостью, хитростью                                                                  

     - Ребята, рассмотрите фразеологизмы и пословицы в картинках и выберите ту, которая по смыслу подходит  к содержанию сказки :

  • У страха глаза велики. 

 - Молодцы!

(слайд 29)                                                                                

Вывод:

-Ребята, давайте вспомним какова цель нашего урока? (  вникнуть  в особенности  художественного  мира  сказки   «Кот и лиса»   и понять её мудрость т .е. научиться видеть её скрытый смысл.  

-Достигли мы её?    

           ( слайд30)    

-Мы познакомились со сказкой, а дома вы продолжите работать с ней.

Предлагаю 3 вида заданий на ваш выбор.                                                                                                                                                                                                                                                                                            

   Домашнее задание:- Прочитать сказку по ролям.

                                    - С.198 задание2

                                      - Нарисовать главных героев сказки.

(слайд 31)

Рефлексия:

-Каким вы хотели видеть наш урок вначале? (Интересным, сказочным, весёлым, удивительным)

-Он получился таким?

-Он  принес вам радость общения ?

-Наполнил наши души прекрасными чувствами?      ДА           

                   

Лист оценивания.     (на доске)

-Оцените: насколько интересным вам показался урок.

-Оцените свою работу на уроке.

(зел.)- Работал активно, результатом доволен.

(жёлт.)- Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.

Оценивание одноклассников.

-Ребята, у каждого из вас есть «сердечко». Отдайте его тому, кто лучше всех на ваш взгляд трудился на уроке. Поблагодарите его от всей души.

-Приятно получать комплименты? Порадуемся вместе.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока лит.чтения 2 класс по теме "Обобщение по разделу "Сказка -ложь, да в ней намёк...""

Конспект урока лит.чтения 2 класс (ОС "Школа 2100") по теме "Обобщение по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк..."...

исследовательский проект Сказка - ложь, да в ней намёк 4 класс с презентацией

Данный исследовательский проект выполнен ученицей 4 класса. Проект соответствует требованиям, предъявляемым к исследовательским проектам. При работе над проектом, ребёнок познакомился со многими сказк...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме " Введение в новый раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».

Урок литератрного чтения во 2 классе (УМК "Школа 2100")  Цель урока: введение в раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» через изучение...

Проект "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Проект посвящен русским народным сказкам. Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку. Целью проекта является развити...

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок (КВН по сказкам)

Внеклассное мероприятие по внеклассному чтению для учащихся 1-2 классов.Обобщение  знаний учеников по известным народным и литературным сказкам....

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

Тема Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок (КВН по сказкам)

Урок в форме КВН поможет :1. Развивать творческие способности, речевые умения, память, внимание, наблюдательность к слову.2. Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.3.Формировать н...