Конспект учебного занятия по обучению грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Красноруцкая Тамара Васильевна

Предмет: Русский язык   УМК " Школа 21 века", букварь  Журовой Л.Е, Евдокимовой А.О

Возрастная категория:  1класс

Учебный раздел: Обучение грамоте. Букварный период

Тема:  «Знакомство с буквой М»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_bukva_m.doc398.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок

Обучения грамоте

Буква М

1 класс

        

 

Подготовила и провела

учитель начальных классов

КрасноруцкаТамара ВАсильевна

Предмет: Русский язык   УМК " Школа 21 века", букварь  Журовой Л.Е, Евдокимовой А.О

Возрастная категория:  1класс

Характеристика контингента учащихся: в данном классе количество детей с высокой и хорошей школьной мотивацией составляет  64%.  Число учащихся с положительным отношением к школе, но данных детей школа привлекает внеучебными мероприятиями, составляет 16%. Учащихся с низкой школьной мотивацией 8 % и с негативным отношением к школе 4%.

Учебный раздел: Обучение грамоте. Букварный период

Тема:  «Знакомство с буквой М» 

Цели  деятельности педагога:

  1. Организовать работу по ознакомлению с  буквой М.м;
  2. научить выполнять звуко-буквенный анализ слов ;
  3. плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
  4. развивать фонематический слух;
  5. познакомить с понятием «Дружба»

Планируемые результаты:

Предметные: знают букву М, м, понятие словосочетание, умеют выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – структурирование знаний, осознанность восприятии.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свои действия, понимать возможность различных позиций других людей, отдичных от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодествии.

Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация к уроку,  картинки для составления слова.

Авторский медиапродукт: презентация

Предназначение – для фронтальной и индивидуальной работы учащихся на различных этапах урока, для самопроверки и взаимопроверки выполненных заданий.

Форма использования: проецирование на экран при работе с классом

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере:

  • реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
  • Принцип равенства позиций
  • Принцип доверительности
  • Принцип обратной связи
  • Принцип занятия исследовательской позиции.
  • позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности.   

                                   Ход урока.

                                                                 Слайд 1

  1. Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные,

Мы внимательные, мы старательные,

Мы в первом классе учимся,

Всё у нас получится.

Слайд 2

  1. Введение в тему урока.

Учитель. Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить,

И не вспыхнет ссора из любого спора.

У доски 5 учащихся, в руках держат карточки с представленными иллюстрациями: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.

- Назовите первый звук в каждом слове

- Составьте слово. (Дружба)

- Как вы понимаете слово дружба?

- Послушайте стихотворение о дружбе.

Дружба – главное слово всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда - не беда,

Если рядом друзья настоящие.

_ Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы     думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки)

- Так же считают поэт М.Пляцковский и композитор В.Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте её, а кто знает слова – подпевайте.

       

Слайд 3

 Звучит в записи песня «Улыбка».

- О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства испытываете, когда встречаетесь друг с другом?

Слайд 4

- Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети)

- Маша и Миша поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша - с разных.

- Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?

  1. Изучение нового материала.

1.Звукобуквенный аналаз слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.

Слайд 5

- Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша»

- Он гласный или согласный?

- Какой это согласный: твердый или мягкий?

- Какую фишку возьмём для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

Слайд 6

- Выделите интонационно первый звук в слове «Миша»

- Он гласный или согласный?

- Какой это согласный: твердый или мягкий?

- Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично ведется работа с другими звуками.  

- Какой буквой обозначаются звуки   М  М’

Слайд 7

- Из каких элементов состоит буква М?

- На что похожа буква М?

- Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.

- А теперь каждый из вас попробует сам создать модель буквы М и дополнить наш алфавит своей буквой. (Работа над мини-проектами).

Учащиеся самостоятельно изготавливают модель буквы из цветной бумаги. Лучшую выбирают «именинники» - Маша и Миша и прикрепляют её к планшету на доске «Наш алфавит».

Слайд 8

а) Просмотр отрывка из мультфильма.

б) Как называется мультфильм? На какую букву название?

 (Мультфильм называется «Машенька и медведь». Оба слова в     названии начинаются на букву эм.)

в) Расскажите, чем закончилась сказка?

 (Учащиеся рассказывают конец сказки).

Машенька очень скучала по дедушке и бабушке. Вот однажды она попросила медведя отпустить ее к дедушке и бабушке, чтобы отнести им пирожков. Медведь Машеньку не отпустил, а сказал, что гостинцы отнесет сам. Девочка попросила его, чтобы пироги дорогой он не ел. Медведь пообещал. Маша напекла пирогов, залезла в короб, а на голову поставила тарелку с пирогами. Медведь пришел из леса, увидел короб, взвалил его на спину и пошел в деревню. Дорогой он несколько раз хотел взять пирожок, но Маша из короба ему говорила, что все видит. Так он и донес гостинцы до дома бабушки и дедушки. А тут собаки учуяли медведя, залаяли на него. Медведь поставил короб и убежал. Вышли из дома дедушка с бабушкой, открыли короб и увидели свою внучку. Они обрадовались и стали ее целовать.)

- а) Выделение первых звуков  из  слов Машенька, медведь

 (В слове Машенька первый звук (м) твердый, в слове медведь мягкий звук (м))

б) Артикуляция (положение губ, прохождение воздуха, голос)

Вывод: согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.

Слайд 9

Просмотр видеоролика о букве М.

в) Определение позиции звука в словах, которые прозвучали в видеоролике.

(Предполагаемые ответы: в начале слова буква эм находится в словах: медвежата, мед, малина, молоко, мяч, мышка, малышка, мороженое)

Слайд 10

г) Игра «Расставь правильно предметы».

Учитель. Вы должны расставить предметы на свои полки.

На верхней полке находятся  предметы, в названиях которых звук (м) в начале слова; на средней, если этот звук середине слова; на нижней – на конце слова.

 (Предполагаемые ответы: на верхнюю полку положим малину и микрофон, потому что новые звуки находятся в начале слова;

на вторую полку – сумку и самолет, т.к. звук (м) находится в середине слова;

на третью полку – дом и аквариум, т.к. звук (м) находится на конце слова)

Слайд 11

д) Игра «Распредели правильно слова»

Учитель. Назовите предметы, которые вы видите вверху экрана.

(Дети называют морковь, дом, молоток, машина, медведь, мимоза)

 Учитель. С какого звука начинаются названия этих предметов?

 (Со звука (м))

Учитель. Чебурашка собирает предметы, в названиях которых буква эм обозначает твердый звук, а Пчеленок – мягкий звук.

(Предполагаемые ответы : Чебурашка возьмет машину, молоток, дом, морковь, потому что эти слова начинаются с твердого звука.

Пчеленок – медведя и мимозу, т.к. первые звуки в этих словах мягкие.)

Учитель.. Скажите, а в слове мимоза сколько вы слышите звуков (м)?

(Дети. Два звука)

Учитель. Скажите, а второй звук (м) в этом слове твердый или мягкий?

 (Он твердый)

Слайд 12

Физминутка для глаз

Слайд 13

2. Чтение слогов. Работа по учебнику.

Вышел ежик погулять, грибов-ягодок собрать,

А за ним ежатки, малые ребятки.

«Все сюда, скорей, я шел и вам буковку нашел»

- Какую букву нашел Ежик?

Прибежал веселый А, прочитали дети – МА.

Прибежал задорный О, прочитали дети – МО.

Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – МЯ.

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – МЫ.

Прибежал игривый И , прочитали дети – МИ.

Прибежал упрямый У, прочитали дети – МУ.

Прибежал забияка Ё, прочитали дети – МЁ.

Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – МЮ.

Прибежал обжора Э, прочитали дети – МЭ.

Прибежал звонкий Е, прочитали дети – МЕ.

Слайд 14

3. Чтение слогов со слайда.  

  1. Составление слов.

- Составьте слова с данными слогами и выделите звуки  М  М’

Слайд 15 (заставка)

  1. Работа по рабочей тетради «Учимся писать печатные буквы».

- После показа учителем образца написания дети работают в тетради самостоятельно.

  1. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.

- Прочтите название стихотворения.

- Кто автор?

Чтение стихотворения В.Орлова читающими детьми.

- О ком это стихотворение?

- Кто задает вопросы мальчикам?

-  Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

  1. Работа по учебнику.  Соотнесение слов и картинок.

 - Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики).

- Покажите и назовите все предметы одежды.

- Прочитайте слова, написанные под картинками.

  1. Работа в парах.

- Соедините стрелками предметы, к которым подходят слова «мой», «моё», «моя», «мои».

- Назовите другие предметы, к которым подходят эти слова.

9. Итог урока.

-  Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

-  Какие звуки обозначает буква М?

-  Какими фишками обозначают твердые и мягкие согласные звуки М  М’ ?

- О чем еще шла речь на уроке? (О дружбе)

Чем больше всего понравилось заниматься на уроке?

(Понравились игры, мультфильм, стихотворение о букве М.)


Используемые источники.

Текст на слайде 4 взят из книги Букварь: Учебное пособие / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2009г.

Два слайда (5и6) с мультфильмом и аудиофайл с роликом, взяты из урока Бойковой Оксаны Владимировны, учителя начальных классов МОУ СОШ №1 г. Конаково Тверской обл.

Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо.1 класс.- 4-е изд., испр.и доп. -  М: ВАКО,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Закрепление изученных букв»

Урок прекрасно вписывается в программу обучения грамоте учащихся подготовительного класса. К уроку имеется презентация...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в группах школы «Развитие». Тема "В гостях у феи Азбуки".

Цель занятия:                  - закрепление понятий: «речь», «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква»;-  со...

Конспект учебного занятия по обучению грамоте

Конспект учебного занятия по обучению грамоте 1 класс...

Учебное занятие по обучению грамоте

Тема «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук  [ж]»1 класс...

Учебное занятие по обучению грамоте

Тема "Согласный звук (щ), буквы Щ, щ....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.(группа компенсирующей направленности)Тема: «Звук [А] и буква А».Цель: Закреплять правильное произношение звука [А], познакомить с букв...