Главные вкладки

    Учебное занятие по обучению грамоте
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Тема «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук  [ж]»

    1 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uz_po_obucheniyu_gramote.docx26.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения

    Тема «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук  [ж] »

    1 класс

    Разработала: Михайлова Елена Николаевна

    г.п. Излучинск

            Тема: «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]».

    Тип урока: закрепление знаний.

    Цели урока:

    Обучающие: закрепить знания учащихся о букве Ж и звуке [ж], который обозначается этой буквой; формировать навыки сознательного, правильного чтения;

    Развивающие: развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, сообразительность;  расширять кругозор детей. Воспитательные: воспитывать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности,  умение работать в коллективе.

     

    Оборудование: учебник для 1 класса «Русская азбука» авторы В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др., карточки с буквами,  цветовые сигналы, предметные картинки. 

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Начинается урок,

    Он пойдёт ребятам впрок.

    Станем буквы изучать

    И научимся читать.

    - Какое самое главное правило на уроке? (Внимательно слушать учителя и товарищей.)

    - Сегодня на уроке вам предстоит показать, чему вы научились на уроках чтения.

    2. Актуализация опорных знаний.

    - Что такое речь?

    - Какая бывает речь?

    - Из чего состоит наша речь?

    - Из чего состоят предложения?

    - Из чего состоят слова?

    - Из чего состоят слоги?

    - Какие бывают звуки?

    - Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках.

    - Согласные звуки могут быть... (твердые и мягкие)

    - Как обозначают звуки на письме?

    - Обратите внимание на доску.

    На доске:

    ж

            а         у        о        е        и

    ш

    - Что записано? (Буквы)

    - Что предлагаете сделать? (разделить на группе)

    - На какие две группы можно разделить буквы? (Согласные и гласные)

    - Что общего у букв ж и ш? (обозначают твердые согласные звуки, после этих букв не пишется буква ы!)

    - В чем отличие? (Буква ж обозначает звонкий звук [ж], а буква ш – глухой согласный звук [ш])

    - Что можно составить из букв? (Слоги)

    - Прочитайте слоги.

    жа        жу        жо        же        жи

    ша        шу        шо        ше        ши

    - Какие буквы гласных звуков стоят после ж и ш?

    - А какие буквы гласных звуков вы не увидели после ж и ш?

    - Расскажите все, что вы знаете о букве ж. (Буква ж обозначает согласный, звонкий, всегда твердый, шипящий звук)

    - Итак, ребята, мы продолжаем работать с буквами Ж, ж и звуком [ж].

    -Прочитайте тему урока.

    Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж].

    3. Закрепление знаний.

    1.Задание.

    Работа со словами

    - Что можно составить из слогов? (Слова)

    - Соберите слова.

    жи                        жок

    дру                        вот

    му                        ведь

    лыж                        жик

    мед                        ник

    - Прочитайте слова.

    - Предлагаю произвести звуко-буквенный анализ слов:

    1 в. – мужик

    2 в. – медведь

    Двое обучающихся работают у доски. Сверка с доской.

    - Кто справился с заданием без ошибок?

    - Кому было трудно?

    - В чем заключалась трудность?

    - Как называется сказка, в которой главными действующими лицами являются мужик и медведь? (Мужик и медведь)

    2.Задание. 

    Работа по учебнику.

    - Откройте учебник на стр. 28

    - Послушайте внимательно русскую народную сказку.

    - Прочитаем вместе «цепочкой».

    - Как поступил мужик с медведем? (Перехитрил его)

    - Правильно ли он поступил?

    - Какое чувство вы испытывали к медведю?

    - Чем закончилась эта сказка?

    - Чему учит нас сказка?

    - Найдите и назовите слова, в которых встретился изученный на уроке звук [ж] и буква Ж, ж.

    - Какое правило мы встретили в слове мужик? (ЖИ и ШИ пиши с буквой и)

    Физминутка.

    Первоклашки дружно встали,
    И зверятами все стали.
    Потоптались как слонята,
    Повертелись как лисята,
    Поскакали как зайчата.
    Как жирафы потянулись
    И друг другу улыбнулись.
    Вперевалочку, как мишки
    Дружно сели все за книжки.

    3.Задание. 

    Работа в ППС

    - Предлагаю поработать в парах постоянного состава.

    - Возьмите карточку.

    - Прочитайте задание: дописать слоги жи и ши, чтобы получились слова.

    у …(ши), (жи)                                мы … (ши)

    но … (жи)                                        кры … (ши)

    лы … (жи)                                         чи … (жи)

    - Контрольная пара отвечает у доски.

    - Кто согласен с ребятами?

    - Что объединяет данные слова? (Во всех словах встретилось правило: ЖИ и ШИ пиши с буквой и)

    - Предлагаю запомнить стихотворение

    Лыжи, мыши и ужи,

    Шины, ёжики, чижи

    ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

    С буквой И всегда пиши.

    - Повторите стихотворение.

    - Приведите свои примеры слов на данное правило.

    - Будьте внимательны и не допускайте ошибок при написании слов.

    - Молодцы!

    4.Задание. 

    - А теперь предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»

    Вяжет мама длинный шарф

    Потому что сын … (жираф).

    Лейся дождь веселей

    Мы с тобою … (дружим)

    Весело нам бегать

    Босиком по … (лужам).

    Лежебока рыжий кот

    Отлежал себе … (живот).

    И … (бежит) Айболит к бегемотикам

    И хлопает их по … (животикам).

    - Что объединяет слова, которые вы назвали? (Во всех словах встретился звук [ж])

    -  В каких словах встретилось правило? (Жираф, дружим, живот, бежит, животикам)

    - Какое из отгаданных слов подходит к данной схеме? (Жираф, живот)

    '

    - Как можно изменить схему, чтобы она соответствовала словам дружим, бежим? (Добавить в начало схемы обозначение твердого согласного звука)

    5.Задание. 

    Предлагаю игру «Собери слово»

    - Ваша задача – собрать из букв слово.

    Р У Л Ж А Н

    - Объясните смысл слова.

    - Составьте предложение со словом журнал.

    - Какой первый звук слышится в слове?

    - Какой буквой на письме обозначим?

    6.Задание. 

    - Предлагаю поработать в группах.

    Задание: найдите слова в слове ЖАВОРОНОК

    Жар, вор, ворона, окно, кожа, ворон, нора, кран, рак, рок, корона, вар и др.

    4. Рефлексия.

    - Какое настроение у вас  в конце урока? Покажите сигналом

    5. Итог урока.
    - Кто скажет, какую букву, и звук мы закрепляли?
    - Расскажите об этом звуке, что вы знаете?

    (Он согласный, звонкий, всегда твердый, шипящий).

    - Что нового узнали на уроке?

    Вот уроку и конец,
    А кто работал – молодец.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка занятия по обучению грамоте (шестилетки).

    Данное занятие поможет родителям шестилеток подготовить своего ребенка к школе....

    Фрагмент открытого занятия по обучению грамоте

    Тема: «Мир звуков и букв»Цель:Ход занятия:ВведениеВсе, что мы слышим – это звуки. Они отражают богатство и разнообразие окружающего мира, при помощи звуков можно передавать чувства, настроение, ...

    Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Закрепление изученных букв»

    Урок прекрасно вписывается в программу обучения грамоте учащихся подготовительного класса. К уроку имеется презентация...

    "Звук [г]. В лесу". Конспект занятия по обучению грамоте в группе предшкольной подготовки.

       Проблема подготовки ребёнка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном дошкольном и начальном образовании. Особенно остро стоит вопрос предшкольной подгото...

    Конспект учебного занятия по обучению грамоте

    Конспект учебного занятия по обучению грамоте 1 класс...

    Конспект учебного занятия по обучению грамоте

    Предмет: Русский язык   УМК " Школа 21 века", букварь  Журовой Л.Е, Евдокимовой А.ОВозрастная категория:  1классУчебный раздел: Обучение грамоте. Букварный периодТема:  «Знако...