Главные вкладки

    Открытый урок по чтению в 1 классе по теме "Звук [ ж], буквы Ж, ж."
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Акимова Светлана Юрьевна

    Конспект открытого урока (с технологической картой) по чтению (обучение грамоте) в 1 классе по теме Звук [ ж], буквы Ж, ж. Презентация прилагается. Урок по программе Школа России.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок чтения (обучения грамоте)  в 1 классе

    УМК «ШКОЛА РОССИИ»

    Тема  урока:  Звук [ ж], буквы Ж, ж.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания.

    Цель: познакомить с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

    Задачи урока:     образовательные:

    • познакомить   звуком   [ж] и с буквами  Ж,ж ;
    • учить  давать характеристику звукам;
    • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

                             развивающие:

    • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;
    • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
    • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

                             воспитательные:

    • воспитывать интерес к чтению;
    • прививать навык культурного общения;
    • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

    Методы обучения:

    • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

         Формы обучения:

    • фронтальная работа;
    • парная;
    • индивидуальная

         

    Оборудование: мультимедийный проектор, звуковые схемы, образцы печатных букв «Ж» и «ж», карточки с буквами, касса букв, полоски для составления букв Жж, индивидуальные карточки с заданиями, круги для самооценки, звуковичок.

    Технологическая карта урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые

    УУД

    1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

    момент.

    - Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поприветствуйте.

    -Прозвенел уже звонок-

     Начинается урок.

     Мы друг к другу повернулись

     И друг другу улыбнулись.      Садитесь.

    дети поворачиваются к гостям, кивают один раз головой и поворачиваются обратно

    улыбнулись друг другу

    Регулятивные:

    волевая саморегуляция.

    Личностные УУД:

    Готовность к обучению, отношение к учению.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

    -Не смотря на то, что мы с вами проучились в школе совсем немного времени, чуть больше трёх месяцев, мы с вами кое-чему уже научились. Давайте кое-что вспомним, что мы уже знаем.

    -Напомните, пожалуйста, какую букву мы недавно изучили?

    -Каким звуком она обозначается?

    -Охарактеризуйте этот звук.

    -Прочтите слово (На карточке ШИТЬ)

    -Какое правило есть в этом слове?

    -Ребята, сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат схемы.(на доске эти же схемы большие)

    - Ваша задача найти звуковую схему слова шить.

    -Какая пара готова выйти, показать схему и охарактеризовать звуки?

    -Кто согласен с выбором схемы? У кого такая же схема?  

    -Охарактеризуйте звуки.

     –Молодцы. Садитесь.

    Игра «Живые буквы»

    - Ребята, скажите, на какие 2 группы делятся все звуки в русском языке?

    - На письме звуки обозначаются …?

    - У вас на партах лежат карточки с буквами.

    -Выйдите к доске те ребята, у которых гласные буквы. (а,о,у,я,и,ы,е)

    - Назовите буквы на ваших карточках.

    - Ребята, проверьте. Кто согласен, что это все гласные?

    - Садитесь.

    - Теперь выйдите те, у кого согласные буквы. (б,п,г,к,д,т,з,с,ш)

    - Это буквы, а вы назовите соответствующие звуки.

    - Скажите, это все согласные, которые мы уже изучили?

    - Какие ещё мы знаем? (н,м,л,р,в,ч) (дети называют, я показываю их на ленте букв)

    - А те согласные, которые перед нами (у доски), на какие группы можно разделить?

    - Разделитесь на группы.

    - Но это не просто звонкие и глухие согласные, но они ещё и …?

    - Разбейтесь на пары.

    Назовите парные звуки.

    - Кто же остался без пары?

    - Не расстраивайся, буква ш. У тебя тоже должна быть пара, и мы её сегодня найдём.

    - Присаживайтесь все. Приступаем к поиску.

    -Ша

    -[ш]

    -Согласный, всегда твёрдый, глухой

    -ШИ пиши с буквой И

    - Ш-согл., тв., глух.; Ы-гл.; Ть-согл., мягк., глух

    - гласные и согласные

    - буквами

    - а,о,у,я,и,ы,е

    поднимают руки

    - б,п,г,к,д,т,з,с,ш

    -нет

    - н,м,л,р,в,ч

    - звонкие и глухие

    (делятся на 2 группы)

    - парные

    (берутся за ручки. б-п, г-к, д-т, з-с)

    -(ш)

    Познавательные:

    логические:

    выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

    Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования
    своего суждения.

    3. Постановка учебной задачи.

    -Отгадайте загадку.

    Не жужжу, когда сижу,

    Не жужжу, когда хожу,

    Если в воздухе кружусь,

    Тут уж вдоволь нажужжусь.  (слайд- картинка жука)

    - Произнесите первый звук отгадки.

    - Какой звук в этом стихотворении чаще повторяется?

    - Произнесите, как жужжит жук.

    -Звук ж мы ещё не изучали. Так что же мы сегодня узнаем?

    -Да. Тема нашего урока: Звук [ж]. Буквы Ж, ж. (Слайд с темой)

    - Каковы цели нашего урока?

    - жук

    -жжж

    -узнаем букву ж и каким звуком обозначается

    -1.познакомиться со  звуком  [ж]  и буквой Ж.  2.научиться читать   слоги, слова, тексты с новой буквой

    Регулятивные:

    целеполагание.

    Познавательные:

    общеучебные:

    самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

    4. Построение

    проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

    -Откройте учебники по закладке.

    -Итак, первый пункт плана: познакомиться с характеристикой звука Ж. (Слайд)

    Характеристика нового звука. (Слайд. Гласный-согласный, звонкий-глухой, твёрдый-мягкий)

    - Нам нужно охарактеризовать  звук  [ж] .

    - Произнесите ещё раз этот звук и скажите: гласный он или согласный?

    - Кто согласен?

    (Слайд. Остаётся только СОГЛАСНЫЙ)

    - Почему он согласный? Как вы это определили?

    - Теперь давайте определим: звонкий он или глухой. Приложите наушники. Какой?

    - Почему звонкий?

    (Слайд. Остаётся только ЗВОНКИЙ)

    - Давайте одевать нашего звуковичка.

    - Что ещё нам нужно определить?

    -Вспомните слова, которые начинаются на букву Ж, и назовите в словах первый звук

    -Какой первый звук везде был?

    -Попробуйте его произнести мягко.  (…)  Получилось? (нет)

    - Вывод…

    (Слайд. Остаётся только ТВЁРДЫЙ)

    - Обуваем звуковичка

    - Итак, теперь дайте полную характеристику нашему сегодняшнему звуку ж.  

    (Пустой слайд)

    - Теперь поиграем в игру « Поймай звук». Я буду называть слова. Если вы услышите наш новый звук-один раз хлопните, если нет- ничего не делаете.

    (Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.)

    Физминутка

    - Итак, первый пункт плана мы выполнили-звук Ж охарактеризовали. Какой второй пункт плана? (Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж) –Слайд.

    -Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?  Повторите Ж.

    - Посмотрите на неё. (слайд- крупная Ж)

    - На кого похожа буква Ж?

    Эта буква широка и похожа на жука.

    И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

    Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!                (С.Я.Маршак)

    -(Показ Ж в алфавите) (Слайд) Вот буква Ж в алфавите. Перед ней стоит буква, которую мы ещё не изучали- буква Ё, а следует за буквой Ж буква З.

    -На ленте букв буква Ж располагается вот здесь. (Показываю)

    -Над какой буквой она расположилась? (ш) Значит они… (парные)

    - Буква Ша, нашли мы тебе пару. (Вручаю букву Ж ученику).Выйдите теперь пара. Назовите свои звуки  (Ж-Ш) Садитесь.

    - Работа в парах. У вас на партах лежат полоски из бумаги. Составьте вместе с соседом по парте 2 буквы Ж. Обратите внимание на длину полосок. (Кто закончил-поднимают замочки.)

    - Какие они у вас получились?

    (слайд – Жж из полосок)

    - У кого такие буквы получились? Молодцы.

    - Для чего нужна заглавная Ж?

    - Назовите слова, которые будут писаться с большой буквы Ж.

    -Теперь слова на строчную ж.

    - Продолжаем работу по плану. Звук изучили, букву узнали. Что теперь? ( Слайд)

    Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

    Букву новую узнали

    Образ мы её создали,

    А теперь вперёд, друзья,

                Сможем мы прочесть слоги и слова.

    - Покажите в учебнике пальчиком нашу сегодняшнюю новую букву.  Каким звуком она обозначается? Этот звук всегда…? (твёрдый) И читать мы его будем твёрдо, не зависимо от того, какой звук следует за ним.

    - Найдите слоги.(Слайд)  Повторяйте за мной по одному слогу. (жа жо жу)

    -А следующие  2 слога- особенные. Несмотря на то, что после Ж следуют Е и И, звук Ж произносится твёрдо. (ЖЕ, ЖИ)

    - Запомните: жи пиши с буквой и. А схожее правило напомните нам.

    - Теперь соединяем эти 2 правила: ЖИ – ШИ пиши с буквой И. (Карточку повесить) Повторите.

    - согласный

    - Воздух встречает преграду, звук не поётся

    - звонкий

    - слышим свой голос

    (выходит ученик и, объясняя, прикрепляет шапку с колокольчиком)

    - жираф – Ж, жизнь-Ж……

    - твёрдый

    - Звук Ж всегда твёрдый

    (выходит ученик, прикрепляет ботинки синие)

    - согласный, звонкий, твёрдый

    (дети, если услышали в слове звук Ж-хлопают)

    (Дети выполняют движения из физминутки)

    - Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж

    -на жука

    (выходят дети с буквами Ж и Ш)

    (составляют из полосок 2 буквы Ж)

    - большая и маленькая

    - писать имена, фамилии, названия рек, городов, клички, начало предложения

    - Женя-это имя, Жучка-кличка,…

    - живот, журнал,…

    - Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения

    (читают слоги)

    - ши пиши с буквой и

    - ЖИ – ШИ пиши с буквой И

    Познавательные: логические: 

    - анализ объектов с целью выделения признаков;

    - подведение под понятие, выведение следствий;

    общеучебные:

    - постановка и решение проблемы;

    - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    (знаково - символические)

    создавать и преобразовывать модели.

    Регулятивные:

    - планировать, определять последовательность действий;

    Коммуникативные:

    - умение работать в паре;

    - учитывать разные мнения;

    - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Личностные:

    установка на здоровый образ жизни.

    Познавательные:

    логические:

    - выбор оснований и критериев для сравнения.

    5. Первичное закрепление.

    - Теперь прочтём слова по группам в учебнике. Что про них сможете сказать? (Слайд со словами)

    -Читаем хором первую группу. (…) Теперь их прочтёт …(…) Итак, что про них можете сказать?

    -Вторую группу хором(…) Один… (…) –А они? (не близкие по смыслу)

    -Третью…

    -Четвёртую… ( Пустой слайд)

    - Откройте кассы букв. Мы сейчас будем составлять предложение с буквой ж. Вы будете работать в парах. А один человек (или пара) будут выполнять у доски. (на обратной стороне доски)

    - Итак- Я жду Жору.

    - Какие правила вы должны сразу вспомнить в этом предложении, чтобы правильно его составить?

    (составляют)

    -Проверяем.

    - У доски ученик, прочти, что у тебя получилось.

    - Проверьте. Кто увидел ошибки? Всё верно.

    - Самопроверка. Проверьте свои предложения по доске. У кого всё правильно? Молодцы!

    Гимнастика для глаз.

    (читают слова)

    - Близкие по смыслу

    - начало предложения с большой буквы, имя Жора с большой буквы, в конце поставить точку

    (составляют предложение)

    Выполняют гимнастику для глаз

    Познавательные:

    общеучебные:

    -формировать смысловое чтение;

    Личностные:

    установка на здоровый образ жизни.

    Коммуникативные:

    - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    6. Включение в систему знаний и повторение.

    Индивидуальная самостоятельная работа.

    - У каждого из вас на парте лежат две карточки: с одной звёздочкой и с двумя звёздочками по уровню сложности. С одной звёздочкой- попроще, с двумя-посложнее.  (слайд) представляю задания.

            - Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число.

    Живот, шило, железо, лыжи.

                  - Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число и разделите слова на слоги.

    Живот, шило, железо, лыжи.

    - В зависимости от того, как вы оцениваете свои возможности, возьмите соответствующую карточку и выполните задание. (выполняют)

    Самопроверка.

    -Прочтите слова по одному.

    - Сколько букв Ж вы насчитали? (3) (Слайд)

    - Проверяем слоги. (жи-вот-2, …) (на слайде появляются правильные записи.)

    - Оцените свою работу. Нарисуйте соответствующий смайлик.

    -Теперь прочитаем текст в учебнике. (Слайд с текстом)

    -Я вам его сейчас прочту, а вы подумайте, как можно озаглавить этот текст? (Читаю)

    -В какую игру играли дети? (жмурки)

    -Как можно озаглавить текст? (Жмурки)

    -Кому знакома эта игра?

    -Какие правила этой игры? (…)

    - Мы можем в неё играть в классе? (нет) А где можем?

    - Какое слово спряталось у нас на страничке в звуковой схеме. Найдите. (жмурки)

    -Какой по счёту наш звук Ж? (первый)

    -Давайте определим ударный звук. Хором (…) (у)

    -Теперь этот текст читаете вы по предложениям. Все следим (…) Хорошо. (Пустой слайд)

    (Выбирают карточку и выполняют задание)

    (читают слова)

    (выполняют самопроверку)

    (оценивают свои работв)

    -Жмурки

    -жмурки

    -первый

    (Читают текст)

    Коммуникативные:

    - умение работать в паре;

    - учитывать разные мнения.

    Регулятивные УУД

     –уметь выполнять работу по предложенному плану.  Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
    Личностные УУД -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

    7.Рефлексия.

    -Вот и заканчивается наш урок. Все пункты плана мы выполнили. Давайте подводить итоги.

    -Какая была тема урока?

    -Какие цели мы ставили перед собой?  

    -Поднимите руки те, кто достиг этих целей.

    -Кто испытывал затруднения?

    -Давайте посмотрим, кто как оценивает свою работу на уроке. Самооценка.

    -У вас на парте есть круги. Возьмите карандаши и нарисуйте на них соответствующий смайлик:

    (Появляются слайды)

    -Если было легко, вы не допускали ошибки и довольны своей работой, то весёлый смайлик. (слайд)

    Если вы испытывали затруднения, иногда  допускали ошибки, то вот такой смайлик. (слайд)

    Если было трудно, было много ошибок и вы совсем не довольны собой, то этот грустный смайлик.(слайд)

    - Поднимите их. Покажите. (пустой слайд)

    -Я очень довольна работой …,…,…

    -Молодцы. Вы хорошо потрудились.

    -На память о нашем уроке я хотела бы подарить картинку-раскраску.  (слайд)Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажете на следующем уроке.

    - Молодцы! Спасибо за хорошую работу.  (слайд)

    -Встаньте, пожалуйста. Урок окончен. Повернитесь, попрощайтесь с гостями.

    -Вы свободны

    - Звук Ж. Буквы Жж

    -1.познакомиться со  звуком  [ж]  и буквой Ж.  2.научиться читать   слоги, слова, тексты с новой буквой

    (оценивают свою работу на уроке)

    (рисуют смайлик)

    (встают. Прощаются с гостями)

    Личностные УУД:
    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

    Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке ,
    уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    11 декабря.

    Слайд 3

    Звук [ж]. Буквы Ж, ж.

    Слайд 4

    Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Цели: 1.Познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж. 2.Научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой Ж.

    Слайд 5

    ПЛАН. 1.Дать характеристику звука [ж]. 2.Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук [ж]. 3.Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения.

    Слайд 6

    1.Познакомиться с характеристикой звука [ж]. СОГЛАСНЫЙ ? ГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ? ГЛУХОЙ ТВЁРДЫЙ ? МЯГКИЙ

    Слайд 7

    1.Познакомиться с характеристикой звука [ж]. СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ? ГЛУХОЙ ТВЁРДЫЙ ? МЯГКИЙ

    Слайд 8

    1.Познакомиться с характеристикой звука [ж]. СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ТВЁРДЫЙ ? МЯГКИЙ

    Слайд 9

    1.Познакомиться с характеристикой звука [ж]. СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ТВЁРДЫЙ

    Слайд 11

    Ж

    Слайд 12

    2.Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук [ж].

    Слайд 15

    3.Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения.

    Слайд 16

    3.Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения. жа жо жу же жи

    Слайд 17

    3.Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения. друг жук дружок Жучка могу телега может тележка

    Слайд 18

    Жж

    Слайд 21

    - Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число. Живот, шило, железо, лыжи. - Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число и разделите слова на слоги. Живот, шило, железо, лыжи.

    Слайд 22

    Ж ивот, шило, ж елезо, лы ж и. 3

    Слайд 23

    Ж ивот, шило, ж елезо, лы ж и. 3

    Слайд 24

    Стали дети играть в жмурки. Завязали Жене глаза платочком и разбежались в разные стороны. Никого Женя догнать не может. Осторожно! – кричат ему. - Лужа!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок литературного чтения в 1 классе по теме "Прощание с русской азбукой"

    Урок-праздник поможет в игровой форме первоклассникам закрепить изученный материал,проявить смекалку,творчество,фантазию....

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе .Тема: "Звук[ж], буква ж".

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Звук[ж], буква ж".Планируемые результаты:предметные:-уметь дифференцировать и распознавать изученный звук,писать строчную букву ж,...

    Открытый урок по чтению в 1 классе по теме: Звуки [с], [с\']. Буквы С, с (УМК "Планета знаний")

    Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [с]  [с\']  и буквами С, с.  Планируемые результаты:Предметные: о...

    Конспект урока по чтению в 1 классе по теме "Гласный звук э, буквы Э,э."

    Урок по УМК  Школа России, программный материал....

    Конспект урока по чтению в 1 классе по теме "Гласный звук э, буквы Э,э."

    Урок по УМК  Школа России, программный материал....

    План-конспект урока по чтению в 1 классе по теме "Звук и буква Цц"

    Данный урок можно проводить с учащимися с нарушениями интеллекта в 1 классе....

    Открытый урок по письму в 1 классе по теме « Заглавная буква Ё»

    Цели:      - познакомить с заглавной буквой Ё;                - упражнять в чтении и записи слов с б...