Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса.
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Шмелева Татьяна Викторовна

рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа с. Новосельское

Аркадакского района Саратовской области

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО

учителей начальных классов

Руководитель ШМО

____________ Т.В. Шмелева

Протокол №1 от28.08.2018г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 по УВР

__________ Н.Н. Брюханова

  ____.08.2018г.

УТВЕРЖДЕНО

И.о. директора МБОУ-СОШ

 с. Новосельское

__________ Н.А. Шумарина

Приказ №158 от 30.08.2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Литературное чтение. 2 класс

Составила: Шмелева Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов первой квалификационной категории

Принято на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 29.08. 2018г.

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

 Рабочая программа адресована для обучающихся 2 класса МБОУ-СОШ с. Новосельское на 2018-2019 учебный год.

Настоящая рабочая программа по литературному чтению составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования,

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

- Планируемых результатов начального общего образования (под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой),

 - примерной программы начального  общего образования по литературному чтению,  

- авторской  программы «Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2013.

-основной образовательной программы НОО МБОУ-СОШ с. Новосельское.

В авторскую программу изменения не внесены.

Цели и задачи курса:

Цель данной программы в области формирования системы знаний, умений: помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить его читательский опыт.

 Задачи:                                                                                                                                                                                                                 • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения;                                                                                                                                                                                      

 •отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения;                                                                                                                                  

 • формировать литературоведческие представления;                  

 • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

         Общая характеристика учебного предмета

         Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.

        Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

        Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

- сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

- работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;

- одновременная работа над языком произведения и речью детей;

- сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

- различение художественных и научно-популярных произведений;

- формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

- освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

 Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

        Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо.

Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.

          Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь.

          Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударения.

          Говорение (культуроречевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета.

          Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи: текста-повествования, текста-описания. Текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений, написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста, воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; выделять главную мысль текста.

Программа предусматривает знакомство ребёнка с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.

Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане.

В учебном плане МБОУ-СОШ с. Новосельское в 2018-2019 учебном году на изучение литературного чтения предусмотрено  136 часов (4 часа в неделю, 34 недели).

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

– Учебник «Литературное чтение» в двух частях. Автор комплекта Л.А. Ефросинина..

– 3. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях. Ефросинина Л.А. м.: Вентана-Граф, 2016.

Плановых контрольных и проверочных   работ  – 11.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

          Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Планируемые результаты.

Личностными результатами обучения являются:

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы;

- эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения являются:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение приёмов поиска нужной информации;

- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

- овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения являются:

- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этнических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками;

- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;

- умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела.

Тема урока.

Кол-во часов

Использование

ИКТ

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Дата проведения

Предметные

Метапредметнве

план

факт

1.

Ф. Савинов «О Родине».

1

Создание условий для наблюдения за изменением тона и рифмой. Определение авторской точки зрения. Понятие «рифма». Понятие «стихотворение» (жанр).

Формирование представлений о мире,

российской истории и культуре.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

01.09.

2.

И. Никитин «Русь».

1

Сравнение стихотворения о Родине. Работа над выразительностью чтения.

Понятие «диалог». «Тон» автора. Логическое

ударение.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Самостоятельность мышления.

04.09

3.

Рассказы о Родине.

С.Романовс-

кий «Русь».

1

Определение эмоционального состояния героев. Чтение «про себя». Обогащение словаря: Родина, Отечество, Отчизна, Русь, Россия, русичи, русские, россияне.

Использование разных видов чтения (ознакомительное).

Формирование ценностей многонационального российского общества. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.

05.09

4.

С. Романовский «Слово

о русской

земле».

1

Сравнение рассказа и стихотворения. Моделирование. Введение понятий «летопись», «летописец».

Понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Способность характеризовать и оценивать собственные филологические знания и умения.

06.09

5.

С. Прокофьев «Родина». Тест.

Дополнитель-

ное чтение.

 Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну…»

1

Создание условий для  отработки навыка чтения вслух, «про себя», выразительного чтения. Определение тона и темпа  чтения. Сравнение иллюстраций к стихотворениям о Родине.

Осознание значимости чтения для личного

развития. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

08.09

6.

Русская народная песня «Я с горы на гору шлa.. .». Загадки.

1

Сравнение разных малых фольклорных форм. Введение понятий «фольклор», «загадка»

Формирование успешности обучения по литературному чтению. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

11.09

7.

Загадки народные.

1

Создание условий для формирования представлений и понятий о былинах, былинных сказах, былинных героях. Обучение  умению составлять план былины.

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог.

12.09

8.

Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал»

1

Создание условий для  формирования умения анализировать былины: повторы, напевность, особенности языка. Выполнение творческой работы: сочинение «продолжения былины». Составление рассказа «Илья Муромец – былинный герой».

Формирование потребности в систематическом чтении.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; способности преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

13.09

9.

Былина «Три

поездки Ильи

Муpoмцa».

1

Обучение выразительному чтению диалога – шутки. Создание условий для  выделения при чтении главных слов, определения темпа и тона чтения. Учить объяснять смыл пословицы, сравнивать различные фольклорные жанры.

Понимание роли чтения. Овладение основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных

литературоведческих понятий.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

15.09

10.

Шутка, считалка, потешкa, пословицы.

Песенки, приговорки, небылицы,  докучные сказки, поговорки загадки.

1

Определение уровня остаточных знаний по изученным в пером классе темам.

Обобщение по теме  « О нашей Родине» . Понятия: «шутка», «считалка», «прибаутка», «потешка», «пословица».

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности.

18.09

11.

Обобщение по теме. Рубрики «Книжная полка!», «Проверь себя».

1

Выразительное чтение. Упражнения: определение задачи, тона, темпа чтения. Выделение рифмующихся слов. Создание условий для в выявления авторской точки зрения,  высказывания своей точки зрения

Использование разных видов чтения (поисковое). Умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях..

19.09

12.

А. Барто «Катя»

1

Обучение пересказу по иллюстрациям к произведению. Подбор пословиц к произведению

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.

Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

20.09

13.

С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах».

1

Сравнение произведений С.Баруздина. Определение их темы. Понятия: «юмор», «герой литературного произведения» (персонаж).

Умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков

героев. Готовность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.

22.09

14.

 С Баруздин

«Как Алешке учиться

надоело»

1

Формирование навыков работы с текстом: деление на части, составление плана.

Понятие «рассказ».

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Наличие мотивации к творческому труду.

25.09

15.

Е. Пермяк

«Смородинка».

С. Михалков «Прогулка»

Дополнительное чтение. Нанайская сказка «Айога».

1

Создание условий для  определения главной мысли   рассказа. Подбор пословиц на  тему «Труд, трудолюбие».

Овладение техникой чтения вслух и про

себя.

Наличие мотивации к работе на результат. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

26.09

16.

Н. Носов

«Заплатка».

Басни.

1

Формирование представлений о понятиях «басня», «баснописец», «мораль». Сравнение поэтической и стихотворной басни.

Использование разных видов чтения

(выборочное). Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

27.09

17.

Г. Сапгир «Рабочие руки».

Скороговорки

М. Зощенко

«Самое главное».

1

Развитие умения задавать вопросы к тексту.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

29.09

18.

И. А.Крылов

«Лебедь, Щука и Рак».

Л. Толстой «Страшный зверь».

1

Обучение пересказу по картинному плану. Упражнение в просмотровом чтении.

Формирование первоначальных этических представлений.

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

02.10

19.

Я. Аким. Жадина.

М. Зощенко «Самое главное»

1

Сравнение произведений по жанру, теме, автору.

Формирование представлений о мире, российской истории и культуре.

Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности.

03.10

20.

В. Cyтeeв  

«Кто лучше?»

Дополнитель

ное чтение.

В Осеева «Волшебная иголочка»

1

Обучение  самостоятельному чтению рассказа. Организация беседы по содержанию. Обучение выразительному чтению.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

04.10

21.

А. Миттa «Шар в окошке».

Е. Пермяк «Две пословицы».

Дополнительное чтение.

В Берестов «Прощание с другом»

1

Создание условий для  обучения детей пересказывать  текст по готовому плану.

Формирование понятий о добре и зле, нравственности.

Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с  учителем и учащимися класса при работе в парах.

06.10

22.

Произведения для детей.

Л. Пантелеев «Две лягушки».

Дополнитель

ное чтение.

В. Катаев

«Цветик – семицветик»

1

Сравнение жанров (сказка, рассказ, басня). Сочинение сказки о лягушках.

Использование разных видов чтения

(изучающее). Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.

09.10

23.

В. Беспальков «Совушка». Рубрика «Книжная полка».

1

Формирование представлений о литературных (авторских) сказках.

Осознание значимости чтения для личного

развития.

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

10.10

24.

В. Сутеев «Снежный зайчик». Н. Носов «Затейники».

Дополнительное чтение.

Н. Носов

«На горке».

1

Обучение пересказу от имени одного из героев. Сравнение сказок и рассказов В. Сутеева.  

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности.

11.10

25.

Русская сказка «У страха глаза велики».

Контрольная проверка выразительности чтения.

1

Формирование умению работать с текстом сказки: выделение созвучий и повторов, наблюдения за изменением  темпа чтения.

Упражнения в правильном и выразительном чтении.

Работа с иллюстрацией к тексту.

Понятие «сказка», «бытовая сказка», «народная сказка».

Формирование понятий о добре и зле, нравственности.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Готовность использовать подготовку, получаемую в учебной деятельности, при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

13.10

26.

Русская сказка «У страха глаза велики». Русская сказка «Царевна - лягушка».

1

Сравнение сказок (народная и авторская). Определение темы произведения.

Понятие «литературная сказка», разгадывание кроссворда.

Умение участвовать в обсуждении различных текстов. Умение работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

16.10

27.

Братья Гримм «Маленькие человечки».

Дополнитель

ное чтение.

Братья Гримм. Три брата.

1

Развитие умения сравнивать сказки,  самостоятельное сочинение истории или рассказа.

Формирование успешности обучения по литературному чтению. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства для ее осуществления.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности.

17.10

28.

Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка».

Дополнитель

ное чтение.

Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине».

1

Продолжение работы над   выразительностью чтения: определение тона и темпа чтения, наблюдение за знаками препинания. Сравнение сказок и похожими сюжетами.

Составление картинного плана. Разгадывание кроссворда.

Формирование потребности в систематическом чтении.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

18.10

29.

Братья Гримм «Семеро

храбрецов».

Дополнитель

ное чтение.

Б. Заходер «Серая звездочка»

.1

Обобщение по теме: выполнение заданий в учебнике и тетради.

Умение применять полученные знания.

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

20.10

30.

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя».

1

Создание условий для

отработки навыка чтения (на отрывках и абзацах произведения).

Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

23.10

31.

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...».

Г. Скребицкий «Осень».

Дополнитель

ное чтение.

М. Пришвин. «Осеннее утро»

1

Создание условий для обучения умения видеть и передавать красоту осенней природы. Сравнение произведений.

Понимание роли чтения. Освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии.

Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

24.10

32.

Э. Шим «Белка и ворон»,

Е. Tpyтнeва «Осень».

1

Создание условий для

отработки навыка чтения (на отрывках и абзацах произведения).

Составление загадок о белке и вороне.

Овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных

литературоведческих понятий.

Наличие мотивации к работе на результат. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

25.10

33.

А. Сладков «Эхо».

Дополнитель

ное чтение.

А. Твардовский «Начало осени».

.1

Обучение выразительному чтению диалогов. Понятие «диалог». Игра «Эхо» Сочинение рассказа об осенней природе.

Использование разных видов чтения

(изучающее).

Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Готовность использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной

жизни.

27.10

34.

Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...».

Загадки.

М. Пришвин «Недосмотренные грибы».

1

Сравнение художественного и научно-познаватель-ного произведения. Загадки о грибах. Разгадывание кроссворда.

Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой

работе.  

06.11

35

Э. Шим «Храбрый опенок».

 

Дополнитель

ное чтение.

А. Майков «Осень».

1

Обучение самостоятельному чтению абзацев текстов. Отработка  правильности и беглости чтения. Сочинение рассказа по иллюстрации.

Использование разных видов чтения (поисковое).

Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.

07.11

36.

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя».

1

Обогащение словаря детей словами по теме. Понятие «стихотворение».

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

08.11

37.

З. Александрова «Зима».К.Ушинский «Проказы старухи-зимы»

1

Создание условий для  развития умения делить текст

на части по готовому плану.

Овладение техникой чтения вслух и про себя.

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

10.11

38.

С. Иванов

«Каким бывает снег».

С. Есенин

«Пороша».

1

Создание условий для обучения детей соотносить картинный план с текстом.

Использование разных видов чтения

(выборочное). Готовность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Владение коммуникативными умениями.

13.11

39.

И. Соколов-Микитов «Зима в лесу».

1

Создание условий для составление рассказа по иллюстрации.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с  учителем и учащимися класса  при работе в парах.

14.11

40.

Э. Шим «Всем вам крышка».

К. Ушинский «Мороз не

страшен».

1

Создание условий для  обучению детей соотносить  текст с готовым планом.

Формирование первоначальных этических представлений.

Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

15.11

41.

Русская сказка «Дети Деда

Мороза».

Немецкая сказка «Бабушка Метелица»

1

Создание условий для подготовки радиоспектакля.

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.

Способность к самоорганизованности.

17.11

42.

М. Пришвин «Деревья в

лесу».

Дополнитель

ное чтение.

Е. Пермяк

«Четыре брата»

1

Создание условий для обучения детей словесному  рисованию.

Осознание значимости чтения для личного развития.

Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями

19.11

43.

И. Суриков «Детство».

Коллективное творчество

«Зима в лесу».

1

Составление сказки или рассказа. Иллюстрирование.

Использование разных видов чтения (ознакомительное).

Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

20.11

44.

В. Даль «Девочка Снегурочка».

1

Формирование умения составлять текст о своих детских забавах.

Формирование понятий о добре и зле, нравственности.

Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно.

21.11

45.

В. Даль «Девочка Снегурочка».

1

Обучение чтению текста по ролям.

Умение участвовать в обсуждении различных текстов.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

22.11

46.

Русская народная сказка

«Снегурочка»

1

Создание условий для осознания структуры сказки.

Формирование успешности обучения литературному чтению.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

24.11

47.

Русская народная сказка

«Снегурочка» Дополнитель

ное чтение.

Японская сказка «Журавлиные перья».

1

Создание условий для сравнения русской народной сказки «Снегурочка»

и сказки В. Даля «Снегурочка».

Формирование потребности в систематическом чтении.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

27.11

48.

Стихи русских поэтов.

Н. Некрасов «Саша».

В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»

1

Создание условий для овладения детьми умением выразительно читать

диалоги.

Понимание роли чтения.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность доводить начатую работу до ее завершения.

28.11

49.

Г. Скребицкий, В. Чаплина

«Как белочка зимует».

1

Создание условий для выделения структуры сказки.

Овладение основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Способность преодолевать трудности.

29.11

50.

И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу».

И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?» 

Контрольная проверка выразительности чтения.

1

Создание условий для закрепления понятий «ритм», «рифма». Средства выразительности.

Использование разных видов чтения

(изучающее).

Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

01.12

51.

В.Одоевский «Мороз Иванович»

1

Создание условий для понимания отличия научно-познавательной литературы.

Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с  учителем.

04.12

52.

Коллективное творчество

«Царство Мороза Ивановича».

1

Развитие умения находить в тексте сравнения.

Использование разных видов чтения

(поисковое).

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

05.12

53.

Комплексная контрольная работа.

1

Создание условий для иллюстрирования, создания коллажа,  озвучивания слайд-шоу.

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.

Наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с  учителем и учащимися класса. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

06.12

54

С. Михалков

«В снегу стояла елочка». 

1

Создание условий для  развития умения пользоваться библиографическим

списком.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.

08.12

55

Х.К.Андерсен «Ель». Книги Х.К.Андерсена

1

Создание условий для моделирования обложки произведения на две темы – о природе и о детях. Развитие умения сочинить загадку о елке.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями.

11.12

56

Рассказы для детей.

А. Гайдар

«Елка в тайге».

1

Создание условий для  развития умения пользоваться библиографическим

списком.

Использование разных видов чтения

(выборочное).

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

12.12

57

С. Маршак

«Декабрь». Книги С.Маршака.

1

Создание условий для самостоятельного чтения,  моделирование, деления на части.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Формирование ценностей многонационального российского общества. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем.

13.12

58

С.Городецкий «Новогодние приметы».

1

Создание условий для развития умения определять произведение по отрывку.

Формирование первоначальных этических представлений.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможности успешного сотрудничества с  учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем.

15.12

59

 Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя».

1

Создание условий для развития умения соотносить иллюстрацию с текстом. Проверка  качества достижения планируемых результатов обучения.

Овладение техникой чтения вслух и про себя.

Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе.

18.12

60

Урок–праздник «Здравствуй, праздник новогодний!». Книги о Новом годе для детей.

1

Контроль уровня достижения планируемых результатов обучения.

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

19.12

61

Народная песня «Буренушка».

В. Жуковский «Птичка».

1

Создание условий для самостоятельного моделирования обложки. Подготовка аудиоспектакля.

Использование разных видов чтения (изучающее).

Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.

20.12

62

К. Ушинский «Кот Васька».

Произведения фольклора (считалки, загадки).

Е. Благинина. «Голоса леса»

1

Проверка  качества достижения планируемых результатов обучения.

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

22.12

63

М. Пришвин «Старый гриб».

Н. Рубцов

«Про зайца»

К. Ушинский «Лиса

Патрикеевна».

П. Комаров «Олененок».

1

Создание условий для сравнения произведений и моделирования обложки

Формирование понятий о добре и зле, нравственности.

25.12

64

1

Создание условий для сравнения произведений и моделирования обложки

Использование разных видов чтения (ознакомительное).

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем.

26.12

65.

В. Бианки

«Еж-спаситель».

Дополнитель

ное чтение

М. Пришвин «Журка»

1

Создание условий для осознания сходства и различий авторских и народных стихотворений. Сравнение произведений.

Использование разных видов чтения (ознакомительное).

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем.

27.12

66.

М. Дудин

«Тары-бары...».

В. Бианки

«Хвосты»

1

Создание условий для обучения детей составлять рассказ о своем животном. Упражнение в выразительности чтения.

Формирование понятий о добре и зле, нравственности.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Владение коммуникативными умениями.

10.01

67

К. Ушинский «Плутишка кот».

К. Паустовский «Барсучий нос»

1

Обучение детей умению определять отношение автора к своему герою.

Создание условий для сравнения произведений и моделирования обложки.

Умение участвовать в обсуждении различных текстов.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

12.01

68.

Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Африканская сказка «О том, как лиса обманула жену».

1

Создание условий развития умения сочинять загадки

о животных. Обучение выразительному чтении. Произведений разных жанров.

Формирование успешности обучения литературному чтению.

Формирование духовно-нравственных ценностей многонационального российского общества.  Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

15.01

69

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь»

1

Создание условий для обучения детей словесному рисованию.

Формирование потребности в систематическом чтении.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Способность к  самоорганизованности.

16.01

70

Мамин- Сибиряк «Сказка про

Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».

Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».

1

Создание условий для обучения детей составлению плана.

Понимание роли чтения.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно.

17.01

71

Русская народная сказка «Белые перышки».

1

Создание условий для   обучения детей структурированию информации, работе с таблицей.

Использование разных видов чтения (ознакомительное).

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Владение коммуникативными умениями.

19.01

72.

Рубрики «Книжная полка», «Проверь себя».

1

Обучение комментированию заглавия произведения. Сочинение  истории. Создание условий для формирования умения составлять план и пересказывать по плану.

Формирование понятий о добре и зле, нравственности.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.

22.01

73.

Украинская сказка «Колосок».

Дополнительное чтение.

Французская сказка «Волк, улитка и осы».

1

Создание условий для обучения детей пересказу от лица одного из героев.

Умение участвовать в обсуждении различных текстов.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями.

23.01

74.

Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать».

1

Обучение анализированию текста: выделение признаков  сказки, повторов, главной мысли. Создание условий для понимания детьми структуры сказки. Обучение краткому пересказу.

Формирование успешности обучения по литературному чтению.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно.

24.01

75.

Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бaмсе».

Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота  на испуг».

1

Создание условий для развития умения сравнивать сказки разных народов.

Формирование потребности в систематическом чтении.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.

26.02

76.

Братья Гримм «Бременские музыканты».

1

Создание условий для понимания сходства и различия авторских и народных сказок. Обучение работе с таблицей. Выявление реального и вымышленного в сказке.

Использование разных видов чтения

(изучающее).

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с  учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем.

29.01

77.

Братья Гримм «Бременские музыканты».

1

Создание условий для обучения моделированию обложки.

Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

30.01

78

Английская народная сказка «Сказка про трех поросят».

1

Сравнение сказок разных народов о петушке. Обучение описанию героев сказки.

Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.

31.01

79.

Английская народная сказка «Сказка про трех поросят».

1

Сравнение сказок разных народов о петушке. Обучение описанию героев сказки.

Умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Наличие мотивации к творческому труду.

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

02.02

80.

Зарубежные сказки (повторение изученных сказок).

11

Обучение самостоятельному чтению. Создание условий для  формирования умения структурировать информации, работать с таблицей.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Наличие мотивации к работе на результат. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с  учителем и учащимися класса при групповой работе.

05.02

81.

Дорогами сказок. Рубрика «Книжная полка».

1

Создание условий для развития умения давать словесную характеристику героя.

Овладение техникой чтения вслух и про себя.

Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Способность к самоорганизованности.

06.02

82.

Проверка уровня обученности. Обобщение. Рубрика «Проверь себя».

1

Контроль знаний

Использование разных видов чтения

(выборочное).

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

07.02

83.

Л.Толстой «Лучше всех».

1

Создание условий для составления диафильма. Обучение умению давать характеристику героям произведения.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с  учителем и учащимися класса  в коллективном обсуждении их проблем.

09.02

84.

Пословицы. Народная песня «Колыбельная».

1

Создание условий для развития умения работать с текстом, понимания структуры сказочного текста. Обучение пересказу по плану.

Использование разных видов чтения

(поисковое).

Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.

12.02

85.

М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный».

Е. Пермяк

«Случай с

кошельком».

1

Создание условий для инсценирования фрагмента сказки.

Осознание значимости чтения для личного развития.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.

13.02

86.

А. Аксаков «Моя сестра».

В. Осеева «Сыновья»

1

Создание условий для  создания аудиоспектакля.

Использование разных видов чтения (ознакомительное).

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями.

14.02

87.

А. Майков

«Колыбельная песня». Пословицы.

1

Структурирование информации, работа с таблицей. Обучение сочинению колыбельных песен.

Формирование понятий о добре и зле, нравственности.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

16.02

88.

Л. Толстой «Отец и

сыновья»,

Дополнительное чтение:

И. Панькин

«Легенда о матерях».

1

Проверка качества  достижения планируемых результатов.

Осознание значимости чтения для личного

развития.

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

19.02

89.

А. Плещеев «Дедушка».

Л. Воронкова «Катин подарок»

1

Создание условий для развития умения сравнивать произведения.

Использование разных видов чтения

(изучающее).

20.02

90.

Ю. Коринец «Март».

1

Создание условий для обучения детей умению  составлять рассказ о дружной семье.

Понимание роли чтения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

21.02

91.

А. Плещеев «Песня матери».

1

Создание условий для развития умения сравнивать произведения.

Овладение основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

26.02

92.

А. Ахматова «Перед весной бывают дни

такие...»

1

Создание условий для развития умения сравнивать произведения.

Использование разных видов чтения

(изучающее).

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

27.02

93.

Татарская сказка «Три сестры».

Русская народная сказка «Белая уточка».

1

Создание условий для осознаний особенностей языка авторских колыбельных песен.

Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении их проблем.

28.02

94.

С. Михалков «А что у вас?»

1

Создание условий для обучения детей умению ставить вопросы к текстам.

Умение участвовать в обсуждении различных текстов.

Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.

02.03

95.

В. Солоухин. «Деревья»

Дополнительное чтение.

Б. Заходер «Сморчки»

1

Создание условий для

обучения выразительному чтению.

Формирование успешности обучения литературному чтению.

Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.

05.03

96.

С. Михалков «Быль для

детей».

1

Создание условий для понимания лексических особенностей поэзии о матери.

Обучение самостоятельному чтению стихотворения.

Использование разных видов чтения

(изучающее).

Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

06.03

97.

С.Баруздин «Салют».

1

Создание условий для осознаний художественных особенностей поэтического текста.

Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Наличие мотивации к работе на результат. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.

07.03

98.

Обобщение по теме. Повторение. Рубрика «Проверь себя».

1

Обучение рассказыванию  сказки от лица одного из героев.  Создание аудиоспектакля.

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.

Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

09.03

99.

Народная песня «Весна, весна красная!».

1

Создание условий для выполнения творческой работы.

Использование разных видов чтения

(поисковое).

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе.

12.03

100.

А.П.Чехов «Весной».

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...»

1

 Создание условий для формирования умения составлять библиографический список.

Умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков

героев.

Становление гуманистических ценностных ориентаций. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.

13.03

101.

Г.Скребицкий «Весна – художник».

1

Проведение литературной викторины.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

14.03

102.

Н. Сладков  «Снег и ветер», «Проталина»

1

Проверка качества освоения программного материала по изученным темам.

Осознание значимости чтения для личного развития.

Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями.

16.03

103.

С. Маршак

«Весенняя

песенка».

Э.Шим «Чем пахнет весна».

1

Обучение рассказыванию  сказки от лица одного из героев.  

Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе

19.03

104.

Е.Баратынский «Весна! Весна» Как воздух чист…»

1

Создание  условий для обучения выразительному чтению произведений фольклора. Обучение сравнению текстов.

Овладение техникой чтения вслух и про

себя.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

20.03

105.

Ф. Тютчев

«Зима недаром злится». М.Пришвин «Лесная капель»

1

Выявление особенностей поэтической речи.

Использование разных видов чтения

(выборочное). Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе, работе в парах.

21.03

106.

А. Куприн «Скворцы».

Н. Сладков «Скворец-молодец».

1

Создание условий для обучения умению комментировать заглавие произведения. Учить детей видеть поэзию в прозе.

Использование разных видов чтения

(выборочное).

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

23.03

107.

Н. Сладков

«Апрельские шутки».

Н. Сладков «Весенний разговор».

Н. Сладков Из цикла «Лесные шорохи»

1

Создание условий для обучения умению моделировать обложку книги.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой

работе.

03.04

108.

А. Барто

«Апрель».

Н.Сладков «Ивовый пир»

1

Создание условий для обучения умению сравнивать произведения о весенней природе.

Формирование первоначальных этических представлений.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

04.04

109.

Г. Скребицкий «Жаворонок»П.Воронько «Журавли».

1

Обучение детей выборочному чтению.

Умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

05.04

110.

Заклички веснянки. Загадки.

1

Обучение самостоятельному чтению стихотворения.  Осознание особенностей образа весны в поэзии.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Готовность использовать полученную подготовку при итоговой диагностике. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

06.04

111.

Заклички, загадки.

1

Создание условий для формирования эмоционального отклика на поэтический текст.

Умение участвовать в обсуждении различных текстов.

Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.

09.04

112.

В. Жуковский «Жаворонок».В. Бианки

«Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину»

1

Обучение умению  задавать вопросы по содержанию.

Формирование успешности обучения литературному чтению.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями.

10.04

113.

О. Высоцкая «Одуванчик».

М. Пришвин «Золотой луч».

1

Обучение умению сравнивать произведения о родной природе.

Овладение основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

11.04

114.

П. Дудочкин «Почему хорошо на свете».

Дополнительное чтение.

Э. Шим «Муравейни»

1

Обучение самостоятельному чтению сказки – диалога.  Развития умения моделировать обложку произве-дения.

Использование разных видов чтения

(изучающее).

Наличие мотивации к работе на результат. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с  учителем и учащимися класса при  групповой работе.

13.04

115.

Н. Сладков

«Весенний гам»

А. Барто «Воробей».

1

Создание условий для  развития умения самостоятельно выполнять задания  к прослушанному произведению. Сравнение произведений.

Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Наличие мотивации к работе на результат. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе.

16.04

116.

М. Пришвин. «Ребята и утята».

Дополнительное чтение.

К. Коровин «Баран, заяц и еж».

1

Создание условий для  развития умения самостоятельно сравнивать произведения.

Использование разных видов чтения (поисковое).

Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Способность к самоорганизованности. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.

17.04

117.

Сказки в стихах.

Б. Заходер «Птичья школа».

1

 Создание условий для  развития умения  сочинять загадки, заклички.

Осознание значимости чтения для личного

развития.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

18.04

118.

М. Горький

«Воробьиш

ко».

1

Создание условий для осознания особенностей поэтического отражения окружающего мира.

Использование разных видов чтения (ознакомительное).

Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Владение коммуникативными умениями с целью реализации  возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса  в коллективном обсуждении  проблем.

20.04

119.

К. Ушинский «Утренние лучи».

1

Создание условий для развития умения находить поэзию в прозе.

Формирование успешности обучения литературному чтению.

Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.

23.04

120.

А. Барто «Весна, весна на улице».

1

Создание условий для обучения словесному рисованию.

Формирование понятий о добре и зле, нравственности.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых  знаний.

24.04

121.

Дополнительное чтение.

Р. Сеф «Чудо».

1

Создание условий для  проверки внимания  при чтении и ответе на вопросы.

Умение участвовать в обсуждении различных текстов.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями.

25.04

122.

Комплексная контрольная работа.

1

Контроль знаний. Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов обучения

Формирование потребности в систематическом чтении.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

27.04

123.

Книги о родной природе.

1

Создание условий для формирования умения выделять главное при иллюстрировании текста.

Понимание роли чтения.

Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.

30.04

124.

Обобщение по теме. Рубрика «проверь себя»

1

Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов обучения

Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

02.05

125.

Русская народная сказка «Чудо чудное, диво дивное».

1

Создание условий для самостоятельного моделирования обложки прочитанного текста, развития умения работать со схемой.

Использование разных видов чтения

(поисковое).

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе.

04.05

126.

Русская народная сказка «Чудо чудное, диво дивное».

Книги с волшебными сказками.

1

Проверка качества освоения планируемых результатов по изученным темам.

Осознание значимости чтения для личного развития.

Способность к самоорганизованности.

07.05

127.

Русская народная сказка

«Хаврошеч-

ка». 

1

Создание условий для выявления признаков сказки: зачин, повторы, превращения, волшебные предметы.

Использование разных видов чтения (ознакомительное).

08.05

128.

А Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

.

1

Создание условий для выявления признаков сказки: зачин, повторы, превращения, волшебные предметы.

Проверка качества выразительности чтения.

Использование разных видов чтения (ознакомительное).

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем.

11.05

129.

А Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

Создание условий для обогащения словаря. Выяснение лексического значения  слов.

Формирование понятий о добре и зле, нравственности.

Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с  учителем и учащимися класса при работе в парах.

14.05

130.

Дополнительное чтение.

Индийская сказка «Золотая

рыба».  

1

Обучение приемам работы с книгами А.С. Пушкина. Составление кроссворда.

Умение участвовать в обсуждении различных текстов.

Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно.

15.05

131.

Ш. Перро «Кот в сапогах».

1

Создание условий для развития умения работать с текстом выборочно.

Формирование успешности обучения литературному чтению.

Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

16.05

132.

Ш. Перро «Кот в сапогах».

1

Создание условий для самостоятельного составления словаря.

Формирование успешности обучения литературному чтению.

Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

18.05

133.

А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

1

Создание условий для обучения пересказу по плану-диафильму.

Формирование потребности в систематическом чтении.

Наличие мотивации к работе на результат. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.

21.05

134.

Обобщение по теме. Рубрика «Книжная полка». Проверь себя. Тест.

1

Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов обучения

Понимание роли

чтения.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину

22.05

135.

Дополнительное чтение:

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».

1

Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов обучения

Осознание значимости чтения для личного развития.

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

23.05

136

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес». Летнее чтение.

1

Создание условий для развития умения работать с текстом выборочно.

Понимание роли

чтения.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

25.05


Содержание

                                   

п/п

      Содержание программного материала.

Количество часов

1

О нашей Родине

5

2

Народная мудрость

5

3

О детях и для детей

19

4

Уж небо осенью дышало

5

5

Снежок порхает, кружится

18

6

Праздник новогодний

8

7

Произведения о животных

14

8

Зарубежные сказки

10

9

Рассказы, стихи, сказки о семье

13

10

Весна, весна красная…

23

11

Волшебные сказки

7

12

Резерв

9

                                                                                    Итого

136

Примерная тематика: произведения о Родине, о родной природе; об отношении людей к природе, животным, труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле, кривде и правде.

О нашей Родине (5ч):стихи, рассказы, пословицы о Родине, произведения Ф. Савинова, И. Никитина, С. Романовского, С. Прокофьева.

Народная мудрость (5ч): песенки, загадки, шутки, считалки, потешки, былины.

О детях и для детей (19ч): произведения И. Крылова, братьев Гримм, Х.-К. Андерсена, Л. Толстого, С. Баруздина, Е.Пермяка, А. Барто, Н. Носова, М. Зощенко, В. Сутеева, Л. Пантелеева, А. Гайдара.

Уж небо осенью дышало…(5ч): произведения А. Пушкина, Е. Трутневой, Г. Скребицкого, Э. Шима, Н. Сладкова, Н. Рубцова, М. Пришвина, Е. пермяка.

Снежок порхает, кружится…(18ч): произведения фольклора; произведения Н. Некрасова, В. Одоевского, В. Даля, И. Сурикова, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого,З. Александровой, М. Пришвина, С. Есенина.

Праздник новогодний (8ч): произведения Х.-К. Андерсена, С. Маршака, А. Гайдара, С. Михалкова.

Произведения о животных (О братьях наших меньших) (14ч): произведения фольклора; сказки народов мира; произведения К. Ушинского, В. Жуковского, М. Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, А. Плещеева,, А. Плещеева, Н. Рубцова, В. Бианки, К. Паустовского, Р. Киплинга, братьев Гримм.

Зарубежные сказки (10ч): сказки народов мира, братьев Гримм, Дж. Харриса, , Р. Киплинга.

Рассказы, стихи и сказки о семье (Семья и я) (13ч): произведения фольклора; Л. Толстого, М. Лермонтова, А. Плещеева, А. Ахматовой, Л. Воронковой, В. Солоухина, С. Михалкова., С. Баруздина.

Весна, весна красная… (23ч): произведения фольклорапроизведения В. Жуковского, М. Пришвина, Ф. Тютчева, Е. Баратынского, А. Чехова, А. Куприна, А. Барто, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, С. Маршака, Б. Заходера, Э. Шима.

Волшебные сказки (Там чудеса…) (7ч): русская народная сказка «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, «Кот в сапогах» Ш. Перро.

Резерв (9ч).

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.

Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков - сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Чтение: работа с информацией

Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.

Межпредметные связи:

- с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини- текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

- с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);

- с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).

                                                    Требования к уровню подготовки

Контроль предметных результатов

Контрольные и проверочные работы.

Четверть

Контрольные работы

Проверочные работы

1-я

2

2-я

        1

2        

3-я

3

4-я

1

2

Итого за год

2

9

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами. Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее: в 1-м классе - 1/4 страницы, во 2-м классе -1/3 страницы, в 3-м классе -1/2 , в 4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения. 

При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом. 

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающийся научится:

- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

- понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;

- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);

- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

- пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

-группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Обучающийся может научиться:

- понимать нравственные ценности и этику отношений в

произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;

- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;

- постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающийся научится:

-различать стихотворный и прозаический тексты;

- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;

- различать пословицы и загадки по темам;

- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Обучающийся  может научиться:

- осознавать нравственные и этические ценности произведения;

- выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Творческая деятельность»

Обучающийся научится:

- понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;

- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

- моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;

- рассказывать сказки с присказками;

- создавать истории о героях произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

- делать иллюстрации к изученным произведениям;

- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

-выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные

сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в

конкурсах и литературных играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Обучающийся научится:

- находить информацию о героях произведений;

- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;

- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Обучающийся может научиться:

- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

- находить информацию о книге в ее аппарате;

- сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.

                            Материально-техническое обеспечение предмета

1.  Учебник «Литературное чтение» в двух частях. Автор комплекта Л.А. Ефросинина.

2.  Литературное чтение. Учебная хрестоматия, 2 класс. В 2-х частях. Автор комплекта Ефросинина Л.А.

3. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях. Ефросинина Л.А. м.: Вентана-Граф, 2014 .

4. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Под редакцией Н.Ф.Виноградовой

5. Литературное чтение. Комментарии к урокам. Пособие для учителя. Автор Ефросинина Л.А.

6. Электронные УМК. Энциклопедия Кирилла и Мефодия «Уроки литературного чтения».

                                   

                                  Список литературы (основной и дополнительной )

1.  Л.А. Евросинина, М.И. Оморокова Литературное чтение. 1-4 классы. Программа планирование, контроль +СД..

- М.Вентана –Граф, 2012.

2.  Л.А. Ефросинина.Оценка достижения планируемых результатов обучения. Проверочные работы.

    -М.Вентана –Граф, 2012.

3.Литературное чтение.  Методическое пособие.. 2 класс. М.Вентана –Граф, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...